Берегите природу.
методическая разработка (4 класс) по теме
Цель: Формировать правила поведения детей в природе направленные на их сбережение, воспитывать любовь к ней; познакомить детей с «Красной книгой» Кемеровской области; развивать речь воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_prirodu.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Берегите природу.
Цель: Формировать правила поведения детей в природе направленные на их сбережение, воспитывать любовь к ней ; познакомить детей с «Красной книгой» Кемеровской области ,развивать речь воспитанников.
До занятия ребятам даётся задание - нарисовать представителей животных и растений, которые занесены в Красную книгу.
Оборудование: слайды грибов, лесной поляны, сирени, чёремухи, одуванчиков, реки; музыка А. Лядова,.шар, «Красная книга». Книга жалоб ,запрещающие знаки, рисунки детей..
ХОД.
Звучит музыку А.Лядова (картинки природы в симфонических миниатюрах).
- Ребята! Многие тысячелетия живет на земле человек, и все время пользуется благами природы. Природа даёт нам пищу, одежду, жильё. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы ягоды. Природа даёт всё необходимое для нашей жизни, поэтому её надо охранять. Охрана природы - одно из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Нужно всегда помнить, что в природе все теснейшим образом взаимосвязано.
-А какими благами пользуемся мы?
= (ответы детей)..
-Послушайте, ребята подготовили стихотворение Б. Заходера.
Все-все, все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё-таки очень друг другу нужны
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
-Воспитатель. Все-все. Все на свете нужны !
И это все дети запомнить должны!
- Ребята! Какой красивый шар, откуда он прилетел? (Появляется шар, раскрашенный как земля, к нему прикреплена записка)
-Смотрите, записка! Слушайте внимательно, я прочту её:
«Юным, защитникам природы. Дорогие ребята! Я существую несколько миллиардов лет. Неоднократно изменялся мой облик: суша покрывалась водой, равнины превращались в горы. Одни виды растений и животных заменялись другими. Но вот появился человек - самое разумное существо планеты. Планета стала кормить, одевать и украшать его жизнь. А человек стал брать от природы все и очень часто забывал, что богатства природы не бесконечны. Всё чаще и чаще я стала слышать стоны, крики, мольбу о помощи. Пришлось мне завести книгу жалоб. Мои юные друзья. Я вручаю вам эту книгу. Надеюсь, вы на всю жизнь запомните, что в ней написано и другим передадите. Помните, что вы и природа - одно целое. Поднимать руку против природы - это все равно, что поднимать руку против себя.
«Ваша планета Земля»
-Ребята, давайте прочитаем жалобы, которые нам прислала планета Земля и решим, что мы можем сделать, чтобы не навредить природе.
Книга жалоб.
= Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь, совсем перестанем расти!
Грибы
-Как мы должны правильно собирать грибы?
=Не разгребать почву, чтобы не разрушить грибницу
=Не трогать ядовитые грибы, оставить их для животных.
=Осторожно срезать ножом.
-Послушайте следующую жалобу поляны.
=Была я красивая, была я пригожая, стала на себя не похожая. Траву на мне вытоптали, кусты поломали, березку на дрова срубили, ёлочку на подстилку, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь.
Бывшая лесная поляна.
-Когда приезжаем в лес на отдых то нельзя? Собирать сушняк, ветки обломанные ветром, ходить по тропинке
=(ответы детей)
-Послушайте жалобу черёмухи и сирени..
=Мы - первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все кому не дорог лес. Мы даже, боимся первыми распуститься в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень. Ваши зелёные друзья:
Черёмуха, лесная сирень.
Игра «Хорошо или плохо».
- Хорошо или плохо нарвать большой букет черемухи или сирени?
Делимся на две команды
Хорошо: Плохо:
- Цветы красивые, - Быстро завянут,
можно подарить и их выбросят.
кому – не будь - Если будешь рвать
- Хорошо пахнут. большие букеты нанесешь
- Когда дома стоит вред природе (кустарникам).
букет, становиться уютно. – Кустарники черёмухи,
сирени будут некрасивыми.
- И какой мы сделаем вывод по услышанным жалобам черёмухи и сирени.
= Нельзя ломоть ветки сирени и черёмухи, это приносит им вред. Лучше любоваться красотой в лесу или саду. А рвать и дарить можно цветы выращенные в саду.
Физминутка.
- А вы слышали какие-нибудь жалобы, стоны, просьбы о помощи?
(Заслушиваются рассказы детей о жалобах природы).
1.= Спасите меня, помогите! Не разводите костры ,особенно летом в жаркую погоду. А если разводите, то соблюдайте правила. Ведь я уже боюсь каждого, кто начинает разводить костер. Вот послушайте одну историю
«Забывчивый охотник на привале
не разметал, не растоптал костёр
. Он в лес ушел ,а ветки догорали,
и нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
и ожил потухающий костёр и ,
сыпля искры посреди поляны,
багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
кусты спалил, в зелёный лес вошел!
.И, как испуганная стая белок рыжих,
он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
с морозным треском падали стволы и,
как снежинки, искры с них летели
над серыми сугробами золы»
Г. Лонгфелло.
Спасите меня от пожаров, ведь во время их я могу совсем исчезнуть
Лес.
- Можно детям разводить костер?
=(ответы детей).
- А сейчас послушайте ещё одну жалобу. А чья жалоба, вы сами должны догадаться.
3.= Помогите. спасите! Мы зацветаем одними из первых, наши жёлтые головки можно встретить не только на полянках (за огородом), но и в огороде. Но мы боимся распускать свои зелёные листочки, ведь нас всё равно сразу сорвут, и мы завянем. Помогите!
Одуванчики.
-Послушайте, жалобы речки, а когда послушаете, скажите: на что же она жалуется.
4.= Ох, тяжело мне. Когда-то я считалась самым чистым, прозрачным светлым веществом в мире. А сейчас по мне ходят пароходы, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда и совсем её не очищают, а многие люди берут и кидают в меня всё, что захотят. Моя поверхность покрылась грязной плёнкой, а моим обитателям нечем уже дышать. Помогите мне.
Ваша речка.
- Какие жалобы вы услышали от речки.
= (ответы детей).
(. Все эти жалобы собираются и подклеиваются в книгу жалоб).
- А теперь давайте поиграем в игру «Знаем, знаем».
Цель: уточнение имеющихся знаний у детей о птицах, зверях, упражнение в умении рассказывать об известных им животных
Ход игры.
Дети становятся в круг. Стоящий в центре описывает зверя или птицу(или подражает их голосу). Участники игры протягивают вперёд руки и говорят:
«Знаем, знаем» Ребёнок стоящий в центре, дотрагивается до руки одного из. играющих. Тот должен назвать зверя или птицу. Если отвечающий ошибиться, опрашивающий подходит к другому. Правильно ответивший встаёт на место ведущего.
- У меня есть ещё одна жалоба, очень серьёзная. Но сначала я хотела бы узнать, знакома ли вам эта книга?
Показать «Красную книгу»
- .Это «Красная книга». В эту красную книгу заносятся те животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. Много различных видов растений и животных уже нельзя встретить на планете. Вот и просят о помощи все те, кто сюда записан. И наша задача, задача с вами ребята- сберечь их. Но я держу «Красную книгу», куда записаны представители животных и растений только нашей области
-Как называется наша область?
= (Кемеровская область)..
- К ним относятся растения: подснежник, незабудка, горицвет, ковыль, фиалка, медуница, любка двулистая, купальница азиатская, лилия сарана. Животные: летучая мышь (рыжая вечерница), бурый медведь, выдра, рысь, розовый пеликан, краснозобая казарка, малый тундровый лебедь, савка, скопа, степной орёл, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, кречет, стерх, черноголовый хохотун.
- Наши фотокорреспонденты должны были сфотографировать. тех исчезающих животных и растения, которые занесены в эту книгу, а также охраняемые Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Дети вывешивают свои рисунки на доску, рассматривают их.
- Молодцы! Все эти рисунки мы соберём в свою «Красную книгу». Эта книга у нас будет храниться в уголке природы.
Итог.
-Вы сегодня много узнали об охране природы, о бережном отношении к ней
-Чьи жалобы вы услышали?
= (ответы детей).
- Ребята, какие правила охраны природы, растений, животных вы можете назвать?
= Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком (Знак)
=В природе особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. (Знак)
= Нельзя подходить близко к гнёздам. (Знак)
=Не лов и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей. зверей. (Знак)
Литература.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение : Книга для учителя.-М..: Издательство «Олимп».; Издательство «Первое сентября», 1999год.
- География Кемеровской области. Природа. Л. И. Соловьев СКИФ Кузбасс Кемерово. 2006
- Натуралистические игры младших школьников. Л. П. Салеева. Москва 1994 год.
- Жизнь вокруг нас. Н.Н.Авдеева. Г.Б.Степанова. Ярославль. Академия развития. 2003 год.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН "Береги природу!"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия: 1.Углубить знания учеников о природе; 2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе; 3.Учить...
Берегите природу.Классный час . 4 класс Презентация
Классный час . 4 класс Берегите природу...
Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"
Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...
Викторина во 2 классе "Берегите природу"
Викторина во 2 классе "Берегите природу" ...
"Берегите природу"
Творческие работы учащихся на тему "Берегите природу"...
Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"
На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...
Берегите природу! Берегите!
Мероприятие полно раскрывает бережное отношение окружающих к природе. Рассказывает о том, почему необходимо беречь природу....