Берегите природу.
методическая разработка (4 класс) по теме

Алмаева Ирина Васильевна

Цель: Формировать правила поведения детей в природе направленные на их сбережение, воспитывать любовь к ней; познакомить детей с «Красной книгой» Кемеровской области; развивать речь воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_prirodu.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Берегите природу.

Цель: Формировать правила поведения детей в природе направленные на их сбережение, воспитывать любовь к ней ; познакомить детей с «Красной книгой» Кемеровской области ,развивать речь воспитанников.

  До занятия ребятам даётся задание - нарисовать представителей животных и растений, которые занесены в Красную книгу.

Оборудование: слайды грибов, лесной поляны, сирени, чёремухи, одуванчиков, реки; музыка А. Лядова,.шар, «Красная книга». Книга жалоб ,запрещающие знаки, рисунки детей..

                                          ХОД.

Звучит музыку А.Лядова (картинки природы в симфонических миниатюрах).

-  Ребята! Многие тысячелетия живет на земле человек, и все время пользуется благами природы. Природа даёт нам пищу, одежду, жильё. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай, в лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы ягоды. Природа даёт всё необходимое для нашей жизни, поэтому её надо охранять.  Охрана природы - одно из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Нужно всегда помнить, что в природе все теснейшим образом взаимосвязано.

-А какими благами пользуемся мы?

= (ответы детей)..

-Послушайте, ребята подготовили стихотворение Б. Заходера.

                               Все-все, все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд!

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы всё-таки очень друг другу нужны

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

-Воспитатель. Все-все. Все на свете нужны !

                          И это все дети запомнить должны!

- Ребята! Какой красивый шар, откуда он прилетел? (Появляется шар, раскрашенный как земля, к нему прикреплена записка)

-Смотрите, записка! Слушайте внимательно, я прочту её:

«Юным, защитникам природы. Дорогие ребята! Я существую несколько миллиардов лет. Неоднократно изменялся мой облик: суша покрывалась водой, равнины превращались в горы. Одни виды растений и животных заменялись другими. Но вот появился человек - самое разумное существо планеты. Планета стала кормить, одевать и украшать его жизнь. А человек стал брать от природы все и очень часто забывал, что богатства природы не бесконечны. Всё чаще и чаще я стала слышать стоны, крики, мольбу о помощи. Пришлось мне завести книгу жалоб. Мои юные друзья. Я вручаю вам эту книгу. Надеюсь, вы на всю жизнь запомните, что в ней написано и другим передадите. Помните, что вы и природа - одно целое. Поднимать руку против природы - это все равно, что поднимать руку против себя.

                                                                          «Ваша планета Земля»

-Ребята, давайте прочитаем жалобы, которые нам прислала планета Земля и решим, что мы можем сделать, чтобы не навредить природе.

Книга жалоб.

= Что хотите с нами делайте: режьте, варите, солите. Даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем, не разрывайте лесную подстилку, не портите нашу грибницу! А не послушаетесь, совсем перестанем расти!

                                                                           Грибы

-Как мы должны правильно собирать грибы?

=Не разгребать почву, чтобы не разрушить грибницу

=Не трогать ядовитые грибы, оставить их для животных.

=Осторожно срезать ножом.

-Послушайте следующую жалобу поляны.

=Была я красивая, была я пригожая, стала на себя не похожая. Траву на мне вытоптали, кусты поломали, березку на дрова срубили, ёлочку на подстилку, забросали меня банками, грязной бумагой, щепками, тряпками. Жалуюсь.          

                                                                Бывшая лесная поляна.

-Когда приезжаем в лес на отдых то нельзя? Собирать сушняк, ветки обломанные ветром, ходить по тропинке

=(ответы детей)

-Послушайте жалобу черёмухи и сирени..

=Мы - первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все кому не дорог лес. Мы даже, боимся первыми распуститься в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень. Ваши зелёные друзья:

                                                                  Черёмуха, лесная сирень.

Игра «Хорошо или плохо».

- Хорошо или плохо нарвать большой букет черемухи или сирени?

Делимся на две команды

Хорошо:                                                                                 Плохо:

- Цветы красивые,                                                   - Быстро завянут,

можно подарить                                                     и их выбросят.

кому – не будь                                                         - Если будешь рвать

- Хорошо пахнут.                                                     большие букеты нанесешь

- Когда дома стоит                                                  вред природе (кустарникам).

букет, становиться уютно.                                       – Кустарники черёмухи,

                                                                                    сирени будут некрасивыми.

- И какой мы сделаем вывод по услышанным жалобам черёмухи и сирени.

= Нельзя ломоть ветки сирени и черёмухи, это приносит им вред. Лучше любоваться красотой в лесу или саду. А рвать и дарить можно цветы выращенные в саду.

                                                     Физминутка.

- А вы слышали какие-нибудь жалобы, стоны, просьбы о помощи?

(Заслушиваются рассказы  детей о жалобах природы).

1.= Спасите меня, помогите! Не разводите костры ,особенно летом в жаркую погоду. А если разводите, то соблюдайте правила. Ведь я уже боюсь каждого, кто начинает разводить костер. Вот послушайте одну историю

 «Забывчивый охотник на привале

 не разметал, не растоптал костёр

. Он в лес ушел ,а ветки догорали,

 и нехотя чадили до утра.

 А утром ветер разогнал туманы,

 и ожил потухающий костёр и ,

сыпля искры посреди поляны,

 багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

 кусты спалил, в зелёный лес вошел!

.И, как испуганная стая  белок рыжих,

 он заметался со ствола на ствол.

 И лес гудел от огненной метели,

 с морозным треском падали стволы и,

 как снежинки, искры с них летели

 над серыми сугробами золы»

                                                   Г. Лонгфелло.

Спасите меня от пожаров, ведь во время их я могу совсем исчезнуть

                                                                                                     Лес.

- Можно детям разводить костер?

=(ответы детей).

- А сейчас послушайте ещё одну жалобу. А чья жалоба, вы сами должны догадаться.                                  

                                                                                     

3.= Помогите. спасите! Мы зацветаем одними из первых, наши  жёлтые головки можно встретить не только на полянках (за огородом), но и в огороде. Но мы боимся распускать свои зелёные  листочки, ведь нас всё равно сразу сорвут, и мы завянем. Помогите!

                                                                                                   Одуванчики.

-Послушайте, жалобы речки, а когда послушаете, скажите: на что же она жалуется.

4.= Ох, тяжело мне. Когда-то я считалась самым чистым, прозрачным  светлым веществом в мире. А сейчас по мне ходят пароходы, в меня сливают не до конца очищенную воду, а иногда и совсем её не очищают, а многие люди берут и кидают в меня всё, что захотят. Моя поверхность покрылась грязной плёнкой, а моим обитателям нечем уже дышать. Помогите мне.

                                                                                                Ваша речка.

- Какие жалобы вы услышали от речки.

= (ответы детей).

(. Все эти жалобы собираются и подклеиваются в  книгу жалоб).

- А теперь давайте поиграем в игру «Знаем, знаем».

Цель: уточнение имеющихся знаний у детей о птицах, зверях, упражнение в умении рассказывать об известных им животных

                                                           Ход игры.

Дети становятся в круг. Стоящий в центре описывает зверя или птицу(или подражает их голосу). Участники игры протягивают вперёд руки и говорят:

«Знаем, знаем» Ребёнок стоящий в центре, дотрагивается до руки одного из. играющих. Тот должен назвать зверя или птицу. Если отвечающий ошибиться,  опрашивающий подходит к другому. Правильно ответивший встаёт на место ведущего.

-  У меня есть ещё одна жалоба, очень серьёзная. Но сначала я хотела бы узнать,  знакома ли вам эта книга?

 Показать «Красную книгу»      

- .Это «Красная книга». В эту красную книгу заносятся те животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. Много различных видов растений и животных уже нельзя встретить на планете. Вот и просят о помощи все те, кто сюда записан. И наша задача, задача с вами ребята- сберечь их. Но я держу  «Красную книгу», куда записаны представители животных и  растений только нашей области

-Как называется наша область?

= (Кемеровская область)..

-  К ним относятся  растения: подснежник, незабудка, горицвет, ковыль, фиалка, медуница, любка двулистая, купальница  азиатская, лилия сарана. Животные: летучая мышь (рыжая вечерница), бурый медведь, выдра, рысь, розовый пеликан, краснозобая казарка, малый тундровый лебедь, савка, скопа, степной орёл, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, кречет, стерх, черноголовый хохотун.

- Наши фотокорреспонденты должны были сфотографировать. тех исчезающих животных и растения, которые занесены в эту книгу, а также охраняемые Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Дети вывешивают свои рисунки на доску, рассматривают их.

- Молодцы! Все эти рисунки мы соберём в свою «Красную книгу». Эта книга у нас будет храниться в уголке природы.

Итог.

-Вы сегодня много узнали об охране природы, о бережном отношении к ней

-Чьи жалобы вы услышали?

= (ответы детей).

- Ребята, какие правила охраны природы, растений, животных вы можете назвать?

= Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком (Знак)

=В природе особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. (Знак)

= Нельзя подходить близко к гнёздам. (Знак)

=Не лов и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей. зверей. (Знак)

Литература.

  1. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение : Книга для учителя.-М..: Издательство «Олимп».; Издательство «Первое сентября», 1999год.
  2. География Кемеровской области. Природа. Л. И. Соловьев СКИФ Кузбасс Кемерово. 2006
  3. Натуралистические игры младших школьников. Л. П. Салеева. Москва 1994 год.
  4. Жизнь вокруг нас. Н.Н.Авдеева. Г.Б.Степанова. Ярославль. Академия развития. 2003 год.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Береги природу!"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Цель данного мероприятия: 1.Углубить знания учеников о природе; 2.Учить оценить свои поступки и поступки окружающих в природе; 3.Учить...

Берегите природу.Классный час . 4 класс Презентация

Классный час . 4 класс Берегите природу...

Экологический урок-игра в 4-м классе "Берегите природу"

Цели: через эмоциональное восприятие создать условия для воспитания бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей. Оборудование: слайды картин художников-пейзажистов, ...

Викторина во 2 классе "Берегите природу"

Викторина   во 2 классе "Берегите природу"   ...

"Берегите природу"

Творческие работы учащихся на тему "Берегите природу"...

"Береги природу" Экологическая викторина

Викторина, позволяющая  расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное отношение к природе....

Открытый урок: "Природа в опасности! Берегите природу!"

На этом открытом уроке использованы компьютерные технологиии, работа в группах, групповая работа, проектная деятельность по программе Школа России, 3 класс, Плешакков. Отличный урок, который можно исп...