Развитие внимания у школьников с умеренной умственной отсталостью
методическая разработка (3 класс) по теме

Артемьева Оксана Владимировна

Дефекты внимания детей с умеренной умственной отсталостью  обнаруживаются  сравнительно быстро при выполнении ими  любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем  мал, все формы произвольного внимания,  как правило, недоразвиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие внимания у школьников с умеренной умственной отсталостью

Слайд 2

Проблеме внимания в общей психологии посвящено очень большое количество исследований. Уровень развития внимания у детей с умеренной умственной отсталостью весьма низок. Такие дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает педагог-воспитатель, родитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы.

Слайд 3

Дефекты внимания детей с умеренной умственной отсталостью о бнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком с умеренной умственной отсталостью доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Поэтому наряду с играми, обеспечивающими эмоциональный контакт ребенка со взрослым и воспитывающими умение подражать, выполнять инструкцию или действовать по образцу, необходимо с самого начала проводить игры и упражнения, способствующие формированию внимания .

Слайд 4

Коррекционные упражнения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 1. Педагог показывает ребенку картинки и быстро их убирает. Ребенок должен по памяти назвать, что видел. 2. Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Ребенок должен сказать сколько раз. 3. Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его. 4. Проделывается какое-нибудь движение. Ребенок по памяти должен его повторить. 5. Ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались . 6. Педагог произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры : "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица".

Слайд 5

Будь внимательным! Цель. Р азвивать зрительное внимание и запоминание. Оборудование. Шкафчик, выполненный из небольших по размеру коробок (выдвижные ящички), мелкие игрушки (бирюльки, элементы мозаики или пуговицы и др.), ширма. Шкафчик состоит из трех коробок, которые образуют 3 ящичка: два – внизу, один – наверху, в дальнейшем количество ящичков увеличивается до 4–9, а расположение их варьируется. Ход игры. педагог показывает мелкую игрушку, и говорит: «Я ее спрячу, а вы запомните, в какой ящик я ее положила». Все действия педагог выполняет медленно. Затем закрывает шкафчик ширмой и несколько раз отстукивает ладонью по столу. После этого снимает ширму и предлагает кому-либо показать, в каком ящичке спрятана игрушка.

Слайд 6

Задание:з апомнить расположение кружков. Затем закрываем эту таблицу и даем ребенку пустую табличку, куда просим нарисовать кружки в те клеточки, где они были изначально. Можно м еняйте месторасположение фигур, сами фигуры (круги, овалы, квадраты, треугольники), цвета фигур. Для усложнения заданий можно нарисовать разные фигуры в одном задании, или одинаковые фигуры, но разных цветов.

Слайд 7

Лабиринты. Задания направлены на развитие произвольного внимания, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение этих заданий способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужно пути.

Слайд 8

Задание:"Поиск заданной последовательности" направлено на развитие произвольного внимания, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. В играх этой группы ребенок должен найти среди множества подобных изображений группы картинок, расположенных в определенной последовательности.

Слайд 9

Поиск одинаковых картинок

Слайд 10

Задания на поиск предмета по его тени. В упражнениях на развитие внимания этого подраздела перед ребенком ставится задача соотнести ряд предметов и их тени.

Слайд 11

Игры на поиск отличий. Найди отличия в картинках В заданиях на внимание этого подраздела перед ребенком ставится задача найти все отличия между двумя схожими картинками. Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ребенок должен не только найти и показать эти отличия, но и рассказать, что есть на верхней картинке и нет на нижней .

Слайд 12

ЧТО НАРИСОВАНО? Дается рисунoк с наложенными друг на друга изображениями Необходимо их назвать.

Слайд 13

" Помоги цыпленку найти всех червячков и посчитай их" Упражнение, направленное на тренировку переключения внимания. Найти два цветка с пятью лепестками.

Слайд 14

" Посчитай все домики (цветочки, грибочки, звёздочки, мячики, флажки, ёлочки, ведёрки)". Можно предложить ребёнку подчеркнуть все звёздочки, а мячики зачеркнуть.

Слайд 15

ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ ПАЛОЧЕК ИЛИ ИЗ МОЗАИКИ. П редлагают выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п. (тренировка концентрации внимания)

Слайд 16

СРИСОВЫВАНИЕ ПО КЛЕТОЧКАМ Ребёнку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

Слайд 17

НАЙДИ ПАРУ.

Слайд 18

Сортировка мелких предметов (развитие умения анализировать ) Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

Слайд 19

Коробочка с прищепками Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Урок построен в игровой форме.  Задания  направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и разви...

Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталостью "Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ»."

Аграфиями и дисграфиями называются разнообразные расстройства  письменной речи, возникшие на почве неправильного или незаконченного развития устной речи, нарушения ее, или вследствие поражений сп...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету чтение и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 классов разработана на основании авторской программы по чтению для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ре...

АДАПТИРОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету письмо и развитие речи индивидуального обучения с умеренной умственной отсталостью 3 класс (2 год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса разработана на основании авторской программы по письму для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под ред...

Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью.

Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью....

Работа с младшими школьниками с умеренной умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы.

Актуальность данной темы заключается в необходимости разработки и усовершенствовании методов и приемов коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с умеренной умственной отсталостью....