ИКТ как способ успешногоразвития математического мышления у первоклассников в рамках реализации ФГОС
статья по теме

Формирования мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         

          ИКТ как способ успешного развития математического мышления

                         у первоклассников в рамках реализации ФГОС

Формирования мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.

Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет, преподаваемый в начальной школе. Однако математика среди других предметов занимает особое место. Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. В словаре психологических понятий К.К. Платонова логическое мышление определяется как "вид мышления, сущность которого заключается в ориентировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики". Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

В основе системы знаний учащихся лежит сформированость системы понятий изучаемой предметной области. Владение понятийным аппаратом в большей степени определяет понимание учебного материала, его использование для решения прикладных задач.

Каждое новое вводимое понятие должно быть четко определено, раскрыта суть изучаемого понятия, кроме того, должны быть определены связи данного понятия с другими понятиями, как уже введенными, так еще неизвестными учащимся.

Известно, что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. От того, насколько сформированы его элементы у ребёнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математики в частности. Учёными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций. Особое место занимают мыслительные операции, такие как выделение абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация. Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить. Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки математики.

В современной ситуации обучения математике ставятся задачи, связанные не только с вооружением младших школьников математическими знаниями, умениями и навыками, но и с развитием познавательных способностей на математическом материале. Большое внимание решению последней задачи уделяют развивающие программы математического образования. 

Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, А.В. Белошистая, В.В. Давыдов, Г. Доман, Н.Б. Истомина, М. Монтессори, И.Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте. Становление и активизация «сильного мышления» у ребенка интеллектуа-

лизирует его познавательную деятельность, делает ее активно-поисковой, формирует творческое и деятельностное отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.

Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.

В качестве развития познавательных процессов при этом используются различные методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления первоклассников выступает игра. Наилучшим образом используются логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций.

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для первоклассников выступает игра.

Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте, но она не теряет развивающих функций.

Умственное развитие детей происходит как в процессе творческих игр(развиваются умения обобщать функции мышления), так и дидактической игре. Само название дидактические говорят о том, что эти игры имеют свою цель умственного развития детей и, следовательно, могут Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры для умственного воспитания детей.

Очень важно, что игра- это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будут содержательными и полезными.

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием.

С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях:

  1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
  2. сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

  Математическими играми считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений.

  Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложных задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)

Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

 В настоящее время много говорят об использовании в процессе обучения ИКТ, подразумевая при этом, использование компьютерных технологий.  Но нельзя так узко понимать значение слова ИКТ. «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами, а не только компьютерные технологии. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу процесса обучения составляет получение и преобразование информации»

Рассмотрим применение ИКТ на уроках математики в 1 классе. Мы используем комплект дидактических учебных пособий «Спектра»: математические кораблики, раздаточные бусы, магнитный плакат «Числовая прямая»,  развивающе-обучающие игры «Палитра» и мозаику «Пирамида», а также компьютерные технологии

Комплект пособий «Спектра» – эффективное средство, с помощью которого учитель вводит новые темы, выявляет вместе с учащимися возникающие проблемы в понимании материала и совместно с детьми ищет их решения. В результате использования новых дидактических пособий создаются благоприятные условия для развития личности каждого ученика, на что нацеливает нас новый образовательный Стандарт.

Рассматриваемый комплект дидактических учебных пособий позволяет формировать личностные, познавательные, регулятивные и особенно коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Использование пособий дает возможность формирования таких важных коммуникативных УУД, как умение вести диалог, формулировать и доказывать свое мнение, координировать свою позицию с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Рассмотрим виды работ с таким оборудованием.

Счетный материал «Математические кораблики» удобно использовать совместно с демонстрационным магнитным плакатом и альбомом заданий для индивидуальной и групповой работы, а также в комплекте с математическими бусами. Работа с математическими корабликами помогает изучить числовой ряд в пределах 20, изучить и закрепить состав чисел до 20, научиться выполнять действия сложения и вычитания в пределах 20. Это пособие способствует плавному переходу учащихся от использования конкретно-действенного мышления к абстрактному, позволяет развивать у детей умение видеть закономерности, решать ряд логических задач.

Предлагаю несколько заданий и игр с использованием математических корабликов.

1. Игра на закрепление состава числа.

а) Сколько фишек?

- Загрузите в кораблики 8 фишек разного цвета. (Учитель выполняет работу на демонстрационном магнитном плакате. Синие фишки закрывает листом.)

- У меня 5 красных фишек. Догадайтесь, сколько фишек синего цвета в моем кораблике? (3 синих.)

- Как рассуждали? (8 – это 5 и еще 3.)

Работа продолжается в группе. Аналогично ученики загадывают свои варианты одноклассникам.

б) Сколько фишек закрыли?

Учитель на демонстрационном плакате выкладывает 4 фишки:

К С К С ....

- Сколько фишек закрыли, если в кораблике всего 9 фишек, а мы видим только 4?

- Сколько фишек закрыто, если в кораблике 8 фишек?

К К ....... К С С

- Догадайтесь, какого цвета фишки, которые были закрыты. (Ученики осуществляют проверку на своих корабликах.)

в) Положите в ячейки 5 фишек. Сколько надо добавить фишек, чтобы стало 7 фишек? (Ученики записывают равенство в тетрадь с опорой на предметную модель.)

2. Игры на формирование навыков присчитывания и отсчитывания по одному.

- Выложите фишки из ячеек (каждый вынимает фишки из своего кораблика) и положите рядом с корабликом.

- Переверните кораблики.

1-й вариант: называй числа в порядке возрастания и закрывай число фишкой синего цвета.

2-й вариант: называй числа в порядке убывания и закрывай число фишкой синего цвета. (Каждый ученик закрывает числа на своем кораблике.)

3. Игра на закрепление последовательности ряда чисел.

«Кораблики» следуют один за другим и загружены фишками синей стороной вверх. Все цифры закрыты фишками. Под диктовку учителя дети постепенно переворачивают фишки красной стороной вверх.

- Обозначьте красной фишкой число, которое:

  1. следует за числом 6;
  2. следует перед числом 3;
  3. стоит между числами 5 и 7;
  4. больше числа 2, но меньше числа 4;
  5. самое большое однозначное число;
  6. предшествует числу 2;
  7. следует за числом 4;
  8. следует перед числом 5.

- Какое число закрыто синей фишкой?

(В результате действий под синей фишкой осталось число 8. Это показывает, что ученик правильно выполнил работу.)

Счетные бусы – это великолепный материал, с помощью которого можно изучать числовой ряд, выполнять действия сложения и вычитания, использовать при изучении состава числа, решать задачи.

Можно предложить следующие задания на формирование вычислительных навыков:

- Присчитывай по 2, по 3.

- Отложи 4 бусинки. Сколько бусинок надо добавить, чтобы стало 9?

- Найди значение выражений и проверь свои ответы на математических бусах.

1 + 1 + 3 + 2 =

3 + 1 + 1 + 1 =

Кроме того, при фронтальной работе с « математическими бусами» можно использовать и задания для «корабликов».

Магнитная доска «Числовая прямая» удобна для организации фронтальной работы в классе, а также для индивидуальных занятий с детьми, нуждающимися в дополнительной работе над материалом. Это многофункциональное пособие подходит для работы практически над всеми темами курса начальной математики. Описание работы с данным пособием достаточно хорошо представлено в методических рекомендациях института новых технологий [4].

Развивающе-обучающая игра «Палитра» – универсальное пособие для самостоятельной работы учащихся с последующей самопроверкой. «Палитра» представляет собой деревянную основу с углублениями, на которую кладется карточка с заданиями. Ученик берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет фишку в углубление рядом с этим ответом. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Набор карточек систематизирован по темам и разным уровням. Игру можно использовать индивидуально и в группах, на уроке и на внеклассных мероприятиях, как отдельное задание и даже на этапе физкультминутки.

Математическая мозаика «Пирамида» – это набор пластиковых карточек в виде равносторонних треугольников для тренировочных упражнений, проходящих в игровой форме индивидуально или в группах. В серию «От 1 до 10» входят две пирамиды для тренировки сложения и вычитания в пределах 10. Чтобы собрать все карточки в «пирамиду», нужно решить около 30 примеров на сложение (вычитание) в пределах первого десятка. Проблема мотивации уже решена – ведь ребенок играет, а значит, ему не скучно! Правильность сборки определяется так: каждая сторона треугольника имеет один цвет, внутри большого треугольника образуются круги одного цвета.

Одним из видов ИКТ является использование компьютерных технологий, например, компьютерная презентация .  Включение в структуру урока презентации делает процесс изучения нового материала более наглядным и доступным для учащихся, создает ситуацию эмоционального подъема, способствует формированию положительного отношения к предмету.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ

 В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

 На уроках математики  используем математический он-лайн тренажер «Мат-Решка» Удобная среда обучения математике для начальной школы, предоставляющая возможность каждому ребёнку изучать математику в соответствии с его способностями. Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий, которая учитывает интересы ребёнка, его сильные и слабые стороны. Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными потребностями. Позволяет учителю провести урок по выбранной теме для всего класса - нужно лишь выбрать нужный материал и показать его классу с помощью интерактивной доски или проектора. Интересное и запоминающееся анимированное объяснение новой темы не отнимет много времени от урока. 1200 упражнений и тестов охватывают большую часть тем программы по математике для начальной школы. Благодаря специальной шкале Мат Уровня учащиеся могут сравнивать результаты друг с другом, а учителя и родители могут следить за их достижениями.

 Использую диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.
При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

 Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.

Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников....

ИКТ как способ успешного развития математического мышления у перволлассников в рамках реализации ФГОС

Информационно-коммуникативные технологии - это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами, а не только компьютерные технологии....

Современные формы и методы обучения для развития математического мышления учащихся НОО. (Концепция развития математического образования в Российской Федерации)

В Концепции развития математики в РФ как и в стандартах НОО отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании....

Математическое образование младших школьников в условиях реализацииФГОС НОО.

1. Методика обучения младших школьников решению текстовых задач.2. Презентация "Задания повышенной трудности по математике" (логические задачи, олимпиадные задачи).3. Презентация "Работа с текстовой м...

Способы развития логического мышления у будущих первоклассников

В материале представлены рекомендации для  родителей будущих  первоклассников в развитии логического  мышления.  Представлены наиболее эффектиные способы развития логического...

ИКТ как способ успешногоразвития математического мышления у первоклассников в рамках реализации ФГОС

Формирования мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоя...