Способы развития логического мышления у будущих первоклассников
консультация (1 класс) на тему
В материале представлены рекомендации для родителей будущих первоклассников в развитии логического мышления. Представлены наиболее эффектиные способы развития логического мышления детей 6-7 летнего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_logicheskogo_myshleniya_u_budushchih_pervoklassnikov.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития логического мышления у будущих первоклассников
Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, опыт работы педагогом начальных классов показывает, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. На наш взгляд, так происходит потому, что развитию логического мышления у детей родители не уделяют должного внимания. В данной статье мне хочется поделиться с родителями будущих первоклассников наиболее эффективными, проверенными на практике, способами развития логического мышления детей.
Прежде всего, родители должны четко понимать требования к уровню развития логического мышления ребенка, собирающегося пойти в школу. К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:
- Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
- Находить лишний предмет из нескольких предложенных ему.
- Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
- Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему. Путь к логическому мышлению долгий и нелегкий. Этот процесс охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия.
От родителей потребуется умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Очень важно сделать так, чтобы ребёнку было интересно заниматься. Для этого обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
- графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
- математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
- речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
- головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.
В многолетней практике подготовки детей к школьному обучению, из всего разнообразия игр и занятий, способствующих развитию логического мышления, родителям будущих первоклассников я рекомендую использовать следующие.
- Графические игры. К ним можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам, дорисовывание и срисовывание по образцу и многое другое. Для проведения графического диктанта, например, необходим только карандаш и листок бумаги в клетку (желательно крупную). Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить. Такие диктанты помогают развивать ориентацию в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
- Устные речевые игры, или игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Данные игры прекрасно учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи. Вот примеры подобных игр:
- Игра в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Игры с загадыванием. Попросите ребенка загадать слово, явление, сказочного персонажа, не называя его. Данный способ эффективно учит ребенка выделять ключевые признаки загадываемого предмета или явления, а также формулировать свои мысли.
- Придумывайте новые концовки для известных сказок.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
- Играйте в «да-нетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
- Особенно дети любят составлять рассказы и истории. Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке, на заданную тему, или по опорным словам. Это, кстати, в дальнейшем поможет научиться писать сочинения.
- Игры с карточками или образами. Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки со счетными палочками — «убери одну палочку, чтобы получилась другая фигура»;
- разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
- Настольные игры. Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
- Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
- Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
- С помощью домино изучайте счёт, сложение и вычитание.
- Конструирование. Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление. Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком с помощью кубиков, с ними можно создавать очень занимательные задания.
- Игры на непосредственное развитие логического мышления детей. Данные игры помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи, требуют от ребенка использования всех логических операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), активно стимулируют мозговую активность. Примеры таких заданий:
- Что выше? На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое? Можно предложить ребенку нарисовать деревья.
- Где какой напиток? Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?
- Пищевые цепочки. Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».
Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.
♦ Луг, поле:
капуста — гусеница — воробей;
злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;
травы — насекомые — птицы;
травы, цветы — шмель, пчела.
♦ Водоемы:
комар — лягушка — цапля;
червяк — рыба — чайка;
ряска — малек — хищная рыба.
♦ Лес:
растения — гусеница — птицы;
растения — грызун — хищные птицы;
растения — заяц — лиса, волк;
грибы — белки — куницы.
И примеров подобных заданий большое количество.
К счастью, у современного человека имеется огромный выбор книг и дидактических игр на развитие логики. Книжные магазины предлагают широчайший выбор книг по развитию детей, от которого просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе не всегда просто. Однако в вопросах развития детей лучше всего доверять известным психологам и педагогам. Например, книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.
В заключении хочется сказать всем родителям, которые мечтают, чтобы их дети успешно учились в школе и уверенно справлялись с трудностями повседневной жизни, следующее: «Все в ваших руках! Всего 20-30 минут в день, проведенных с ребёнком в совместной и продуктивной деятельности, дадут свои благодатные плоды. Помните, ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи».
Успехов в воспитании и развитии Ваших детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания как способ развития у учащихся инициативы, самостоятельности, индивидуальности, творческого воображения
Значение домашних заданий...
Групповая работа как один из способов развития УУД учеников начальной школы.
Обобщение опыта по теме....
Игра как способ развития навыков общения
Игра как способ развития навыков общения со сверстниками у дошкольников (Практико-ориентированный проект по итогам курсов повышения квалификации) ...
Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.
Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников....
Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.
Презентация к статье....
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....