Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
статья

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Внеклассная работа в самой школе, в данном детском коллективе очень существенна. Она способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учительницей. Создаются ещё более благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым родным домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Составитель: учитель начальных классов

Дьякова О.Н., 1 квалификационная категория

       

м. Сольба 2020г.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Внеклассная работа в самой школе, в данном детском коллективе очень существенна. Она способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учительницей. Создаются ещё более благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым родным домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе.

Поэтому, сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. На занятии внеурочной деятельностью  для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного Учебного Плана школы . Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются с учётом желаний обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог является тьютором. Он включает детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.  Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
  • Типы программ внеурочной деятельности:
  • образовательные программы по  конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;
  • комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа «Юные исследователи природы».

При разработке программы нужно:

  • ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;
  • руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;
  • программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов.
  • программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

    Остановимся на некоторых из них.

Экскурсия (от лат. excursio - поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

Во внеурочную деятельность можно включить не только поездки с посещением доспримечательностей, музеев, но и экскурсии на место работы родителей (завод, фабрику, магазин, почту,  библиотеку и т.д).

Кружок - группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Кружки могут быть разных направлений, что даёт детям возможность выбора того вида деятельности, которым ему нравится заниматься.

Секция – подразделение в составе какого-нибудь учреждения, организации, клуба. Обычно это спортивные секции.

Конференция – это крупное совещание, предназначенное для решения научных и других проблем. Конференция – это в первую очередь обмен мнениями. Поэтому такое мероприятие, как конференция способствует диалогу.  Услышав разные точки зрения, можно скоординировать работу. В ходе научной конференции можно получить новые предложения по улучшению работы, выработать новые направления.Конференции обычно проводятся, если  внеурочная деятельность обучающихся связана с практической: проведение опытов, экспериментов, наблюдений. На конференциях полезно подвести итоги, наметить план деятельности, скоординировать работу.

Круглый стол - впервые словосочетание "круглый стол" упоминалось в легендах о короле Артуре. Именно Артур сделал для своих рыцарей круглый стол для того, чтобы подчеркнуть равенство собирающихся за этим столом. Кроме того, за ним имели право сидеть только избранные рыцари. Эти принципы и соблюдается в обсуждении, называющимся "круглым столом": в нем принимает участие только избранный узкий круг лиц, и не одна из позиций не имеет превосходства над другими, все они равны. В отличие от конференции круглый стол предполагает четко ограниченное число участников, имеющих наиболее ценные мнения по какой-либо проблеме. Тема обсуждения также четко сформулирована, и только по ней участники круглого стола могут высказываться. В формате круглого стола появляется уникальная возможность не только услышать мнения других людей, но и выработать общую оценку, позицию по тому или иному вопросу. Позиция, выработанная на круглом столе, как правило, имеет конкретное значение, обладающее возможностью немедленного применения на практике.

Слово «диспут» происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников.

Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет обучающихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

Олимпиада - соревнования учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний.

Соревнование - противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т. п.) Термины соревнование, соревновательность широко используются в различных областях наук и направлениях человеческой деятельности.

Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда. Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира, явление, связь между явлениями, свойство. Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте.

Общественно полезная деятельность – это любая деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в каких-то сферах, оказание помощи и защита интересов людей с физическими и умственными недостатками; благотворительность; экология и защита окружающей среды; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; охрана исторических памятников; защита животных и уход за больными животными; любая другая деятельность, идущая во благо общества. Все формы внеурочной деятельности тесно взаимосвязаны, например, занятие кружка можно провести в форме круглого стола, экскурсии, исследования; на занятии спортивной секции провести соревнование и т.д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы  школы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая).

Коллектив школы создает такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети посещают занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы. Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности;
  • определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

•        приобретение учащимися социального опыта;

•        формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

•        приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободе и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность;

настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Важно стремиться к созданию целостной системы внеурочной работы, направленной на организацию такого уклада школьной жизни, который создаёт оптимальные условия для развития личности ребёнка.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.  Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом. К четвертому классу ученик получает реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Это необходимо учитывать при составлении программ внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В презентации представлен опыт работы коллектива начальной школы МБОУ СОШ №1 г. Поронайска...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Организация  исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации   ФГОС НОО...

Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО...