Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Выступление на тему «Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов »
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей.
Одной из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На родительских собраниях родители ждут от учителей не только лекций или бесед по каким-то темам, но и конкретных советов по воспитанию детей. Приведу примет фрагмента родительского собрания, которое я проводила в своем 3Б классе. Тема собрания «Добрым быть совсем, совсем непросто или как воспитать в детях нравственные качества»
Учитель. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – говорит народная мудрость.
Старость – неотвратима, смерть – неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня... Но это возможно только благодаря труду души самих родителей и их детей.
Есть замечательная английская пословица: «У матери должен быть большой фартук, чтоб скрыть ошибки своих детей». Мудрая мысль, правда? Но хочется все-таки, чтобы этих ошибок было, по возможности, меньше. Все пока в ваших руках, родители, вы воспитываете своих детей и владеете всеми рычагами воздействия на формирование качеств характера ребенка. Не забывайте, что «семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.
Учитель. Воспитать хорошего сына и дочь – сложная педагогическая задача. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: «Рождение – это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рожденного вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребенка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями – вот в чем материнская и отцовская мудрость...
Сухомлинский утверждал: «Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо. Большую, иногда роковую ошибку допускают те матери и отцы, которые... не умеют правильно чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо. Лет до 12, иногда до 13–14, а бывает, и до 15–16 кормят одним блюдом: можно. Ребенку, а потом и подростку все дозволено. Ему вдалбливается мысль, что он чуть ли не центр Вселенной, вокруг него все вращается. Потом, когда вдруг оказывается, что ребенок, как говорят в народе, сел на шею родителей, мать и отец в пожарном порядке меняют блюдо: нельзя! Вдруг перед маленьким человеком открывается совершенно новая, не известная ему доселе сторона окружающего мира: это запрещается, это не разрешается...»
Взрослеющий ребенок должен понимать, что он живет в обществе, среди других людей, поэтому необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе. Ребенок должен уметь быть внимательным, добрым, готовым придти на помощь, учите детей радоваться чужим радостям и победам, сопереживать чужим неприятностям и огорчениям.
Очень непросто быть человеком. Много испытаний соблазнов и искушений приходится преодолевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звездам. Главное, чтобы другим от этого выбора не было хуже.
Поспешите домой и, по пути поразмышляйте над историей под названием «Ворота сада».
Обсудите ее с вашим ребенком сегодня вечером... Пусть задумается...
ВОРОТА САДА
...Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана... И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Учитель. Ребенок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющими боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти «нельзя», сформулированных В. Сухомлинским. Может, что-то останется в памяти... Только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Удачи вам! До новых встреч.
Десять «нельзя», соблюдение которых являются делом настоящего человека.
1. Нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие поколения заняты трудом и не могут позволить себе отдыхать.
2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство! О старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию, – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость;
3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще – спроси так, чтобы не обидеть;
4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает сама себе, – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность – это яд, отравляющий твою душу; великое счастье – чувствовать нетерпимость к этому яду;
6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, – ни на глазах у них, ни где-то в стороне; каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напоминать о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой;
7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, общение, – бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживает человек горечь то одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, – бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости челове-ческого общения, уже не может быть;
8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться;
9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; только дремучий нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза – это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол облокачиваться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость;
10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, пожилой человек, особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а, расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого богатства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своем величии и красоте, твои плевки его ни оскорбят, ни унизят, а, плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Интернет-ресурсы
1 http://www.menobr.ru/materials/370/6002/
2 http://sad5.karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2320-2012-09-19-102255.html
3 http://elenachugunova1967.narod.ru/roditelskie_sobraniya_v_nachalnih_klassah
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...
Статья.Внеурочная деятельность в процессе реализации новых образовательных стандартов.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных прог...
Системно - деятельностный подход как основа реализации новых образовательных стандартов
СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели"Чему учить?" (обновление содержания) к модели "Как учить?" (обновление средств обучения)...
Организация проектной деятельности учащихся начальных классов в рамках реализации новых образовательных стандартов
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....
Современные тенденции развития теории и практики в непосредственном взаимодействии дошкольного учреждения и начальной школы по вопросам реализации новых образовательных стандартов
В презентации представлен материал по преемственности....
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
В новом Федеральном государственном стандарте в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обучающихся с опорой на приобретённый ими опыт пр...
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...