Формирование УУД в начальной школе на примере программы "Музыка" в контексте ФГОС
статья по теме
Формирование УУД в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_formirovanie_uud.doc | 94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ Залесовская СОШ
Выступление на методическом объединении
«Формирование
УУД в начальной школе на примере программы
«Музыка»
в контексте ФГОС второго поколения
Выполнила
Калиничева Е. В.
Понятия «универсальные учебные действия» и их функции
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность обучающихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации обучающихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы,
- учебную цель,
- учебную задачу,
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
- Обеспечение возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.
- Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков формирования картины мира и компетентности в любой предметной области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Виды «универсальных учебных действий».
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
- знание моральных норм,
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- умение выделить нравственный аспект поведения
Регулятивные универсальные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Раздел программы: «Россия - Родина моя»
Музыкальный материал | Виды музыкально- практической деятельности | УУД | ||
П.И. Чайковский - главная мелодия 2-ой ч. из Симфонии№4 | Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: .интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту. Слушание произведения: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. -«стиль» 2-гр. Самооценка. Письмо к композитору. Обе группы формируют содержание письма. Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии . Музицирование: исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» на свирелях . Знать: понятие «мелодия» «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр». | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | ||
Русские нар. песни: «Славны были наши деды» и «Вспомним , братцы, Русь и славу» | Выразить отношение к прозвучавшим песням: гордость, чувство патриотизма, формирование жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении . Формируем исполнительский план, в котором присутствуют солист и хор. Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа К пению мы добавляем пластические импровизации в виде отбивания четкого маршевого ритма шагом и шумовые эффекты в виде барабанной дроби на сильных долях. Знать: Историю создания русских народных песен,. характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках
| Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
.музыкальный материал. | «День, полный событий» Музыкально - практическая деятельность | УУД |
«Утро» Э. Григ «Заход солнца» Э. Григ Раздел: | Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой , светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке Слушание музыки , интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору. Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!» Музицирование: исполнение на свирелях главной темы. Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке. Прослушивание произведения. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы: интонационно - образный анализ. Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения. Пластические импровизации в форме плавного движения рук, отражающих интонационно- образный характер, добавляем к исполнению хора шумовые инструменты в виде колоколов. Уметь обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке : песенность, танцевальность, маршевость Дом. зад: Выполнить рисунок по теме : «Утро» и «Вечер» «О России петь, что стремиться в храм» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативное Регулятивные Познавательные |
Музыкальный материал | Музыкально- практические действия | УУД |
«Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощного бдения» С. Рахманинов «Аве, Мария» Ф Шуберт «Аве, Мария» Ф. Шуберт | Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Осмысленное прослушивание, Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций» Хоровое пение. Разделить класс на 4 содружества. Исполняется произведения каждым содружеством по очереди. Оценка слушателей. В исполнение вводятся шумовые инструменты - колокола, которые изображают церковные перезвоны. Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь проводить интонационно- образный анализ произведений искусства. Знакомиться жанрами церковной музыки(тропарь, молитва, величание) Образ матери. Все самое дорогое. Родное, святое связано с мамой. Отношение . уважение к матери в русской семье. Слушание произведение в исполнении Р.Лоретти. Жанрово- стилевой разбор произведения. Формирование эстетического отношения к миру, образу матери, стремление к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов. Класс делится на 3 содружества. «Письмо из прошлого» - таково задание всем трем содружествам. Исполнение на свирелях произведения. Одна группа исполняет вокализ, другая исполняет на свирелях главную тему произведения «Аве, Мария» Ф Шуберта Обнаружить сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Музыкальный материал | Музыкально - практические действия | УУД |
Римский-Корсаков «Третья песня Леля» | Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно ,выразительно. Мы погружаемся в мир волшебных сказочных героев. Представьте, что вы находитесь в сказке, что все. что в ней происходит, происходит с вами. Ваши ощущения? Нарисуйте, напишите, поделитесь. Мы разыгрываем сказку, выбираем главного героя, творческие импровизации. Музицирование - на свирелях исполняем песню Леля. Обладать умением ыявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального народного творчества .Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Раздел : «В музыкальном театре»
Музыкальный материал | Музыкально - практические действия | УУД |
Опера «Руслан и Людмила» Увертюра М. И. Глинка | Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах) | Личностные Коммуникативные Познавательные |
Раздел: «В концертном зале»
Музыкальный материал | Музыкально - практические действия | УУД |
Концерт№1 П.И. Чайковский «Сурок»Л.В.Бетховен | Визитная карточка России. Гордость за Гения, чувство патриотизма, раскрывается жизненный смысл, интонация созидания. Какими средствами Чайковский все это передал? Колокола, солнечный луч. Вместе «поют» гимн. Слушая концерт - встанем, применяем пластические импровизации, отражающие эмоциональный характер произведения. В диалоге с друг другом учащиеся выражают свои впечатления, чувства, мысли . Знать: - понятие: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие, «язык музыки»: лад, динамика, ритм, темп, тембр, и т. д.. История создания произведения. Слушание, исполнение с помощью нотной записи. Чувство сопереживания, жалоба, доброта, любовь, готовность отдать последнее, чтобы помочь ближнему, слабому. К каким средствам композитор прибег, чтобы все это раскрыть? Письмо из прошлого. Работаем над содержанием. Вопрос: а актуальна ли эта тема сегодня? Как бы ты повел себя в подобной ситуации? Делимся на две группы , ищем и находим ответ. Музицирование - исполняем произведение на свирелях. Уметь проводить интонационно-образный анализ. | Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Выводы:
В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»-
В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовател...
Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)
Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий УМК М. З...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на примере учащихся 4-х классов)
К концу начальной школы, изучая разные предметы, ученик 4-го класса на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и и...
Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск
Формирование толерантности средствами научно - исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...
Формирование УУД в начальной школе в контексте проблемного обучения
В статье приведены примеры использования методов и приемов проблемного обучения в начальной школе....
Проектирование программы формирования УУД в начальной школе на примере программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г.П., Критской Е.Д. в контексте ФГОС второго поколения
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. В этих условиях современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколен...
Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии.
Формирование метапредметных УУД в начальной школе на примере уроков технологии....