«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!» (мастер класс по организации проектной деятельности)
методическая разработка
Мастер класс по организации проектной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_proektnaya_deyatelnost.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»
(Мастер – класс по использованию проектной деятельности в образовательном процессе)
Слайд . Я рада встрече с Вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
- Я рада, что Вы готовы сотрудничать со мной. Спасибо за поддержку.
Слайд . В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Как видим требования для “маленького человека” высоки. Как нельзя к стати подходят слова Рамбле:
«Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»
Слайд . Как научить ребенка самостоятельно добывать, применять знания? Как сделать так, чтобы ребенок был индивидуальностью? Я думаю, что эти вопросы давно волнуют нас всех. Надо менять методы и приемы обучения. Сегодня представим модель такого способа обучения: “ Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы. Метод проект”.
Взрослые должны помнить, что главная роль в работе над проектом отводится ребенку. Они являются помощниками, консультантами (по просьбе детей) или такими же участниками, как и дети. Даже учитель должен не руководить, а осуществлять сопровождение ребенка в его воспитательной и познавательной деятельности.
Итак, передо мной определилась задача – апробировать роль учителя в качестве наставника (тьютора), сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся. Девизом совместной работы детей, родителей и моей стали слова классика:
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Р.Сеф
Дружным коллективом мы готовили творческую работу на тему «Рифма».
Поставили перед собой цель: узнать некоторые секреты рифмы.
Задачи нашей деятельности:
- найти в разных источниках сведения о рифме,
- уточнить значение и роль рифмы в литературных произведениях,
- познакомить слушателей с подобранной информацией о рифме.
Реализация цели началась с диагностического этапа. Я определила
тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: творческий, информационный.
По профилю знаний - это межпредметный– по двум предметам (русский язык, литературное чтение).
Внутриклассный – проект, проводимый в одном классе.
По числу участников - групповой.
По продолжительности проект – краткосрочный (1 урок, подготовительный этап длился неделю).
На подготовительном этапе группы обучающихся совместно с родителями собрали информацию.
Работая с разными источниками, группы детей узнали много интересного о рифме.
1-я группа, в толковых словарях нашли объяснение значения слова «рифма».
2-я группа выяснили, где можно найти рифму и поучились находить её в произведениях разных жанров. Интересно, что даже в прозаических произведениях можно обнаружить рифму.
3-я группа обнаружили, что рифма бывает не только серьёзной, помогая поэтам сочинять стихи. Она любит разгадывать, играть, сочинять, запутывать нас. Оказалось, что рифма - большая шутница.
4-я группа ответили на вопрос, легко ли быть поэтом, можно ли самим рифмовать слова, чтобы получилось стихотворение. Вспомнили, как Незнайка, герой произведения Н.Н.Носова, решил стать поэтом.
У меня была самая ответственная роль: собрать всю информацию, которую нашли ребята, и представить её в виде проекта (сценария урока).
Используя собранный материал обучающимися, я разработала урок.
Слайд В своем мастер-классе я хочу предложить одну из нетрадиционных форм: ролевую игру.
- Уважаемые коллеги, представьте себя учениками моего 2 класса.
Слайд
-Сегодня мы отправимся в город выдумщиков и поэтов.
Уровень сложности путешествия:
несложно
Что вам понадобится:
желание
немного усердия
и хорошее настроение
«В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики»
Там даже улицы назывались именами цветов: улица Маргариток, аллея Ромашек, бульвар Одуванчиков. Сегодня вы представите себя жителями города Поэтов. (На доске поляна с цветами.) Возьмите цветок, кто взял маргаритки -1 команда. 2 команда – ученики, у которых ромашки.
3 команда – дети, у которых одуванчики.
Слайд. На партах картинки с солнышками, одно солнышко грустное, второе улыбается. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению.
Возьмите с собой усердие и желание и отправляемся в путешествие.
- Вашим помощником в путешествии будет сказочный герой, живущий в этом городе. Кто же это?
В городке цветочном этом
целый год сияет лето.
И народ весёлый тут --
коротышками зовут.
Среди них Пилюлькин есть,
Лютик … всех не перечесть.
Самый главный, угадай-ка.
Ну конечно же (Незнайка!)
«Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи.
Я тоже хочу быть поэтом.
- А ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик.
- Например:
Утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово "палка".
- Селедка, - ответил Незнайка.
- Какая же это рифма: палка - селёдка?
Никакой рифмы нет в этих словах.
- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
- Этого мало, - сказал Цветик.
- Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно: палка - галка, печка – свечка.
- Понял, понял! - закричал Незнайка. - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово!»
-Что же нужно знать, чтобы стать поэтом?
-Так что же такое рифма?
ІІІ.Работа по теме урока
1-е задание
Первое задание нашего путешествия.
Незнайки захотел узнать, что такое рифма.
Работая с разными источниками, вы узнали много интересного, нашли объяснение значения слова «рифма».
1-я команда
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой даёт следующее толкование этого слова:
Рифма, -ы, ж. Созвучие концов стихотворных строк.
2-я команда
Толковый словарь В.И.Даля так объясняет это слово:
Рифма ж. греч. Однозвучие конечных слогов в стихах, красный склад.
3-я команда
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова рассказывает:
Рифма рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных строк.
!!! Вывод: в разных словарях даётся практически одинаковое объяснение значение слова «рифма» - «созвучие концов стихотворных строк»
Поиграем (коллективно)
Игра “Подскажи словечко”, почувствуйте ритм.
- Ча-ча-ча, мы были у…
- Врача!
- Жа-жа-жа, в лесу нашли…
- Ежа!
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Кот!
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
- Гриб!
Игра «Поймай рифму»
Учитель бросаете мячик и называете слово, ученик возвращает мячик и отвечает в рифму:
часы-усы, белка-тарелка, бочка-кочка, птичка- синичка, палка - галка, печка – свечка, парта — карта, ученик — озорник, пенал — журнал, указка — сказка, ручка — штучка, лисичка — сестричка.
«Абракадабра» игра – переставлялочка
Пересказ стихотворения учителем “своими словами”.
Хозяйка бросила зайку.
Зайка остался под дождем.
Не мог слезть со скамейки,
Промок весь до ниточки.
Как называется это стихотворение? Восстановите его.
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Агния Барто
Хозяйка – зайка, не мог - промок.
Работа в группах и парах.
1-я группа. Составьте словарик собственных рифм. Докажите что рифма - большая шутница, и с ней можно весело провести время.
1-я пара
Составьте словарик собственных рифм.
Точный - срочный, молочный, сочный.
Погремушка - игрушка, старушка, ватрушка.
Ночка-дочка, строчка, точка, почка, кочка.
Белочка-стрелочка, девочка.
Птичка - невеличка, сестричка, синичка.
Книжка - малышка, мальчишка, мартышка.
2-я пара
Игра «Угадалки»
Вспомните, в каком стихотворении встречались эти рифмы.
на пол – лапу – не брошу - хороший
качается - на ходу – кончается - упаду
громко – уронила - не плачь – мяч
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Агния Барто
Бычок
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Агния Барто
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Агния Барто
3-я пара
Прочитай стихотворение. Сделай вывод, что такое акростих (это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово).
Разным цветом над домами
Аккуратною дугой
Дождь чертил карандашами,
Уходя, рисунок свой.
Где-то в небе он повис,
А разгадка - сверху вниз.
Подчеркните рифмующиеся слова.
Домами - карандашами, дугой- свой, повис- вниз.
!!!Вывод: рифма может многое, она поможет интересно провести свободное время, предлагая нам разные игры.
2-я группа
1-я пара выясните, где можно найти рифму. Зачем авторы используют рифму в произведениях?
Работа по карточкам
Прочитайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
Текст 1. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
Текст 2.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
— Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины.) Чем они отличаются? (Второй текст, звучит напевно.)
!!!Вывод: есть проза (рассказ) и стихотворения.
Обратите внимание, одинаково ли записаны эти тексты. Почему? Назовите отличие стихотворного текста. (Рифма.)
Найдите рифмующиеся слова, подчеркните их.
2-я пара
Где встречается рифма?
Прочитайте тексты. Помогите Незнайке ответить на вопрос: «Где встречается рифма?». Подчеркните рифмующиеся слова.
Белая берёза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.(В стихотворениях)
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт. (В потешках )
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.(В баснях).
3-я пара
Найдите рифму в прозе
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает – мурашей да козявок из-под коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит…
К.Ушинский
!!!Вывод: рифму можно встретить не только в стихотворения, но и в прозе. Рифма помогает быстро запомнить произведение для пересказа.
3-я группа
Легко ли быть поэтом?
Подберите рифмующееся слово и закончите предложение
1-я пара
Хорош пирожок – внутри ______творожок.
Клещ с клещами,
Щи с __________овощами.
У Пети тачка,
А у Паши печенья _______пачка.
Ёжик, ёжик – чудачок,
Сшил колючий ________пиджачок.
Волки рыщут,
Пищу ____ищут.
Шуба овечки
Теплее любой ______печки.
Сочините стихотворения на заданные рифмы (работа в творческих группах)
2-я пара
______ курочка
______ дудочка
Пришла курочка,
В клюве дудочка.
Играет дудочка,
Поёт курочка.
Заиграла дудочка,
Заплясала курочка.
_______ птички
_______ спички
Опасные спички
У маленькой птички.
У маленькой птички
Ножки как спички.
Детки и птички,
Не трогайте спички!
______ подружка
______ ватрушка
К празднику подружки
Напекли ватрушки.
Съела подружка
Мою ватрушку.
Прочитайте начало стихотворения, попытайтесь продолжить их, соблюдая ритм и рифму.
3-я пара
Дождик вылился из тучки,
Взяли Таню мы на ручки,
Чтоб по лужам не бежала
И в канаву не упала.
Дождик вылился из тучки
Мы подняли к небу ручки,
А в руках у нас зонты
Небывалой красоты.
Здесь хорошее местечко,
Протекает рядом речка,
Можно плавать, загорать.
Хорошо нам отдыхать.
Здесь хорошее местечко,
На лугу стоит овечка.
Скучно ей одной стоять,
Побежим мы к ней играть
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Везёт коврижки
Катюшке и Мишке.
Чики, чики, чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Убегает от собаки,
Хоть и не боится драки.
Незнайку интересовал вопрос, легко ли быть поэтом, можно ли самим рифмовать слова, чтобы получилось стихотворение?
!!! Вывод: поэтом стать непросто. Только труженики и талантливые люди становятся не «рифмоплётами», а поэтами.
Кто такой «рифмоплёт»?
В словаре В.И.Даля есть толкование этого слова: «плохой стихотворец, стихокропатель».
Я – поэт, зовусь - Незнайка!
Вам в подарок – балалайка.
Незнайка - «рифмоплёт» или
Незнайка - «поэт»?
Незнайка придумал свою
рифму: палка-селёдка.
Но Цветик с такой рифмой
не согласился.
Почему?
Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково слова и были похожи, так чтобы получалось складно: палка - галка, печка – свечка.
Слайд
Ешь собственные фрукты
Однажды ученик пожаловался:
- Учитель, ты рассказываешь нам много историй, но никогда не раскрываешь их истинный смысл.
И ответил Мастер:
- А что бы ты сказал, если бы тебе предложили фрукт, но перед этим его немножко пожевали?
Желаю вам, будьте настоящими Мастерами. Научите ваших детей, есть только свежие фрукты и жевать самостоятельно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младших школьников (мастер-класс).
Мастер-класс посвящён воспитанию у младших школьников чувства сопричастности к истории родного города через погружение в проектную деятельность....
Мастер класс по использованию проектной деятельности (из опыта работы)
Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Основной зада...
Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...
Благодарность БРИОП за мастер-класс по организации исследовательской деятельности
Благодарность БРИОП (скан-копия)...
Мастер – класс по теме: «Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»
Мастер – класс по теме:«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»...
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.»
laquo;К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.»...
"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь."
ГПД – это не уроки, с непрерывным сидением за одной партой. Это – радость от общения со сверстниками. Это возможность заниматься любимым привычным делом – рисовать, лепить, играть и ...