Мастер-класс "Конструирование сюжета проектной задачи"
методическая разработка (1 класс) по теме

Лащёва Светлана Олеговна

Данная разработка познакомит с методикой конструирования элементарного сюжета проектной задачи в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Конструирование сюжета проектной задачи»

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.  

                                      Л. Выготский 

Цели:

- Познакомить с  методикой конструирования «элементарных сюжетов»  предметных задач;

- Дать возможность освоить данную методику на практике.

При подготовке данного мастер - класса мы опирались на материалы из книги Воронцова "Проектные задачи в начальной школе" и идеи методики И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись …". 

  1. Напомним, что подразумевается под термином «проектная задача».

Педагогическая цель ПЗ:

- В 1-3 классах способствовать  формированию разных форм учебного сотрудничества;

- В 4- 5классах выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную, модельную ситуацию. 

Отличие проекта от проектной задачи:

Проект -  нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в  виде набора (системы) заданий.

Структура ПЗ:

1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;

2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;

3. Большой объём и неоднородность материала;

4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.

Типы ПЗ:        

  • Предметные;
  • Межпредметные;
  • Разновозрастные;
  • Одновозрастные .
  1. Презентация опыта работы.

Мы предлагаем Вам познакомиться с нашим опытом работы по конструированию сюжета проектной задачи.

Данная работа состоит из нескольких этапов.

Этапы работы по конструированию сюжета ПЗ:

I этап. Работа над структурой сюжета сказки.

Минимальная структура выглядит так: ГЕРОЙ - ЦЕЛЬ - ПРЕПЯТСТВИЕ - СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТ.

II этап. Герои и их цели.

  1. Герои сказок.

- КТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ СКАЗКИ? (Спектр героев: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.)

- КАК МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГЕРОЕВ СКАЗКИ? 
Самый простой вариант классификации - ДОБРЫЕ и ЗЛЫЕ герои. Есть еще нейтральные герои (как мышка в "Курочке-рябе").

2. КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ГЕРОИ?  КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?

Спектр целей: СПАСТИ КОГО-ТО; ПОМОЧЬ КОМУ-ТО; ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ЦЕННЫЙ ПРЕДМЕТ; ОБРЕСТИ СВОБОДУ; ЧТО-ТО УЗНАТЬ; РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ, ТАЙНУ; ПОЛУЧИТЬ КАКОЕ-ТО КАЧЕСТВО (СМЕЛОСТЬ, СИЛУ И Т. П.); НАЙТИ ДРУЗЕЙ; ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.

III этап. Препятствия.        

Задаем героя и цель, придумываем для него спектр препятствий.

Классификации препятствий:  

- ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЕВ, как психологические (не хватает смелости, чтоб перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтоб перепрыгнуть ров);

- ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ГЕРОЕВ-СОПЕРНИКОВ;

- ВОЛШЕБСТВО (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ-ВОЛШЕБНИКОВ);

- НАДСИСТЕМА (природные объекты, климатические условия и т.д.).

IV этап. Выбор средств (заданий) преодоления препятствий для достижения поставленной цели.

  1. Моделирование.

- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных моделей сюжета проектной задачи в режиме продемонстрированной технологии

- Обсуждение авторских моделей сюжета проектной задачи слушателями.

Время работы 10 минут.

  1. Обмен мнением.
  2. Рефлексия.

Просим Вас оценить работу мастер-класса по предложенной шкале:

Улыбающийся смайлик – опыт, полученный на занятии интересный, полезный и я буду его использовать в своей работе.

Серьёзный смайлик – опыт интересный, увлекательный, но я не буду его использовать в своей работе.

Грустный смайлик – опыт неинтересный, ненужный, трудный, я не буду применять его в своей работе.

 

                

 

        

 



Предварительный просмотр:

 

Проектная задача - система или набор заданий, направленных на поиск  лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.        

Педагогическая цель ПЗ:

- В 1-3 классах способствовать  формированию разных форм учебного сотрудничества;

- В 4- 5классах выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную, модельную ситуацию. 

Отличие проекта от проектной задачи:

Проект -  нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в  виде набора (системы) заданий.

Структура ПЗ (слайд 7):

1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;

2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;

3. Большой объём и неоднородность материала;

4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.

Типы ПЗ (слайд 8):        

  • Предметные;
  • Межпредметные;
  • Разновозрастные;
  • Одновозрастные .

 Этапы работы по конструированию сюжета ПЗ:

I этап. Работа над структурой сюжета сказки.

Минимальная структура выглядит так: ГЕРОЙ - ЦЕЛЬ - ПРЕПЯТСТВИЕ - СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТ.

II этап. Герои и их цели.

  1. Герои сказок.

- КТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ СКАЗКИ? (Спектр героев: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.)

- КАК МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГЕРОЕВ СКАЗКИ? 
Самый простой вариант классификации - ДОБРЫЕ и ЗЛЫЕ герои. Есть еще нейтральные герои (как мышка в "Курочке-рябе").

2. КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ГЕРОИ?  КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?

Спектр целей: СПАСТИ КОГО-ТО; ПОМОЧЬ КОМУ-ТО; ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ЦЕННЫЙ ПРЕДМЕТ; ОБРЕСТИ СВОБОДУ; ЧТО-ТО УЗНАТЬ; РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ, ТАЙНУ; ПОЛУЧИТЬ КАКОЕ-ТО

КАЧЕСТВО (СМЕЛОСТЬ, СИЛУ И Т.

П.); НАЙТИ ДРУЗЕЙ; ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.

III этап. Препятствия.        

Задаем героя и цель, придумываем для него спектр препятствий.

Классификации препятствий:

- ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЕВ, как психологические (не хватает смелости, чтоб перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтоб перепрыгнуть ров);

- ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ГЕРОЕВ-СОПЕРНИКОВ;

- ВОЛШЕБСТВО (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ-ВОЛШЕБНИКОВ);

- НАДСИСТЕМА (природные объекты, климатические условия и т.д.).

IV этап. Выбор средств (заданий) преодоления препятствий для достижения поставленной цели.

Уважаемые коллеги!

Надеемся, что предоставленный материал будет Вам интересен и полезен!

Успехов Вам и творческих побед!

Учитель начальных классов

С. О. Лащёва

Литература:

1. А. И. Воронцов «Проектные задачи в начальной школе».

2. И. Н.  Мурашковская «Сказка, отворись…»

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.  

                                      Л. Выготский

МАСТЕР- КЛАСС

«КОНСТРУИРОВАНИЕ СЮЖЕТА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Краснокаменск, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...

Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе

Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются  и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе.  В с...