Мастер-класс "Конструирование сюжета проектной задачи"
методическая разработка (1 класс) по теме
Данная разработка познакомит с методикой конструирования элементарного сюжета проектной задачи в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 23.53 КБ |
Краткое изложение материалов мастер-класса | 95.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Конструирование сюжета проектной задачи»
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Цели:
- Познакомить с методикой конструирования «элементарных сюжетов» предметных задач;
- Дать возможность освоить данную методику на практике.
При подготовке данного мастер - класса мы опирались на материалы из книги Воронцова "Проектные задачи в начальной школе" и идеи методики И. Н. Мурашковской "Сказка, отворись …".
- Напомним, что подразумевается под термином «проектная задача».
Педагогическая цель ПЗ:
- В 1-3 классах способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества;
- В 4- 5классах выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную, модельную ситуацию.
Отличие проекта от проектной задачи:
Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
Структура ПЗ:
1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;
3. Большой объём и неоднородность материала;
4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.
Типы ПЗ:
- Предметные;
- Межпредметные;
- Разновозрастные;
- Одновозрастные .
- Презентация опыта работы.
Мы предлагаем Вам познакомиться с нашим опытом работы по конструированию сюжета проектной задачи.
Данная работа состоит из нескольких этапов.
Этапы работы по конструированию сюжета ПЗ:
I этап. Работа над структурой сюжета сказки.
Минимальная структура выглядит так: ГЕРОЙ - ЦЕЛЬ - ПРЕПЯТСТВИЕ - СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТ.
II этап. Герои и их цели.
- Герои сказок.
- КТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ СКАЗКИ? (Спектр героев: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.)
- КАК МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГЕРОЕВ СКАЗКИ?
Самый простой вариант классификации - ДОБРЫЕ и ЗЛЫЕ герои. Есть еще нейтральные герои (как мышка в "Курочке-рябе").
2. КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ГЕРОИ? КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?
Спектр целей: СПАСТИ КОГО-ТО; ПОМОЧЬ КОМУ-ТО; ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ЦЕННЫЙ ПРЕДМЕТ; ОБРЕСТИ СВОБОДУ; ЧТО-ТО УЗНАТЬ; РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ, ТАЙНУ; ПОЛУЧИТЬ КАКОЕ-ТО КАЧЕСТВО (СМЕЛОСТЬ, СИЛУ И Т. П.); НАЙТИ ДРУЗЕЙ; ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.
III этап. Препятствия.
Задаем героя и цель, придумываем для него спектр препятствий.
Классификации препятствий:
- ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЕВ, как психологические (не хватает смелости, чтоб перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтоб перепрыгнуть ров);
- ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ГЕРОЕВ-СОПЕРНИКОВ;
- ВОЛШЕБСТВО (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ-ВОЛШЕБНИКОВ);
- НАДСИСТЕМА (природные объекты, климатические условия и т.д.).
IV этап. Выбор средств (заданий) преодоления препятствий для достижения поставленной цели.
- Моделирование.
- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных моделей сюжета проектной задачи в режиме продемонстрированной технологии
- Обсуждение авторских моделей сюжета проектной задачи слушателями.
Время работы 10 минут.
- Обмен мнением.
- Рефлексия.
Просим Вас оценить работу мастер-класса по предложенной шкале:
Улыбающийся смайлик – опыт, полученный на занятии интересный, полезный и я буду его использовать в своей работе.
Серьёзный смайлик – опыт интересный, увлекательный, но я не буду его использовать в своей работе.
Грустный смайлик – опыт неинтересный, ненужный, трудный, я не буду применять его в своей работе.
Предварительный просмотр:
Проектная задача - система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Педагогическая цель ПЗ:
- В 1-3 классах способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества;
- В 4- 5классах выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную, модельную ситуацию.
Отличие проекта от проектной задачи:
Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.
Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.
Структура ПЗ (слайд 7):
1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;
2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;
3. Большой объём и неоднородность материала;
4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.
Типы ПЗ (слайд 8):
- Предметные;
- Межпредметные;
- Разновозрастные;
- Одновозрастные .
Этапы работы по конструированию сюжета ПЗ:
I этап. Работа над структурой сюжета сказки.
Минимальная структура выглядит так: ГЕРОЙ - ЦЕЛЬ - ПРЕПЯТСТВИЕ - СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЯ – РЕЗУЛЬТАТ.
II этап. Герои и их цели.
- Герои сказок.
- КТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ СКАЗКИ? (Спектр героев: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.)
- КАК МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГЕРОЕВ СКАЗКИ?
Самый простой вариант классификации - ДОБРЫЕ и ЗЛЫЕ герои. Есть еще нейтральные герои (как мышка в "Курочке-рябе").
2. КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ГЕРОИ? КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?
Спектр целей: СПАСТИ КОГО-ТО; ПОМОЧЬ КОМУ-ТО; ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ЦЕННЫЙ ПРЕДМЕТ; ОБРЕСТИ СВОБОДУ; ЧТО-ТО УЗНАТЬ; РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ, ТАЙНУ; ПОЛУЧИТЬ КАКОЕ-ТО
КАЧЕСТВО (СМЕЛОСТЬ, СИЛУ И Т.
П.); НАЙТИ ДРУЗЕЙ; ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.
III этап. Препятствия.
Задаем героя и цель, придумываем для него спектр препятствий.
Классификации препятствий:
- ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЕВ, как психологические (не хватает смелости, чтоб перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтоб перепрыгнуть ров);
- ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ГЕРОЕВ-СОПЕРНИКОВ;
- ВОЛШЕБСТВО (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ-ВОЛШЕБНИКОВ);
- НАДСИСТЕМА (природные объекты, климатические условия и т.д.).
IV этап. Выбор средств (заданий) преодоления препятствий для достижения поставленной цели.
Уважаемые коллеги!
Надеемся, что предоставленный материал будет Вам интересен и полезен!
Успехов Вам и творческих побед!
Учитель начальных классов
С. О. Лащёва
Литература:
1. А. И. Воронцов «Проектные задачи в начальной школе».
2. И. Н. Мурашковская «Сказка, отворись…»
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
МАСТЕР- КЛАСС
«КОНСТРУИРОВАНИЕ СЮЖЕТА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Краснокаменск, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
Выступление на семинаре с опорой на презентацию....
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
Проектная задача в начальной школе шаг к проектной деятельности в основной школе
Статья адресуется учителям начальной школы, в которой рассматриваются и теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе. В с...
Доклад по теме " Решение проблемных задач на материале сказки как синтез проблемного обучения, игровых технологий и проектной задачи"
Доклад на тематическом педсовете "Аукцион педагогических идей"...