Диалог как метод и содержание образования
статья на тему

Аникина Татьяна Юрьевна

Специфика учебного диалога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog_kak_metod_i_soderzhanie_obrazovaniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог как метод и содержание образования

       Полноценное педагогическое общение - это основа гуманизации школы, где первостепенное значение приобретает партнерство в отношениях учитель - ученик. Обучение невозможно вне общения. Только благодаря полноценному равноправному общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Через общение происходит становление личности. В такой системе учитель обязан более активно использовать силу своего учительского слова. Диалог между учителем и учеником приобретает человечность, и особенно подчеркивается самоценность самого ученика.

       Специфика учебного диалога связана с особенностью диалога в целом. Но если в живой разговорной речи диалог – это форма общения людей, то учебный диалог – это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамку и композицию. Структуру любого диалога составляют вербальные реакции участников диалога на предмет диалога, реплики. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель - ученик и ученик  - ученик. Долгий диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто. Даже если это и происходит, то с ориентацией на весь класс в целом. Если в бытовом диалоге могут участвовать, то в школьном диалоге участвует учитель и 20-30 учеников. Поэтому учитель не может рассчитывать услышать реплику-реакцию на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все-таки «слышима» опытным учителем-диалогистом от каждого ученика, так как в данном случае реплика-реакция может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена внутренней речью.

        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

• ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

• учебный диалог строго ограничен по времени;

• если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

• речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов.

        В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к истине, с другой стороны, суть коммуникация по поводу соцкокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса. Именно диалог, как особый уровень коммуникативного процесса, отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.

        Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует его результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников в ходе урока появляется возможность реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя.

        Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

        Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, он еще и полигон для упражнения речевой способности учащихся и условие усвоения ими законов человеческого общения. Усваивая знания, вырабатывая навыки и умения в определенной научной области, ученик одновременно усваивает правила речевого поведения и, в частности, правила диалога. К этим правилам относится способность ясно излагать свои мысли (строить полные и четкие высказывания, приводить в соответствие вербальные и невербальные средства), понимать партнера (слушать его, улавливать не только непосредственное значение его фраз, но и их смысл), добиваться адекватного понимания партнером смысла высказывания.

        Диалогическая форма общения:

• открытость к изменению своего мнения;

• признание множественности истин;

• личностная подключённость к информации;

• стремление к сотрудничеству;

• межличностный характер взаимодействия;

• позиция «наравне»;

• демократичный стиль общения.

• творчество; поиск нового;

• признание незавершенности;

• эмпатия;

• адекватная самооценка;

• стремление к самосовершенствованию;

• слушание (понимание);

• словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение.

       Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых, в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения, может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и пр.

       В учебном диалоге позиции партнеров жестко регламентированы; учитель учит, наставляет, воспитывает, учащийся учится, повинуется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным обтазом. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении – это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог, постепенно вместе с детьми выработать правила ведения диалога:

• Правила корректного ведения диалога.

• Предотвращение «словесной драки».

• Логичность и доказательность речи.

• Этикетные фразы для ведения диалога.

• Конструктивное завершение диалога независимо от того, пришли ли разговаривающие к единому мнению.

• Мимика, жестикуляция.

• Внимательность к говорящему, выслушивание его мнения до конца.

• Активная работа на уроке каждого участника.

• Доверие друг к другу.

• Недопустимость насмешек и оскорбительных комментариев.

• Право каждого на свое мнение.

      Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.

      Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель – учащиеся, наиболее типичной из которых является руководимое учителем совместное обсуждение решения учебной задачи всем классом, а также другие формы фронтальной работы во время урока.

      Один из вариантов учебного диалога – постановка проблемной ситуации: детям предлагается задание, по внешним признакам похожее на ранее освоенное, но решить которое известными способами они не могут. На доске – математические выражения:

7 + 7 + 7 + 7        13 + 13 + 13 + 13 + 13

10 * 10 * 10          3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3

        Обсуждение мы начинаем после наблюдения с обобщенных вопросов: « Что увидели? Что можете сказать?». Ответы детей: « Это математические выражения. Здесь есть суммы. Есть произведения. Я заметил, что слагаемые и множители в каждом выражении одинаковые» Можно записать короче». Учитель предлагает преобразовать выражения. С суммами дети справляются легко. По аналогии пытаются записать: 10 * 10 * 10 = 10 * 3

       Всегда найдется ученик, который заметит, что данные произведения не равны. Возникает практическое затруднение: в предложенном виде такие записи могут быть слишком длинны, не удобны, а переписать их короче известным способом не удается. Начинается активное выдвижение различных версий и их обсуждение. Дети высказываются свободно, не боятся ошибиться, так как правильного ответа не знает никто. Учитель напоминает о своем обещании познакомить учеников с новом действием, с которым в начальной школе работают только ученики, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, и сегодня на уроке мы можем научиться выполнять его. Реакцией на это сообщение бывают радостные возгласы, положительны эмоции, выраженные мимикой и жестами. После предложения учителя вспомнить, как в математике записывают такие величины, как площадь и объем, дети самостоятельно «открывают» действие «возведение в степень» и без труда преобразуют предложенные произведения, составляют свои задания с новым действием.

       Использование диалоговых форм обучения в учебной деятельности ведет к тому, что у учащихся формируется способность к умению обосновать свои действия, умению задавать вопрос и затребовать информацию для решения задачи от учителя. Дети не боятся обнаружить свои незнания.

       Таким образом, для организации коллективного диалога необходимо:

1. Снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком.

2. Владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога.

3. Использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций.

4. Смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, из закрытой педагогической позиции в открытую.

 

Использованная литература.

1. «Школа педагогического мастерства». Автор-составитель И.С.Белова. Издательство «Учитель», 2008г.

2. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении» Н.П.Слободяник. М.:Айрис–пресс, 2003г.

3. Как организовать учебный диалог в начальной школе? Газета «Первое сентября» - начальная школа №4, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психология здоровья школьников"Новое содержание образование

Участие в конкурсе "Новое содержание образования" .  В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя...

Влияние инноваций в образовании на содержание образования

Методическая разработка на тему "Влияние инноваций на содержание образования"...

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея...

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

Статья "Организация и содержание образования детей с нарушениями развития"

В этой статье рассказывается о том, как организовать работу с детьми ОВЗ....

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования

Педагогическая статья. Современные модели содержания образования: личностно ориентированное, предметное и метапредметное. Федеральные программы развития образования...