Современный урок: тенденции обновления.
статья по теме

Ульрих Ирина Вячеславовна

Что такое современный урок? Каким ему быть? Эти вопросы волнуют всех: от родителей до дидактов. Ведь мы живем в очень непростое время, на стыке двух культур: традиционной и инновационной. Понимаем, что изменение урока невозможно без изменения отношения к своему делу у учителя. В каком направлении двигаться и что изменить в себе поможет узнать эта статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл современный урок29.29 КБ
Файл sovremennyy_urok_gmo.pptx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Текст выступления на ГМО учителей начальных классов

«Современный урок: тенденции обновления»

Руководитель ШМО учителей начальных классов:  Ульрих И.В.

Если стандарты I поколения дали ответ на вопрос чему учить (т.е. было заложено содержание), то стандарты II поколения отвечают на вопрос как учить (т.е. речь идет о новых технологиях). Для учителя это непривычно, мы по старинке пытаемся увидеть изменения в содержании, которого нет.

Что же такое современный урок? Каким ему быть? Мы находимся на стыке двух эпох- традиционной и инновационной – этот вопрос заботит всех от дидактов до родителей.

Лицо современного урока определяют следующие образовательные идеи:

  1. Идея субъектности.

-реализация авторской позиции учащихся, которая  возможна в условиях сотрудничества, партнерства учителя и ученика;

У-ль осуществляет психологическую и педагогическую поддержку уч-ся, помогает им, сопереживает, со-смыслит, выражает свое отношение через исследование, диалог, моделирование предметно-содержательного и социально-психологического опыта.

На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога между педагогом и уч-ся. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество, результативность которого во многом зависит от выбранных методов общения, складывающихся отношений. Этического поведения учителя.

Это возможно при:

-создании положительного эмоционального настроя на совместную деятельность;

-опоре на личный опыт педагога и уч-ся;

-разрешительном принципе, когда работают все и каждый, интересно мнение каждого, радуют успехи каждого, все доверяют учителю;

-через единую систему отношений;

-на единой учебно-познавательной задаче, которая объединяет всех;

-на постоянном взаимопонимании;

-на планировании совместной работы;

- на позиции учителя - консультанта.

2. Идея мотивации обучения.

Следует отметить, что в современной школе мотивационный кризис у уч-ся, не желающих учиться, значительно обострился. Причин тому много (колоссальная избыточность материала, информационная перегрузка, отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности, несформированность общеучебных (надпредметных) умений и навыков, проявление определенной инфантильности детей: хроническая рассеянность, гиперактивность).

 Поэтому у-ль практически вынужден значительное время на уроке уделять пробуждению, реанимации желания познавать.

Что приходит на помощь:

-значимый, интересный для них материал;

-задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;

-положительная обратная связь;

-возможность действовать самостоятельно.

3. Активизация обучения.

Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности учителя. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Значит, необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся, а именно: вовлечение в выбор цели урока, задач урока, планирование, решение учебных задач, право выбора презентовать себя или нет и т.д.

Приемов активизации учащихся на уроке достаточно. Думаем, что для современного этапа развития образования особо важны приемы, предполагающие волевое усилие и энергозатраты, приемы, где активизация становится результатом мотивации, т.е. побуждения внутреннего желания, инициативы самого учащегося. (из книги М.Г. Ермолоаевой «Современный урок: тенденции, возможности, анализ»)

Произвольная, внутренняя активизация, мотивирование, смыслообразующие стимулы

  1. Творческие задания
  2. Связь с личным опытом
  3. Индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно
  4. Поиск, исследование, «экспериментальное нащупывание»
  5. Самоконтроль
  6. Самоанализ
  7. Рефлексивные вопросы
  8. Обращение к личности учащегося
  9. Проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности)
  10. Задачи с недостаточной информацией
  11. Тишина

4. Индивидуально-личностный подход.

(Дифференциация обучения

Деятельностный подход к обучению предполагает:

-наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

-выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих знаний;

- выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

-формирование умения контролировать свои действия по ходу и после их завершения;

-включение новых знаний в контекст решения жизненных задач.

Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, помогать  ребенку сформировать  у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Обучение – деятельность – развитие.

Современный урок – знаниевый компонент+новые технологии

Деятельностный подход

Мотивационное поле

УУД)

5. Рефлексивное осмысление результатов урока.

Это осознание способов деятельности.

Время размышлений, когда полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется.

Проблема, которую приходится решать учителю, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих проблем или результатов, затрудняются сказать, что именно происходит в их деятельности.

(УД должна быть завершена, работа по инструкции, алгоритм самоанализа)

Все вышеизложенное говорит о неизбежности применения   образовательных технологий, многие из которых опираются на системно-деятельностный подход, что является основой ФГОС второго поколения.

Реализация современного образования требует иного учителя – учителя, живущего в постоянном личностном профессиональном  развитии, понимающего и чувствующего ребенка.

Что же должно измениться в учителе?

Предлагаем вашему вниманию таблицу.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Да, труд учителя усложнился. Долгие годы педагог работал в устойчивой системе объяснительно-иллюстративного  образования, а теперь ему приходится работать совершенно в других условиях.

Перед каждым учителем стоит непростая исследовательская задача – осуществить самодиагностику своей  профессиональной деятельности, своего урока и определить свое место в развивающей системе образования.

Предлагаем вашему вниманию критерии эффективности современного урока:

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от  учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и задавать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие  «учитель-ученик».

Исходя из вышеизложенного была подобрана карта показателей качества современного урока. Предлагаем Вам ей воспользоваться во время просмотра уроков наших учителей.

И в заключении :

Добавьте в каждый свой урок:

12 порций мудрости

11 порций терпения

10 порций преданности своему делу

9 порций работоспособности

8 порций оптимизма

7 порций доброты

6 порций творчества

5 порций храбрости

4 порции заботы о здоровье

3 порции юмора

2 порции такта

1 порцию веры в каждого ученика

Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу интриги, обязательно тайны. А теперь налейте побольше любви к детям и взбейте все это энергичными движениями . Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец.

 Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируется спокойствием и профессионализмом учителя.

Отличных вам уроков!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» г. Пермь Городской семинар для учителей начальных классов по теме «Современный урок: тенденции обновления » 19 марта 2013 год

Слайд 2

Современный урок: тенденции обновления.

Слайд 3

Современный урок определяют следующие образовательные идеи: Идея субъектности - реализация авторской позиции учащихся. На уроке происходит общение равноправных партнеров, субъектов личностей. Партнерство предполагает наличие диалога. Поэтому главным компонентом современного урока становится диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса, позволяющее организовать работу на уроке как сотрудничество.

Слайд 4

Это возможно при: с оздании положительного эмоционального настроя на совместную деятельность; о поре на личный опыт педагога и учащихся; р азрешительном принципе, когда работают все и каждый; ч ерез единую систему отношений; н а единой учебно-познавательной задаче, которая объединяет всех; н а постоянном взаимопонимании; н а планировании совместной работы; н а позиции учителя – консультанта.

Слайд 5

2. Идея мотивации обучения -под мотивацией понимаем совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Что приходит на помощь: з начимый, интересный для детей материал; з адания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; п оложительная обратная связь; в озможность действовать самостоятельно.

Слайд 6

3. Активизация обучения. Перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося – самое сложное в деятельности педагога. Позиционирование ученика на уроке связано с инициативной активностью. Такая активность возникает в условиях выбора. Необходимо увеличить ситуацию выбора на уроке, преднамеренно создавать условия для свободных, самостоятельных и инициативных действий.

Слайд 7

Приемы произвольной, внутренней активизации ( смыслообразующие стимулы) • Творческие задания • Связь с личным опытом • Индивидуальные задания, необходимость действовать самостоятельно • Поиск, исследование • Самоконтроль • Самоанализ • Рефлексивные вопросы • Обращение к личности учащегося • Проблемы, предложенные учащимися (средства неизвестны, запуск поисковой, творческой активности) • Задачи с недостаточной информацией • Тишина

Слайд 8

4. Индивидуально-личностный подход. ч ерез дифференциацию обучения , когда учебный материал дифференцируется по степени сложности и в соответствии с диагностическими данными об учениках ч ерез выстраивание собственного образовательного пути для каждого ученика применительно к каждой предметной области

Слайд 9

5. Рефлексивное осмысление результатов урока. осознание способов деятельности - время размышлений , когда полученная информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется

Слайд 10

Л ичностно-ориентированный подход Современный урок Диалоговое взаимодействие субъектов педагогического процесса Деятельностный подход Использование новых образовательных технологий Ситуация выбора Мотивация обучения Рефлексивное осмысление Ученик – субъект образовательного процесса

Слайд 11

УЧИТЕЛЬ

Слайд 12

Критерии эффективности современного урока 1 . Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2 . Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.) 3 . Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4 . Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и задавать вопросы. 5 . Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески.

Слайд 13

6 . На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. 7 . Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 9 . Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет минимальные успехи. 10. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока . 11 . Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества. 12 . На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие « учитель-ученик».

Слайд 14

Карта показателей качества современного урока Показатели Баллы Описание критического уровня показателей 1. Постановка целей урока при наличии тенденции передачи этой функции учащимся. 3 – 2 - 1 Цели урока ставит учитель без формирования функции целеполагания у учащихся. 2. Наличие мотивации познавательной деятельности 3 – 2 - 1 Отсутствие мотивации познавательной деятельности 3. Организация УПД на уроке с целью включения в нее каждого ученика 3 – 2 - 1 Учитель не использует специальных приемов для включения в УПД каждого ученика 4. Целесообразное (адекватно цели урока) сочетание содержания, методов, форм и приемов 3 – 2 - 1 Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика (я – исполнитель) 5. Обучение систематически осуществлять рефлексивные действия (самоанализ, самоконтроль, самооценка) 3 – 2 - 1 Рефлексивные действия учащихся отсутствуют, контроль и оценку осуществляет сам учитель 6. Использование возможностей урока для формирования универсальных учебных действий 3 – 2 - 1 Возможности урока для формирования универсальных учебных действий не используются 7. Решение на уроке коммуникативных задач обучения 3 – 2 - 1 Коммуникативные ситуации специально не планируются и не осуществляются 8. Общепедагогическая культура учителя способствует осуществлению личностного воздействия на учеников 3 – 2 - 1 Личностное воздействие на уроке не реализуется или реализуется слабо

Слайд 15

Отличных уроков!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар "Современный урок: тенденции и возможности в аспекте ФГОС"

     Основная цель семинара:распространение опыта педагогов МОУ "Волосовская начальная общеобразовательная школа" по построению современного урока в свете реализации станд...

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современный урок: тенденции обновления.

Что жеЧто же такое современный урок? Каким ему быть? Мы находимся на стыке двух эпох- традиционной и инновационной – этот вопрос заботит всех от дидактов до родителей....

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...

Доклад по теме: "Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС"

Проектирование современного урока в контексте требований обновленных ФГОС...