Ульрих Ирина Вячеславовна

"сайт учителя начальной школы"

Вперед! К новым открытиям и непокоренным вершинам!

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: психология

Увлечения: Японская классика

Регион: Пермский край

Населенный пункт: г. Пермь

Место работы: МАОУ "СОШ № 40" города Перми

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ulrih-irina-vyacheslavovna
"Уча учусь".
Сенека

Открываю газету, читаю исповедь 15-летней девочки-подростка: «… в компании - праздник, веселые лица, а дома вечно усталое от 2 работ, понурое лицо матери, жалкие деньги, которые она, скрипя сердце, отдавала на обновки. Надоело! Пришла в голову мысль, что если бы не мать, все было бы проще».
 План созревал долго, но она привела его в исполнение. Она убила мать, а заодно и младшую сестру, чтобы все досталось только ей одной.
 Как же так? Где разум сердца?
Уж так устроен человек, что все примеряет на себя. Я не исключение, поэтому перед глазами сразу пролетели лица подопечных. Я глубоко задумалась: а какова их степень воспитанности? Можно ли ее измерить и изменить?
А может быть мои опасения вообще напрасны и все прекрасно? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо изучить детей. Мне стало понятно как действовать, когда я взяла в руки книгу М. Шиловой. Очень интересным показался метод сочинения, недописанного тезиса, самооценки, где дети показали свое понимание дружбы, доброты, сопереживания.
Результаты говорят, что на современном этапе, когда порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества, становится также непредсказуемым, проблема нравственных ценностей выступает на одно из первых мест. Эта проблема обозначена и во ФГОС-ах в программе духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
Мне, как и надеюсь, каждому из вас, не безразлично изменение жизненных ценностей , ибо они определяют нравственный облик человека и его поведение. Но сами по себе ценности не существуют. Они присваиваются человеком ,причем очень избирательно, в этом сложность нравственного воспитания. Ведь нравственное воспитание соотносится с такими понятиями как совесть, не лживость, святость, великодушие, способность прощать, доброта и любовь. Нравственное воспитание - непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. И значим на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте. Так как именно этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.
Нравственность проявляется в деятельности, т.е. нравственное начало пронизывает всю многогранную деятельность ребенка. Правильно организовать эту деятельность – одна из главных задач учителя.
И работа «закипела»! Она велась по двум направлениям: работа с родителями и детьми.
Понятно, что без помощи семьи школа не обеспечит заметных результатов воспитания учащихся.В отличие от других социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями. Поэтому я хочу, чтобы родители понимали, что ребенок – это главная ценность, которая у них есть, а значит научились бы видеть в нем личность, уважать его мнение, жить его интересами, а не отстраняться. Это самое главное во взаимодействии с родителями.
Наиболее продуктивными стали лектории, семейные посиделки, вечера вопросов и ответов. Результатом совместной деятельности стали «Педагогические рецепты». Вот один из них:
«Родитель – человек. Ребенок – тоже человек, только растущий. Два человека способны понять друг друга».
Нашими находками мы делились на МО, пед.советах. По просьбе классных руководителей готовится к изданию сборник «Педагогических рецептов».
В наши дни нельзя забывать и про интернет - ресурсы. На образовательном портале мной ведется Блог нашего класса, благодаря которому родители владеют информацией о всех мероприятиях и событиях школьной жизни детей, кроме этого есть возможность живого общения.
Другим направлением стала целенаправленная работа с детьми в процессе учебной деятельности и вне ее. Каждый урок дает возможность учителю развивать духовно- нравственную сферу ребенка.
Огромный потенциал для воспитания культуры чувств содержат уроки литературного чтения. Богатейшая палитра заданий, которые служат «заслоном» для «вещного» восприятия мира в целом и человека в том числе. Ведь «вещное» отношение к миру у ребенка формируется, если все, что его окружает , воспринимается им как нужное или ненужное. Со временем это отношение переносится и на людей. Чтобы этого не произошло, для ребенка не должно быть «безгласных» объектов. Опыт по нравственному воспитанию через уроки литературного чтения описан в статье и опубликован в сборнике с конференции.
На уроках математике особый интерес для нас представляло содержание текстовых задач. Беседа с нравственной направленностью длится 1-1,5 минуты, а ценность ее велика.
Например, «Братец Кролик в свой день рождения принял сердечные поздравления от Ежа, Волка, Лисицы и трех Медвежат. Сколько раз он сказал «спасибо?» В беседе говорим о волшебных словах.
Организация групповой работы на разных уроках предоставляет возможность длительного группового общения учащихся в совместной деятельности и коллективных переживаний. Дети учатся взаимодействию между собой, приобретая ценный опыт общения.
И, конечно, кладезь для формирования нравственных качеств ребенка – это внеклассная работа. В нашем классе она яркая, интересная, разнообразная.
Характер детских отношений во многом зависит от личности самого учителя, его способности вспомнить собственное детство, умения не заметить тех поступков, которые совершены случайно, сопереживать с детьми, жить их интересами.
И, конечно, кладезь для формирования нравственных качеств ребенка – это внеклассная работа. В нашем классе она яркая, интересная, разнообразная.
Дети активно участвуют в самоуправлении. Каждый ребенок в классе имеет поручение, все поделены на группы. Дети самостоятельно отслеживают качество выполнения того или иного поручения, придумывают акции, например, «Собираем добрые дела!», «Тетрадь на пятерку». Дух единства подкрепляется и символикой класса «Умная сова».
Мы видим, что формирование духовно-нравственной сферы ребенка протекает во всей его многогранной деятельности, в тех разнообразных отношениях , в которые они вступают.
Возвращаемся вновь к диагностике. Показатели класса убеждают, что нравственное воспитание младших школьников – это целенаправленный процесс и он может быть эффективным .
Да, результаты радуют: «Не останавливайтесь на достигнутом, идите вперед! Ведь нравственность – это разум сердца!»
Спасибо за внимание!


 

О себе

В педагогике с 1992 года. Иду по стопам своей мамы. Ни разу не пожалела о своем выборе. Убеждена, в этой жизни каждый должен быть на своем месте и должен понимать смысл жизни. для меня смысл жизни - дети! В этом и заключается наше бессмертие...

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика русской литературы и японская классика

Мой взгляд на мир

 

. Современное образование – это не заучивание информации, а овладение способами и средствами работы с ней. Приоритетом становится осознанность, а не сумма знаний. Психологи утверждают, что ребенок в школу идет за счастьем, значит образовательный процесс должен быть для ученика особенно интересным, любопытным и удивительным. Ведь, как известно, удивление – шаг к открытию. А если это «открытие» ребенок сделал сам, то для него это бесценно. Современные дети очень информированы и пытливы, учитель выступает в роли помощника, который примет ответ, пусть даже ошибочный, и придет на помощь в трудной ситуации. Только на таких условиях между педагогом и учеником возникают доверительные отношения, которые сказываются положительно на качестве образования.

Еще Сенека говорил: «Уча других, мы учимся сами». И я счастлива от того, что каждый день открываю частичку нового, неизведанного мира, который нас окружает. Очень хочется, чтобы каждый нашел свое место в этом безбрежном мире и понял свою Миссию на Земле!

Мои достижения

Призер городского профессионального конкурса "Учитель года - 2012" в номинации "Учитель".

Моё портфолио

Когда я прочитала тему эссе «Миссия Учителя», стало немного не по себе – уж больно высокопарно. Но лишь на секунду стоило погрузиться в этот вопрос, сразу мысли поставили на место подступившие чувства и эмоции. В наши дни, когда идет изменение приоритета нравственных ценностей, надо действительно говорить о «Миссии Учителя». Потому что, это не работа, не служба – это смысл жизни, а высшая награда для современного учителя быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…
«Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
И только после этого – стать!»
Перед глазами сразу встает образ мамы. Она более 40 лет отдает педагогике. Я помню, с какой нежностью и теплотой она мастерила дидактические материалы для своих подопечных, насколько скурпулезно и увлеченно готовилась к урокам, помню и ее состояние счастья после удачно проведенных мероприятий! Может быть этот неуловимый «полет счастья» и привел меня в школу.
Кто-то скажет: «А как же будни?.. Каждый день одно и то же…» Но ведь в этом одном и том же – дети, которые всегда неожиданны, их глаза… Детские глаза – это что-то невероятное! Ничего умнее, глубже, честнее я не видела, в них можно прочитать все: радость, счастье, боль, разочарование. Как хочется оградить детей от всего злого и грязного, что есть в нашей жизни, научить их верить в добро и справедливость, любить. Именно любовь ко всему и всем, что тебя окружает, способна на многое. Поэтому главенствующей чертой современного учителя должна быть – любовь к детям! Но не «слепая» любовь, а «требовательная», может быть даже иногда «строгая», ведь только так можно воспитать в ребенке самостоятельность, что сделает ученика ответственным и устойчивым к жизненным испытаниям. И, конечно «Миссия Учителя» - учить детей учиться. 
 

Мои публикации:
Материалы для родителей
Материалы МО
Общепедагогические технологии
Русский язык
Сценарии праздников
Чтение
Публикации моих учеников:
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио