Организация "школы полного дня" по ФГОС
методическая разработка (1 класс) на тему

Организация внеурочной деятельности, режим дня в "школе полного дня" по ФГОС в 1-х классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_21_marta_13_vseros._.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.Н.  Прохорова

выступление   на  научно-практическом  методическом   семинаре

21.03.2013г.

Организация  внеурочной  деятельности   в  начальной  школе   по  ФГОС

1  Вступление.    

      Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на  создание условий для воспитания, формирования личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться   в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных  программ, то есть базового (основного) образования,  практически невозможно. Ведутся поиски содержания внеурочной деятельности, в которой каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и  внеурочной деятельности в целях создания образовательной  среды, обеспечивающей развитие личности ученика в соответствии с его интересами и способностями.  Проблема интеграции разных форм образования чрезвычайно сложна и имеет свою историю. С конца 20 века  в  мировой образовательной политике активно стали проявляться тенденции к реализации непрерывного образования во взаимодействии его разных форм: формального (основного, базового), неформального (дополнительного) и  информального (индивидуальной познавательной   деятельности, сопровождающей нашу повседневную жизнь).

     Так, в «Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза» (2001 г.) были выдвинуты лозунги об образовании «длиною в жизнь» и образовании «шириною в  жизнь». Главная идея этого подхода состоит в том, что   непрерывное образование становится основополагающим  принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности в разнообразных её формах.

     По-новому осмысливаются традиции воспитательной  работы. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою  творческую и познавательную активность, реализовывать   свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным (базовым) образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий,  может не бояться неудач. Это образование ведётся так же,   как другие типы и виды образования, — по конкретным   образовательным программам.

 «Учебный  план»  и  программы  внеурочной  деятельности

С  целью  реализации  внеурочной  деятельности  в  гимназии  разработано  «Положение  о  классах  полного  дня»  в  соответствии  с  Гражданским  кодексом  Российской  Федерации  и  Законом  РФ  «Об  образовании».Основанием  для  зачисления  в  класс  «полного  дня»  является  заявление  родителей.

Учебный план внеурочной деятельности      1 класса

Направление внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

 в учебном плане гимназии

Количество часов в неделю

 в учебном плане

 полного дня

общекультурное    

Музыка – 1

«Волшебный мир искусства» - 1

Музыка – 1

«Волшебный мир искусства» - 1

общеинтеллектуальное    

«Первые шаги в науку» - 1

«Мир деятельности» - 1

«Детская риторика» - 1

Английский язык – 2

«Музейное образование» - 1

спортивно-оздоровительное          

«Народные игры» - 2

«Народные игры» - 1

духовно-нравственное          развитие        

«    ДНР     »         -1

социальное      

«Я и моя страна» (клубный час) – 1

«Жизненные  навыки»-1

Музыка   -    «Музыкальная  шкатулка»   -  фольклорный  кружок.  Проводит  музыкальный  работник.  Программа  составлена  на  основе  авторской  Л. Л.  Куприяновой.  Знакомство  с  народными  мелодиями,  праздниками,  традициями.  Включает  в  себя  танцевальные   элементы,  игру  на  народных  инструментах.  Результатом  работы  кружка  являются   праздники,  выступления,  концерты.

«Волшебный  мир  искусства»  -  кружок.   Проводит  учитель  изобразительного  искусства.   Составители  программы  «творческая  группа»  учителей  начальной  школы  гимназии  №24.   Знакомство  с  русскими  народными  сказками,  промыслами,  праздниками,  традициями.  Включает  в  себя  прослушивание  и  просмотр  сказок,  иллюстрирование,  лепку,  составление   макетов,  коллажей,  декораций  к  сказкам.  Результатом  работы  являются   выставки.  

«Первые  шаги  в  науку» -  научное  общество  учеников  начальных  классов.  

Программа  составлена  на  основе  авторской   программы  Н.П. Кузнецовой,  Е.М. Петровой (УМК  «Планета  знаний»)

     Проектно-исследовательская  деятельность  младших    школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми  новых  для них знаний и способов  деятельности.    Включает  в  себя:  знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности;  выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов;   нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования);  работу  со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно-популярного характера;   ведение записей в дневнике юного  исследователя;    выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования);   анкетирование и интервьюирование;  обработку собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно-исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы;   планирование,  подготовка  и  реализация  творческой  работы,   посещение  музеев,   представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и  выставок; подготовка презентационных материалов; проведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности,   знакомство   с   устройством   и работой   компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними.

Формы творческих работ:   тематический альбом,  школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника,  викторина,  доклад,   презентация и др.    Результатом  работы  являются  выставки,  выступления  на  научных  конференциях,   проведение  спектаклей.

«Мир  деятельности»  -  игровое  клубное  занятие.   Программа  составлена  на  основе  надпредметного  курса   Л. Г.  Петерсон     «Учись  учиться,  или  Приключения  Смайлика».  

  Включает  в  себя    формирование  метапредметных  УУД.

«Народные  игры»  -  секция.  Занятия  проводится  на  свежем  воздухе,  учителем  физкультуры.   Составители  программы  «творческая  группа»  учителей  начальной  школы  гимназии  №24.   Знакомство  с  народными  играми,  разучивание  и  применение  на  практике.

Результатом  изучения  являются  соревнования,  «Дни  здоровья»,  эстафеты, семейные  праздники,   пропаганда  здорового  образа  жизни.  

«Детская  риторика»  -   проводится  в  форме  конференции,  диспута,  круглого  стола,   ролевой  игры,  экскурсии   в  библиотеку  или  музей.   Строится  по  принципу  диалога.  Используется  авторская  программа   Т.А.  Ладыженской,   УМК  «Школа  2100»   Проводит  занятия  учитель  русского  языка  из  средней  школы.  Формируются  коммуникативные  УУД:  умение  строить  диалог,  общаться  с  одноклассниками,  учителем;   знакомство  с    этикетом.

Результатом  работы  являются:  конкурсы,  фестивали,  сочинения,  статьи  в  школьную  газету  и  для  школьного  сайта.

«Духовно-нравственное  развитие»  - проводится  в  форме  конференции,  диспута,  круглого  стола,   ролевой  игры,  анкетирования.  Программа  составлена  на  основе  авторской  программы  Т.Л.  Белоусовой2,  Н.И.  Бостанжиева.  Занятия  проводит  классный  руководитель  с  психологом.

 Цель  программы:  создание  условий  для  становления  и  развития общечеловеческой,  национальной  и  духовной  культуры  уч-ся  начальной  школы;   обеспечение  комплекса  мероприятий  для  привлечения   максимального  внимания  к  решению  проблем  духовно-нравственного  воспитания  в  пространстве  образовательного  учреждения.  

 Одной  из  задач  программы  является  вовлечение  детей  начальной  школы  в  деятельность  ученического  самоуправления.  С  этой  задачей  гимназия  успешно  справляется  -  создана  детская  организация  «Красногорье»    более10  лет  назад  и  успешно  работает.        

Результаты  работы  диагностируются  школьным  психологом  и  классным  руководителем:  толерантность,  межличностные  отношения,  отношение  к  собственному  здоровью  и  т.д.

«Я  и  моя  страна»  -  клубный  час. 

Составители  программы  «творческая  группа»  учителей  начальной  школы  гимназии  №24.     Занятия   проводит  воспитатель.

Все дети садятся в большой круг. Они должны видеть и слышать друг друга. Круг является символом коллективной жизни человечества (Дж. Дьюи).Воспитатель или учитель сидит среди учеников и каждый раз меняет свое место внутри круга. Детям предоставляется возможность поднимать руку всякий раз, когда они хотят высказаться. Задача воспитателя состоит в том, чтобы разговорить всех, кто сам не может проявить инициативу.     Воспитатель никогда не должен перебивать ученика, чтобы исправить грамматическую ошибку, неверное или нелитературное слово. Это необходимо сделать после того, как ребенок выскажется.  Во  время  занятий   ученики  знакомятся     с  природой  нашей  страны, с   многонациональными   жителями,   праздниками  и  традициями.   Цель  программы:  воспитание  толерантности;  развитие  кругозора,   коммуникативных  УУД.

Результатом  работы  является  проведение  классных  часов,  праздников,   концертов.

«Жизненные  навыки»   -   тренинги, ролевые игры,  диспуты.  Используется  авторская  программа:   Кривцовой   С.В.  Проводит  занятия  школьный  психолог.

Цель программы  – развитие эмоционального интеллекта.

Эта программа – первая ступень систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения.

«Занимательный  английский  язык»  -  кружок.  Проводит  учитель   английского  языка.  

Программа  составлена   на  основе  программы   дополнительного образования

Л.А. Николаевой  (центр молодёжного творчества «Гермес») — «Общение без границ» и программы «Английский язык» (авторы: Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина, Е.В. Насоновская),  УМК  «Планета  знаний».

Программа предполагает активные формы проведения  занятий с детьми: обучение на основе детских и ролевых  игр, разучивания и проигрывание песенок, разыгрывание  сказочных и бытовых ситуаций.

Результатом  работы  является  проведение   «Недели  английского  языка».

Со  2  класса    вместо  «Детской  риторики»  

«Музейное  образование»   -   интерактивный  кружок.     Проводит  учитель  истории.

Программа  составлена  на  основе  авторской  программы  Т.М. Суховой,  УМК  «Планета  знаний».  

Цель программы — приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию города, Отечества.   Музейная педагогика позволяет эффективно влиять на процесс воспитания учащихся с разных позиций: мотивационноценностной,  интеллектуальной, деятельностной,  эмоциональноволевой.

Результатом  работы  является   проведение  экскурсий  в  школьном  музее;  оформление  выставок,   экспозиций.

3.   Режим  дня.

Внеурочная деятельность в классах полного дня – это система кружков и занятий художественно-эстетического, научно-познавательного, спортивно-оздоровительного и духовно-нравственного направлений в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности класса (как составной частью учебного плана гимназии). Работа в кружке не должна быть продолжением или отработкой материала урока. Формы и способы действия строго не регулируются и не регламентируются.

                                        1  класс  1  четверть

Время

Форма организации

8.15-8.25

Приход детей в школу

8.25-8.30

Зарядка

8.30-9.05

1-й урок

9.05-9.25

Перемена

9.25-10.00

2-й урок

10.00-10.10

Завтрак

10.10-10.45

3-й урок

10.45-11.20

Перемена

11.20-11.55

4-й урок (в форме игры или экскурсии – в 1 классе)

11.55- 12.05

Перемена.  Сбор детей на прогулку

12.05-12.40

Секция «Народные игры» на улице

12.40– 13.00

Обед

13.00– 13.30

«Час тишины»

13.30– 15.00

15.00 – 15.20

Внеурочная деятельность   (два занятия с переменой)

Полдник

15.20 – 16.20

Прогулка

16.20-17.55

Клубный час «Я и моя страна» (ПТ), самоподготовка

     Занятия  во  второй  половине  дня  проводятся  после   игр  на  улице,  обеда  и  отдыха   в  форме   кружков,  секций,  клуба ,  круглого  стола,    в   специально  оборудованном  помещении,  где  ученикам  не  приходится  сидеть  за  партами.  Продолжительность  занятий  35  минут.

  Классы:

     обеспечивают интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся;

     решают проблемы неуспешности в обучении и профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков;

     создают условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному самообразованию в течение всей активной жизни человека.

 Организация образовательного процесса.

1.   Классы реализуют различные образовательные программы: (основные и дополнительные) начального общего образования, и дополнительного образования.

2.   Образовательный процесс  в Классах строится на принципах:

     оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

     решения проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

     объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

     поляризации образовательной среды гимназии с выделением разно акцентированных пространств (кабинет, мастерские, библиотека, компьютерный класс, игротека, спортивный зал и др.);

3.   Цели и задачи образовательного процесса реализуются на основе образовательных программ, в том числе и дополнительных образовательных программ, разрабатываемых и утверждаемых гимназией самостоятельно.

4.   В гимназии для обучающихся 1-4 классов полного дня организуется   3-разовое горячее питание за счет средств родителей.

       5.   Режим работы Классов составляется с учетом продолжительности пребывания детей в гимназии, регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», строится на принципах интеграции основного и дополнительного образования, обеспечивает научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, рациональное использование учебного времени для организации проектно-исследовательской деятельности и экскурсионно-краеведческой работы.

Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе, ежедневный объем которой должен составлять не менее 2 часов в день.

6.  Гимназия в реализации дополнительных образовательных программ может организовывать досуговую и внеурочную деятельность обучающихся в учреждениях дополнительного образования на договорных началах.

7. Для осуществления педагогической поддержки ребенка, отслеживания личностного продвижения ребенка в образовательном пространстве полного дня, для организации внеурочной и досуговой деятельности учащихся для каждого класса вводится дополнительно должность классного воспитателя. Классный воспитатель работает в тесной связи с классным руководителем класса.

 Особенности организации учебно-воспитательной работы

в    классах полного дня.

          Самоподготовка. Одним из главных условий повышения эффективности учебного процесса в классах полного дня является устранение непроизводительных затрат времени на уроке, увеличение времени на изучение нового материала, на самостоятельную работу учащихся за счет сокращения времени на проверку домашнего задания и на выяснение степени самостоятельности при выполнении домашней работы.

          Самоподготовка – это ежедневное внеурочное занятие, предусматривающее выполнение заданий учителя, при этом выполнение домашних заданий учитель должен организовывать во время урочной деятельности.

Программные уроки и часы самоподготовки составляют единый процесс обучения. Часы самоподготовки продолжают те уроки, на которых ученики под руководством учителя самостоятельно работают с учебником, дидактическим материалом, вспомогательной литературой, закрепляют и углубляют изученный материал.

          Воспитание интереса к предмету является главной задачей. В условиях классов полного дня урок в значительной мере освобождается от простейших видов контроля, и за счет этого увеличивается время для разъяснения нового материала. Самостоятельная индивидуальная работа носит творческий характер, что позволяет систематически знакомить учащихся с научными открытиями.

В современных условиях важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания. В классах полного дня условия обучения имеют свою специфику:

        во-первых, здесь весь образовательный процесс проходит в основном в самой школе, учитель (и воспитатель) являются руководителями всего процесса обучения;

        во-вторых, уроки и самоподготовка проводятся с использованием всей материальной базы гимназии (кабинеты-лаборатории, библиотека, компьютерные кабинеты и пр.);

        в-третьих, создаются возможности применить полученные знания непосредственно на практике, расширить и углубить знания учащихся.

Организация выполнения домашнего задания - важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности учащихся.

Школьники не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.

Для обучающихся 1-4-х классов на самоподготовку отводится 50-60 минут. После 40-минутных занятий следует 10-минутная пауза.

Прогулки, отдых.  Значительная часть времени в режиме дня отводится отдыху детей на воздухе. Целесообразно пребывание детей на воздухе перед обедом. Местом отдыха учащихся является прежде всего пришкольный участок. В период пребывания детей на воздухе должны проводиться различные игры, организованные воспитателем (учителем) или самостоятельно детьми.

 В классах полного дня большое значение имеет проведение экскурсий, которые расширяют кругозор детей, позволяют знакомить учащихся с новейшими достижениями науки и техники, формируют их интересы. В течение учебного года проводятся около 7 выездных экскурсий (в музеи, на выставки, на производство и пр.).

В экскурсионные дни допускается изменение режима дня класса полного дня по согласованию с администрацией гимназии. Эти экскурсии проводят совместно воспитатель и учитель в соответствии с учебными программами и планами учебно-воспитательной работы.

ВЫВОДЫ

  Классы полного дня  - это образовательное объединение детей, позволяющее наиболее полно интегрировать учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные и оздоровительные процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Актуальные вопросы организации социального питания. Организация питания в образовательном учреждении (из опыта работы)

Полноценное питание является необходимым условием обеспечения здоровья подрастающего поколения, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов, способности к обучению во все ...

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

Рабочая программа 3 класс ПНШ поФГОС

Здесь представлено тематическое планирование 3 класс ПНШ с учётом новых стандартов...

Урок литературного чтения в 3 классе поФГОС

План-конспект открытого урока  литературного  чтения в 3 классе Тема: «Талант, мечты, безумство, храбрость в древнегреческом мифе «Дедал и Икар». Задача: развитие познавательн...

разработка урока поФГОС

Разработка урока для 2 класса по ФГОС по теме: "О России петь, что стремиться в храм"...