Формирование коммуникативных УУД у первоклассников
статья (1 класс) по теме
В данной работе рассмотрена методика проверки сформированности коммуникативных УУД у первоклассников, а так же способы их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_uud.docx | 17.39 КБ |
kommunikativnye_uud.pptx | 239.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение основная общеобразовательная
школа № 19 станицы Александроневской
муниципального образования Выселковский район
Подготовил:
учитель начальных классов МБОУ ООШ №19
станицы Александроневской Козулина Светлана Борисовна
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как способ передачи информации посредством речи.
Остановимся подробнее на второй группе коммуникации как кооперации. Содержательным ядром этой группы является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение ориентироваться на партнера по деятельности. Проще говоря, речь идет об общей готовности ребенка обсуждать и договариваться по поводу конкретной ситуации. Развитие данной способности часто запаздывает, и многие дети приходят в школу имея склонность работать индивидуально, не обращая внимания на партнера. Неумение договариваться, принимать иную точку зрения, является причиной большинства школьных конфликтов.
Коммуникативные навыки формируются в процессе групповой работы, которую можно проводить на уроке. Однако нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми. В этом случае целесообразно проводить специальные тренинговые занятия по формированию коммуникативных УУД руководством учителя. Один из вариантов таких занятий разработан психологом Галиной Анатольевной Цукерман.
Задание «Рукавички»
Цели:
- Умение детей договариваться, приходить к общему мнению, умение убеждать, аргументировать;
- Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,
- Взаимопомощь по ходу рисования
- Эмоциональное отношение к совместной деятельности
Оцениваемые УУД:
Коммуникативные действия
Возраст: 6,6 – 7 лет
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами и анализ результатов
Оборудование: силуэты рукавичек, карандаши, краски.
Задание:
Украсить рукавички одинаково, так , чтобы они составили пару (на правую и левую руку)
Критерии оценивания:
Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства рукавички
Уровни оценивания
- Низкий уровень: в узорах явное различие или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
- Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки или форма некоторых деталей совпадают, но имеются некоторые различия
- Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие.
Коррекция
- Индивидуальная беседа с парой, у которой не получились одинаковые рукавички с целью поиска ответов на вопросы: «В чем различия между рукавичками. Почему не получилась пара?»
- Совместный с учителем поиск способов взаимодействия.
- Исправление различий (если возможно) совместными усилиями)
Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности со сменой ролей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман ) Цели: Умение детей договариваться, приходить к общему мнению, умение убеждать, аргументировать; Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, Взаимопомощь по ходу рисования Эмоциональное отношение к совместной деятельности
Методика проведения Оцениваемые УУД : Коммуникативные действия Возраст: 6,6 – 7 лет Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих парами и анализ результатов Оборудование: силуэты рукавичек, карандаши, краски.
Методика проведения Задание: Украсить рукавички одинаково, так , чтобы они составили пару (на правую и левую руку)
Критерии оценивания Продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства рукавичек
Уровни оценивания Низкий уровень: в узорах явное различие или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки или форма некоторых деталей совпадают, но имеются некоторые различия Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания, сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие.
Коррекция Индивидуальная беседа с парой, у которой не получились одинаковые рукавички с целью поиска ответов на вопросы: «В чем различия между рукавичками. Почему не получилась пара?» Совместный с учителем поиск способов взаимодействия. Исправление различий (если возможно) совместными усилиями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников
Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности. В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников
Как помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми....
Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"
Методическая разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...
Формирование коммуникативной сферы первоклассников
Сегодня в школу поступает все больше детей с неготовностью в интеллектуальной сфере: недостаточно развито внимание, память, умение сравнивать, классифицировать. Также слабо развита волевая сфера...
Формирование коммуникативных универсальных действий у первоклассников
Задания на формирование коммуникативных универсальных действий....
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников посредством театральной деятельности.
Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающие формирования отношения младшего школьника к окружающему миру, отношения к себе, к другим, поз...
Выступление - мастер-класс Формирование коммуникативных компетенций первоклассников в период адаптации.
В этом выступлении содержатся приёмы работы с первоклассниками в адаптационный период....