Формирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме
Как помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Формирование коммуникативной компетентности
у будущих первоклассников
Подготовила:
Гребенщикова О.В.
учитель начальных классов
Братск – 2011
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным к окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, учителя и воспитатели, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Уровень развития речи, познавательности – одни из самых необходимых условий успешности будущей учебной деятельности. Чаще за низким уровнем речевого развития ребенка скрывается более серьезная проблема - недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие речевые нарушения.
Научить ребенка общаться педагог может лишь в том случае, если сам обладает таким умением. Личные качества педагога, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значительным фактором, определяющим содержание и характер, особенности влияния его на личность ребенка.
Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в детском коллективе. Не секрет, если педагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересованное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высока вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное отношение педагога к детям, подавление самостоятельности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопоставлять результаты диагностики характера взаимодействия педагога с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.
Как один из вариантов для оценки эффективности своего стиля педагогического общения с детьми предлагаю для самоанализа использовать следующий небольшой тест Вьюнковой Ю.
Вам будут прочитаны утверждения, а вы соотнесите их с собственным опытом работы. Оцените каждое утверждение в соответствии с градацией ответов:
абсолютно верно 2 балла
да, верно 1 балл
ни да, ни нет 0 баллов
в общем, нет – 1 балл
нет, неверно – 2 балла
Под номерами утверждений укажите ваши баллы, а по окончании необходимо эти баллы сложить и разделить на количество вопросов.
Утверждения:
- Я умею выдержать паузу после формулировки проблемы, вопроса, чтобы детям не мешать думать, принимать решение.
- Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, вопроса, задания. Свое общение с детьми начинаю с вопроса: «Что скажете?», «Что вы думаете?», «О чем молчите?».
- Я могу выбрать нужную меру помощи, чтобы каждый ребенок смог выполнить работу относительно самостоятельно.
- Я никогда не повторяю ответы детей, литературно формулируя их мысль.
- У меня на занятиях дети имеют возможность задать вопрос, высказаться, чувствуют себя спокойно и естественно.
- Я считаюсь с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если они испытывают состояние вдохновения, творчества, даже если увеличение объемов работы не предусмотрено планом деятельности.
- Я принимаю ошибки детей, так как их ошибки являются источником вопросов, проблем, обсуждаемых группой.
- Я владею активными методами и формами работы (игровыми, тренинговыми, театрализацией и другими)
- Я владею методами сохранения нервно-психического здоровья детей.
- Я могу снять раздражение, гнев, агрессию у ребенка, умею переключить его внимание.
- Я являюсь для своих воспитанников товарищем, единомышленником, равноправным партнером в их делах.
- Я стараюсь познать своих детей. Даю понять, что вижу их достоинства не зависимо от их успехов.
- Я умею насытить жизнь детей в своей группе разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать себя.
- Я учу ребят анализировать поведение, чувства поступки не только литературных героев, но и свои, своих товарищей, взрослых людей.
- Я поощряю интеллигентное и открытое выражение детьми своих чувств.
- Я развиваю у детей способность видеть и ценить индивидуальность других.
- Я стараюсь поддержать симпатии детей друг к другу. Помогаю каждому найти товарища.
- В учебно-воспитательном процессе постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет непосредственно, без моего вмешательства и побуждения.
- Мои воспитанники владеют коллективными приемами решения проблем. Умеют слушать друг друга, не блокируют чужих идей.
- Я не использую отметки в качестве поощрения и наказания.
Обработка результатов:
Сложите баллы по каждому утверждению, а полученную сумму разделите на 20 (количество вопросов). Итоговое число будет свидетельствовать об уровне эффективности Вашего педагогического общения.
Уровень 1 (количество баллов от 2 до 1,1)
Вы демократичный педагог, который владеет условиями организации обучения и воспитания, направленными на общее развитие воспитанников. Вам успешно удается учитывать в своей работе индивидуальные особенности ребенка. Умеете стимулировать развитие коллектива. Ваши воспитанники испытывают интерес к общению с Вами. Однако подумайте, не является ли Ваше мнение о себе следствием завышенной самооценки, проявившейся в Ваших ответах на вопросы?
Уровень 2 (количество баллов от 1 до 0,1)
Вы осознаете основные условия организации обучения и непосредственного общения с детьми. Чтобы осознание перешло в каждодневную практику, Вам следует создавать ситуации для развития детской самостоятельности, индивидуального творчества, больше поощрять инициативу, направленную на освоение ребятами знаний и опыта.
Уровень 3 (количество баллов от 0 до – 0,9)
Вам следует серьезно переосмыслить свое общение с детьми. Для некоторых Ваш стиль общения подходит, но другие могут испытывать неуверенность в общении с Вами. Проанализируйте те утверждения, которые Вы не приняли. Что вызвало Ваше несогласие? На какие позиции Вы могли бы уже сейчас взглянуть по-другому? Начинайте действовать!
Уровень 4 (количество баллов от – 1 до – 2)
Одно из двух: Вы или авторитарны, или же, наоборот, излишне опекаете детей. В обоих случаях им трудно общаться и работать с Вами. Для создания атмосферы, способствующей максимальному развитию личности каждого воспитанника, Вам имеет смысл изменить стиль общения, сложившийся в группе. Если Вы готовы это сделать, начинайте с переосмысления любой из обозначенных выше позиций.
Когда не единичны случаи тяжелой степени адаптации, эмоциональные расстройства у детей, низкий уровень развития навыков общения и групповой сплоченности начинайте с диагностики – выявления причин сложившейся ситуации. Диагностика сопутствует развивающей работе на разных этапах её реализации. А после выявления причин необходимо обратиться к тренингам и практическим упражнениям для достижения положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников
Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...
"Формирование коммуникативной компетентности"
Материал раскрывает формы и методы по формированию коммуникативной компетентности младших школьников средствами УМК "Начальная школа XXI века" и содержит практические рекомендации по основным уче...
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...
Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся
«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....
Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"
Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка"....
Комментарии
Формирование коммуникативной компетентности у будущих первокласс