Формирование речевой деятельности младших школьников
статья по русскому языку по теме
Описан опыт работы по формированию речевой деятельности младших школьников при работе по учебно-методическому комплексу "Гармония".
Данные материалы стали основой для выступления на конференции в АППО Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.79 МБ |
![]() | 551.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи курса «Русский язык» авт. М.С.Соловейчик формирование на основе лингвистических знаний осознанных и контролируемых языковых и речевых умений развитие способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения становление основ учебной самостоятельности: потребности и умения работать с учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения языковых вопросов привитие внимания и уважения к русскому языку, уважения к себе как носителю культурного речевого поведения,
Курс предполагает и обеспечивает коммуникативно-деятельностный, системный и личностно ориентированный подход к процессу формирования речевой деятельности младших школьников.
Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Коммуникативность упражнений задается 1) с помощью инструкций к упражнениям, 2) путем подбора фраз, которые могут быть использованы в реальной жизни, 3) с помощью создания соответствующих материалу ситуаций. Именно «ситуативные упражнения моделируют процесс естественной коммуникации и приближают урок к условиям реального общения»(А.Д. Климентенко), т.к. воспроизводят реальные условия общения, содержат побуждение к разговору, служат для выражения собственных мыслей в пределах освоенного языкового
В то же время коммуникативные упражнения по отношению к грамматике выполняют диагностическую функцию. Именно в них обнаруживается недостаточная сформированность того или иного грамматического навыка.
Реализация деятельностного подхода к организации учебной работы Введению новых знаний предшествует постановка учебной задачи-проблемы, которая требует разрешения. Информация не дается в готовом виде, а «добывается» вместе с учениками. Вопросами и практическими заданиями с учеником ведутся наблюдения, анализ, сравнения, авторы дают советы, подсказывают, подводят ученика к разрешению проблемы и формированию вывода. Затем учитель направляет ученика к учебнику, где ученые вывели правило по данной проблеме. Дети сравнивают свои выводы с мнением ученых. Тренировочная работа организуется как мотивированная, последовательная отработка выведенного способа действия, нужного для успешного решения фонетико-графических, грамматических, орфографических и речевых задач.
Учебник рассматривается как основное средство, моделирующее учебную деятельность ученика, помогающее учителю правильно организовать освоение учебного материала, формирующее у школьника умение учиться. Логика работы по курсу достигается детальностью заданий, дробностью вопросов, использованием памяток-алгоритмов, подсказок. Информация обращена непосредственно к ученику. С ним авторы ведут диалог, советуют, напоминают, предлагают, подсказывают Задания учебника по выбору читают ученики или учитель. Оптимальный вариант выбирает учитель
Первое изложение 53% 30% 13% 4% Изложение, 2007г 2 э класс (1-4)
Диагностическая работа, январь 2008г 2-е классы (1-4) Деление предложений на слова 91% 9%
Диагностическая работа, январь 2008г 2-е классы (1-4) Деление текста на предложения 30% 59% 9% 2%
Диагностическая работа, январь 2008г 2-е классы (1-4) Выбор слова в словосочетании 59% 37% 4%
22% 28% 14% 8% 26% Составление словосочетаний с предлогом Диагностическая работа, январь 2008г 2-е классы (1-4)
Составление полных ответов на вопросов 93% 98% Диагностическая работа, январь 2008г 2-е классы (1-4)
62% 10% 12% 16% Диагностическая работа, ноябрь 2007г 2 кл (1-3) и 3 кл (1-4) Дополнение предложений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...

Формирование речевой деятельности младших школьников.
- Психолого-лингвистические основы речевой деятельности;- Проблемы в формировании речевой деятельности;- Роль учебника в работе по формированию речевой деятельноти;- Пути повышения эффективности в раз...

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Опыт работы по теме: "Формирование речевой деятельности младших школьников" (+презентация)
Главная педагогическая идея опыта работы заключается в необходимости подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который ...

Научно – методическая разработка по теме: «Формирование речевой деятельности младших школьников»
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатством языка. В раннем детстве у него ...
Презентация-доклад "Формирование речевой деятельности младших школьников"
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.«Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формиров...
Презентация-доклад "Формирование речевой деятельности младших школьников"
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.«Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формиров...