ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме
ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е.А. Иванова
Мы рассматриваем внеурочную деятельность, как здоровье сберегающее внеурочное пространство, в котором ребёнок в комфортной и безопасной эмоционально-благополучной атмосфере становится субъектом собственного образования, полноценно проживает детство, делает открытия, выбирает то , что близко его природе, что отвечает его потребностям, удовлетворяет его разнообразные интересы. В этом пространстве он сможет максимально проявить свои личностные качества в совместной деятельности со своими сверстниками. Чтобы осуществить успешную социализацию ребёнка, научить его игровому и социальному взаимодействию, не причиняя при этом телесного и душевного вреда, помочь преодолеть школьные страхи и сформировать потребность в здоровом образе жизни, укрепить веру в свои силы мы применяем программный подход при организации внеурочной деятельности. Использование программного подхода при организации внеурочной деятельности обеспечивает получение результатов и эффектов внеурочной здоровьесберегающей деятельности. При этом ребёнок становится активным субъектом своего собственного образования, а не объектом множества воспитательных мероприятий, не связанных между собой. Программный подход повышает образовательный и здоровьесберегающий эффект внеурочной деятельности, объединяет усилия многих педагогов в деле приобщения детей к здоровому образу жизни. При этом каждый из педагогов может осуществлять деятельность в рамках собственных программ, а также в рамках комплексной программы, что позволит проявиться уникальности вклада каждого специалиста: классный руководитель создаёт безопасную комфортную среду для жизнедеятельности классного коллектива; педагог-психолог и социальный педагог помогут укрепить психологическое и социальное здоровье ребёнка в преодолении школьных страхов; специалист по физической культуре поможет освоить профилактические и восстановительные упражнения. Программный подход помогает ребёнку удовлетворить индивидуальные интересы, раскрыть свои потенциальные способности, а также разрешить затруднения, возникающие в процессе учебного взаимодействия и межличностного общения.
В реализации программ внеурочной здоровьесберегающей деятельности могут принимать участие все педагоги образовательного учреждения. Классный руководитель выстраивает воспитательную деятельность на основе программы. В ходе освоения программы дети сами научатся самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, смогут оценивать жизненные ситуации, свои поступки и поступки одноклассников на основе правил классного коллектива и ценностей здорового образа жизни. Организация индивидуальной работы с «Дневником здоровья» и анализ выполненных заданий позволят развить у детей самостоятельность действий и умений их оценивать.
Педагог- психолог предлагает ребёнку освоить программу «Этот разноцветный мир», разработанную на основе методик арт-терапии и помогающую ему снизить школьные страхи, познать свой внутренний мир, научиться групповому взаимодействию, регулированию своего эмоционального состояния. Данные, полученные в результате выполнения младшим школьником заданий раздела «Я и другие» в «Дневнике здоровья», могут быть использованы в диагностических целях. Тест цветовых отношений поможет выделить группу детей, требующих повышенного внимания, определить круг значимых для ребёнка взрослых, его эмоциональное состояние и психологическое самочувствие. Результаты могут быть использованы для осуществления консультационной работы с классным руководителем и родителями.
Учитель физической культуры во время каникул может реализовать программу «Весёлые каникулы», направленную на формирование двигательной активности младших школьников, на развитие умений игрового взаимодействия, на освоение нетрадиционных игровых видов спорта. В процессе игры и спортивно-оздоровительной деятельности младший школьник обучается бесконфликтному поведению.
Педагог-организатор может реализовывать программы по организации детей во время динамических перемен, прогулок, экскурсий, школьных каникул, лагерей с дневным пребыванием. В этих программах одной из важных составляющих является здоровьесберегающая деятельность детей, направленная на овладение способами личной и коллективной безопасности. Для того, чтобы ребёнок имел возможность и стремился стать субъектом событийного образования, удовлетворить свои потребности в эмоциональных контактах, сотрудничестве и достижении успеха, педагогам необходимо проектировать внеурочное общение младших школьников.
Эффектами освоения программ внеурочной деятельности станут знания, умения, приобретённые ребёнком, пережитые им чувства и отношения, проявленные в самостоятельной деятельности. Другие важные эффекты - это выполнение детьми правил здорового образа жизни , умение взаимодействовать в группе , моделировать свое поведение и поступки с точки зрения ценностей здорового образа жизни. Выполнение правил здорового образа жизни становится для младших школьников ценностным ориентиром и нормой.
Выбор педагогом разнообразных и необычных образовательных форм способствует достижению наилучших результатов и эффектов в здоровьесберегающей внеурочной деятельности: -кинотренинг (форма группового проблемного анализа событий, происходящих на экране. Проводя кинотренинг «Чистота – залог здоровья» предлагаем посмотреть мультфильм «Мойдодыр», педагог помогает детям не только оценить поступки главного героя, но и способствует формированию рефлексивных умений); - этическая беседа (одна из распространенных форм в работе с младшими школьниками, которая направлена на формирование у детей правильных представлений о нравственных нормах, вызывает позитивное отношение к ним); - тренинг психологический (форма, опирающаяся на психо-коррекционные и активные методы обучения); - проектная задача (это образовательная форма ,в которой через набор заданий целенаправленно стимулируется система действий группы детей для получения нового для них результата); - фотоэкскурсия (форма групповой образовательной деятельности,содержанием которой является визуальное и эмоциональное восприятие фотоматериалов, с целью приобретения знаний и впечатлений); - дидактическая игра (образовательная форма, выполняющая дидактическую задачу в игровых действиях). Реализуя таким образом программу внеурочной деятельности, результатами её освоения станут знания младших школьников о видах здоровья, о позитивных факторах, влияющих на его сохранение, о режиме дня, о правилах безопасного поведения дома, о признаках безопасного игрового пространства.
Список литературы
1. Кучегура Л.А., Кривопаленко Е.И., ВасильеваН.В. Школа здоровья : Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием «Дневника здоровья» - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."
Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола: "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...
ФГОС.Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе . ФГОС...
Статья: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС".
В работе рассматриваются виды внеурочной деятельности и формы её организации. Даётся краткое описание кружков и факультативов, работающих по разным направлениям....
Статья "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".
В статье говорится об организации внеурочной деятельности...
презентация к статье "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".
Презентация к статье...
Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»
В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством внеурочных занятий....
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...