Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов
статья по теме
Доклад на совещании МО начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznostoronnee_razvitie_lichnosti.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад. Разностороннее развитие личности на основе
индивидуального и дифференцированного подходов
Личностно-ориентировочный подход – главная идея в программе
гуманизации современного образования.
В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает
раннее выявление склонностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приемов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс с природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащихся.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся.
Другим, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах.
В одной из начальных общеобразовательных школ с 2000 года осуществляется технология стратовой дифференциации обучения младших школьников.
В опытно- экспериментальной работе участвуют два 3-х класса и
два 4-х класса. В этих классах все предметы, за исключением математики,
изучаются обычным составом учащихся. Для изучения математики все ученики этих классов (каждой параллели) разделены на три группы.
Так из двух 3-х классов созданы три группы (страты), в которых младшие школьники дифференцированно изучают математику на трех уровнях. В страты учащиеся группируются по способу усвоения и переработки информации, а также на освоении индивидуальных особенностей, способностей, интересов, уровня подготовки ( по математике) и мотивации учебно-познавательной деятельности. При этом математика преподается во всех стратах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью
Усвоения материала.
Первая страта (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости по математике. Главным здесь является организация обучения в соответствующем темпе. Существенным моментом является для учащихся ориентация на самостоятельность учащихся.
Вторая страта ( средний уровень) . Сюда входят учащиеся со средними показателями обучаемости. В этой группе наиболее важной будет деятельность учителя по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся.
Третью страту (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими
Познавательными способностями, низкими показателями успеваемости
по предмету.
Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей страты.
Неоднородность индивидуальных способностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода к обучению.
В ходе эксперимента были получены положительные результаты и сделаны выводы о том, что технология стратовой дифференциации обучения обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности.
В начальном звене нашей школы , можно сказать с уверенностью, что наши учителя работают подобным методом.
В каждом классе есть и сильные, и слабые ученики, И, чтобы силь- ные ученики не скучали, учитель готовит дополнительные задания для них
(как при индивидуальном опросе, так и при объяснении нового материала).
Поэтому учителю приходится решать проблему оказания помощи каждому ученику в организации его личной самостоятельной деятельности.
Наиболее благоприятным периодом формирования готовности ребёнка к развитию самостоятельности возраст 6-9 лет, Этот возраст содержит большие потенциальные возможности для полноценного разностороннего развития.
Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы.
Диагностические исследования, которые проводит классный руководитель начальной школы , необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенности развития ребенка, специфики его семейного воспитания, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического местерства. В индивидуальной работе с учащимися педагог должен руководствоваться следующими принципами
- контактности – установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель-ученик-класс»;
- принятия – уважение самооценки личности ученика;
- деятельности – вовлеченность учащихся во все виды деятельности
для выявления его способностей и качеств характера;
- последовательности – усложнения и повышения требований к учащимся по мере их развития;
- стимулирования – создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:
I этап – диагностические исследования личности ребенка, установление дружеских контактов, определение направлений совместной деятельности;
IIэтап – вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и
неустойчивых ( поступки, психические состояния и действия учащихся).
Огромное значение в деятельности классного руководителя имеет знание информации о темпераменте учащихся и в зависимости от этого планировать свою работу.
III этап – проектирование развития ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях.
IV этап – дальнейшее изучение возможностей продвижения учащихся на пути собственного развития, проектирования его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.
V – этап – корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.
Изучение учащихся на основе индивидуального подхода позволяет педагогу выделить группы учащихся по сходным признакам в классном коллективе: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.д.. В детских коллективах можно выделить одаренных детей, детей имеющих физические проблемы, трудных учащихся. Каждая группа учащихся требует особого подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия.
Одаренные учащиеся. В каждом классе выделяется группа детей, которая обладает сильным интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко
выраженными умственными способностями, широкими позновательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной
деятельности ( Левон, Татев, Мартин, Марианна, Арутюн).
У таких учащихся хорошо развиты воображение, внимание, память.
У них наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание знать много. Однако такие ребята имеют свои трудности личностного развития. Это и высокая самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе т.д. В работе
с одаренными учащимися педагог должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких учащихся.При работе с одаренными детьми классный руководитель должен руководствоваться следующими правилами:
- общаться с учащимися на равных;
- постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны учащихся;
- выполнять обязательства, данные учащимся;
- создавать атмосферу творчества, поиска, интеллектуальной загруженности;
- индивидцуально работать с одаренными учащимися при приодолении проблем общения с учащимися класса;
- использовать различные методы поощрения интеллектуальных усилий и личностных качеств учащихся в той или инрой ситуации;
- проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности уч-ся;
- формировать навыки самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля;
- формировать нравственные качества личности у одаренных детей.
Трудные учащиеся. Особого внимания требуют учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащиеся становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания, Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую – все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных учащихся помолодел. Если раньше подчеркивалось, что трудные – это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том ,что трудные дети – это дети и младшего школьного возраста. Такие дети, выросшие в сложной семейной ситуации не имеют привычки работать, немотивированны, неряшливы, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны,
У них также отсутствуют коммуникативные умения и навыки. Занимаясь
Проблемами воспитания таких учащихся необходимо, в первую очередь, определить воспитательные возможности семьи, в которой воспитывается ребенок, воспитательные возможности самого детского коллектива, причины приведшие к трудностям в поведении учащихся.
Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень педагогической запущенности ребенка, а также положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание и обучение разносторонне развитой личности в условиях внедрения ФГОС»
Описание опыта работы методического объединения начальных классов МКОУ "Ючюгейской средней школы"...
Доклад на тему:ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....
Воспитание и развитие личности на основе системно-деятельностного подхода
Формирование УУД с помощью системно-деятельностного подхода. Статья для учителя начальных классов, работающего по учебнику Петерсон Л.Г....
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах
Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах...
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА....
Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.
Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...
Разностороннее развитие личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов на уроках музыки
Выступление на заседании педагогического совета МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №15" Сергиево-Посадского муниципального округа Московской области 31,03,2017 г....