Статья "Дифференцированный подход в обучении математике"
статья по теме

Безделина Елена Анатольевна

Статья преждназначена для обсуждения на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannoe_obuchenie_po_matematike.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в математике .

Проблема дифференцированного контроля знаний - одна из наиболее сложных, на мой взгляд. Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была "справедливой" в глазах ребенка.

В своей работе я использую, как правило, единую шкалу оценок, дифференцируя при этом карточки по уровню сложности, т.е. исходу из "индивидуальной нормы" или "относительной успешности" каждого ученика. Если ученик 1-й группы без ошибок выполняет задания 1-го уровня - он получит "5", а вот наиболее продвинутые ученики должны выполнить без ошибок задания повышенного уровня сложности. Только в этом случае их работа будет оценена на "5".

Идея дифференцированного обучения является отнюдь не новой для нашей школы. Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов, таких как: училища для ученых людей, которые готовили выпускников для поступления в университеты; военные училища; гражданские училища, выпускники этих школ работали в канцеляриях; купеческие училища и т.д. Основными предметами в этих школах являлись математика и геометрия. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.

Основанием дифференциации являются не только потребности общества, но и индивидуальные особенности, интересы школьников. Опыт работы показывает, что в каждом классе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по своему отношению к предмету. Есть ученики, которые отстают в умственном развитии от своих сверстников, есть ученики повнимательнее на уроках, некоторые пропускают большое количество уроков по болезни. А есть ребята, которые мгновенно схватывают материал. Многим математика нужна только для того, чтобы окончить школу, и потом они не занимаются ей, потому такие ученики ограничиваются обязательным уровнем подготовки, так называемым “стандартом”. Другие, в соответствии со своими склонностями и способностями, достигают более высоких результатов. Поэтому я и поставила перед собой проблему дифференцированного обучения учащихся.

Дифференцированная форма деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированное задание - это задание, построенное с учетом особенностей типологической группы учащихся, т.е. группы, объединенной одинаковым уровнем знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения. Как показывает опыт, реально в каждом классе выделяются четыре типологические группы учащихся:

  1. Первая группа – это учащиеся, знающие “сверх программы”;
  2. Вторая группа – это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;
  3. Третья группа – с минимальным уровнем знаний и умений;
  4. Четвертая группа – это группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня.

Количество учащихся в каждой группе может варьировать. Из первой группы можно перейти во вторую или в третью, а может даже и в четвертую. Такой переход обусловлен целым рядом объективных и субъективных причин. Может осуществиться и обратный переход из четвертой в третью или вторую. Для каждой группы учащихся разрабатываются задания, которые позволяют детям показать свои знания и умения. Необходимость организации такой работы на уроке математики следует из требований развивающегося характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимально его развития.

Дифференцированный подход осуществляется на определенных этапах урока. На этапе введения нового понятия, т.е. при изучении нового материала, работаю со всем классом без деления его на группы. Но после того как несколько упражнений выполнено на доске, учащиеся приступают к дифференцированной самостоятельной работе. Задания на группы получают различные по содержанию, и по форме подачи. В каждой группе задания начинаются с простейших и располагаются по возрастающей.

С помощью дифференцированных форм учебной деятельности реализуются следующие цели:

С учащимися первой и второй групп:

  1. Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.
  2. Развитие устойчивого интереса к предмету, углубление представлений о роли математики в жизни, науке, технике.
  3. Развитие умения самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой.
  4. Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися третьей группы:

  1. Создание соответствующих условий; повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний для успешного изучения новой темы.
  2. Развитие и закрепление интереса к математике и к учебной деятельности, выполняемой в процессе обучения математике.
  3. Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно работать над задачей.
  4. Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности.

С учащимися четвертой группы:

  1. Ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
  2. Пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных и логических задач наряду с систематической организацией самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
  3. Развитие навыков и умений осуществлять самостоятельную деятельность по образцу и в сходных ситуациях, воспроизводить изученный материал, решенную задачу.
  4. Доведение учащихся до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Все игровые моменты, занимательные задачи, которые я использую в своей работе, я оформила в специальную папку, и в любой момент ей могу воспользоваться. Контрольные работы 4 вариантов, в которые входят задания обязательного уровня и повышенной сложности.

Предыдущие годы в ходе дифференцированного обучения математике, я очень часто использовала тетради с печатной основой. Учащимся очень нравилось работать в них. В данных тетрадях задания оформлены и в виде простых самостоятельных работ по определенным темам, и в форме тестов. Сильные ученики сразу из нескольких ответов выбирали правильный, выполняли решения тех или иных задач. Слабым учащимся предлагалось ответить только на те вопросы, которые у них не вызывали особенных затруднений, а на остальные вопросы ответить, используя учебник.

В общеобразовательных классах я использую адаптивную систему обучения. Ее смысл заключается в высокой индивидуализации обучения, которая не выходит за рамки общеобразовательной программы. Основным видом работы в обучении являются самостоятельные работы:

  1. С текстовыми заданиями;
  2. В парах или группах;
  3. Самостоятельные работы, направленные на развитие логического мышления.

В заключении хочу сказать, что дети у нас обучаются разные, и с уравновешенной психикой и нет, поэтому использование дифференцированных форм обучения позволяет помочь ребенку в его становлении как личности, помогая ему постепенно избавляться от закомплексованности перед ученическим коллективом, от боязни преодоления учебных преград, помогает повысить его самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в обучении математике

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения...

Деятельностный подход в обучении математики по УМК "Школа 2100"

          Особенностью курса математики в образовательной системе «Школа 2100…» является то, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чис...

Доклад "Дифференцированный подход в обучении математике"

  Дети приходят в класс с разным запасом знаний, умений, неодинаково подготовленные к школе. Нас волнуют одни и те же вопросы и проблемы: что надо сделать, чтобы за 40-45 минут дать качест...

Проект: «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов о...

"Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике младших школьников"

Современный этап педагогической практики -это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностых качеств ребёнка. Цель данной...

Доклад "Дифференцированный подход при обучении математике"

В данном докладе размещены виды дифференцированных заданий по математике в начальных классах....

Презентация "Дифференцированный подход при обучении математике"

Виды заданий. Работа с одарёнными детьми. Результативность....