рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) по теме
для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnoe_planirovanie._osnovy_mirovyh_relig_kultur.doc | 119 КБ |
orkse.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
№ пп | Дата | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Основные понятия | Деятельность учащихся | Вид контроля | Домашнее задание | ||
Знать | Уметь | |||||||||
Пл. Ф. | ||||||||||
1 | 01.09 | Россия – наша Родина | Урок получения новых знаний | Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют | Испытывать чувство гордости за свою Родину | Отечество, родина, культурные традиции | Беседа, знакомство с историей возникновения и особеннос тями религиоз ных культур, работа по учебнику | Текущий | С.5 вопросы | |
2 | 08.09 | Культура и религия | Комбиниро-ванный | Что такое религия, какие бывают религии, какое место в религиях занимает ритуал | Уважать историю и культуру всех народов | Религия, ритуа-лы, первобыт-ные верования, древние рели-гии,традицион-ные верования, национальные религии, ин-дуизм,иудаизм, христианство, ислам,буддизм, традиционные религии | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с историей возникновения и особеннос тями религиоз ных культур, работа по учебнику | Текущий | С.7 задания | |
3 | 15.09 | Культура и религия | Комбиниро-ванный | Что такое религия, какие бывают религии, какое место в религиях занимает ритуал | Уважать историю и культуру всех народов | Религия, ритуа-лы, первобыт-ные верования, древние рели-гии,традицион-ные верования, национальные религии, ин-дуизм,иудаизм, христианство, ислам,буддизм, традиционные религии | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с историей возникновения и особеннос тями религиоз ных культур, работа по учебнику | Текущий | Сообщение на тему «Культура поведения» | |
4 | 22.09 | Возникно-вение религий. Религии мира и их основатели | Комбиниро-ванный | Как древние люди заботились о душах своих предков. Что такое многобожие и пантеон. Какой народ в мире впер-вые поверил в Единого Бога и что такое Завет. Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей. Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство. О жизни Мухаммада и его учении. О жизни Будды и что такое четыре благородные истины | Представлять образ мира, как единый и целостный при разнообразии культур, национальнос-ти, религий | Многобожие, заповеди, Завет, Храм, христианство, христиане, халифы, ислам, мусульмане, буддизм, нирвана, Будда, ступы, | Беседа, работа над лексическим значением слов, изучение основ разных религиозных традиций, работа по учебнику, работа в парах | Текущий | С.11 вопросы и задания | |
5 | 29.09 | Возникно-вение религий. Религии мира и их основатели | Комбиниро-ванный | Как древние люди заботились о душах своих предков. Что такое многобожие и пантеон. Какой народ в мире впер-вые поверил в Единого Бога и что такое Завет. Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей. Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство. О жизни Мухаммада и его учении. О жизни Будды и что такое четыре благородные истины | Представлять образ мира, как единый и целостный при разнообразии культур, национальнос-ти, религий | Многобожие, заповеди, Завет, Храм, христианство, христиане, халифы, ислам, мусульмане, буддизм, нирвана, Будда, ступы, | Беседа, работа над лексическим значением слов, изучение основ разных религиозных традиций, работа по учебнику, работа в парах | Текущий | С.15 вопросы | |
6 | 06.10 | Священные книги религий мира | Комбиниро-ванный | Когда впервые появились священные тексты и как они назывались. Как был создан священный текст буддистов Типитака. Что такое Библия и из чего она состоит. Что священная книга мусульман называется Коран | Понимать и сопереживать чувством других людей | Типитака, Священное писание, Танах, Библия, Тора, Евангелия, пророки, писания, Богодухновен-ные, деяния апостолов, послания апостолов, апокалипсис, Коран, суры | Беседа, работа над лексическим значением слов, определение основных понятий религиозной культуры, работа в парах, по учебнику | Текущий | Ответить на вопрос «Когда впервые появились священные тексты и как они на зывались» | |
7 | 13.10 | Священные книги религий мира | Комбиниро-ванный | Когда впервые появились священные тексты и как они назывались. Как был создан священный текст буддистов Типитака. Что такое Библия и из чего она состоит. Что священная книга мусульман называется Коран | Понимать и сопереживать чувством других людей | Типитака, Священное писание, Танах, Библия, Тора, Евангелия, пророки, писания, Богодухновен-ные, деяния апостолов, послания апостолов, апокалипсис, Коран, суры | Беседа, работа над лексическим значением слов, определение основных понятий религиозной культуры, работа в парах, по учебнику | Текущий | С.21 вопросы | |
8 | 20.10 | Хранители предания в религиях мира | Комбиниро-ванный | Когда появились храни-тели предания, кто такие жрецы. Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины). Что такое иерархия в христианской церкви. Как организована мусульманская община. О буддистской сангхе и буддистских учителях (ламах) | Планировать учебные действия | Жрецы, раввины, епископы, священники, диаконы, иерархия, умма, имамы, хафизы, сангха, ламы | Беседа, работа над лексическим значением слов, установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей, работа в парах, по учебнику | Текущий | С 23 вопросы | |
9 | 27.10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | Комбиниро-ванный | О понятиях греха, раскаяния и воздания в религиозных традициях мира | Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Грехи, грехопадение, покаяние, спасение, суд, воздаяние, освобождение, нирвана | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь | Текущий | Вопрос «Что такое добрые поступки и что такое злые поступки?» | |
10 | 10.11 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | КомбинироКомбинированный | О понятиях греха, раскаяния и воздания в религиозных традициях мира | Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Грехи, грехопадение, покаяние, спасение, суд, воздаяние, освобождение, нирвана | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь | Текущий | С.27 вопросы | |
11 | 17.11 | Человек в религиозных традициях мира | Комбиниро-ванный | Что делает верующий человек для общения с Богом. Что такое молитва, таинства, намаз, мантра | Читать молитвы | Молитва, чтение, таинства, Крещение, Евхаристия, хранение субботы, намаз, мантра | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, работа по учебнику | Текущий | С.29 задания | |
12 | 24.11 | Священные сооружения | Комбиниро-ванный | Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Что такое синагога и как молятся иудеи. Что является основным в христианских храмах. Как проходит молитва и как нужно вести себя в мусульманской мечети. Как устроены буддистские храмы | Называть устройства православного храма | Стоунхендж, Храм Единого Бога в Иерусалиме, синагоги, менора, алтарь, иконы, фрески, мечети, минарет, ступы, пагоды | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, работа по учебнику | Текущий | Повторить внутреннее устройство храма | |
13 | 01.12 | Священные сооружения | Комбиниро-ванный | Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Что такое синагога и как молятся иудеи. Что является основным в христианских храмах. Как проходит молитва и как нужно вести себя в мусульманской мечети. Как устроены буддистские храмы | Называть устройства православного храма | Стоунхендж, Храм Единого Бога в Иерусалиме, синагоги, менора, алтарь, иконы, фрески, мечети, минарет, ступы, пагоды | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, работа по учебнику | Текущий | С.33 вопросы | |
14 | 08.12 | Искусство в религиозной культуре | Комбиниро-ванный | Какую роль в разных религиях играет искусство. Какие формы искусства характерны для традиционных религий России | Называть иконы | Иконы, каллиграфия, арабесок, семисвечник | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение сравнению различных религиозных традиции, явлений духовной культуры | Текущий | Ответить на вопрос «Какую роль в разных религиях играет искусство» | |
15 | 15.12 | Искусство в религиозной культуре | Комбиниро-ванный | Какую роль в разных религиях играет искусство. Какие формы искусства характерны для традиционных религий России | Называть иконы | Иконы, каллиграфия, арабесок, семисвечник | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение сравнению различных религиозных традиции, явлений духовной культуры, работа по учебнику | Текущий | С.37 вопросы и задания | |
16 | 23.12 | Творческие работы учащихся | Урок обобщения | Основные понятия из иудаизма, христианства, ислама и буддизма | Определять к каким религия относятся раз-личные соору-жения, различ-ные предметы; слушать собеседника | Нравственные устои разных религий | Беседа, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, самостоятельная работа в парах | Текущий | Подготовить материал | |
17 | 30.12 | Творческие работы учащихся | Урок обобщения | Основные понятия из иудаизма, христианства, ислама и буддизма | Определять к каким религия относятся раз-личные соору-жения, различ-ные предметы; слушать собеседника | Нравственные устои разных религий | Беседа, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, самостоятельная работа в парах | Текущий | С.38 задания | |
18 | 19.01 | История религий в России | Комбиниро-ванный | Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство. Какую роль сыграло православие в истории России. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм | Называть людей, которые сыграли большую роль в истории России | Христианство, митрополит, Патриарх, Синод, Православная и Католическая церковь, протестанты, Армянская апостольская церковь, | Беседа, работа над лексическим значением слов, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, работа по учебнику | Текущий | Подготовить сообщение на тему «Крещение князя Вла димира» | |
19 | 26.01 | История религий в России | Комбиниро-ванный | Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство. Какую роль сыграло православие в истории России. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм | Называть людей, которые сыграли большую роль в истории России | Христианство, митрополит, Патриарх, Синод, Православная и Католическая церковь, протестанты, Армянская апостольская церковь, | Беседа, работа над лексическим значением слов, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, работа по учебнику | Текущий | С.51 вопросы | |
20 | 02.02 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Комбиниро-ванный | Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли. Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме | Совершать молитвы | Ритуалы, Евхаристия, таинства, крещение, брак, намаз | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с развитием различных религиозных культур в истории России, работа по учебнику | Текущий | Подумать над вопросом «Для каких религий молитва является главным делом ве рующего?» | |
21 | 09.02 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Комбиниро-ванный | Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли. Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме | Совершать молитвы | Ритуалы, Евхаристия, таинства, крещение, брак, намаз | Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с развитием различных религиозных культур в истории России, работа по учебнику | Текущий | С.57 вопросы | |
22 | 16.02 | Паломничест ва и святыни | Комбиниро-ванный | Что такое паломничества, реликвии и мощи. О главных святынях мировых религий | Дать определение понятию паломничество | Паломничество | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику | Текущий | С.61 вопросы | |
23 | 02.03 | Праздники и календари | Комбиниро-ванный | О главных праздниках иудеев. Какие праздники существуют у христиан. Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман. Какие праздники есть у буддистов | Признавать возможность существования различных точек зрения | Песах (пасха), Шавуот,Сук-кот, Ханука, Воскресение Христово-Пасха,Вознесе-ние, Пятиде-сятница,Трои-ца, Рождество Христово, Кре-щение (Богояв-ление), Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид Дончод, Сагаалган | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику | Текущий | Повторить ,какие праз дники су ществуют у христиан | |
24 | 09.03 | Праздники и календари | Комбиниро-ванный | О главных праздниках иудеев. Какие праздники существуют у христиан. Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман. Какие праздники есть у буддистов | Признавать возможность существования различных точек зрения | Песах (пасха), Шавуот,Сук-кот, Ханука, Воскресение Христово-Пасха,Вознесе-ние, Пятиде-сятница,Трои-ца, Рождество Христово, Кре-щение (Богояв-ление), Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид Дончод, Сагаалган | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику | Текущий | С. 67 задания | |
25 | 16.03 | Религия и мораль. Нравст-венные заповеди в религиях мира | Комбиниро-ванный | Что общего существует в учениях всех религий. В чём состоят нравствен-ные заповеди в иудаизме и христианстве. Каково нравственное учение ислама. Что является основой поведения для буддистов | Нести личную ответствен-ность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах | Десять заповедей, бодхисатв | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику | Текущий | Ответить на вопрос «Что общего существует в учениях всех религий?» | |
26 | 23.03 | Религия и мораль. Нравст-венные заповеди в религиях мира | Комбиниро-ванный | Что общего существует в учениях всех религий. В чём состоят нравствен-ные заповеди в иудаизме и христианстве. Каково нравственное учение ислама. Что является основой поведения для буддистов | Нести личную ответствен-ность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах | Десять заповедей, бодхисатв | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику | Текущий | С.71 вопросы | |
27 | 06.04 | Милосердие, забота о слабых, взаимопо-мощь | Комбиниро-ванный | Как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям | Делать дела, относящиеся к понятию милосердие | Милосердие, взаимопомощь | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение толерантному отношению к представите лям разных мировоззре ний и культур ных традиций, работа по учебнику | Текущий | С.73 задания | |
28 | 13.04 | Семья | Комбиниро-ванный | Как традиционные религии России относятся к семье | Бережно относить к духовным ценностям семьи | Семья | Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение толерантному отношению к представите лям разных мировоззре ний и культур ных традиций, работа по учебнику | Текущий | С.75 вопросы | |
29 | 20.04 | Долг, свобода, ответственность, труд | Комбиниро-ванный | Как понимаются долг, свобода, ответственность, труд в разных религиях | Применить к учебе понятия «долг» и «ответствен-ность» | Свобода, долг, ответствен-ность, труд | Беседа, работа над лексическим значением слов, приведение примеров явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их, работа в парах, по учебнику | Текущий | С.77 задания | |
30 | 27.04 | Любовь и уважение к Отечеству | Комбиниро-ванный | Ценности любви | Любить свою Родину | Любовь, уважение | Беседа, работа над лексическим значением слов, приведение примеров явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их, работа в парах, по учебнику | Текущий | Сообщение на тему «С чего начинается Родина?» | |
31-34 | 04, 11, 18, 25.05 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Урок закрепления знаний | Изученный материал, правила составления презентаций | Аргументиро-вать свою точку зрения и оценку событий | Беседа, поиск необходимой информации для выполнения заданий, участие в диспутах: слушание собеседника и изложение своего мнения, подготовка сообщения по выбранным темам (теме), работа в парах, самостоятельная работа | Итоговый | Подбор материала. Составление презента ции. Подготовка к защите презента ции |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по основам духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики) Данилюк А.В. с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Данная программа рассчитана для модуля «Основы мировых религиозных культур» по учебнику для4 -5 классов: «Основы мировых религиозных культур», авторы Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.
Изучение в школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
Общая историческая судьба народов России;
Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах посредством:
ориентации содержания модуля учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания модуля учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулем учебного курса и другими учебными предметами;
ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА)
Изучение данного курса преследует триединую цель:
1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;
2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;
3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи:
Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;
Содержательно раскрыть понятие российской культурно-религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ключевые идеи программы:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Духовные традиции многонационального народа России.
Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)
Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельностина уроке: слушание рассказа учителя, обсуждения-размышления, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, игры на темы нравственного выбора и др.
Формы контроля : творческие работы, презентации
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый модуль, является частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целями результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей.
Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Формы и средства контроля
Рабочая программа рассчитана на- 34ч.
В неделю- 1 ч
Творческая работа- 2
Презентация – 4
Программа предусматривает поведение традиционных уроков,
уроков обобщения. На уроках используется фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля является: устный опрос; собеседования; выполнение творческих заданий. Осуществляется собеседование по окончанию каждого раздела. Итоговый контроль проводится в виде творческих презентаций.Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- Обобщающие уроки по теме и разделу
- Сообщения
- Презентации
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные творческие работы
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 четверть | ||
1 | Россия - наша Родина | 1 |
2 | Культура и религия | 2 |
3 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | 2 |
4 | Священные книги религий мира | 2 |
5 | Хранители предания в религиях мира | 1 |
6 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | 1 |
2 четверть | ||
7 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | 1 |
8 | Человек в религиозных традициях мира | 1 |
9 | Священные сооружения | 2 |
10 | Искусство в религиозной культуре | 2 |
11 | Творческие работы учащихся | 2 |
3 четверть | ||
12 | История религий в России | 2 |
13 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | 2 |
14 | Паломничества и святыни | 1 |
15 | Праздники и календари | 2 |
16 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 |
4 четверть | ||
17 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | 1 |
18 | Семья | 1 |
19 | Долг, свобода, ответственность, труд | 1 |
20 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
21 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | 4 |
Учебно-методическое обеспечение
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений
4-5классы. А.Я. Данилюк Москва «Просвещение» 2012
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012г
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ
Самостоятельные творческие работы:
По теме «Россия – наша Родина».
По теме «Культура и религии»
По теме «Человек в религиозных традициях мира»
По теме «Искусство в религиозной культуре»
Самостоятельные работы:
По теме «Добро и зло»
По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»
Групповая работа:
По теме «Священные сооружения»
Работа в парах:
По теме «Священные сооружения»
Творческие работы учащихся:
По теме «Как я понимаю православие»
По теме «Как я понимаю ислам»
По теме «Памятники религиозной культуры в г.Белгороде»
По теме «Мое отношение к миру»
По теме «Мое отношение к людям»
По теме «Мое отношение к России»
По теме «Моя малая Родина»
По теме «Герои России»
По теме «Мой друг»
По теме «Подари людям счастье»
По теме «Как я понимаю счастье»
По теме «Наши семейные праздники»
Театрализация:
По теме «Притча о блудном сыне»
По теме «Притча о милосердном самарянине»
По теме «Притча о талантах»
По теме «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»
По теме «Мудрость царя Соломона»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...