рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа (4 класс) по теме

Димитрова Алла Алексеевна

для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnoe_planirovanie._osnovy_mirovyh_relig_kultur.doc119 КБ
Файл orkse.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

№ пп

Дата

Тема урока


Тип урока

Требования к уровню подготовки

Основные понятия

Деятельность

учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

    Знать

     Уметь

Пл.   Ф.

1

01.09

Россия – наша Родина

Урок получения новых знаний

Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют

Испытывать чувство гордости за свою Родину

Отечество, родина, культурные традиции



Беседа, знакомство с историей возникновения и особеннос тями религиоз ных культур, работа по учебнику

Текущий

С.5 вопросы

2

08.09

Культура и религия

Комбиниро-ванный

Что такое религия, какие бывают религии, какое место в религиях занимает ритуал

Уважать историю и культуру всех народов

Религия, ритуа-лы, первобыт-ные верования, древние рели-гии,традицион-ные верования, национальные религии, ин-дуизм,иудаизм, христианство, ислам,буддизм, традиционные религии

Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с историей возникновения и особеннос тями религиоз ных культур, работа по учебнику

Текущий

С.7 задания

3

15.09

Культура и религия

Комбиниро-ванный

Что такое религия, какие бывают религии, какое место в религиях занимает ритуал

Уважать историю и культуру всех народов

Религия, ритуа-лы, первобыт-ные верования, древние рели-гии,традицион-ные верования, национальные религии, ин-дуизм,иудаизм, христианство, ислам,буддизм, традиционные религии

Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с историей возникновения и особеннос тями религиоз ных культур, работа по учебнику

Текущий

Сообщение на тему «Культура поведения»

4

22.09

Возникно-вение религий. Религии мира и их основатели

Комбиниро-ванный

Как древние люди заботились о душах своих предков. Что такое многобожие и пантеон. Какой народ в мире впер-вые поверил в Единого Бога и что такое Завет. Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей. Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство. О жизни Мухаммада и его учении. О жизни Будды и что такое четыре благородные истины


Представлять образ мира, как единый и целостный при разнообразии культур, национальнос-ти, религий

Многобожие, заповеди, Завет, Храм, христианство, христиане, халифы, ислам, мусульмане, буддизм, нирвана, Будда, ступы,

Беседа, работа над лексическим значением слов, изучение основ разных религиозных традиций, работа по учебнику, работа в парах

Текущий

С.11 вопросы и задания

5

29.09

Возникно-вение религий. Религии мира и их основатели

Комбиниро-ванный

Как древние люди заботились о душах своих предков. Что такое многобожие и пантеон. Какой народ в мире впер-вые поверил в Единого Бога и что такое Завет. Кто такой Иисус Христос и чему он учил людей. Что случилось после смерти Иисуса и как начало распространяться христианство. О жизни Мухаммада и его учении. О жизни Будды и что такое четыре благородные истины

Представлять образ мира, как единый и целостный при разнообразии культур, национальнос-ти, религий

Многобожие, заповеди, Завет, Храм, христианство, христиане, халифы, ислам, мусульмане, буддизм, нирвана, Будда, ступы,

Беседа, работа над лексическим значением слов, изучение основ разных религиозных традиций, работа по учебнику, работа в парах

Текущий

С.15 вопросы

6

06.10

Священные книги религий мира

Комбиниро-ванный

Когда впервые появились священные тексты и как они назывались. Как был создан священный текст буддистов Типитака. Что такое Библия и из чего она состоит. Что священная книга мусульман называется Коран

Понимать и сопереживать чувством других людей

Типитака, Священное писание, Танах, Библия, Тора, Евангелия, пророки, писания, Богодухновен-ные, деяния апостолов, послания апостолов, апокалипсис, Коран, суры


 Беседа, работа над лексическим значением слов, определение основных понятий религиозной культуры, работа в парах, по учебнику

Текущий

Ответить на вопрос «Когда впервые появились священные тексты и как они на зывались»

7

13.10

Священные книги религий мира

Комбиниро-ванный

Когда впервые появились священные тексты и как они назывались. Как был создан священный текст буддистов Типитака. Что такое Библия и из чего она состоит. Что священная книга мусульман называется Коран

Понимать и сопереживать чувством других людей

Типитака, Священное писание, Танах, Библия, Тора, Евангелия, пророки, писания, Богодухновен-ные, деяния апостолов, послания апостолов, апокалипсис, Коран, суры


 Беседа, работа над лексическим значением слов, определение основных понятий религиозной культуры, работа в парах, по учебнику

Текущий

С.21 вопросы

8

20.10

Хранители предания в религиях мира

Комбиниро-ванный

Когда появились храни-тели предания, кто такие жрецы. Какую роль в иудаизме играли мудрецы (раввины). Что такое иерархия в христианской церкви. Как организована мусульманская община. О буддистской сангхе и буддистских учителях (ламах)

Планировать учебные действия

Жрецы, раввины, епископы, священники, диаконы, иерархия, умма, имамы, хафизы, сангха, ламы

Беседа, работа над лексическим значением слов, установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей, работа в парах, по учебнику

Текущий

С 23 вопросы

9

27.10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Комбиниро-ванный

О понятиях греха, раскаяния и воздания в религиозных традициях мира

Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Грехи, грехопадение, покаяние, спасение, суд, воздаяние, освобождение, нирвана






Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь

Текущий

Вопрос «Что такое добрые поступки и что такое злые поступки?»

10

10.11

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

КомбинироКомбинированный

О понятиях греха, раскаяния и воздания в религиозных традициях мира

Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Грехи, грехопадение, покаяние, спасение, суд, воздаяние, освобождение, нирвана




Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг,

описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь

Текущий

С.27 вопросы

11

17.11

Человек в религиозных традициях мира

Комбиниро-ванный

Что делает верующий человек для общения с Богом. Что такое молитва, таинства, намаз, мантра

Читать молитвы

Молитва, чтение, таинства, Крещение, Евхаристия, хранение субботы, намаз, мантра



Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, работа по учебнику

Текущий

С.29 задания

12

24.11

Священные сооружения

Комбиниро-ванный

Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Что такое синагога и как молятся иудеи. Что является основным в христианских храмах. Как проходит молитва и как нужно вести себя в мусульманской мечети. Как устроены буддистские храмы

Называть устройства православного храма

Стоунхендж, Храм Единого Бога в Иерусалиме, синагоги, менора, алтарь, иконы, фрески, мечети, минарет, ступы, пагоды

Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, работа по учебнику

Текущий

Повторить внутреннее устройство храма

13

01.12

Священные сооружения

Комбиниро-ванный

Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Что такое синагога и как молятся иудеи. Что является основным в христианских храмах. Как проходит молитва и как нужно вести себя в мусульманской мечети. Как устроены буддистские храмы

Называть устройства православного храма

Стоунхендж, Храм Единого Бога в Иерусалиме, синагоги, менора, алтарь, иконы, фрески, мечети, минарет, ступы, пагоды

Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с описанием основных содержательных составляю щих священ ных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь, работа по учебнику

Текущий

С.33 вопросы

14

08.12

Искусство в религиозной культуре

Комбиниро-ванный

Какую роль в разных религиях играет искусство. Какие формы искусства характерны для традиционных религий России

Называть иконы

Иконы, каллиграфия, арабесок, семисвечник

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение сравнению различных религиозных традиции, явлений духовной культуры

Текущий

Ответить на вопрос «Какую роль в разных религиях играет искусство»

15

15.12

Искусство в религиозной культуре

Комбиниро-ванный

Какую роль в разных религиях играет искусство. Какие формы искусства характерны для традиционных религий России

Называть иконы

Иконы, каллиграфия, арабесок, семисвечник

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение сравнению различных религиозных традиции, явлений духовной культуры, работа по учебнику

Текущий

С.37 вопросы и задания

16

23.12

Творческие работы учащихся

Урок обобщения

Основные понятия из иудаизма, христианства, ислама и буддизма

Определять к каким религия относятся раз-личные соору-жения, различ-ные предметы;

слушать собеседника

Нравственные устои разных религий

Беседа, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, самостоятельная работа в парах

Текущий

Подготовить материал

17

30.12

Творческие работы учащихся

Урок обобщения

Основные понятия из иудаизма, христианства, ислама и буддизма

Определять к каким религия относятся раз-личные соору-жения, различ-ные предметы;

слушать собеседника

Нравственные устои разных религий

Беседа, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, самостоятельная работа в парах

Текущий

С.38 задания

18

19.01

История религий в России

Комбиниро-ванный

Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство. Какую роль сыграло православие в истории России. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм

Называть людей, которые сыграли большую роль в истории России

Христианство, митрополит, Патриарх, Синод, Православная и Католическая церковь, протестанты, Армянская апостольская церковь,

Беседа, работа над лексическим значением слов, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, работа по учебнику

Текущий

Подготовить сообщение на тему «Крещение князя Вла димира»  

19

26.01

История религий в России

Комбиниро-ванный

Как на Руси выбирали новую веру, когда и почему выбрали христианство. Какую роль сыграло православие в истории России. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую и протестантскую веру, ислам, иудаизм, буддизм

Называть людей, которые сыграли большую роль в истории России

Христианство, митрополит, Патриарх, Синод, Православная и Католическая церковь, протестанты, Армянская апостольская церковь,

Беседа, работа над лексическим значением слов, изложение своего мнения по поводу значения религиозных традиций в жизни людей, общества, работа по учебнику

Текущий

С.51 вопросы

20

02.02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Комбиниро-ванный

Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли. Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме

Совершать молитвы

Ритуалы, Евхаристия, таинства, крещение, брак, намаз

Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с развитием различных религиозных культур в истории России, работа по учебнику

Текущий

Подумать над вопросом «Для каких религий молитва является главным делом ве рующего?»

21

09.02

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Комбиниро-ванный

Что такое обряды (ритуалы) и как они возникли. Какими бывают обряды в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме

Совершать молитвы

Ритуалы, Евхаристия, таинства, крещение, брак, намаз

Беседа, работа над лексическим значением слов, знакомство с развитием различных религиозных культур в истории России, работа по учебнику

Текущий

С.57 вопросы

22

16.02

Паломничест ва и святыни

Комбиниро-ванный

Что такое паломничества, реликвии и мощи. О главных святынях мировых религий

Дать определение понятию паломничество

Паломничество

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику

Текущий

С.61 вопросы

23

02.03

Праздники и календари

Комбиниро-ванный

О главных праздниках иудеев. Какие праздники существуют у христиан. Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман. Какие праздники есть у буддистов

Признавать возможность существования различных точек зрения

Песах (пасха), Шавуот,Сук-кот, Ханука, Воскресение Христово-Пасха,Вознесе-ние, Пятиде-сятница,Трои-ца, Рождество Христово, Кре-щение (Богояв-ление), Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид Дончод, Сагаалган

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику

Текущий

Повторить ,какие праз дники су ществуют у христиан

24

09.03

Праздники и календари

Комбиниро-ванный

О главных праздниках иудеев. Какие праздники существуют у христиан. Что такое Курбан-байрам и Ураза-байрам у мусульман. Какие праздники есть у буддистов

Признавать возможность существования различных точек зрения

Песах (пасха), Шавуот,Сук-кот, Ханука, Воскресение Христово-Пасха,Вознесе-ние, Пятиде-сятница,Трои-ца, Рождество Христово, Кре-щение (Богояв-ление), Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид Дончод, Сагаалган

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику


Текущий

С. 67 задания

25

16.03

Религия и мораль. Нравст-венные заповеди в религиях мира

Комбиниро-ванный

Что общего существует в учениях всех религий. В чём состоят нравствен-ные заповеди в иудаизме и христианстве. Каково нравственное учение ислама. Что является основой поведения для буддистов

Нести личную ответствен-ность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах

Десять заповедей, бодхисатв

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику

Текущий

Ответить на вопрос «Что общего существует в учениях всех религий?»

26

23.03

Религия и мораль. Нравст-венные заповеди в религиях мира

Комбиниро-ванный

Что общего существует в учениях всех религий. В чём состоят нравствен-ные заповеди в иудаизме и христианстве. Каково нравственное учение ислама. Что является основой поведения для буддистов

Нести личную ответствен-ность за свои поступки на основе представления о нравственных нормах

Десять заповедей, бодхисатв

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставлению их с нормами религиозной культуры разных традиций, работа по учебнику

Текущий

С.71 вопросы

27

06.04

Милосердие, забота о слабых, взаимопо-мощь

Комбиниро-ванный

Как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям

Делать дела, относящиеся к понятию милосердие

Милосердие,

взаимопомощь




Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение  толерантному отношению к представите лям разных мировоззре ний и культур ных традиций,

работа по учебнику

Текущий

С.73 задания

28

13.04

Семья

Комбиниро-ванный

Как традиционные религии России относятся к семье

Бережно относить к духовным ценностям семьи

Семья

Беседа, работа над лексическим значением слов, обучение  толерантному отношению к представите лям разных мировоззре ний и культур ных традиций,

работа по учебнику

Текущий

С.75 вопросы

29

20.04

Долг, свобода, ответственность, труд

Комбиниро-ванный

Как понимаются долг, свобода, ответственность, труд в разных религиях

Применить к учебе понятия «долг» и «ответствен-ность»

Свобода, долг, ответствен-ность, труд







 Беседа, работа над лексическим значением слов, приведение  примеров явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их, работа в парах, по учебнику

Текущий

С.77 задания

30

27.04

Любовь и уважение к Отечеству

Комбиниро-ванный

Ценности любви

Любить свою Родину

Любовь, уважение

 Беседа, работа над лексическим значением слов, приведение  примеров явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их, работа в парах, по учебнику

Текущий

Сообщение на тему «С чего начинается Родина?»

31-34

04, 11, 18, 25.05

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Урок закрепления знаний

Изученный материал, правила составления презентаций

Аргументиро-вать свою точку зрения и  оценку событий

 Беседа, поиск необходимой информации для выполнения заданий,

участие в диспутах: слушание собеседника и изложение своего мнения,

подготовка  сообщения по выбранным темам (теме), работа в парах, самостоятельная работа

Итоговый

Подбор материала.

Составление презента ции.

Подготовка к защите презента ции



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

     Рабочая программа составлена на основе авторской программы по основам духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики) Данилюк А.В. с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

    Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

     Рабочая программа рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

    Срок реализации программы: один год.

    Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

     Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

   Данная программа рассчитана для модуля «Основы мировых религиозных культур» по учебнику для4 -5 классов: «Основы мировых религиозных культур», авторы Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С

   Проблема  воспитания толерантности  и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

   Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без ущерба для качества образования, становления личности.

    Изучение в школе основ мировых религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер современной школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

   Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

    В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

   Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

    Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

     Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

    Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

   Общая историческая судьба народов России;

    Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах посредством:

    ориентации содержания модуля  учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

    педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания  модуля учебного курса;

   системы связей, устанавливаемых между модулем учебного курса и другими учебными предметами;

   ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

   единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

   Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных  культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

   Освоение  школьниками  учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

   понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

    знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ( КУРСА)

Изучение данного курса преследует триединую цель:

   1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

   2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

   3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование    этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно  решать  следующие задачи:

    Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

    Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;

    Содержательно раскрыть  понятие российской  культурно-религиозной   традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;

    Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

    Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

      Ключевые идеи программы:

  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;

  Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

  Духовные традиции многонационального народа России.

   Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;

   Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского    общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;

Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;

    Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;

    Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;

      Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.)

Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Формы обучения: комбинированный урок, экскурсии, проведение праздников.

Виды деятельностина уроке: слушание рассказа учителя, обсуждения-размышления,  рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, игры на темы нравственного выбора и др.

Формы контроля : творческие работы, презентации

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

     Каждый модуль, является частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целями результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей.

    Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Содержание тем учебного курса

      Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

      Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

      Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Освоение школьниками учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

Обучение по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Формы и средства контроля

Рабочая программа рассчитана на- 34ч.

В неделю- 1 ч

Творческая работа- 2

Презентация – 4

Программа предусматривает поведение традиционных уроков,

уроков обобщения. На уроках используется фронтальная, групповая,

индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Основными формами текущего контроля является: устный опрос; собеседования; выполнение  творческих заданий. Осуществляется собеседование по окончанию каждого раздела. Итоговый контроль проводится в виде творческих презентаций.Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  1. Обобщающие уроки по теме и разделу
  2. Сообщения
  3. Презентации

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные творческие работы

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1 четверть

1

Россия - наша Родина

1

2

Культура и религия

2

3

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

2

4

Священные книги религий мира

2

5

Хранители предания в религиях мира

1

6

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

1

2 четверть

7

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

1

8

Человек в религиозных традициях мира

1

9

Священные сооружения

2

10

Искусство в религиозной культуре

2

11

Творческие работы учащихся

2

3 четверть

12

История религий в России

2

13

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2

14

Паломничества и святыни

1

15

Праздники и календари

2

16

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

2

4 четверть

17

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

18

Семья

1

19

Долг, свобода, ответственность, труд

1

20

Любовь и уважение к Отечеству

1

21

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Учебно-методическое обеспечение

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений

4-5классы.  А.Я. Данилюк  Москва «Просвещение» 2012

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики.  Основы мировых  религиозных культур    4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012г

3.   Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

Самостоятельные творческие работы:

По теме «Россия – наша Родина».

По теме «Культура и религии»

По теме «Человек в религиозных традициях мира»

По теме «Искусство в религиозной культуре»

Самостоятельные работы:

По теме «Добро и зло»

По теме «Понятие греха, раскаяния и воздания»

Групповая работа:

По теме «Священные сооружения»

Работа в парах:

По теме «Священные сооружения»

Творческие работы учащихся:

По теме «Как я понимаю православие»

По теме «Как я понимаю ислам»

По теме «Памятники религиозной культуры в г.Белгороде»

По теме «Мое отношение к миру»

По теме «Мое отношение к людям»

По теме «Мое отношение к России»

По теме «Моя малая Родина»

По теме «Герои России»

По теме «Мой друг»

По теме «Подари людям счастье»

По теме «Как я понимаю счастье»

По теме «Наши семейные праздники»

Театрализация:

По теме «Притча о блудном сыне»

По теме  «Притча о милосердном самарянине»

По теме  «Притча о талантах»

По теме  «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце»

             По теме «Мудрость царя Соломона»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...