мастер - класс Конкурс «Учитель года - 2013» "Особенности татарского костюма"
методическая разработка на тему
Мастер – класс
Конкурс «Учитель года - 2013»
Учитель начальных классов
МБОУ «Кунашакская СОШ»
Карачурина Елена Марсовна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Конкурс «Учитель года - 2013»
Учитель начальных классов
МБОУ «Кунашакская СОШ»
Карачурина Елена Марсовна
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Подготовительно-организационный этап:
На прошлой встрече я знакомила Вас со своим исследованием на тему: «Воспитание этнокультурного самосознания младших школьников». Занимаясь этой проблемой, я пришла к выводу, что результата мы достигнем только при гармоничном сочетании национально-регионального компонента на уроках и занятий внеучебной деятельности. ФГОС нам позволяет это. Основа новых стандартов – это системно-деятельностный подход (переход внешних действий во внутренние умственные процессы). Проектная деятельность позволит проследить метапредметную связь между уроками ИЗО, технологии, окружающего мира и занятий кружка, сформировать УУД – универсальные учебные действия:
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия – познавательные;
Выражение своих мыслей, аргументация – коммуникативные;
Выполнение пробного действия и проявить познавательную инициативу – регулятивные;
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания – личностные)
Итак, на уроках технологии во 2 классе есть тема «Народный костюм», по изобразительному искусству тема «А сама- то величава, выступает, будто пава…», окружающий мир - «Календарь – хранитель времени, страж памяти» и занятие кружка «Что одевали наши бабушки».
Такая совместная работа позволяет представить взаимную связь школы с социумом: наукой, культурой. Мы реализуем требование ФГОС о переходе к личностно-ориентированному образованию и реализации концепции «Наша новая школа».
1. Окружающий мир «Календарь – хранитель времени, страж памяти» – обсуждаем проблему «откуда об этом узнали ученые?», ищем источники (летописи, картины, фотографии, образцы в домашних коллекциях, устное народное творчество, интернет).
2. Мы с детьми идем на экскурсию в музей. Познакомимся с народными костюмами нашего музея. Обращаем внимание, что одевали наши пра-прабабушки, как украшали одежду. Говорим о народных женских костюмах, рассматриваем, обсуждаем, анализируем. Народный костюм называют ценнейшим памятником народного творчества. Он не создавался за день-два, это была одежда, которая передавалась по наследству.
- В настоящее время кого можно встретить в национальной одежде?
( бабушек и дедушек)
- Что включает в себя женский костюм?
( платье, камзол, головной убор, штаны, нагрудник, обувь)
- В нашем районе основное население – это……….
(башкиры, татары, русские)
- Да, и мы говорим о народных костюмах башкир, татар и русских женщин. Русские, башкиры, татары на протяжении долгого исторического периода жили во взаимодействии.
- ИЗО: «А сама- то величава, выступает, будто пава…» – картины художников, воспроизведение (рисунок), презентация рисунка, обсуждение. Рисунки детей.
- Технология: «Народный костюм». Показать работы детей.
Основной этап:
- Кружок – Приглашаю Вас на занятие своего кружка. Мы с вами создадим национальный костюм.
- Где же можно узнать информацию о национальном костюме?
- Давайте, посмотрим, что же обнаружили на раскопках возле Уелгов археологи? Что хранят наши берестяные грамоты? (Дать грамоты).
Для Вас я тоже приготовила информацию:
Презентация
Слайд 2
- мы знаем, что русский костюм традиционно составлял… (сарафан, рубаха, кокошник, обувь). Такой костюм с вышивкой из жемчуга мог весить до 12 кг. Слайд 3
- Татарский женский костюм состоял из……… (платья, камзола, нагрудник, штаны, калфак, платок) Слайд 4
- Он был более кокетливый, украшен вышивкой. Слайд 5
- И самым многослойным был костюм башкирских женщин. Женщина в костюме была неповоротлива, монументальна. Слайд 6
-Состоял костюм из платья, камзола, платок или кашмау, штаны, обувь. Слайд 7
Сколько весил костюм, можно предположить, если только кашмау весил до 8 кг.
-Определим на слайде костюмы Слайд 8
- Татарский костюм женщин нашего района имел заимствования башкирского костюма.
- Почему так произошло?
(основной этнос-татары жили далеко, красивые украшения женщина не могла не применить)
-По подолу платья пришивались оборки, края которых обшивались яркими лентами, такие же оборки пришивались по низу рукава. Камзолы были удлинённые (как у башкирского платья) края камзола и пройма рукава обшивались старинными монетами. Обязательной частью женского костюма был нагрудник (кукраксэ). Он украшался монетами, кораллами, камнями. Был оберегом и кошельком. Определял статус женщины. Был как башкирский почти до талии. Только головной убор (калфак) сохранился и не изменился.
- Какую часть одежды называли ожерельем? (Воротник)
- Кому принадлежало платье- кубелек? (Русским)
- Какую часть одежды называли «Сакал» (Нагрудник)
- Какой национальный костюм изобразили мои ученики?
Мы так много узнали о народном костюме и сейчас его сотворим. У нас есть куклы. И для работы Вам я предлагаю воспользоваться планом работы. Раздать.
План работы:
1. Выберите куклу для национального костюма;
2. Выберите характерные элементы национального костюма.
3. Создайте костюм;
4. Представьте костюм – презентация костюма.
Грамоты архитекторов:
Татарский костюм:
1. К оборкам платья пришиты цветные ленты.
2. По краю камзола монеты.
3. Нагрудник украшен монетами.
4. На голове калфак .
Башкирский костюм:
- По краю камзола пришита тесьма с вышивкой.
- Под воротничком пришиты монеты.
- Один край платка украшен монетами.
- Монеты на лобной повязке.
Русский костюм:
- Сарафан украшен тесьмой с геометрическим узором.
- На голове кокошник.
Практическая работа.
Презентация костюмов.
Заключительный этап:
- Как мы видим, такой процесс долгий. Он занимает время, требуется терпение, мотивация, но результат стоит этого.
- Мы молодцы. На слайдах мы видели одни костюмы. Изготовили другие. Это говорит о многообразии народного костюма.
- Что полезного каждый из Вас взял для себя?
- В народном костюме мы видим много общего, утверждать категорично, что именно так должен выглядеть народный костюм, нельзя. Башкиры, русские, татары жили рядом и вместе составляют гармоничный союз народов России. Только в единстве народов наше государство избежит межэтнических обострений, только наши дети являются носителями культурно-ценностных традиций народов России. Мустай Карим сказал: «Не русский я, но россиянин»
Спасибо за работу! Спасибо за внимание!
- Мустай Карим "Я-россиянин"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2012"
Тема мастер - классТттттТттт...
Мастер класс Конкурс "Учитель года"
Упражнения на развитие различных сторон внимания детей младшего школьного возраста...
Открытый урок по русскому языку 2 класс - конкурс "Учитель года района"
Тема: "Слог. Перенос слов"...
Мастер - Класс на конкурсе "Учитель года Ромненского района- 2014г"
конкурсный мастер-класс!...
Беседа с обучающимися о понятии "гражданственность", 3-4 класс (конкурс "Учитель года")
Очень сложное понятие "гражданственность" для начального образования раскрывается с помощью интеллек-карт, которую обучающиеся формируют в процессе работы и делают вывод об этом понятии....
Мастер класс (конкурс "Учитель года")
Мастер класс (конкурс "Учитель года")...
Презентация мастер-класса конкурса "Учитель года"
Мастер-класс...