Мнемонические приемы в начальной школе
презентация к уроку (1 класс) по теме

Коптева Татьяна Викторовна

Материал полезный для учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемонические приемы

Слайд 2

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике. Основные приёмы: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации Рифмизация Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией Метод Цицерона на пространственное воображение Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти Методы запоминания цифр: закономерности знакомые числа

Слайд 3

Исключения Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Слайд 4

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц

Слайд 5

Оловянный, деревянный и стеклянный — «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)

Слайд 6

У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Слайд 7

Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания потребления «одевать» и «надевать».

Слайд 8

Авто мото Вело фото теле радио монтёр — все эти приставки пишутся слитно.

Слайд 9

Не чуде сн о, не прекра сн о, а ужа сн о и опа сн о букву «Т» писать напра сн о в словах «вку сн ый, интере сн ый» — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т » между «С и Н».

Слайд 10

Психи атр и педи атр пошли в те атр .

Слайд 11

Непарные звонкие согласные звонкий ЛаМиНаРиЙ НоРМаЛьНыЙ МиНеРаЛьНыЙ Непарные глухие согласные глухо ЧиЩу ЦеХ Непарные твёрдые согласные твёрдо Шёл Жирный Цыплёнок Непарные мягкие согласные мягкий ЩуЧиЙ хвост

Слайд 12

Кто, ребята, понял сразу, Для чего сложили фразу "Пастух Фока, хочешь щец?"- Тот, конечно, молодец! Кто не понял, есть такие? Все согласные глухие!

Слайд 13

Для усвоения алфавита воспользуемся такой запоминалкой : АБВГДЕЁ – постираем всё бельё. ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем. НОПРСТУ – погуляем по мосту. ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща! ЪЫЬ – не запомнятся никак. ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

Слайд 14

Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!

Слайд 15

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку . Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку. Иван Родил Девочку Верочку, Толстенькую Пузатую . Имя Родители Дали – Винни Топтыжку Прозвали. Для названий падежей:

Слайд 16

Носки короткие – слово длинное : носков , Чулки длинные – слово короткое : чулок .

Слайд 17

Для того, чтобы не путать спряжения глаголов, достаточно вспомнить такой перл учительского фольклора: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть , и терпеть , и зависеть , и вертеть . Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть – Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на - ить , Исключая брить, стелить . А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть , и вертеть . Слышать, видеть, ненавидеть, И зависеть, и обидеть, Гнать, держать, терпеть, вертеть, А еще дышать, смотреть!

Слайд 18

Фёкла красная, как свЁкла ! В огороде баба Фёкла , у неё на грядке свЁкла !

Слайд 19

Долго ели тОрты – Не налезли шОрты ! ЗвонИт звонарь, ЗвонЯт в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. ЗвонИт и говорИт .

Слайд 20

Срубили ель, сорвали щавЕль . Как у нашей Марфы Есть в полоску шАрфы !

Слайд 21

Чтоб склонения вы знали, Мы семью вам показали: Первые в семье, поверьте, ПапА , мамА , а не дети. А второе — это сын , Сын , да только не один, СуществО на пару с ним. Ну а треть е — это дочь , Будешь помнить ты всю ночь

Слайд 22

1-ая – сестра к дяде пошла, 2-ая – брата ждёт у окна, 3-я – в ночи бьёт моль на печи.

Слайд 23

Парные согласные - Правильно писать дружок -Слово ласково назови Нам поможет суффикс - ок - И правильно напиши. - Найти правильный ответ -Чтобы написать на 5, Нам поможет слово нет. Глагол надо подобрать. -Было мало - стало много. -Знаю я давно уже: Так скорее проверяй! В слове г проверит ж!

Слайд 24

То, либо, нибудь - чёрточку не забудь!

Слайд 25

Палисадник (яблоки упали в сад) Винегрет (салат-холодная закуска для вин)

Слайд 26

- Как окончанье глагола узнать? Начальную форму глаголу придать! Если - ить в конце услышишь, -И, - ат , - ят в глаголе пишешь. Не на - ить - запомни тут: В окончанье -е, - ут , -ют.

Слайд 27

« Сталак Т ит » – растет сверху, как вертикальная палочка у буквы « Т ». « Сталаг М ит » – растет снизу. Представьте себе, что буква « М » похожи на две стоящие рядом сосульки. « Сталаг Н ат » – сросшиеся сосульки. Соединительная черта посередине буквы « Н » поможет запомнить, что сосульки соединились, то есть срослись.

Слайд 28

Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.

Слайд 29

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Слайд 30

К мнемоническим приемам можно также отнести такие стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации , помогают детям запомнить трудное слово.

Слайд 31

В работе над словарными словами часто используются стихи, например: Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали " Петя " – Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Лиса – лисица, посмотри, Очень любит букву И.

Слайд 32

Б Б Е Р Ё ЗА Л А Я

Слайд 33

Приём «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность - наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, у них общая заданная орфограмма, общее семантическое поле. Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов: гАзета - бумАга , кАрман - дырА , дИректОр - крИк , рОт , кОнцерт - нОта , дО , хОр ,

Слайд 34

Жила-была с о бака , она любила много спать, поэтому её прозвали С о ня . Запомните: с о бака С о ня, поэтому надо писать с о бака.

Слайд 35

П АССА ЖИР К АССА

Слайд 36

Б ага ж - носильщик на вокзале говорит: Ага , тяжелый багаж! Ба зар - ба бы на базаре Бе реза - бе лая береза Би лет - автобус сигналит: Би-би , купи билет!

Слайд 37

Ге рой - Ге на - герой ( или у героя герб на щите) Де ревня - де д в деревне Ж еле зо - железо режу еле-еле За па д - на западе солнце па дает

Слайд 38

Ин же нер - Женя - ин же нер Кап уста - дождик поливает капусту: кап, кап Ком ната - комната у Наты Лоп ата - лопата лоп нула М ага зин - магазин под названием Ага ; маг в магазине продает маги-маги Ме бе ль - мебель бе лая Пас са жир - Пассажир дал пас Са ше; п асса жир берет билет в к ассе Па ук - у паука па па Пен ал - пенал моют пен ой Ре бята - ребята решают ре бус Са поги - Са ша в сапогах Собака - жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тар елка - тарелка-это тар а

Слайд 39

Улица - на улице встречаю знакомые лица Чувство - уважай чу жие чувства 2. В слове спряталось другое слово. Богатство - бог дал богатство Валенки - валенки у Ленки Сверкает - в новом платье сверкает Верка Вдруг - друг- друга Гореть - горе гореть! Горизонт - гори , зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/ Лисица - братец Лис Облако - на облаке лак Пловец - пловец плывет в плов е Ракета - в ракете рак Соловей - соловей поет соло Трамвай - трамвай съело чудовище - ам ! Ужин - ужи на ужин?

Слайд 40

Аптека - там продает лекарства А йболит, а в О птике - о чки, похожие на букву о. Погода - погоду наблюдают по годам . Спасибо - значит спаси / спас / тебя Бог ! Библиотека - биб лия Сегодня - сего дня (при Петре I) Урожай - земля рожа ет урожай

Слайд 41

Как звучат слова в других языках. Арбуз - арбуз ( укр .) Морковь - морква ( укр .) Вчера - вчёра ( укр .) Металлический - металл (англ.) Москва - Москоу (англ.) Портрет - портрит (англ.)

Слайд 42

жен щи на (варит щи ), об ла ко (на облаке лак )

Слайд 43

Сразу буква станет ясной. Развеваться - веять (флаг), Примерять - примерить (фрак), Развивать - развить (науки), Примириться - мир (подруги).

Слайд 44

Ты всегда пиши так согласную, Как звучала бы она перед гласною: Столб - столбы, косьба - косить, Воз - возочек и возить.

Слайд 45

Чередующиеся гласные Все запомнили давно: Перед Ж мы пишем О. Забывать никак нельзя: Перед Г мы пишем А. Полагать, но положить, Прилагать, но при лож ить. Слово полог - исключенье, Никакого в том сомненья.

Слайд 46

Если после корня А , В корне пишем И всегда. Вот пример запоминай: Ноги вы тер ? Выт ир а й!

Слайд 47

Если видим суффикс А , В коне пишем А всегда: Прикасаюсь - прикоснусь, Не касаюсь, не коснусь. А коса, косой, косить Как пример не приводить.

Слайд 48

Под удареньем пишем гар , Без ударенья - гор. К примеру: загорать,загар , Наоборот – зар - зор .

Слайд 49

Гласные после шипящих и Ц. Жюри, брошюра, парашют - В дружбе только с Ю живут.

Слайд 50

Правописание приставок З приставки не бывает. Это каждый школьник знает. Здание, здесь, ни зги и здоровье- Пишутся с З, разумеется, в корне.

Слайд 51

Ты запомни, что приставки. Раз, из, низ, воз, через, без Пред согласными глухими Быстро сменят З на С.

Слайд 52

Если очень и пере, То пиши приставку пре . Если близость, приближенье, Неполнота и прибавленье , То пиши приставку при . В руки ты словарь бери, И не мучайся напрасно, Коль значение неясно.

Слайд 53

Шорох, чокаться, трущоба, Шов, крыжовник и чащоба, Шорты, пончо, капюшон, Чопорный, жокей, пижон, Плюс трещотка, жор, мажор, И изжога, и боржом, А ещё жонглер, обжора , Шомпол, шок, чох, шоу, шоры, Шоколад, шоссе, шофер - Вот почти и весь набор. Все слова напишем с О- Их запомнить нелегко.

Слайд 54

Насекомые бывают очень-очень разные И признаки имеют весьма разнообразные. Питаются по-разному, и разные расцветки, Гуляют по земле, воде и ползают по веткам. У насекомых крылья, глаза и сердце есть, Но главное отличие скрыто в числе 6 ! Знает каждый первоклассник у насекомых есть 6 быстрых, резвых ножек, всегда их ровно 6 .

Слайд 59

б е реза – исторический индоевроп . очень древний корень – бе - ( bhe -) – со значением ’блеск, белизна’. Тот же корень в слове белый. бл а годарить – сложное слово, содержит старосл . корень благо - - ’хорошо’. Ср.: благо, благодать , благовоние , благодетель , благородный . б о гатый – слово общеславянского происхождения, восходит к корню бог -. Бог в старину означало ’податель благ, господин’. Тот же корень – в словах убогий ( у=не ), богатство . бу д то – древнерусское, по происхождению связано с глаголом повелит. наклонения будь + местоимение то (проверочные слова - будет, будете). ве д ь – исконно русское слово, является формой глагола ведать -’знать’. в е ликий , в е ликолепный , в е личина – восходят к прилагательному общеслав . происхождения вель , велий , что в старину означало ’большой’. в е сьма – старослав ., образовано от слова весь; весьма значит ’совсем’. вн е запно – образовано от старосл . слова запа - ’ожидание’ ( в и не – приставки). в о робей – исконно русское слово, образовано от звукоподражания вор - вор (по чириканью). Тот же корень – в слове воркование . в о скресенье – восходит к старосл . слову крес - ’здоровье , оживление’ ( вос - - приставка).

Слайд 60

в с е гда – общеславянского происхождения, образовано от слова все с помощью суффикса – гда (ср. тогда , когда ) (проверочное слово - весь). в сюду , в сякий - общеслав . происхождения, образовано от слова весь . в ч е ра – общеслав ., по происхождению является падежной формой существительного вечер , означало ’прежде, чем прошедший вечер наступил, то есть накануне сегодняшнего дня’ (проверочное слово – вечерний) . г о лубой – восточнослав ., название цвету дано по цвету оперения шейки голубя . гор о д – общеславянское горд – ’ограда, забор’. Слово город в старину означало ’огражденное место’. От того же корня – слова огород , городить , жердь (с чередованиями г // ж, о// /е) (проверочные слова - городишь, изгородка). г о сп о дин - общеславянск . , восходит к слову господь - ’хозяин, господин’, а слово господь – было сложным словом, имело два корня: гость – ’приезжий купец’ и подь – ’хозяин, господин’. г о сударство – общеславянск ., по происхождению связано со словами государь , господарь , господин , которые восходят к корню гость . дв о рец – общеславянск ., образовано от слова двор - ’дом’ – с помощью уменьшит.-ласкат . суффикса – ец (т.е. дворец – это ’красивый дом, дом, который нравится’). д е ревня – собственно русск., образовано от слова дерево, а дерево – от глагола драть , деру – это ’то, что выдирают, чтобы освободить землю для пашни, строительства’. д е ржава – ’то, что властитель держит под своей властью’. Недаром державой именовался символ царской власти – золотой шар, который царь на торжественных церемониях держал в руке.

Слайд 61

до св и дания - образовано на базе сочетания предлога до и существительного свидание (проверочное слово - свидимся ). д о клад – собственно русск., по происхождению связано со словом класть ( до – приставка). е стеств е нно – образовано от старослав . естество с помощью суффикса енн (+ о – суффикс наречия), которое, в свою очередь, восходит к глаголу есть – ’быть’, ’существовать’. з а вод – исконно русск., образовано от глагола завести, заводить . Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят: лошадей, рыбу. Затем так стали называть и “заведенные” кем-либо предприятия ( за - - приставка). з а кон – общеслав ., образовано от слова кон - ’начало, конец, граница’, т.е. закон буквально ’то, что было изначально, что определено традицией, что устанавливает определенные рамки – границы’ ( за - - приставка). зап а д – общеслав ., образовано от слова западать – ’заходить, закатываться, прятаться за чем-нибудь’. Глагол западать – префиксальное производное от падать . з а п а дня – восточнослав ., первоначальное значение – ’засада’, образовано от глагола западати – ’прятаться за чем-либо, скрываться’ – префиксальному образованию от глагола падать ( за – приставка). з а щита – общеслав ., образовано от глагола щитити , восходящему к слову щит; буквально защитить – ’закрыть щитом’ ( за- - приставка). з дание – образовано от старослав . зьдати , связанного с существительным зьдъ ( зед , зедо ) – ’глина’. Буквально создать – ’вылепить из глины’, здание – ’то, что вылеплено из глины’. Родственное (и проверочное) слово - зодчий. з е мл я ника – собственно русск. слово, образовано от прилагательного земляной . Буквально земляника – ’земляная ягода’,. которая почти лежит на земле (проверочные слова – зе ' мли , земля ' нка ). и зобр а зить – старославянск ., образовано от глагола образити – ’придавать чему-нибудь образ, выделывать’, который восходит к глаголу разить – ’ударять’, восходящему к слову раз. Буквально разить – ’повергать с одного раза’ ( из - - приставка)

Слайд 62

и с ку сс тво – старослав ., образовано от искусити – ’испытать’, которое в свою очередь восходит к кусити – ’испытывать, пробовать’. Получается, что искусство – это ’умение хорошо что-то делать, знать свое дело “назубок”’. Исторический состав слова: ис - приставка, кус – корень (родственные слова кусать , кусок , вкус ), ств - – суффикс, - о – флексия. капуста – восходит к латинск . caput ( ка′пут ) – ’голова’ – кочан капусты по форме похож на голову. Этот же исторический корень ( ка′пут ) лежит в основе слов капюшон (надевается на голову), капитан и капрал (голова, начальник на корабле или в армии), капот (то, что закрывает главную часть машины; первоначально капот означало халат с капюшоном ). кв а драт – образовано от латинск . quattuor ( кватор ) - ’четыре’. Буквально квадрат – ’четырехугольник’. Исторически к тому же корню восходят слова кварта – ’музыкальный интервал шириной в четыре ступени звукоряда’; квартал - первоначально со значением – ’четверть (года, города)’; квартет - буквально – ’группа музыкантов из четырех человек’; квартира – так называли особый налог, повинность на военный постой солдат, затем – солдатское жилье, позже – ’любое наемное помещение для жительства в городах’ (проверочное слово – кварта ). к о лесо – восходит к индоевропейск . корню ко ' ло - ’круг, окружность. Исторически родственные слова - около, околица, кольцо, колесить, околесица. к о ллекция - образовано от латинск . коллигэре - ’собирать’. К этому же корню восходят слова коллектив (’сборный’), коллективизация , ко′лледж (первоначально ’соединение школы и пансионата’). к о нечно – исконно русск., образовано от слова конец . Конечно буквально означает ’окончательно’ (проверочное слово – закончить ). к о ньки – исконно русск., образовано от слова конь – по общности функции и по форме: раньше коньки спереди были украшены фигурками, похожими на лошадиную голову. к о пейка – собственно русск. , название монеты, на которой был изображен всадник с копьем (проверочное слово - ко ' пья ).

Слайд 63

к о ра – общеславянск ., корень кор - со значением ’кожа, шкура, мясо’, т.е. кора – это то, что отрезается, отдирается. От этой же основы образованы слова короб – ’посуда, плетенная из коры, лыка, бересты’; корыто - первоначально ’выдолбленное бревно’; корабль - первоначально ’судно, похожее на долбленую или плетеную, обтянутую кожей посуду’; корзина – буквально ’плетенка’; короткий - первоначально ’обрезанный’, курносый (с чередованием о//у) - ’с коротким носом’, куртка – ’короткая, “обрезанная”; обкорнать – ’укоротить’. к о ричневый – цвета корицы – пряного порошка, приготовленного из коры тропического дерева (проверочные слова – корка, корочка). к о стер - общеславянск ., образовано от той же основы, что коса (прическа), чесать (с историческими фонетическими чередованиями к//ч, о//е). Первоначально - ’куча обрубков, отрезков, очесок’, затем – ’горящая куча, костер’. л о пата – общеславянск ., образовано от утраченного существительного ло′па (’лапа’ или ’лист’). Лопата буквально ’широкая, как лист’. От этого же корня образованы слова лоп а сть , лопух. м е дведь – общеславянск ., образовано сочетанием слов мед и ед (еда), образовано в результате языкового табу (вместо слова арктос – ’северный’). н а род – общеславянск ., образовано от глагола родити . Народ – ’все люди, которые народились, люди одного племени’ ( на- - приставка). н е деля – общеславянск ., первоначальное значение – ’день отдыха, воскресенье’, образовано на базе словосочетания не делать (не - - приставка).

Слайд 64

н е н а видеть – старославянск ., образовано от навидети – ’охотно созерцать’, соответственно буквальное значение слова ненавидеть – ’не желать видеть’ ( не - и на - - приставки). н е ужел и – древнерусск ., образовано путем сращения частиц не, уже и ли. о бед - общеславянск ., образовано с помощью приставки об - ( =’вокруг ’) от корня – ед ( еда ). Первоначальное значение – не сама дневная трапеза, а ’время до и после (как бы вокруг) еды’ ( об – приставка). о б е спечить – собственно русское, образовано от древнерусского слова печа , пека, что обозначало ’забота’ (то, что печет , палит душу). От этого же корня образованы слова опека , опекать (’заботиться’); печаль (буквально ’то, что жжет, печет’ ); печать (первоначальное значение – ’выжженный знак, тавро’); беспечный (’живущий без заботы’). Обеспечить буквально – ’дать возможность жить беспечно, без заботы (без печи)’ ( о - - приставка, бес - - приставка). о бещать старославянск ., восходит к слову обет; первоначальный состав – обвет - от корня вет – ’совет, уговор, согласие’. От этого же корня образованы слова вече (’совет’), завет, обет (исторически об - - приставка). обидеть – общеславянск ., первоначальный состав – обвидеть (приставочное образование от видеть ) – т.е. ’смотреть мимо , лишить внимания’ (исторически об - - приставка). обл а ко – старославянск ., образовано от obvolkati – обвола′кивать . Исторически родственные слова – влачить, наволочка, оболочка (происходит чередование полногласного и неполногласного сочетаний: оло // ла ). обл а сть – старославянск ., образовано от obvolda , то есть по-русски должно было бы получиться обволость ( оло // ла )→ обвласть – ’округа, подчиненная власти господина’. Исторически родственные слова – власть, обладать (проверочное слово – власть ). о бязательно – старославянск ., глагол обязать первоначально выглядел как обвязать – префиксальное образование от вязать . Обязать буквально – ’связать каким-либо приказом, условием, договором’ ( об - - приставка). огород – см. город .

Слайд 65

о громный – общеславянск ., образовано от вышедшего из употребления существительного огром - ’пространство, на котором бывает слышен раскат грома’. Следовательно, исторически о - - приставка. о деть – общеславянск ., образовано от глагола деть – ’класть (платье на человека)’. От этого же корня - слова надеть , одежда , одеяло . В слове одеть о- - приставка. о пасный – древнерусск ., образовано от глагола опасти (’обезопасить’), восходящему к пасти – ’охранять, кормить’. Опасный буквально – ’требующий защиты, осторожности’ ( о- - приставка). о пять – общеславянск ., образовано от существительного пять , пятка . Опять буквально означает ’по собственным пятам, повторяя свой путь, т.е. назад, снова’ (о- - приставка). о тличный – исконно русск., образовано от глагола отличаться, восходящего к существительному лик . Буквально отличный – ’с другим лицом, не такой, как все’ (от- - приставка). о тряд – собственно русск., производное от глагола отрядить, восходящего к существительному ряд – ’порядок, линия, уговор’. Буквально отряд – ’то, где действует порядок, способствующий наведению порядка’ (от- - приставка). о хота – общеславянск ., от глагола хотеть ( о - - приставка). о ч е видно – исконно русск., образовано на базе словосочетания видно очам (проверочное слово очи , - е - - соединительная гласная). о чки – исконно русск., образовано от слова око - ’глаз’ (проверочное слово – очи ). п е тух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально ’поющий’. п е чальный – см. обеспечить . пл а ток – исконно русск., образовано от древнерусского плат - ’кусок материи’. Исторически родственные слова – платье, плата (ткань в виде отдельных кусков выполняла раньше роль денег).

Слайд 66

п о беда – старославянск ., восходит к корню беда – ’горе, несчастье, принуждение’. Буквально победа – ’то, что бывает после беды, войны’ ( по - - приставка). п о года – общеславянск ., восходит к корню год – ’хорошее, подходящее, годное’. Первоначальное значение слова погода – ’хорошее время, вёдро’ (ср. непогода – ’ненастье’). Исторически родственные слова - выгода , погодить , невзгода , угодье. В слове погода по- - приставка. подл инн ый – собственно русск. В старину при допросе, допытываясь правды, били длинными палками – подлинниками . Отсюда и пошло выражение подлинная правда . Подлинный ← длинный ← длина (одно - н – конечный согласный корня, второе - н - – суффикс прилагательного). п о душка - исконно русск., образовано от той же основы, что и дуть. Исторически родственные слова – дух , душа , надутый , вздох, дышать . Подушка буквально – ’надутое’ ( по- -приставка). п о здравлять – старославянск ., восходит к здравый – ’здоровый’. Исторически родственные слова – здоровье , здравствуй , здравица . Поздравлять буквально означает ’пожелать быть здоровым’ ( по- - приставка). п о лт о ра – исконно русск., образовано сращением слов пол втора - ’один и половина второго’. В древнерусском языке были еще слова, построенные по этой модели: полътретья , полъшеста и т.п., но они исчезли. Для слова полтора проверочное слово (для второго - о-) – вторить . п о н е дельник – общеславянск ., означало ’день после недели’, где неделя – ’свободный от работы день, когда ничего не надо делать’ (исторически по- и не - - приставки).

Слайд 67

п о ра – общеславянск ., производное от глагола переть (с чередованием о//е ) – ’давить, нажимать’. Исторически родственные слова - напор , отпор . Буквально пора – ’самое удобное время для нажима, совершения чего-то’. п о ручение - общеславянск ., образовано от глагола поручить , восходящего к корню рук-. Поручить буквально означало ’передать из рук в руки’ ( по - - приставка). портфель - французск ., образовано сложением на базе слов porter (порт-) – ’носить’ и feuille (фей) – ’лист’. Буквально портфель – ’“ листоноска ”’, или ’папка для бумаг’. Первый корень порт - вошел в слова портсигар – ’для переноски сигар’, портмоне ’для переноски денег’, п о ст е пе нн о – восходит к общеславянск . степень, образованному от той же основы, что и стопа (с чередованием о//е). Буквально постепенно – ’по степеням, по стопам’, т.е. последовательно, без скачков (проверочное слово – степень ; по - - приставка, первое – н - – конец исторического корня, второе - н - – суффикс прилагательного). п о ток - общеславянск ., образовано от глагола потечь, течь (чередование о//е). Поток – ’то, что течет’ (по - - приставка). п о т о лок – восточнославянск ., восходящее к слову тло – ’пол, земля, основание’ (ср. дотла – ’до основания’). Сделать по тлу означало ’сделать подобным полу’. Буквально потолок – ’подобие тла , пола’ (первое -о- - в приставке по-, второе - о - - беглый гласный в корне). пр е дс е датель – собственно русск., образовано на базе сочетания ’сесть впереди, занять первое место’ (проверочные слова – предлог пред , слово сесть ). пр и вет - общеславянск ., восходит к глаголу ветити – ’говорить’. Исторически родственные слова – вития - ’оратор’, завет, вече. (В слове привет – приставка при - со значением приближения).

Слайд 68

пр и мер – образовано от глагола примерить, восходящему к мерить . Старейшее значение слова пример – ’проба’ ( при - - приставка со значением присоединения). пр и чина – заимствовано из польск. языка, где является производным от общеславянск . чин – ’строй, действие, порядок, подчинение, место в ряду’. Исторически родственные слова – чинить, учинить . Буквально причина – ’указание последовательности действий, их расположение “по чину”’ (при - - приставка: при чине, при месте). пр и ятель – общеславянск ., восходит к глаголу прияти – ’принять’. Буквально приятель – ’тот, кто заслуживает, чтобы его приняли’ ( при - - приставка со значением присоединения, - тель – суффикс со значением лица). пр о зрачный – старославянск ., восходит к слову зрак – ’вид’, зрачный – ’видимый’. Исторически родственные слова – зрение, зримый, взор . Буквально прозрачный – ’видимый насквозь’ (про - - приставка). пр о мышленность – собственно русск., в значении ’индустрия’ введено в лит. язык Карамзиным в xviii в . До него – употреблялись родственные слова промышлять – ’заниматься охотой’, промышленник - ’профессиональный охотник’ (проверочное слово – промысел ). пр о стить – общеславянск ., восходит к слову простой – в двух значениях: ’прямой’ или ’свободный’. Следовательно, простить означает или ’разрешить виноватому, склонившемуся в низком поклоне, выпрямиться, стать простым - прямым’, или ’освободить от долгов, грехов, сделать простым - свободным’ (проверочные слова – прост , проще ). работа – старославянск ., производное от раб – ’сирота, подневольный работник’. Этимологически родственным является слово ребенок (с чередованием а//е) – ’маленький, зависимый, несвободный’. Работа первоначально – ’тяжелая, подневольная работа, рабство’.

Слайд 69

префиксального образования от ведать – ’знать’. Буквально разведчик – ’тот, кто все узнает’ ( раз - - приставка). р е бенок – см. работа . св о бода – общеславянск ., производное от той же основы, что и свой . Свобода буквально означает ’свое, собственное, отдельное от других положение, состояние того, кто ничей не раб, не невольник’. с е годня – исконно русск., образовано путем сращения слов сего дня (проверочное слово – сей – ’этот’). с е йчас - исконно русск., образовано путем сращения слов сей - ’этот’ и час . с е редина - общеславянск ., суффиксальное производное от корня серд – ’то, что в центре, внутри’. Исторически родственные слова: сердце – ’то, что в середине’; сердиться – сердце всегда считалось вместилищем чувств – или гнева ( серда ), или любви; сердобольный, предсердие. с и ница - общеславянск ., образовано по звукоподражанию синь - синь (сравни воробей ), а затем – по цвету оперенья - от прилагательного ’синий’. с казать – исконно русск., образовано с помощью приставки с - от глагола казати – ’говорить’. Исторически родственные слова – указать, приказать, отказать . с о в е ршенный – старославянск ., производное от вершити , восходящему к существительному верх - ’то, что возвышается’. Буквально совершенный – ’возвышающийся над другими, самый высокий’ ( со - - приставка). сов е сть – старославянск ., восходит к слову ведать - ’знать’. Исторически родственные слова - совет, советовать, вече, завет. с о р е внование – общеславянск ., восходит к слову рьвьнъ – ’ревнивый, усердный’. Буквально соревнование – это ’взаимная ревность (или рвение, усердие) к успеху, к победе’. Приставка со- указывает на совместность действия (ср. со трудник, со курсник).

Слайд 70

Приставка со - имеет значение ’вместе’. с п а сиб о –исконно русск., образовано на базе сращения слов спаси и Бог . Спасти в свою очередь образовано от пасти – ’сохранять, защищать’ (проверочные слова: спас , Бог , с- - приставка). сп ек такль – франзузск . spectacle – театральное представление’ – восходит к латинскому корню спектр – ’видение, призрак’. Исторически родственные слова - спекуляция - первоначально ’размышление, приглядывание к предыдущей сделке’; проспект – первоначально ’вид вдали, обзор’. Спектакль буквально – ’зрелище’ (проверочные слова – сп е ктр, спе к уляция) . с пособ – исконно русск., восходит к слову пособ – ’помощь’. Исторически родственные слова – пособие, способный, способствовать, особа (в слове способ с - - приставка). ст а раться – общеславянск ., восходит к словам старый – ’сильный, тяжелый’; стать . Стараться буквально - ’прикладывать силы, становясь кем-то или делая что-то’ (проверочное слово – старый). ст а тья – общеславянск ., образовано от глагола стать ’занять прочное положение, становиться’ Буквально статья – ’то, что стало частью определенного сочинения’. ст о лица – старославянск ., восходит к слову стол, образованному в свою очередь от глагола стлать , стелить . Стол первоначально означало ’подстилка для сидения, стул’ и стало основой для существительного престол – ’самый главный стол, трон’. Столица – ’город, где расположен “главный стол” - престол’. стр а ница – старославянск ., означает ’маленькая сторона’ (чередование полногласного и неполногласного сочетания оро // ра ) . Исторически родственные слова – пространство (’тянется во все стороны’), страна , странный (в старину означало ’чужой, из другой страны’). т о ржество – старославянск ., образовано от слова торг – ’рынок’. Исторически родственные слова – торговля , торговать , торг . Буквально торжество – ’то, что совершается на торгу, т.е. при большом скоплении народа’.

Слайд 71

торопиться – исконно русск., восходит к индоевропейскому torpъ ( торпо ) – ’поворачивать’. Торопиться буквально ’поворачиваться, суетиться’ (проверочным может служить диалектное слово то′роп - ’суета’). т о ска – общеславянск ., образовано от того же корня, что и слово тощий (с чередованием ск // щ )– первоначальное значение ’пустой’. Исторически родственные слова – тщетный , вотще (’впустую’). Буквально тоска – ’ощущение пустоты, тощая (пустая) жизнь’. уб е дить – старославянск ., образовано от глагола бедити с корнем бед -, означающим ’принуждение, притеснение, горе’. Исторически родственные слова - победа , победить, беда, бедный . Буквально убедить – ’принудить что-то делать’. ув а жать – польск., восходит к общеславянск . важный, образованному от существительного вага – ’вес, тяжесть’. Первоначально важный означало ’веский, тяжелый, отважный, сильный’. Следовательно, буквально уважать - ’считать веским, сильным, отважным’ (проверочное слово важный ; в современном языке слова уважать и важный – не родственные!). уд о вольствие - исконно русск., восходящее к корню индоевропейск . характера volъ – волити , велеть – ’желать, хотеть’. Исторически родственные слова – воля (’желание’), произвол , довольно . Буквально удовольствие – ’исполнение воли, желания’ ( у- и до- - приставки). ул и ца – общеславянск ., образовано от исчезнувшего существительного ула . Исторически родственные слова – переулок , проулок , улей , улитка . Буквально улица – ’пустая, освобожденная (от зарослей)’ (- иц - - суффикс существительного женского рода; ср. лис иц а , сестр иц а ). ур о жай – исконно русск., образовано от той же основы, что родить, урод, род. Урожай буквально – ’то, что уродилось’. устр а нить – старославянск ., образовано от существительного страна, сторона (чередование оро // ра ). Буквально означало ’отодвинуть в сторону’ (проверочные слова – странный , стра ′ ны ). ф а льцет - немецк . Falsett (фальцет) образовано от falsch ( фальш )- ’фальшивый, ложный’. Буквально фальцет – ’фальшивый голос’ (проверочное слово фальшь ). ц е ловать – общеславянск ., образовано от целый – ’здоровый’. Целовать буквально – ’желать быть целым, здоровым, приветствовать’. ч е рнила – общеславянск ., образовано от прилагательного черный. Чернила буквально – ’черная краска’. ч е тверг – исконно русск., производное от четвертый . Четверг буквально – ’четвертый день недели’ (проверочное слово – четверть ).

Слайд 72

А О У Э Ы Я Ё Е Ю И Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х Ж Ц Ш Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х й ч щ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Мастер – класс для воспитателей ГПД и учителей «Как заинтересовать ученика? Применение активных и интерактивных методов и приемов в начальной школе»

Мастер – класс для воспитателей ГПД и учителей. «Как заинтересовать ученика? Применение активных и интерактивных методов и приемов в начальной школе». Приемы работы во время ГПД...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Мнемонические приемы запоминания информации по различным школьным предметам

В процессе жизни все мы неосознанно или осознано пользуемся способами запоминания и упорядочивания информации. Мнемонические приемы, собранные на просторах интернета и классифицированные по школьным д...

Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.

Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы.  Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...