Мнемонические приемы запоминания информации по различным школьным предметам
картотека (4 класс)
В процессе жизни все мы неосознанно или осознано пользуемся способами запоминания и упорядочивания информации. Мнемонические приемы, собранные на просторах интернета и классифицированные по школьным дисциплинам помогут учителям не только начальной школы, но и средней и старшей сделать пласты учебной информации доступной к запоминанию в интересной форме. По сути- это правила, основанные на рифме или ассоциациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мнемонические приемы запоминания информации по различным школьным предметам
В начальной школе
- Звонкие и глухие согласные определяем так: ставим указательный и большой палец на кадык и произносим согласный звук. Если пальчики "слышат" дрожание-звук звонкий, если нет- глухой
- То, либо, нибудь - черточку не позабудь”.
- “Уж замуж невтерпеж”. Для запоминания наречий без Ь.
- “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”( по поводу незнания физиологии (кто кого родил), приведите пример из Ветхого завета. Там перечислены исключительно мужчины породившие кого либо)
Порядок падежей
- “Иван рубил дрова, Варвара топила печь” или “Иван рубил дрова, велел тащить пилу”.
- Иван Романович дайте вашу трубку покурить.
- А ещё фраза: Мы Же Не ЗаБ ВаЛиДРуГа .в ней все согласные звонкие
- СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи! - все глухие согласные
- Мы, ЗВеРи, уБеЖаЛи, ДоГоНяЙ!- звонкие согласные)
Спряжение глаголов
- Ко второму же спряженью отнесем мы без сомнения все глаголы , что на -ить, исключая брить, стелить.
- А еще смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть.
- Чуточку проще: гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть,а потом вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть
- …окончание: "Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя!
Нормы произношения
- ЭкспЕрИмЕнт, ИнтЕллИгЕнт, артИллЕрИст, кавалЕрИст, пЕрИфЕрИя. Справа налево от ударной гласной чередуются гласные.
- АККУмУлятор – ку-ку.
- МужЧИНа – женЩИна. Каждому своё.
- ЭкспЕрИмЕнт + экспериМЕНТ. Справа мЕнт и слева мЕнт, посередине преступник И.
- ОбеспЕчение - это не печенье!
- Я не хОчу тебе звОнить,я хочу тебе звонИть". (Или:Звонит и говорит).
- ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.
- Долго ели тОрты,не налезли шорты.
- Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.
- Мы не воры, мы не воры, заключаем договОры.
Правописание
- Он на вокзале есть всегда, к нему приходят поезда, двойное Р имеет он и называется перрон.
- “Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”!” - для запоминания слов с Ы после Ц.
- “Уж замуж невтерпеж” - для запоминания наречий без Ь.
- “Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение!”
- “Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне” и “У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо” - это фразы для запоминания слов, в которых под ударением после шипящих пишется О.
- Шоколадом шов шуршал, в шоке шомпол убежал.
- “Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку” - фраза для слов, в которых под ударением после шипящих пишется Ё
- “Мошенник у труженика одну "н" украл!” - это для объяснения, почему у мошенника две Н, а у труженика - одна.
- ПарашЮт, жЮри, брошЮра - все слова запомни Юра!
- Пол-Юли пишется через дефис : имена собственные, слова, начинающие на Л и на гласную.
- Для выбора суффикса –чик (правило о суф. чик/щик: чик пишется после согласных ДЖаЗиСТ ). Например, воз+чик.
- Искусный/искусственный. Запоминаем: какое слово длиннее, в том больше букв с.
- Интеллигент. Поможет: ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?
- РаСчёт (е/ё состоит из одного крючка– одна буква с).РаССчитывать (и состоит из двух крючков – две буквы с).
- Чувствовать, но участвовать (Не ЧАВкай!).
- Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно, а еще вкусный, интересный и словесный
- Про О после шипящей:
Шорох, крыжовник, шов, капюшон -
Слова нарушают привычный закон.
(Под ударением вместо Ё стоит в исключениях буква О)
- НЕ с глаголами:
Не выучил - не делай!
Не знаешь - не спеши!
- С глаголами раздельно
- Частицу НЕ пиши.
- То, либо, кое, нибудь - черточку не позабудь”
- К воКзалу с рюКзаком. ( словарные слова)
- В БОрдо на улице бОрдовой зАкат бАгряный и бАгровый.
- Одевать Надежду. Надевать одежду.
- Ужасно опасно в слове "прекрасно" писать букву "т"
- Стеклянный, деревянный, оловянный - посмотреть на окно: стекло, рама, ручки (суффикс яНН).
Члены предложения
- Где? Откуда? И куда? Почему? Зачем? Когда?
Обстоятельство ответ даст тебе всегда
- Где, когда, куда откуда, почему, зачем и как?
Обстоятельство ответ даст тебе всегда(вопросы, на которые отвечает обстоятельство в предложении)
- Я, мы - первое лицо
Ты и вы - второе
Он, она, они, оно -
Это третИе лицо
- Суффикс Ои А у наречий - сравнение с окном : с окна, из окна, но в окно .
- Или… С-, из-, до- на конце не пишем О, в-, на-, за- на конце не пиши А.
Геометрия, арифметика, математика в начальной школе
- Биссектриса это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
- Медиана - обезьяна, лазает по сторонам, делит их пополам.
- Пифагоровы штаны во все стороны равны.
- Тригонометрия прямоугольного треугольника: сИнус угла = прОтивоположный катет разделить на гипотенузу, кОсинус угла = прИлежащий катет разделить на гипотенузу. Инверсия букв в словах.
- Выражение Натурального логарифма числа N через Десятичный логарифм числа N-буква Д в слове Делить, значит делим выражение Lg N (на Модуль-Lg e=0,43429), и наоборот-буква Н в слове Умножить, значит умножаем выражение Ln N (на Модуль)
- Теорема Виета :"По праву достойна в стихах быть воспета о свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого. Умножишь ты корни и дробь уж готова......"
- Про дробь:
Эту дробную черту можно видеть за версту
Над чертой- числитель, знайте!
Под чертою- знаменатель.
Дробь такую непременно, назовем обыкновенной.
- В природе правило одно:
Делить на ноль - запрещено!
Кто нарушать его посмеет-
За эту малую беспечность
Он сослан будет в бесконечность.
- Умножение - это умное сложение.
Астрономия
- Мы Все Знаем Мама Юли Села Утром На Пилюли (Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Нептун, Плутон. Правда теперь Плутон не планета - надо придумывать другую ассоциацию.)
- Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт - планеты Солнечной системы (по поводу Плутона в комментариях уже писала, но фраза довольно старая).
- "Можно Вырулить За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты". Хотя тоже с Плутоном.
ИЗО
- Гоген жил на Таити. (Не на Гаити. Разные первые буквы Г и Т)
- Как Однажды Жан Звонарь Головой Свалил Фонарь - цвета радуги.
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан( цвета радуги по первой букве в словах)
Химия.
- "Фенолфталеиновый в щелочах мали-и-новый, но несмотря на это, в кислотах он без цвета!"
- Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель - грабитель (отбирает электроны).
- Электродные процессы: на Катоде Восстановление (согласные первые буквы), а на Аноде Окисление (гласные первые буквы).
- Заряды электродов при электролизе (К- и А+) и в гальваническом элементе (К+ и А-) противоположны, как и результаты - потребление тока и создание тока.
- Правило Ле-Шателье (смещение химического равновесия): рыба ищет где глубже, а реакция - где ей лучше, где на нее меньше воздействуют.
- Ещё вариант - реакция это как маленький ребенок - вспомнить способ "наоборот" для общения с вредничающими детьми (Ни за что не надевай шапку зимой, пусть уши отпадывают). В фильме Джентльмены удачи Евгений Леонов: "Завтрак отменяется, возьмите космические ложки и хорошо подкрепитесь. К обеду мы не вернемся".
- Про состав спиртов хорошо идет анекдот про Чапая и Петьку и про цистерну с самогоном. Нашел Петька на ж/д путях цистерну. Кричит - самогон нашел! Чапай говорит - там ведь СПИРТ не написано, как ты узнал? Петька: "иду, гляжу - написано ОН. Попробовал - точно он!" (С2Н5-ОН).
- Серную кислоту нужно вливать в воду, а не воду в кислоту. Правило: сначала вода, потом кислота иначе случиться большая беда.
- "Не плюй в кислоту, а то она ответит!"
- Или Лимон в чай (кислоту в воду), а не чай в лимон!
- Если выделился газ - это раз,
- Появляется вода - это два.
- Выпадет осадок - вот тогда порядок. (Из учебника химии. Реакция ионного обмена).
- Фенолфталеиновый в щелочах малиновый; восстановитель - это тот, кто электроны отдает; у всех кислот на первом месте водород
Биология, география
- Каждый отличный студент должен курить папиросы - это периоды палеозоя (кембрий, ордовик, силур, девон карбон пермь).Ты, Юра, мал (триас, юрский, меловой). Подожди немного (палеоген, неоген). "
- Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернется - это порядок таксонов в систематике животных (царство тип класс отряд семейство род вид)
Литература
- Хочет Ярёмка Дать Аркашке АНанас" - это размеры стихотворения.
- Двусложные:
- В Хорее ударение на первом слоге,
- В Ямбе - на втором.
- Трёхсложные:
- В Дактиле - на первом,
- В Амфибрахии - на втором,
- В АНапесте - на третьем.
- КГБ - порядок цветов российского флага. Красный, голубой, белый. Снизу вверх
Физика
- Формула давления : признак высокого давления=красная рожа=ро же аш
- Тело, впернутое в воду Выпирает на свободу С силой выпертой воды Телом, впернутым туды. Закон Архимеда.
- Для перевода литра в кубические метры: Литр в метр кубе(кубический метр)-буква Л в слове Делить (на 1000), Метр в кубе в литр-буква М в слове Умножить (на 1000).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы запоминания графического облика букв
В работе представлена система работы над запоминанием графического облика букв...
Мнемонические приемы в начальной школе
Материал полезный для учителя...
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Мастер-класс«Мнемонический приём запоминания стихотворения»
Представляю Вашему вниманию мастер-класс "Мнемонический приём запоминания стихотворения"...
Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.
Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы. Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...
Эйдетика (от греч. слова “эйдос” - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-з...