Доклад по теме "Формирование у младших школьников учебных действий самооценки и самоконтроля"
статья по теме
Доклад на научно-практической конференции по теме "Самооценка и самоконтроль у младших школьников. ( на примере уроков русского языка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_konferenciya.odt | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ САМООЦЕНКИ И САМОКОНТРОЛЯ
Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учится, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контролю, оценке).
В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.
Исследования П.Я.Гальперина, С.Л. Кабыльницкой [9], Н.Ф.Талызиной [29] показали, что при целенаправленном формировании самоконтроля возможно развитие различных его форм уже в младшем школьном возрасте. При этом совершенствование контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий, входящих в состав самоконтроля, происходит в процессе работы над основным учебным действием.
Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока : 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного
возраста:
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Уровни развития контроля
Уровни | Показатели сформированности | Дополнительные диагностические признаки |
1 | 2 | 3 |
1. Отсутствие контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | Ученик не может обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, не критично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников |
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых |
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их: исправляет и объясняет ошибки | В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает |
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля с новыми условиями |
5. Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы | Задачи, соответствующие усвоенному способу, выполняет безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям |
6. Актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и условий задачи, и вносит коррективы | Контролирует соответствие выполняемых действий способу , при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения |
1.2 Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
«Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.»
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.
“Самоконтроль- это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил? Или -“самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов”. Есть множество определений что же такое самоконетроль, мне наиболее близко определение
Г.А.Соболевой.которая считает, что “самоконтроль - это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом”.
т.е. Самоконтроль - явление сложное и многогранное. Но анализируя все определения данного понятия, можно сказать, что самоконтроль, его психологическая сущность, заключается в «сопоставлении», «соотнесении» выполняемых действий с «образцом», с «поставленной целью», т.е. можно сказать, что действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ.
Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия.
Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома.
Самоконтроль является составной частью учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он позволяет учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования.
Первоначально дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам, предъявленным учителем., т.е первоначально он направлен на результат деятельности и лишь постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности. Изменяется самоконтроль и в другом отношении: меняется содержание контролируемых действий.
Необходимо подчеркнуть, что первым важным условием обучения школьников самоконтролю является установка учителя на его осуществление. В младшем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном).
Другое важное условие развития индивидуальности учащихся – целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах. Такая работа должна начинаться учителями уже в начальных классах. Невысокий уровень самоконтроля учащихся является следствием того, что на уроках многие из них фактически не обучаются этому. Между тем, самоконтроль необходим на разных этапах учебного процесса, и соответственно на разных этапах урока учащихся следует ему обучать.
Если педагоги обещают воспитать у учеников умение учиться, они тем самым обещают воспитать у детей умение контролировать свои действия, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), сочетающуюся со спокойной самокритичностью (без самоедства).
Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в контроле своих усилий. Как сделать, чтобы ученик совершал усилия не ради учительской похвалы или хотя бы не только ради нее? . Самоконтроль начинается там, где ребенок сам участвует в производстве контроля – в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям.
Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем «учебного поведения»: как надо входить в класс; правильно сидеть и вставать из-за парты; поднимать руку, если есть вопрос; собирать портфель, не забывая все необходимое для занятий в школе. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля собственно в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания (выдерживание наклона и необходимого расстояния при написании букв).
В задачу педагога входит постепенное расширение сферы самоконтроля у детей, формирование у них разнообразных приемов его осуществления. Ценным методическим приемом в этом плане является предоставление детям возможности упражняться в проверке работ своих одноклассников. Таким образом, на практике подтвердилось одно из условий эффективного формирования самоконтроля, на которое обращалось внимание в более ранних работах по детской психологии: « Надо приучить детей, чтобы они ставили друг другу вопросы и делали взаимную проверку всему ими усвоенному во время урока».
Развитие самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников на уроках русского языка подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности . И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Только во втором, но особенно в третьем классе, самоконтроль детей начинает все более заметно проявляется как «составная часть» учебной деятельности. Именно с этого момента можно говорить о том, что самоконтроль вошел в привычку и даже превратился в черту характера.
Нужно побуждение к осуществлению самоконтроля. Но поскольку младшие школьники еще плохо осознают роль самоконтроля в решении поставленных перед ними задач, то необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива.
Контроль извне является тем обязательным условием, соблюдение которого создает необходимую основу для формирования самоконтроля.
С целью определения, умеют ли учащиеся контролировать свою учебную деятельность, было предложено заполнить анкету
Анкета
1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план?
а) Часто; б) иногда; в) никогда.
2.Что ты делаешь в таком случае?
3. Проверяешь ли себя при выполнении какого-нибудь задания?
а) Часто; б) иногда; в) никогда.
4. Как ты себя проверяешь?
5. Зачем ты себя проверяешь?
6. Что значит – проверить выполненную работу?
7. Есть ли что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, окружающему миру и т. д.?
Результаты проводимого анкетирования показали что 29%) умеют проверять свою работу и понимают для чего это нужно, (46%) не всегда проверяют свою, работу затрудняются в выборе способа проверки, (25%) не умеют проверять свою работу.
Промежуточные срезы (списывание, диктант, словарный диктант) показали, что у детей улучшился уровень самоконтроля. .
Формирование самоконтроля на уроках русского языка ведёт к развитию орфографической зоркости у младших школьников. правилом). Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Именно в этот период дети учатся обнаруживать орфограммы.
Звуковой разбор проводится по следующему плану:
1)Произнеси и послушай слово. До начала вычленения звуков из слова, учитель должен убедиться в том, что школьник произносит слово правильно.
2)Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам. Ученик произносит слово дважды: в первый раз целиком (со звательной или вопросительной интонацией, которая подчеркивает ударный слог), во второй — «по кусочкам», т. е. по слогам.
3)Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора. Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно,— важный прием, которым должен пользоваться учитель, чтобы помочь детям увидеть, точнее, услышать свою ошибку.
4)Обозначь выделенный звук условным значком. Со временем очень полезно сочетать условные небуквенные значки с транскрипцией.
5)Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6)В заключение разбора учитель задаёт вопросы: «Сколько в слове звуков? Сколько букв?»
Упражнения, направленные на формирование звукового анализа слова:
-наблюдение над артикуляцией звуков
-предъявление приема протяжного или усиленного произнесения звука
-выполнение действия по образцу
-фонетический опыт (эксперимент) («попробуем»)
-моделирование, фонетическое конструирование(«скажи и послушай слово»)
-на вопрос учителя называйте только те слова, которые начинаются звуком…
-рассмотрите рисунки, найдите одинаковый звук в словах
-твёрдый-мягкий (используются сигнальные карточки) (камень -вата)
-полсловечка за вами (бал.кон, во...рон)
-звук заблудился
-узнайте звук. Вставайте, если услышите звук (в, в'). Разложите по полкам вещи: на первую, если услышите звук в начале, на вторую, если в середине, на третью, если в конце.
-отгадайте имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра
-где звук? Определите позицию.
-перевёртыши: кот-ток, сорт-трос
-добавление звуков в начале, середине, конце слова: тол-стол, рот-крот, дар-удар, сова-слова, рот-рота
-соотнесение слова и схемы с пристальным вниманием к месту ударения, к количеству и последовательности звуков, к разграничению твердых и мягких согласных… («Послушайте слово и найдите его схему. Какую схему под какой картинкой составите?»)
-выявление (на слух) фонетических признаков, которыми различаются слова: пел -спел, рот - крот, стол - стул, дом - том, нос - нёс, мел - мель; замок - замок, Поля - поля, страны - страны... («Послушайте пары слов и скажите, чем они отличаются?»)
-исправление ошибок в составленных фонетических моделях: правильно ли составлена схема слова
-что слышишь? Узнавание «рисующих» звуков: послушайте, какой звук повторяется и помогает представить словами нарисованную картинку;( домик )
-подбор слов к звуковым моделям (Приложение 1);
-постоянная демонстрация образца анализа звучащего слова;
-прием трансформации (если закрою первую букву, какое слово получится?);
-использование заданий-ловушек (сколько звуков в слове «два», какое слово длиннее «час» или «минута», мне кажется, что все звуки в слове «вата» мягкие?).
Безошибочное и быстрое определение ударения – основа становления орфографической зоркости. Объяснение ударения начинается с двухсложных слов, в которых слоги повторяются (мама, папа).
Ударный слог определяется как громкий и более длительный.
Для отработки умения обнаруживать ударный слог используются приёмы:
-позови слово
-удивись слову (учитель с удивлением спрашивает, подставив слово это: «Это карандаш?»)
-проверь себя (перебирая по очереди слоги, ученик ставит ударение)
-переставь ударение в слове («Попробуем произнести с ударением на 1-м слоге. Так говорят? На 2-м.»)
-собери слова из ударных слогов (комар+заяц-коза)
-переставь слоги в слове, но сохрани ударение, говоря при этом сначала медленно, затем всё быстрее (кино – ки-но-но-ки-но-кинокинокиноки – кино)
-игры:
«Положи палочку». (У каждого ученика набор полосок для записи слогов, счетные палочки). Учитель показывает игрушки, картинки; учащиеся должны записать каждое слово полосками по количеству слогов и определить ударение в слове. Если ударение на первом слоге, дети должны положить палочку над первой полоской.
«Как звучит слово». (У каждого ученика набор квадратиков: черные и белые). Учитель медленно произносит слова, ученики «записывают» их по слогам. Если слог ударный, кладут черный квадратик, если безударный - белый.
«Эхо».
а)ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо (роль эха могут выполнять отдельные ученики, группа);
б)учитель переставляет ударения в слове, произнося сначала: «Это тееелефон?», потом: «Это телеефон? Это телефоон?» Ученики отвечают: «Это телефон».
В 1-ом и во 2-ом классах по теме «Ударение» вводятся постоянные задания:
-расставить ударение в работе
-поднять карточку с цифрой 1, если ударение падает на первый слог, и с цифрой 2, если ударение падает на второй слог
- игра «Хитрый вопрос»:
а)записать букву, которая всегда стоит под ударением
б)выписать из словаря пять слов с ударением на первом слоге и пять слов с ударением на втором слоге
в)подчеркнуть слова, которые различаются только ударением. Объяснить значение этих слов:
Я варю уху. Маша похвалила Варю.
Дежурная мыла пол. Потом принесла кусок мыла.
Мы уже выучили урок. Тропинка уже дороги.
- «Быстрый» диктант
Под диктовку надо записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. (Учитель диктует слово «работа», а ученики записывают только букву «о»).
-назвать в предложении все ударные гласные:
Ребята играли на площадке. Они вместе построили дом.
-соотнести слова со схемой. Если названное слово подходит к схеме, то показать это светофором зеленого цвета:
Машина, автобус, трамвай, метро, троллейбус, грузовик, самосвал.
- выписать слова, имеющие три слога и поставить ударение:
Пила, топор, молоток, шило, отвертка, гвоздь, рубанок.
Знакомство школьников с понятием «орфограмма» происходит в период обучения грамоте. Данное знакомство осуществляется в два этапа: знакомство с небуквенными и буквенными орфограммами. Знакомство с небуквенными орфограммами подразумевает знакомство с предложением, где уже на первых уроках учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма», назвав его «опасным местом».
Нашей дальнейшей задачей является продолжение работы по данной проблеме. Это и апробация различных моделей самоконтроля , проведение различных тестов, срезов по оценке сформированности самоконтроля и самооценки.
Литература.
1. Артюхова И. Устойчивость внимания //Нач. шк.(приложение)- 2002.- №8.
2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.
3. Варова Т.В.Самоконтроль в работе над грамотностью. Алгоритм поиска и квалификации орфографической ошибки//Вестник.- 2003.- №11.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика.- Интернет.
5.Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966.
6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред.Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962.
7. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства- М.: Издательство Московского университета, 1988.
8. Галустян О.В. Самоконтроль как компонент организации самостоятельной работы студентов.- Интернет.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
10. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности. – М., 1982.
11. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
12. Жинкин Н.И. Механизмы речи.- М., 1958, с. 603.
13. Камышева Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики //Нач. шк.- 1982.- №9.
14. Князева Т.Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ, 2004.
15. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-1986.-№ 2.
16. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся- М.: Высшая школа, 1979, с. 18.
17. Лукьянова М.И., Калинина Н.В.Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Метод. рекомен. для учителей и школьных психологов.
-Ульяновск: ИПК ПРО,1998.
18. Методика грамматики и орфографии в начальных классах/ под ред. Н.С. Рождественского- М.: Просвещение, 1979.
19. Мисс М.Ю. Автоматизация самоконтроля в начальной школе.- Интернет.
20. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе//Нач. шк.(приложение)-2002.- № 17.
21. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.
22. Распопина О.И. Задания для оценки своих возможностей по русскому языку для учащихся, учителей и родителей//Нач. шк. (приложение) – 2002. - № 6.-с.2.
23. Репкина Г.В. Формирование оперативных единиц памяти//Вестник Харьковского университета. - Харьков,1968.- Вып.I.- № 30.
24. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. – Томск: Пеленг, 1993.
25. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, «Пеленг», 1993.
26. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/под ред. М.С. Соловейчик-М.: Просвещение, 1993.
27. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю.Д. Кобалевский - М.: Просвещение, 1988.
28. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.Русский язык в начальных классах. - М., 1995.
29. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников-М.: Просвещение, 1988.
30. Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их контроль в развитии творческого мышления младших школьников //Вопросы психологии. – 1986. - №1.
31. Тоцкий П.С. орфографическое чтение как основа правописания//Нач. шк.-1988.-№ 7.
32. Филиппова Н.К. Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка.- Интернет.
33. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 1982.
34. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985.
35. Хамблин Д. Формирование учебных навыков: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1986.
36. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва–Рига, 1999.
37. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47.
38. Шикова Р.Н., Бологова Е.И.. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач// Нач.шк.-2000.-№1.
39. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – Киев, 1961.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Международная педагогическая академия, 1995.
41. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. – М., 1974.
42. А.Г. Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва «Просвещение» - 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через системно - деятельностный подход к обучению в начальных классах.
Доклад на педсовет...
Доклад на тему: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе."
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возмож...
Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"
Развитие коммуникативных УУД происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умени...
Презентация к докладу на методическом объединении «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством применения на уроках технологии проблемно-диалогического обучения»
Данная презентация знакомит учителей с одной из эффективных технологий системно-деятельностного подхода, раскрывает особенности проблемно-диалогического обучения, содержит практический материал ...
Программа групповых коррекционных занятий для младших школьников на развитие самооценки с элементами сказкотерапии
Развитие самооценки. Групповые занятия.Сказкотерапия....
Доклад на тему: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...