тема выступления на педсовете"Проблема формирования орфогрфической зоркости в современной школе "
статья по теме

Гусева Татьяна Владимировна

Эта тема является актуальной , одна из наиболее трудных тем изучения орфографии, в выступлении дан ряд способов работы по этой теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы.

  Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тела по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением.

   Говоря о формировании орфографического навыка, мы, как правило, имеем в виду систему учебных действий, связанных с сознательным применением учебниками правил правописания.

   Формируемое в процессе обучения родному языку орфографическое действие для нас прежде всего состоит в том, чтобы, во – первых научиться видеть орфограммы, т.е ставить орфографическую задачу, и, во – вторых научиться её решать, причём способы её решения могут быть различными:

а) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского письма;

б) если орфограмма не поддаётся проверке, можно воспользоваться  

    словарём;

в) можно написать орфограмму по памяти.

Последний способ – письмо по памяти, несомненно, самый удобный и быстрый в применении, ибо писать слово, вспомнив, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово или справиться о его написании в словаре. Если присмотреться к тому, как пишет ребенок, нетрудно заметить. Что у него это действие устроено точно так же, только «образы слов» у него не такие «прочные», как у взрослого носителя языка, и потому ему приходится постоянно пользоваться двумя другими способами решения орфографической задачи (подбором проверочного слова и словарём). Причём как при подборе проверочных слов, так и при пользовании словарем происходит постоянное пополнение того запаса «образов слов», которые содержатся у ребёнка в памяти, т.е. совершенно очевидно, что способ письма по памяти в ряде случаев является результатом применения ранее двух других способов проверки орфограмм.

Основные усилия при обучении правописанию младших школьников направлены на отработку применения этих двух способов решения орфографической задачи. Для формирования этих умений применяется целая система орфографических упражнений.

На долю же третьего способа – тренировки письма по памяти – приходится лишь небольшая часть учебного времени, посвящённая, главным образом, заучиванию так называемых «словарных слов».

 Первым и важнейшим из таких упражнений является списываем, т.к.искусство правописания заключается в первую очередь «в глазу и руке». Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и труднопроверяемых написаний и лишь систематические упражнения в списывании, организованные особым образом, помогут младшему школьнику самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем. При знакомстве ребенка с орфограммами слабых позиций                 ( орфограммами безударных гласных и «сомнительных» согласных) погружении его в «лабиринты орфографии», списывание приобретает свою подлинную ценность и становится мощным средством формирования орфографической зоркости и усвоения орфографических норм.

   Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, является умение «видеть» и «слышать» орфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки.

   Ученик должен:

  - знать, что слово делится на слоги, и уметь произвести слогораздел любого слова;

  - различать ударный слог и безударный, уметь выделять их в каждом отдельном слове;

  - уметь находить все морфемы в слове, хорошо ориентироваться в их значении.

   Ещё одно замечание: чем раньше учащиеся перейдут к формированию умения определять ударный слог не только в отдельно взятом слове, но и в словах предложения, тем эффективнее это умение будет «работать» на становление навыков грамотного письма.

   Чтобы правильно написать безударные окончания имен существительных нужно:

   - определить падеж;

   - определить склонение;

   - вспомнить окончание существительного в данном падеже.

   При формировании умений обозначать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных предлагается способ:

   Проверочным словом для любого прилагательного является вопросительное слово, с помощью которого мы ставим вопрос от существительного к зависимому прилагательному.

   Таким образом, основные умения, которые необходимо формировать при обучении учащихся обозначать безударные гласные, это – чёткое представление, что такое орфограмма. Умение «видеть» и «слышать» её в речи, а также  умение найти способ действий, помогающих выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности – ориентация в фонетической позиции и морфемной части слова. Где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение.

        Учитель: Гусева Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Игровые технологии при формировании орфографической зоркости в начальной школе.

Разработка мастер-класса Ищенко В. А. (учителя МОАУ СОШ "13 г. Новотроицка) для интерактивного выступления в формате обмена опытом на открытом МО педагов начальных классов города.Тема выступления"...

Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»

Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата   в  условиях введе...

Темы выступлений на педсоветах

Здесь содержится материал для выступлений на педсоветах, ШМО...

Выступление на педсовете. Презентация. Формирование интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.

Презентация к выступлению на педсовете. Практическая часть с примерами....

Презентация "Формирование орфографической зоркости в начальной школе"

Презентация "Формирование орфографической зоркости в начальной школе"...

Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе.

Статья на тему: "Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе"...