Темы выступлений на педсоветах
материал на тему

Рубцова Евгения Владимировна

Здесь содержится материал для выступлений на педсоветах, ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

                                                             

2010г.

МИНУТЫ ВХОЖДЕНИЯ В УРОК

Любой человек стремится к успеху.

С. Френе

Выбор темы диктуется многими и самыми разными обстоя тельствами: общим настроением класса, погодой, самочувстви ем педагога, наличием наглядного материала и т. п. Выбор этот  безграничен.

1. На фоне лирической музыки.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем Кате, Серёже, Коле?.. (Педагог перечис ляет всех детей, вспоминая их хорошие качества, черты ха рактера.)

А что вы хотите пожелать мне?

Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чисто ту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

2. Песенное начало.

Звучит первый куплет песни Б. Окуджавы «Давайте гово рить друг другу комплименты». - Что такое комплимент?

Для чего нужны комплименты в общении людей? В каких случаях следует их говорить? Приходилось ли вам говорить эти «высокопарные слова» - комплименты? Кому? На фоне музыки звучат слова:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

 Ведь это всё любви счастливые моменты.

Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

И вам, мои милые дети, я хочу сказать комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном, радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!

3. Поэтическое начало.

У поэта Андрея Дементьева я прочитала такие строки:

Берегите здоровье друг друга,

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо,

Чью-то жизнь сократили сейчас.

Знаете, я расстроилась... Неужели это правда, что можно за болеть от грубого, злого слова и даже сократить грубостью дру гому жизнь? А почему я расстроилась?

Потому что в своей жизни, когда у меня было плохое на строение, я не всегда могла себя сдерживать. И я, бывало, кри чала, говорила кому-то грубые слова, от которых, наверное, кто-то переживал, а может, и болел. И мне теперь тяжело от того, что кому-то я причинила боль. Если вас, дети, я обижала сло вом, то простите меня.

Если вы кому-то говорили злые слова, простите себя. Вы не знали, что человек болеет от них и становится несчастным. И пусть светлая музыка поможет вам навсегда забыть грубые сло ва. В мире много ласковых и добрых слов - будем же их дарить друг другу.

«Словом можно убить, словом можно спасти...» - так счита ет поэт.

Можно ли убить словом? Были ли у вас случаи, когда вы были жестоки в своих высказываниях? На фоне музыки:

- Закройте глаза и вспомните, как вам было больно, тяжело. Тоска и печаль охватывали вашу душу, камнем ложились вам на сердце. Что вспоминается в эти минуты? (Педагог делится свои ми воспоминаниями.)

Выбросим из нашей памяти все грубые слова.

А можно ли спасти словом? Какие это слова? Расскажите, когда вас спасали или утешали словами. Скажите друг другу такие слова, которые поднимут настроение, развеют грусть и печаль и поселят в душе радость.

4. Музыкальное вступление.

- Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, силь ные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки!

На фоне музыки педагог читает стихотворение:

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

 Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите теп ло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

5. Изображение (рисунок), начинающее урок.

  • Педагог показывает рисунок: изображение сердца.

- Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Алёша; Лена; Коля?

Да, бьются наши сердца. Мое сердце побольше, а у вас сер дечки маленькие, как ваши кулачки. Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят? А слышали, когда говорят: «Сердце болит, ноет»? Вспомните, болело ли оно у вас.

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для то го, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Часто сердце нам что-то советует, а иногда и приказывает. Когда вы спокойны - оно бьётся ровно, когда вы сердитесь - учащённо, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остано вись, не злись. «Прости», - просит оно. У вас добрые сердца, дети? Нарисуйте своё сердце, каким вы его представляете.

6. Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее на строение.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз ещё вернётся.

Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыб ку. Я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте сво ей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу. Звучит музыка.

- Посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь. Как вы думае те, для чего каждому человеку - и взрослому, и ребёнку - нужна улыбка? Почему животные, собаки и кошки, например, могут обойтись без улыбки, а человек - нет?

На фоне музыки:

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыб ками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

7. Эмоциональный настрой: добрые глаза, добрый взгляд.

В руках у каждого ребёнка - зеркало.

- Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего нужны глаза человеку?

Звучит музыка.

Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи, - засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища - и помогают совершать вам добрые поступки. Ваши глаза неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.

В мои глаза вошли поля, моря, леса.

Мои зрачки - огонь -

В них солнце задремало...

Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды.

8. Изображение (рисунок), с которого начинается урок.

  • Педагог раздаёт детям открытки с изображением цветов.

- Рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется сказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?

Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают вас, разных и непохожих друг на друга. И каждый из вас имеет свою красоту глаз, слов, движений, по ступков.

Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрас ное настроение и наполняете моё сердце любовью.

  • Педагог показывает детям изображение бабочки.

- Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю жизнь помнят о том, что было в дет стве. Поэт Константин Бальмонт навсегда запомнил одну карти ну летнего дня и написал об этом стихотворение.

 (Тихо звучит музыка.)

Помню я, бабочка билась в окно,

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно,

Но отделяет от дали,

В мае то было, мне было 5 лет,

В нашей усадьбе старинной

Узнице воздух вернул я и свет,

Выпустил в сад наш пустынный.

Если когда-то вдруг спросят меня:

«В чем твое доброе дело?».

Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела».

А вы совершали подобные поступки? (Воспоминания педаго га из детства.) В каждом из вас бьётся доброе сердце, не спо собное погубить чью-то жизнь: бабочки, паучка, жучка. Ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю это точно. И сегодня, как и всегда, вы будете добры ко всему живому.

И спасибо вам, говорю я, за всех, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.

9. Этот предмет нам помог начать необычно урок.

  • Педагог показывает детям колокольчик. - Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой кле точки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

Колокольчики звенят

Серебристым, лёгким звоном.

Слух наш сладостно томят.

Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

  • Под звуки русской народной песни педагог вносит самовар.

Что за чудо! Что за жар

Этот русский самовар.

 Возьмитесь за руки и полюбуйтесь этой сказкой. Какая кра сивая роспись! Все краски чудесного дня собраны в ее узорах. Самовар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас. Я вижу радость на ваших лицах. Какие слова вы хотите ска зать, чтобы выразить свой восторг? Как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить и из чайника?

Да, самовар объединяет людей, всем найдётся местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмотрите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несёт этот чудо-самовар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!

  • Педагог зажигает свечу.

- Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очи стит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, по может каждому стать красивым душой.

Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

10. Постановка нравственно-социальной проблемы.

- Скажите, вы любите играть? А в какие игры? С кем? По чему одних детей вы с радостью принимаете в игру, а других сторонитесь, не желая с ними играть?

Педагог читает стихотворение Е. Ильиной «Игра»:

Игру во дворе начинают опять.

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка.

Хорошее дело - футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей.

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится, - стыдится!

Сегодня вас ждёт много игр с друзьями, и пусть вежливость, доброта и чуткость помогут вам в хорошем настроении провести этот день.

11. Созерцание живописной работы.

  • Педагог показывает детям картину на тему «Осень».

- Скажите, а вы любите осенний лес? Чем вас очаровывает осень?

Я так люблю осенний лес!

Над ним сияние небес.

И я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или же в звонкий птичий свист.

 Посмотрите на картину и попытайтесь услышать в себе ме лодию осеннего леса. У кого-то из вас эта картина отзовётся грустной мелодией, у кого-то - радостной. Мы все вместе - мы одно целое. И наше сообщество, как и природа, должно быть гармоничным. Давайте бережно относиться к печалям и радо стям друг друга. И пусть звучат в нас мелодии, воспевая любовь и красоту.

  • Педагог показывает детям картину на тему «Деревья». На фоне музыки педагог читает стихотворение Э. Мошковской:

Плакали ночью

Жёлтые клёны

Вспомнили клёны,

Как были зелены...

С жёлтой берёзы

Тоже капало.

Значит, берёза

Тоже плакала.

Приходилось ли вам видеть плачущие деревья? Отчего, по-вашему, они плакали? Бывает ли у вас такое настроение, ко гда хочется плакать? О чём вы плачете? Как быть, если кто-то плачет?

Утешить плачущего спешит тот, кто добр сердцем, чтобы человеку стало легче, чтобы камнем упала с его души грусть и засветились радостью глаза, наполненные слезами. Я так хочу, чтобы ваши глаза светились счастьем, чтобы из них не выкати лось ни одной слезинки.

А наше бережное отношение друг к другу, тёплые и нежные взгляды помогут нам в настроении провести этот день.

  • Педагог показывает детям картину И. И. Шишкина «На севере диком».

Тихо звучит музыка.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Какие чувства, радостные или грустные, вызывает у вас эта картина? Почему? Какое время суток отображено на картине? Почему вы так думаете?

Полусвет и полумрак.

И невольно рвётся вдаль,

И невольно давит душу

Бесконечная печаль.

Давайте мысленно войдём в эту картину и отгадаем её тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? Какое место на картине вы хотите занять и почему?

Художник назвал свою картину «На севере диком». Как бы назвали её вы?

Звучит музыка.

Да, я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Боль одинокой со сны передалась вам. В ваших душах поселилось чувство состра дания, и это говорит о том, что вы чутки и добры к природе, что вы любите ее. И пусть это состояние чуткости, доброты оста нется с вами на весь день и поможет вам быть бережными к при роде и друг другу.

- И вновь все внимание - на картину «На севере диком». Холодная красота одинокой сосны вызывает во мне грусть и пе чаль. Но почему? Ведь сосна великолепна в своём величии, а мне её жалко.

Да, она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, несчастно. А вы испытывали когда-нибудь чувство одиночест ва? Расскажите об этом.

Звучит музыка.

Тяжко сосне в одиночестве. Некому ухаживать за ней, неко му любоваться и восхищаться её красотой.

Невыносимо тяжело и человеку быть одному. Вспомните те минуты, когда вы были одни. Холодно и мрачно было на душе оттого, что некому улыбнуться, не с кем игрушкой поделиться и даже перемолвиться словом.

Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и тосклив, а вместе с друзьями весело и интересно проведёт этот день.

12. Звуки природы, животных, птиц (в записи).

Звучит аудиозапись пения птиц.

По весне

До самого рассвета

Соловьи залётные не спят.

Все поют,

А как настанет лето,

Соловьят без устали растят.

Сколько им таланта и раденья

Надо, чтоб из робкого птенца

Вышел мастер колдовского пенья,

Песнями пленяющий сердца.

Какое настроение вызывает у вас пение птиц? Соловьи вол шебными звуками радуют наши сердца. А что можете сделать вы, чтобы порадовать других?

Дивное пение птиц вызывает в нас желание дарить друг дру гу радостные слова, чтобы они, как песни, согревали наши ду ши. Скажите эти слова друг другу.

13. Ассоциативное начало: зима.

На фоне музыки звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:

Гуляет русская зима.

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой - бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

- А что доброго сделала зима для вас? Какое настроение вы зывает у вас зима?

Да вот не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм зане сло снегом, скрылись жучки и паучки. Да и деревьям не слад ко - ножкам-корешкам зябко, холодно, и только глубокие суг робы могут согреть их. В ваших глазах я читаю огромное жела ние помочь птицам и деревьям в эти трудные дни. И сегодня вы готовы начать день с добрых дел.

14. Давайте удивляться!

- Скажите, чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшеб ник, умеет тепло и ласково здороваться. А вот как это было:

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Давайте же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга. На фоне музыки:

- Доброе утро, мои родные! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружа ет нас.

Дети приветствуют друг друга и говорят слова пожеланий.

- Посмотрите на солнце. О чём мечтаете вы, глядя на него? А вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

  • Педагог читает стихотворение К. Бальмонта «Солнце»:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор!

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы –

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами.

Пробуждённою весной

И смолистою сосной.

Солнце светит звонами,

Листьями зелёными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

 Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как неж ные руки мамы, обнимают, гладят и согревают нас своим теп лом. В душе наступают покой и благодать. Нам хочется смеять ся и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль, наполнило сердце добротой и любовью.

На фоне музыки дети рисуют солнце.

15. Будем откровенны!

Педагог предлагает детям, передавая из рук в руки игрушку, закончить предложение:

1. Я всегда улыбаюсь, когда...

2. Людям (друзьям, детям) тепло (хорошо) со мной, потому что...

3. Когда я прихожу в класс в хорошем настроении...

4. Больше всего я радуюсь, когда...

5. Больше всего я огорчаюсь, когда...

Методические рекомендации и технология домашнего задания.

    Одним из непременных условий усвоения детьми учебной программы является выполнение домашнего задания.

Домашнее задание можно дать по любому предмету, в лю бом разделе программы и на любом уроке.

Важно, чтобы эти задания соответствовали возможностям учеников, не тормозили развитие как сильных детей, являясь для них слишком лёгкими, так и слабых, будучи для них непо сильными.

  • Рассмотрим типичней  пример:

В начальных классах ребёнок учится на «отлично», в 5 клас се тоже, в 6 - с грамотой, а в 7 классе получает «3» по истории и географии. Родители неприятно удивлены: как такое может быть?

Попробуем найти причину.

     Придя из школы, младший школьник выполняет задания по русскому языку, математике, а по устным предметам учебник не открывает, так как пересказ или повторное чтение не считает серьёзным домашним, заданием - память хорошая, всё помнит.

Постепенно складывается привычки - не открывать учебник по устному предмету дома.

Эта привычка остается и в 5, 6, 7 классах, даже притом, что объём материала увеличивается, в памяти всё не удержишь, а привычка остается. Какой выход? Каждый учитель видит свое решение этой проблемы.

Самый удачный выход - поработать в учебнике «с каранда шом в руке».  Можно предложить следующие з а д а н и я :

  • -составить опорный конспект;
  • - подчеркнуть части речи в отрывке;
  • - подчеркнуть орфограммы - безударные гласные, парные согласные и т. д.

   Последнее задание очень полезно: дети не только упражня ются в отработке орфографических навыков, но и видят, как эти орфограммы «работают в тексте».

      Ученики убеждаются, что русский язык, условно говоря, - это инструмент, с помощью которого создаются все книги и тексты, читаемые людьми. Ведь у многих учащихся формиру ется ложное убеждение, что изучать правила и пользоваться ими необходимо только на уроках русского языка и в тетрадях по этому предмету, а в тетрадях по географии, истории, музыке де лать это вовсе не обязательно.

     Кроме того, задания можно дифференцировать в соответст вии с уровнем подготовленности школьников.

      Например, по математике к одному заданию даны 8 разно уровневых вариантов: кто-то может решить все, а кому-то по сильны 1-2. Или: задачу некоторые дети способны решить од ним способом, а другие представят разные способы ее решения.

    Что можно посоветовать, чтобы дети серьезно подходили к выполнению домашнего задания?

1. На уроке учите школьников методам и технике самоуче ния.

2. На дом предлагайте такие задания, при выполнении кото рых учащиеся сознательно применяют эти методы.

3. Последовательно развивайте умение школьников работать со вспомогательной литературой.

4. Обязательно контролируйте домашнее задание. Формы контроля домашнего задания:

- письменные задания проверяются на уроке выборочно;

  • - содержание творческих работ можно проверить у отдель ных учеников (дети рассказывают, зачитывают сообщения, предлагают варианты решения логических задач и т. п.);
  • - фронтальный опрос устных домашних заданий; одни уча щиеся отвечают, остальные внимательно слушают товарищей, обсуждают и дополняют их ответы.
  • - взаимопроверка, взаимоконтроль.

Вывод: домашнее задание будет приносить пользу, если дети осознают его взаимосвязь с результатами своего обучения.

 



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Творческие проекты

в

начальной школе».

Проекты в младших классах – это трудно! Это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект. Сказать, что технология проекта в начальной школе  разработана полностью нельзя. Но, тем не менее, опыт имеется. Опыт как удачный, так и не удачный.  Практика проведения учебных исследований может рассматриваться, как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с  большой группой детей.

  Каждый проект должен иметь свои требования и структуру, и темы.

   Требования, в общем, самые простые,  и главное в них – «исходи из ребенка»- старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень не замысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).

     Педагогическая ценность ученического проекта определяется:  

  • ученик или коллектив видит результат своей деятельности;
  • содержание в проекте новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
  • развитие навыков в ученике при работе над данным проектом;
  • заинтересованность ребенка в работе «от всего сердца».

При этом обязательно присутствуют три момента:

  • выбор проекта;
  • планирование проекта;
  • критика проекта.

     Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

      Исследования для маленького ребенка представляют  собой, прежде всего наблюдения за жизнью.

  Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Например, для дошкольника  -  походи босиком по песочку: по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, по камушкам.  Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли.  Он делает один шаг, второй, третий… и не замечает, как погружается в свои микро-наблюдения. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы.  Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.

 Проекты могут быть самой разной направленности; наблюдения, экскурсионный. Целью данных проектов является поиск ответа всего на один вопрос. Поиск предлагает лишь анализ одного исследуемого явления ( одного простого действия).   Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует  учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтом, если тема выбрана, то надо приступать немедленно, т. к. интерес может угаснуть. Затягивание времени может привести к потере  мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких- либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследования надо «на одном дыхании» из-за отсутствия способности у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает одно условие  при организации проектной деятельности - максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Примеры детских проектов.

Творческий проект «Моя семья».

Цели проекта:

  • осознать роль семьи в жизни человека;
  •  изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
  •  понять свою роль в этой семье;
  • подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом

Педагогические цели:

  •  развивать творческие и коммуникативные способности;
  • привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • активизировать  навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и  использовать ее для выполнения проекта.

           

           Проект построен на тематике эмоционально- близкой каждому ребенку.  Здесь осуществляется общение с другими членами семьи, где малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Приобретает опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом. Индивидуальные проекты очень разнообразны. Он может быть представлен в виде  альбома  или в электронном виде, но обязательно сопровождается комментарием ребенка.

      Результат проекта – это понимание своей ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

Проект «Распорядок дня».

Цели проекта:

  • проанализировать свой день, распределить все важные обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом;
  • представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

Педагогические цели:

  • развить такие качества личности как аккуратность, обязательность, ответственность;
  •  умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;
  • Находить разумный баланс между работой и отдыхом.

Дети проявляют творчество в оформлении расписания. Это могут быть собственные рисунки, аппликации, цифровые фотографии, иллюстрации из детских журналов по часам иллюстрирующие активность в течение дня: подъем, завтрак, поход в школу, урок, отдых и т. д. дополнить его можно разными короткими стишками соответствующего характера.

         Результатом является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; идет воплощение его в жизнь.

Проект «Мир лекарственных растений».

Цели проекта:

  • научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;
  • познакомить с миром лекарственных растений родного края;
  • внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.

Педагогические цели:

  • активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

           Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.

Практическим результатом является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.

              В начальных классах вводится предмет  «Технология».  Основным методом работы на уроках является проектная деятельность. Проектная деятельность может активно способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры уч-ся, подготовка их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию природных и человеческих ресурсов.

 Под учебным творческим проектом нами понимается разработка и изготовление изделия от идеи до ее реализации.

               Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков, воплощенной в конечный продукт – изделие. Они способствуют реализации всех функций урока

  1. Дидактическая, направленная на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков.
  2. Развивающей – развитие мелкой моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи)
  3. Познавательной – расширение кругозора учащихся, познавательных интересов, формирование мировоззрения.
  4. Воспитывающей – становление положительных морально волевых качеств личности ребенка: инициативность, коммуникативности, самостоятельность, широта интересов, предприимчивость  т.д.

         Содержание учебных творческих проектов должно основываться на принципах дидактики с учетом специфики возраста младшего школьника.

 Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

тема выступления на педсовете"Проблема формирования орфогрфической зоркости в современной школе "

Эта тема является актуальной , одна из наиболее трудных тем изучения орфографии, в выступлении дан ряд способов работы по этой теме...

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...


 

Комментарии

Очень интересный материал, обязательно воспользуюсь, спасибо.

Ивлиева Наталия Алексеевна

Спасибо большое за материал "Минуты вхождения в урок". Всё это делаю, применяю. А тут всё обобщено! Возьму в методическую копилку!