Работа с учебником.
статья по теме
Предварительный просмотр:
«Если при столкновении книги с головой
раздается пустой звук,
в этом не всегда виновата книга».
Г.Лихтенберг
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Необходимо научить учащихся не просто читать учебник, а вести диалог с автором. Усвоение учебного текста – это прежде всего понимание и запоминание его.
1 этап работы с учебником начинается с мобилизации внимания, активизации восприятия его содержания. Перед изучением новой главы или раздела сначала задаем вопросы: «Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что нового можно узнать из этой главы?» и т.д.
2 этап работы – «диалог с текстом» предполагает разнообразные умственные действия, в процессе которых учащиеся могут сами сформулировать вопросы к тексту.
В процессе чтения можно проверить, насколько совпадает оригинал текста учебника с предположениями учащихся. Может возникнуть вопрос, зачем самим искать ответы, строить предположения, размышлять, если строчкой ниже необходимая информация будет получена в полном объеме и без искажений? Ответ прост – невозможно усвоить чужую мысль также осознанно и прочно, как познанную собственным умом. Самостоятельно полученные знания лучше усваиваются.
/пример с текстом, где по ходу можно задать вопрос: «Как вы думаете, чем могла закончиться история?»/
Т.о., 2 этап работы с текстом учебника связан с постановкой учащимся вопросов, предположительных ответов на них, сравнением своих предположений с авторским текстом. Чтобы изучаемый материал был хорошо усвоен, нужно приучать учащихся выделять в тексте непонятные слова, выражения, осмысливать и понимать их значение.
Хорошую помощь в осмыслении учебного материала оказывает выделение главных идей из текста, подчеркивание их. «Кто подчеркивает, тот читает дважды» - считали древние римляне. Поэтому 3 этап работы с учебником – составление плана, выделение главного в изучаемом материале.
Процесс усвоения материала заметно упрощается, если информация сопровождается рисунками, схемами, таблицами. С одной стороны в процесс восприятия включается зрение, а с другой – знаковые модели, несущие главную информацию. Учащимся с хорошо развитой зрительной памятью можно рекомендовать составить план в виде зрительных образов.
пример: расположить картинки по порядку действий в тексте/
В начальной школе учим детей приемам работы с текстом, формируем первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата закладываем основы читательской грамотности.
Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С.Я.Маршак). В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются:
- умение представить картину, нарисованную автором;
- умение сопереживать героям произведения;
- умение понять авторскую мысль.
Развитие ученика-читателя идет путем усложнения читательской деятельности от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого текста и даже создания собственного.
В учебнике «Литературное чтение» для 1-го класса изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и с учетом возрастных особенностей детей вводятся литературоведческие понятия.
Задачи развития всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости, реализуются за счет вариативности заданий: например, те, кто быстро читает, могут прочитать весь текст большого рассказа, те, кто медленно, только его часть. В учебнике есть подсказки, которые напомнят забытое или предложат алгоритм деятельности. Прежде, чем начать работу с текстом, в учебнике проводится подготовительная работа с алгоритмом выполнения действий.
Самая главная учебная задача – помочь детям понять изобразительно-выразительную природу художественного текста, узнать о способности автора словами нарисовать картину, передать чувства и мысли, создать характер героя. Ученики на интересных и доступных им произведениях открывают «секреты» художественного текста, знакомятся с литературоведческими понятиями: автор, художественный текст, стихотворение, рифма, ритм, устное народное творчество и т.д.
Все чаще при работе с текстом, во время его чтения, используется прием «диалог с автором» (беседа с автором через текст)
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
- задавать свои вопросы;
-обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста;
- проверять, совпадают ли они с замыслом автора;
включать воображение.
Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.
Во время перечитывания текста используется комментированное чтение.
Что входит в комментирование чтение:
1) Озвучивают текст дети, а комментирует учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
2) Если в ходе комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять без внимания, даже если детские суждения расходятся с учительской (субъективной) точкой зрения.
3) Комментарий должен быть кратким и динамичным. Нельзя «вязнуть» в своих комментариях, формулировать громоздкие вопросы, повторять их по нескольку раз, пытаясь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы должны быть развернутыми. Можно даже отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, можно предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией.
4) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
5) Комментировать текст можно только в том месте, где это необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать ребенка.
Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представь себе…», «Увидели? Представили? и др.)
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?, «Почему именно…) Нужно избегать слов: «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!», «Остановись здесь!» и т.п.
Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, детям предлагается не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, а попробовать самим определить значение слова из контекста, чтобы не нарушать целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
В комплекте с учебником есть тетрадь на печатной основе. В ней предложены как работы по текстам, так и задания, несущие творческий характер: «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…» и т.д.
В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: Эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму. Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания. Пользуясь этим используются задания:
- рассказ о герое, событии;
- выборочный и краткий пересказ;
- составление плана;
- постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на вопросы учителя и
др.
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.
Задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:
- выразительное чтение:
- сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;
- оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребенка-читателя:
- составление комикса,
- творческий пересказ,
- иллюстрирование,
- изготовление карт, схем, макетов;
Чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Работая с текстом, можно давать и дифференцированные задания:
-детям с художественным наклонностами предложить иллюстрирование;
- «музыкантам» - подобрать музыкальный ряд;
- детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные тестовые работы к учебнику "Окружающий мир" авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов
Проверочные и тестовые работы как форма проверки знаний учащихся всё активнее применяется в учебном процессе. С помощью предлагаемых проверочных и тестовых работ удобно проводить контроль, котор...
Проверочные тестовые работы к учебнику "Окружающий мир" авторы: Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов
Проверочные и тестовые работы как форма проверки знаний учащихся всё активнее применяется в учебном процессе. С помощью предлагаемых проверочных и тестовых работ удобно проводить контроль, котор...
Проверочные работы к учебнику «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова) для 2 класса
Проверочные работы помогут учителю экономить время на проверку знаний, выявить индивидуальный уровень знаний и скорректировать учебный процесс.Проверочные работы помогут и родителям определить объём з...
Памятка для родителей "Помощь ребенку в работе с учебником, книгой".
Вы можете помочь ребенку запомнить новый учебный материал, научиться работать с учебной информацией....
тестовые и контрольные работы к учебнику "Окружающий мир" Плешакова 3 класс
Данные тесты по окружающему миру по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» предназначены для проверки знаний и умений учеников.Тесты полностью соответствуют школьной программе. Способствуют качестве...
Проверочная работа по теме «Зима» « 2 класс, ( работа с учебником) Плешаков А.А , Новицкая М.Ю. « Перспектива»
Проверочная работа по окружающему миру для 2 класса по теме " Зима", " Перспектива"...
Проверочные и диагностические работы для организации текущего и итогового контроля в 1 классе при работе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой
Материалы позволяют организовать проверку предметных знаний и умений, а так же диагностику метапредметных результатов обучения...