Статья "Развитие коммуникативной речи учащихся младших классов"
статья на тему
В этой статье я описала опыт своей работы. Раскрыла формы и методы развития коммуникативной речи младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_rechi_mladshih_shkolnikov.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной речи учащихся младших классов.
Общение – важнейшее условие развития личности и творческих способностей ребенка. Оно является интегрирующей основой всех уроков и обеспечивает переход от урока – монолога к уроку живого диалога, создавая новый тип обучения через общение. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения считаю развития речи как основного средства коммуникативности. Учиться общению, общаясь, - вот основная характеристика коммуникативности.
Речь – важнейшее средство передачи мысли и чувств, инструмент познавательной деятельности младшего школьника. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Она формируется в неразрывной связи с остальными психическими процессами. Нет речи без мысли. Поэтому, наиболее благоприятным условием высокой эффективности речи на уроках считаю организацию мыслительной деятельности уч-ся через коммуникативно-деятельное обучение. Развитие речи и развитие мышления – единый процесс, который связан с познанием окружающего мира и своего внутреннего я.
Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводится время на уроках русского языка, чтения, развития речи. Однако при всем нашем старании ученику на уроке представляется не более 25 секунд для активной разговорной речи (около 2-х минут за весь учебный день). Стоит ли после этого удивляться, если дети, страдающие небольшими дефектами речи, застенчивые от природы или отставшие по каким-либо причинам от своих товарищей, случается, неделями не произносят на уроках не одного слова. А потом это незаметно становится привычкой.
За все годы работы в школе я пришла к выводу, что изобретенная несколько столетий назад классно-урочная система обучения не позволяет в полной мере ни сформировать навыки сотрудничества, ни поддержать инициативность и самостоятельность, ни сформировать у учащихся адекватную самооценку. Исходя из этого, основной педагогической идеей, которой я придерживаюсь является развитие коммуникативной активности. Мною определены и поставлены перед классом следующие задачи:
Формирование умения анализировать и оценивать общение:
- умение взаимодействовать с партнером общения, готовности понимать его мысли, чувства, ставить себя на его место, анализировать свое речевое поведение;
- правильность речи (с точки зрения норм литературного языка), точности речи.
2. Формирование умения говорить, слушать, писать, читать – умения общаться:
- умение использовать адекватные ситуации, приемы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;
- умение создавать ориентир на адресата и на решение речевой задачи речевого жанра, этические диалоги, аннотации и т.д.
Обучать коммуникативному общению начинаю с первого класса, с первого года обучения в школе, так как дети легко впитывают образцы речи, они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись учитель должен создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Учителю на уроках надо превратиться в ритора, т.е. в человека владеющего словом.
Наблюдая за устной речью детей, вижу, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль. Поэтому передо мной встала задача: развивать речевую активность учащихся. Прежде всего я это делаю с помощью тщательно продуманной системы вопросов. В системе вопросов и заданий к текстам есть задания, ориентированные на развитие речи учащихся, логическое мышление. Задания доказать и аргументировать свой ответ. Например, изучая рассказ А.П. Чехова «Мальчики», спрашиваю, зачем автор рассказал нам эту историю. Докажи.
Также развивают речь учащихся задания, связанные со сравнением. Такие задания я использую очень часто.
Постоянно на уроках веду сравнение героев, сюжеты. Так при изучении рассказа К. Паустовского «Скрипучие половицы» предлагаю сравнить лесника Василия и слугу.
Хорошо развивает речь детей такой вид работы, когда задание следует за проблемным вопросом. Так, например, при изучении рассказа Одоевского «Городок в табакерке» я ставлю вопрос: «Почему этот рассказ можно принять за сказку?» Тогда необходимо со стороны учеников рассуждение – доказательство. Или, при изучении рассказа Е. И. Чарушина «Кабан», я ставлю перед детьми задание: Как вы считаете, серьезный этот рассказ или смешной? Что кажется смешным? И далее задание, требующее творческого мышления детей. – Вспомните смешной случай из своей жизни или придумайте сами.
Для развития речи уч-ся, исходя из рассказа, даю детям задание продолжить рассказ или изменить сюжет. Развивает речь уч-ся словесное иллюстрирование, составление собственных высказываний на основе прочитанного, краткий, подробный частичный пересказ (от другого лица), постановка вопросов к прочитанному, характеристика героев, инсценирование прочитанного рассказа, по кругу продолжить стихотворение – вот неполный перечень работ при изучении произведений, способствующих развитию коммуникативной активности школьников.
Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей. Требую рассказывать от учеников так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказываемому. Добиваюсь, чтобы внимание детей акцентировалось на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность синтаксических конструкций, логическое богатство. Стараюсь, по мере возможности, все время поощрять ребенка к высказыванию, вызывать его на разговор, так как его самостоятельное монологическая речь еще не развита. Я заметила, что самостоятельный ученик обычно не замечает своих ошибок, наоборот ему часто нравится его общение. Он убежден, что нашел лучшее средство для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны. Уч-ся с первого класса постепенно знакомлю с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений подвожу их к осознанию, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Уже к концу второго класса у основной группы моих детей речь становится намного логичнее, доказательной, аргументированной, рассудительной, и для дальнейшей интенсификации интеллектуального развития уч-ся используя специальные карточки (см. пр.).
Решить проблему общения на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы. Впервые я использовала данную форму работы при обучении второклассников связному пересказу прочитанного. Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в парах. При этом если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют друг другу полностью, а если выразительно читать, то первую часть читает один ученик, а вторую – другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образом, мы избегаем лишних повторов и детям не становится скучно от того, что им не приходится выслушивать свои же рассказы. Эту работу я регламентирую при помощи секундомера, отводя на нее от двух до четырех минут, что приучает детей не отвлекаться, избегать пространных рассуждений, работать над техникой чтения. По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Характеризовать ответ товарища учу аргументировано, используя такие слова и выражения как: «Читая бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечая точно, без ошибок». Затем спрашиваю: «А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен выслушать весь класс?». После этого один ученик или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски. Их ответ должен быть образцом для класса. Таким образом, выступление у доски становится у ребят особой честью и все стараются изо всех сил, чтобы этой чести добиться. При выполнении задания по подготовке к пересказу изучаемого произведения делю класс на группы по количеству частей рассказа, и работа теперь ведется в этих группах по заданию (готовят пересказ по частям ). При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа групп в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению заданий, сильные стали больше внимания уделять слабым., а слабые очень стараться, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. У детей моего класса в результате совместной деятельности в процессе решения проблемы появилась реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, видеть и понимать, что человек нуждается в твоей помощи. Когда дети работают в группах, становятся очевидными все меж личностные отношения, существующие в классе, проявляются эмоциональные и деловые, отвергнутые, ведущие и ведомые – все, что даже самый опытный учитель не может увидеть, когда каждый ученик работает, сидит из урока в урок, изо дня в день, из года в год, в буквальном смысле уставившись в спину друг друга. В качестве примера хочу предложить урок внеклассного чтения по теме «Сказки – миниатюры», где дети работают в группах. Урок предполагает свободный выбор сказки – миниатюры, над которой будет работать ребенок, т. е. ему предстоит самостоятельно определить для себя тему и цель урока. Группы формируются на основе выбранной детьми сказки. Главное, по-моему, научить ребенка вести диалог с автором и приучить его читать художественный текст именно в таком режиме. На своих уроках я использую интересные пособия по чтению Г.Г. Граник и О.В. Соболева «Путешествие в страну книги», где собраны специальные упражнения, обучающие диалог.
Еще одна особенность читателей младшего школьного возраста – отсутствие реакции на художественную форму. Ежедневно, работая над произведением, особенно над стихотворением, обращаю внимание уч-ся на строфы, эпитеты, знаки препинания, абзацы, так как без этого невозможно понимание текста, культура речевого общения. Я считаю, что организация групповой работы повышает эффективность урока, повышает коммуникативную активность уч-ся. И я вижу, что даже самые застенчивые дети стали легче и свободнее отвечать на вопросы, лучше запоминать и пересказывать. В ходе урока идет работа над формированием рефлексии при помощи вопросов: «Что для вас было труднее всего?», «Какие вопросы у вас возникли?», «Узнал ли ты для себя что-то новое?». Работа в группах позволяет индивидуально регулировать объем материалов и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнить работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценить свою работу развивает интерес к предметам.
Первый урок часто начинаю словами, которые являются речевой разминкой, что организует детей, настраивает на работу. Например:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Или:
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять.
Если спросят, надо встать,
Четко, громко, отвечать.
Использую для развития речи и физкультминутки, которые стараюсь разнообразить и, по возможности, приближать к теме урока. При этом добиваюсь выразительности, артистичности произношения.
Вот и осень наступила,
Тучка солнышко закрыла,
И над лесом, сделав круг,
Птички подались на юг.
С ветки листья опадают,
В щель букашки залезают. и др.
Вместо стихотворных физкультминуток провожу динамические паузы. Дети учатся фантазировать: во время физ. пауз «бегали» в парк посмотреть, как насекомые готовятся к зиме, как падают листья, «искали» «оставшиеся цветущие растения», «ходили по глубокому снегу», «лепили снежки» и бросали их в цель.
Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. У меня имеется ряд игр, которые широко использую на уроках. Но особое место занимают сюжетно-ролевые игры, так как они имеют особое значение в развитии индивидуальности ребенка, вовлекают всех детей в разговор, т.е. способствуют развитию коммуникативности. Ребенок берет на себя роль, действует в вооброжаемой ситуации, вступает в игровые взаимоотношения со сверстниками, в месте с ними создают сюжет игры. Так развивается коммуникативная активность детей. Например, на уроках «Окружающего мира» я ввожу различные игры – диалоги. В теме «Семья» дети разыгрывают телефонные разговоры: «Мама и дочка», «Поздравляем бабушку», «Вызовем к больному врачу» и др. В теме «Осень» организую «лесное собрание», на котором звери, птицы, насекомые рассказывают о том, как они готовятся к зиме. Очень интересны игры-путешествия, которые проходят с использованием карт. ( «Путешествие по Древней Руси» - история ), глобуса, иллюстраций и игры – экскурсии. ( «В музее», «Экскурсия по родному поселку» ) и др. Интересно проходят игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений, народных песенок, потешек и т.д. Кроме того мы проводим и такие игры, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети берут на себя роли как ведущих, так и игроков команд. А на уроках математики мы играем в «Математическое домино», когда участвуют либо весь класс, либо группа детей. Игры и игровые моменты всегда приводят к активной деятельности учащихся, развивают их речь.
1-2 класс. Готовила карточки с картинками по разным темам, например, «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Раздаю детям карточки с листочками, вставленные внутрь карточек для записи. Дети начинают работать: рассматривают овощ, произносят слово про себя, а рядом в окошечке, под этим номером пишут название. Также даю задание придумать предложение на каждую картинку, охарактеризовать данный предмет (овощ), прочитать стихотворение на данную картинку, отгадать загадку и т.д. Эту работу выполняют и коллективно, и в парах, и группами. Я считаю, что карточки с картинками помогают проводить не только словарную работу, но и определить лексический запас учащихся по данной теме, обогащают кругозор детей, развивают их речь, общение.
В своей работе я уделяю большое внимание комментированию написания, так как считаю, что это обогащает как письменную, так и устную коммуникацию детей, развивает их орфографическую зоркость, грамотную устную и письменную речь. Обычно этот вид работы использую и при объяснении нового материала, и при закреплении изученного ранее, и при проведении минуток чистописания, и при выполнении домашних заданий. Никогда не оставляю без внимания ни одного слова с изученной орфограммой, учу видеть такие слова в стихах, рассказах, в любом виде работы и находить им объяснения. Для этого пользуемся зеленой ручкой, чтобы больше сконцентрировать внимание на нужном месте.
На уроках изучения нового материала стараюсь создавать проблемную ситуацию, которая заставляет ребенка находить пути выхода из создавшегося положения. На уроке я не над учениками при этом, а вместе с ними веду поиск ответа на тот или иной вопрос, решаю задачи, фантазирую. На занятиях решаю и проблему самостоятельной работы учащихся с книгой без лишней опеки учителя. Так на уроке внеклассного чтения дети не только передают содержание прочитанной книги, но и знакомят класс с источником полученной информации (справочными материалами), делают рисунки, готовят вопросы, помогающие заинтересовать слушателей изучаемым материалом.
Основная цель начального курса математики – обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области целых чисел, дать начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, производить простейшие обобщения, развивать математическую память и речь. Считаю, что данная цель была бы достигнута не в полной мере, если бы не использование проблемной ситуации на уроках открытия нового, так как это позволяет обеспечить творческую деятельность при введении и воспроизведении знаний. Проблемные уроки провожу и на уроках чтения, окружающего мира, и, конечно, русского языка.
Решаю и проблему индивидуального подхода. При подготовке к уроку ориентируюсь на возможности и склонности каждого ребенка, стараюсь не упустить из виду ни одного из них. В соответствии с этим готовлю карточки.
Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью. Стараюсь делиться с детьми всем тем, чем сама владею и восхищаюсь. Работать интересно, увлекательно, вызывать активное общение с детьми помогают опоры на зрительную наглядность.
- опоры на графическую иллюстрацию:
- опора на зачетную и тестовую формы:
При обобщении какого-либо материала по всем предметам использую тесты или выборочный ответ, что позволяет быстро и точно осуществить письменную коммуникацию. Такой прием вызывает у ученика чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
- опора на таблицы – схемы:
Внимание учащихся привлекается к таблице – схеме, и они, имея перед глазами опору, будут стараться вспомнить изученное на уроке.
Например, при подведении итога урока по теме «Однородные члены предложения» проводили игру «Аукцион», кто больше «даст» знаний по этой теме; ударом молотка отмечая каждый раз правильный ответ. При таком подходе к уроку в работе участвуют дети с разным уровнем знаний, чувствуют себя непринужденно, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают.
Большую помощь в развитии устной коммуникации оказывают сигналы – «светофоры», которые помогают быстро проверить знания по многим темам.
В учебном процессе на каждом уроке я отвожу место самостоятельной работе. Если ученики не умеют самостоятельно работать, то им трудно учиться. В развитии самостоятельности стараюсь соблюдать последовательность и системность. Наиболее целесообразными видами самостоятельной работы по русскому языку считаю:
- списывание с различными видами заданий;
- подбор примеров слов, словосочетаний и предложений, составление предложений;
- письменные грамматические разборы;
- деление текста на части, составление плана как для изложения, так и для сочинения, письмо изложений и сочинений;
- работа над ошибками, допущенными в письменных работах.
Эти виды работ способствуют развитию письменной коммуникации. Важное значение имеют навыки проверки самостоятельной работы, как самопроверки ( «пальчиковый» прием чтения ), так и взаимопроверки. При этом использую алгоритмы – памятки.
На развитие ребенка как личности, на развитие его коммуникативных способностей, я считаю, большое положительное влияние оказывает урок речевой культуры. Он необходим в школе, так как именно здесь возникают большие проблемы у учащихся с речью, они не только не умеют иной раз высказывать свою мысль, они еще и боятся это делать. С этим я сталкивалась неоднократно. Уроки речевой культуры, по-моему, не совсем обычны. Это позволяет учащихся окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощенности. Учитель здесь является лишь помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим учащимся, а это, естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно. Красочность и живость предмета увлекает учащихся в мир, где можно побыть кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить. Какой еще предмет может позволить им это делать? А уроки речевой культуры заставляют говорить всех. Именно на этих уроках строится работа так, что больше говорят дети, а не учитель.
Кроме запланированного программного материала, я включаю в урок сквозные, не обязательные на каждом уроке:
- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шепотом, но отчетливо», «Задуем свечу» ( для развития дыхания ), «Пусть сейчас прожужжит жук», «Вспомним грустные стихи. Кто найдет ?», упражнения для развития поля зрения;
- ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.п. норм литературного языка;
- импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную неподготовленную речь.
Эти сквозные виды работ, по моему мнению, обеспечивают формирование определенных умений и навыков и в то же время позволяют переключать учащихся с одного вида деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных приемов, стихотворений, песенок. Я стараюсь, и это важно, чтобы ни один ученик не просидел молча в течение урока. Поэтому подытоживая результат работы класса, всегда отмечаю речевую активность детей.
И в заключении хочу отметить следующее. Работая по данной проблеме, я пришла к выводу об успешном речевом развитии учащихся моего класса. Дети чувствуют и ведут себя раскованно, более уверенно, свободно. Они успешно строят предложения и целые фразы. В их речи чётче стала прослеживаться логика, яснее смысл высказываний. Речь их становится более грамотной и убедительной. Почти у всех учащихся преодолен страх публичного выступления. Дети без особого волнения встречают гостей на уроках в нашем классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся младших классов на уроках риторики.
Развитие речи учащихся младших классов на уроках риторики...
Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...
"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения. Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся массовых школ, ...
"Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"
В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...
Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов
Выступление на форуме. Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов Распространённость нарушений чтения среди учащихся начал...
Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов (методические рекомендации)
Коррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов Выступление на форумеКоррекционная работа по развитию речи учащихся младших классов(методические рекомендации)...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...