Аттестационная работа
рабочая программа по теме

Крючкова Надежда Валерьевна

 Развития устной и письменной речи у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestacionnaya_rabota.docx79.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Центр образования №953

Аттестационная работа

по теме:

«Развитие  устной и письменной речи у учащихся начальной школы при изучении глагола»

Учителя начальной школы

Крючковой Н.В.

Москва 2010г.

Введение…………………………………………………………………..………………………..3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития устной и письменной речи у учащихся

1.1. Речь как средство развития мышления..…….……………….………………6

1.2. Задачи и содержания работы по культуре речи…………………………..8

1.3. Требование к речи учащихся.….…………………………………………………..10

Выводы………………………..……………………………………………………………..……….12

Глава II. Лингвистические основы изучения глагола в начальной школе

2.1. Глагол как часть речи……………………..…………………………………………….14

         2.2. Формирование навыков правильного употребления глаголов у                учащихся………………………………………………………………………………………..…………....16

2.3. Предупреждение и устранение речевых ошибок…………………..…….21

Выводы………………………………………………………………..………………………………..41

Заключение…………………………………………………………….................................42

Библиография…………………………………………………………………………………………44

Введение

Среди многих учебных предметов, определяющих содержание начального обучения и одинаково важных для воспитания и образования младших школьников, Ушинский особо выделял родной язык. Знания каждого предмета усваиваются ребенком через слово.  «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себя их результаты…»

А конечной же целью грамматики и правописания является умение «быстро выражать изустную и мысленную речь, чтобы она совершенно была понятна каждому образованному человеку, следовательно, сообразна с общепринятыми для письменной речи правилами» писал К.Д.Ушинский. Читаешь эти строки и поражаешься, как современно, ярко и актуально они звучат!

Научить ребенка правильно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи – основная задача учителя.

Я, работая по программе «Планета знаний», поняла, что учебник русского языка,  хорошо формирует  представление о единстве и многообразии языкового пространства, понимание учащимися того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения.

Основу русского национального языка составляет литературный язык.  Литературный язык – это язык книг, газет, журналов, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Вот как писал о великом русском языке К.Г.Паустовский: « Нам дан во владения самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача по изучению, и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в классах.
Я постоянно сталкиваюсь и в школе на уроках, и в общении между учащимися, и на страницах газет и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышу споры о языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же выступает тогда арбитром в споре? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия, или тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке о языке.
Учащемуся, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно,  не обязательно как любому ученому знать в деталях основы “ специальных ” языковедческих наук: фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но  есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком каждому человеку.
Я думаю, что пока мы не познакомимся с основами науки о языке, с ее главными положениями, мы не сможем глубоко и серьезно, а главное – точно судить о своей собственной речевой культуре и о культуре речи наших учеников.
Конечно, есть такие скептики, которые считают: “ Как сказал – так и ладно. Все равно поймут!” Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие “ неувязки ” выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на собственном опыте. Значит нельзя руководствоваться нехитрым правилом “ все равно поймут ”. Нет, неправильные речи или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит, культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Я считаю, что задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих передо мной, как учителем. Как было сказано выше, вопросом “ умение говорить ” посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.

Я считаю, что творческому развитию учащихся способствует развивающее обучение, направленное на личностно-ориентированное обучение детей.

Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. А эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. Когда учащиеся вовлекаются в активную деятельность по выполнению заданий познавательного характера, длительность активной работы учеников на уроке возрастает, что позволяет отказаться от дополнительных занятий во внеурочное время.

Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Все вышесказанное определили выбор темы моей работы.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития устной и письменной речи у учащихся

1.1.  Речь как средство развития мышления.
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.
Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течении всей жизни человека.
Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка.
Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: « Речь – это канал развития интеллекта, чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Знание, факты, то есть информация, - материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.

1.2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ШКОЛЕ.
В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами(в произношении, ударении словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.
Само слово « культура» от латинского (cultura) буквально значит «возделывание»,(обрабатывание). Это то, что «обработано», (возделано) и передано нам по наследству нашими  предшественниками; это то, что «обрабатывается) и «возделывается), шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая область науки о языке сформировалась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране.
Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решая вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение, как и стилистика – это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу. Такие два традиционные для школы направления в работе по развитию речи учащихся, отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи.
Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У нее тоже, что и у статистики, предмет изучения – речь, но точка зрения на материал иная. Культуру речи интересует, как пользуется человек речью для целей общения?
Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие “языковая норма” считалось центральным понятие этого раздела языкознания, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения.
Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладение литературным языком. «Правильность речи – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразия способов выражения того же смысла, находящихся в рассмотрении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче».
Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного языка. Нормы литературного языка соотносятся с уровнями системы языка. Существуют нормы лексические, орфографические, грамматические – словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости; остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях справочниках, посвященным проблемам модификации языка.
Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Эта ступень предполагает высокий уровень развития речевой культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью простого и понятного термина хорошая речь.

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.
Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?
Первое требование – требование
СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи. говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.
Второе требование – требование
ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, /если они есть/, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.
Под
ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она
ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.
ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена.
Чрезвычайна  важна также
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.
И выразительность, и ясность речи предполагают ее
ЧИСТОТУ, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.
Для школы особенно большое значение имеет
ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть соответствие литературной нормы.
Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена, только при соблюдении всего комплекса требований.
Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае:

1)если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;
2)если в ней точно передано содержание высказывание;
3)если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.

Вывод по  главе:
Сколько себя помнит человек, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Всегда остро стоял вопрос: «Как правильно говорить?!)
Этот вопрос я и постаралась раскрыть в данной главе.
А.Н.Толстой говорил: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
…Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек сооружает искусственные водоемы, создает искусственные лесопосадки. Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие ручьи здесь не спасти не какими запрудами. Искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, неминуемое ведет к безжизненности, к угасанию мысли.
Поиски родников народной речи расчищение засыпанных ими забытых колодцев, обращение к богатствам книжной и устной традиции – таков путь сбережения и обновления главной культурной святыни, которую мы передаем своим потомкам.

Глава II.  Лингвистические основы изучения глагола в начальной школе

2.1. Глагол как часть речи.
ГЛАГОЛ – это цельная мысль, а не отдельное понятие, как имя существительное; это сообщение о чем то, а не эмоция выражения, как имя прилагательное. Когда-то глаголом и называли всякое слово (так и у Пушкина – в архаичном высоком значении: “глаголом жги сердца людей”). Термин глагол – это буквальный перевод латинского /verbum/, что значит «слово, речь». Ведь слово глагол в славянском языке как раз и означало (речь, слово). В течение сотен лет сохранялась лаконичная речь предков в емком слове, в важнейшей части речи – глаголе.
ГЛАГОЛ – часть речи, выражающее действие или состояние как процесс. Характеризующаяся такими грамматическими категориями, которые указывают на отношение высказываемого к моменту речи, действительности, участникам речевого акта и тому подобное (то есть времени, наклонения, спряжения, вида, залога, лица), а так же синтаксическим употреблением в функции сказуемого и особой системой формо- и словообразовательных моделей. Глагол вспомогательный. Глагол движения. Глагол действия. Глагол желания. Глагол завершенного действия. Глагол изъявления. Глагол мышления. Глагол незавершенного действия. Глагол состояния. Глагол покоя. Глагол пребывания. Глагол препятствия. Глагол совместного действия. Глагол чувства.
Вместе с тем формообразование глагола (спряжение) не во всех языках четко противопоставлено формообразованию имени (особенно прилагательному), а набор грамматических категорий глагола является далеко не одинаковым в разных языках. По своим признакам глагол противопоставлен имени.
Признаки существительных глаголов обозначает предмет (в широком смысле этого слова. Основные категории: род, число, падеж. Склоняются. Самый продуктивный способ словообразования суффиксальный. Основная синтаксическая функция – подлежащее, дополнение,обозначает действие. Основные категории: вид, залог, наклонение, время, лицо. Спрягаются. Самый продуктивный способ словообразования – префиксальный. Основная синтаксическая функция – сказуемое.
Значение действия может быть выражено не только глаголом, но и существительным: бег, прыжок, ходьба. Однако действие, обозначенное существительным, опредмечивается в нашем сознании, мыслиться как предмет; оно не приписывается какому либо производителю и осмысливается безотносительно ко времени, тогда как действие, обозначенное глаголом, обычно предполагает какой-либо действующий предмет (лицо) и характеризуется с точки зрения времени. Действие, обозначенное существительным (ходьба), выражается в формах рода, числа и падежа. Действие же, обозначенное глаголом (хожу), - в формах вида, залога, наклонения, времени, и лица составляют специфику глагола как части речи. Каждая глагольная форма обладает или всеми, или частью этих категорий. Глагол имеет так же категории числа и рода, но эти категории не специфичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.
ГЛАГОЛ – одна из самых емких и богатых частей речи в русском языке. В отличии от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, является (могут быть) субъект, объект и другие участники. Синтаксической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он имеет в предложении самое большое число синтаксических связей. Глагол – организующий центр предложения.

         2.2. Формирование навыков правильного употребления глаголов у                учащихся    

В начальной школе изучаются в большей или меньшей степени практически все разделы русского языка, и большое место отводится морфологии – разделу науке о языке,  который рассматривает слово, как часть речи.

Мы знаем, что в русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные и служебные.

Большое место в программе начальной школы отводится на изучение темы «Глагол».  Но, к сожалению, программа построена так, что данная тема изучается в конце года. По результатам многолетних наблюдений я пришла к выводу, что надо максимально сократить количество часов на повторение в начале года и, таким образом, передвинуть изучение данной темы на более ранний период. Это можно сделать без «ущерба» материала по повторению, организовав в течении года его циклическое изучение. Но об этом я расскажу позже. А пока – глагол.

Я проанализировала результаты учебной деятельности учащихся по  теме и получила данные об общем уровне знания системы языка, его грамматике и правописании. Возможности использования в практической деятельности, т.е. умению владеть нормами языка, речевого этикета, понимать и строить высказывания , общаться устно и письменно.

Ещё в буквенный период я обращаю внимание детей на эту часть речи, и все-таки уделяю ей мало внимания, чем имени существительному или имени прилагательному. Например, говоря о многозначности слова, чаще всего приводим  примеры имен существительных: ручка, звезда, коса и т.д.. А здесь, с моей точки зрения, полезны и уместны простейшие лексические упражнения в употреблении слов в прямом и переносном значении и с глаголами.

Например: школьники идут,

                    часы идут;

                     мальчик встает;

                     солнце встает;

                      сковать (цепь);

                      сковать (морозом реку).

При изучении написания букв можно начать « вить» гнезда родственных слов, постепенно приучая детей видеть не только их общую часть, но и различать слова, как части речи. Вот один из примеров : группа родственных слов со словом «мороз»:

Мороз

Морозец

Морозный

Морозилка

Морозить

Сначала я сама ставлю вопросы к различным частям речи, но постепенно дети начинают улавливать разницу между ними. Полезно проводить эту работу в начале урока, используя минуты, которые мы отводим на каллиграфию. Например:

со со со со со со со со со со со со со со со со со со со со со

соль

соленый

солонка

солить

зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо зо

зелень

зеленый

зеленеть

зазеленеть

Я обращаю внимание  детей на формы слов используя многочисленную группу слов, содержащую  корень «сад»:

сасаса  адададад  ажажаж  сасаса  адададад  ажажаж  

сад

садовая

садовник

саженец

сажать

посадить

Понятие корня я закладываю также в буквенный период. Сначала я просто считаю повторяющиеся буквы, выделяя общую часть, не забывая при этом, что эти слова близки по значению.

Жа жи же жу  Жа жи же жу  

Желтый

Желток

Желтеть

Пожелтеть

При прохождении во 2-м классе тем «Правописание безударных гласных в корне слова,  проверяемых ударением» и «Правописание парных глухих и  звонких согласных  и в корне слова» значение этих строчек увеличивается. Расширяется объем вопросов, которые можно поставить к словам.

Св св св св св св св св св св св св св св св св св св св св св

Свет                         Вопросы:1. Найди общую часть (корень)  Светить

                                     2. Поставь ударение                                              

осветить                    3.Назови проверочное слово

Светлана                   4. Найди слова отвечающие на вопрос:

 Светлячок                  Что делать? Что сделать?

Бо ба бу бы бэ

Бя би бю бе бё

Белый

Белизна

Белеть

Побелеть

«Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.»

М.Ю.Лермонтов

Безусловно, вести такую работу  во  2-ом классе достаточно сложно, но возможно.

К началу 3-го класса у детей накапливается определенный запас знаний, позволяющий не только найти глагол среди других частей речи, но и образовать его при помощи суффиксов и приставок.

«Наша речь состоит из слов – это часть речи» - говорю я малышам, начиная с первого года обучения.

В 3-м классе, я даю полную формулировку глагола, как части речи.

В основу изучения темы «Глагол» легли принципы:

а) систематичности

б) последовательности

в) цикличности

г) доступности

Особое значение уделено мною и объему знаний, которое получают учащиеся о глаголе. Я считаю, что учитель должен ясно видеть перед собой цель не только на этот учебный год, но и перспективу изучения данной темы, ее углубление и расширение в последующих классах. Необходимо четко дифференцировать знания, умения и навыки, которые должны быть обязательно усвоены четвероклассниками, и элементы опережающего обучения.

Среди программных требований по глаголу, я бы выделила следующие:

  1. Выделение глагола как части речи
  2. Умение образовывать глаголы от других частей речи
  3. Определение времени глагола
  4. Синтаксическая роль глагола в предложении
  5. Правописание «НЕ» с глаголами
  6. Назначение глаголов в речи «двигатель фразы»
  7. Понятие о неопределенной форме глагола

Для лучшего усвоения знаний учащимися  материал по изучению глагола построен мною так, что даются первоначальные сведения и о начальной форме глагола, о спряжении, об образовании времен.

Большое внимание уделяю работе над лексикой. Так же использую на уроках стихотворения. Произведения устного народного творчества, как то поговорки, пословицы, загадки. В этом мне помогает учебник, где очень хорошо изложен учебный материал, подобраны упражнения.

Бесспорно, что изучение любого материала невозможно без повторения ранее изученного. Поэтому на каждом уроке уделено время и на работу над наиболее трудными и «коварными» орфограммами. И в то же время есть элементы опережающего обучения. Это знакомство с однородными сказуемыми, сказуемыми выраженными другими частями речи (именем существительным, именем прилагательным), с прямо речью, со сложными предложениями.

В конце темы дается обобщающий урок с грамматическими заданиями (см. в приложении)

 Данные методические разработки рассчитаны, прежде всего, по-моему,  мнению, на молодых специалистов. В них я не рассматривала работу с учебником, так как предполагается, что учитель сам подберет необходимые ему на конкретном уроке упражнения.

2.3. Предупреждение и устранение речевых ошибок

Тема «Глагол» пройдена. Проведен контрольный диктант, проанализированы ошибки…  А  дальше? А дальше начинаешь огорчаться, когда видишь, что материал, который, казалось, хорошо усвоенный учащимися, постепенно забывается и появляются ошибки, которых не было.

Но если организовать на уроках систему «циклического» повторения материала, то можно получить хорошие результаты.

Безусловно, каждый учитель планирует свою работу так, чтобы повторение пройденного, было уделено достойное место. Но зачастую это делается бессистемно, время от времени или чаще всего тогда. Когда «всплывают» на контрольной работе какие-либо ошибки. По моему, глубокому убеждению, повторение надо начинать тогда, когда у ученика не начался процесс забывания. Это первичное повторение. Оно включается в систему урока и проходит в начальной школе практически на каждом уроке. Все орфограммы, изучаемые в начальной школе, разбиты на группы. Особое место занимают части речи, потому что их повторение органично включается в повторение какой-либо орфограммы.

Для этого я взяла следующие задания:

  1. Гласные после шипящих
  2. «ь» а)в конце слова          б)в середине

в)разделительный             г)после «ж» и «ш»

  1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
  2. Парные звонкие глухие согласные

а)на конце слова

б)в середине

  1. «ъ» разделительный
  2. Имена собственные

В круговое повторение также включаются разделы из фонетики и лексикологии русского языка. И, пожалуй, наиважнейшая тема «Состав слова» присутствует практически всегда. Причем одна и та же тема повторяется на разном уровне сложности, рассматривается со всех сторон. Основной тип урока в начальной школе – это смешанный или комбинированный. Именно на таких уроках разумно использовать повторение, хотя я обычно включаю его и на уроках объяснения нового материала. Вы скажете, а что же здесь нового? Пожалуй то, что процесс повторения представляет собой стройную систему, где ни одна тема не выпадает, а все движется в определенном порядке. Как, в какие дни, какое время отводить на уроке решает сам учитель. Это зависит, прежде всего, оттого, в каком классе он работает.

Рассмотрим для примера повторение темы «Глагол». Как я уже писала выше, тема «Части речи» отдельно не включена в «круговое» повторение, т.к. она присутствует  в разных видах  повторения других орфограмм.

I.

н/ф глагола?

вид

спряжен

число

лицо

род

время

Волна

Волнение

Волнуется

заволновался

 Сквозь волнистые туманы пробирается луна…

( Назови основу предложения. Чем выражено сказуемое? Докажи правильность глагола.)

2.Определи вид глагола. Спряжения. Образуй все возможные времена от глаголов.

Ловля                                           ловить

Зверолов                                      наловить

Рыболов                                       заловить

Птицелов                                      переловить

3. Интересно и повторение то теме непроизносимые согласные

Мёрз –замёрз

Полз – пополз

Лёг – залёг

Гас – погас

Осенью медведь залёг в берлоге и остался там до весны.

(Как изменяются глаголы  прошедшего времени?) Докажи.

4. Несколько вариантов для повторения по теме «Правописание приставок».

  1. За- на- над-     (а)

Строить                            писать

Застроить                         записать

Настроить                        написать

Надстроить                      гадписать

  1. С-

           Сделать                           сгореть

           Сдвинуть                         сбросить

           Сжать                               сбежать

  1. При- у-

Прибежать – убежать

Притащить – утащить

Принести – унести

Приходить – уходить

(Обратить внимание, что при помощи приставок, мы смогли образовать антонимические пары)

  1. За-

Засверкать                        закричать

Заблестеть                        запищать

Замолчать                         застучать

(Обратить внимание на значение приставки «за-» - начало действия).

  1. Пере-

Переход           перевоз           перенос

Переходить        перевозить         переносить

(образовать глаголы от имен существительных).

  1. раз- рас-

разбить                             рассвет

разлить                             расстояние

раздвинуть                      расписание

(Найти глаголы.  Доказать).

  1. Про-      (о)          (г//ж)

Проговорить                    продвинуть

Прочитать                         прорезать

Пробежать                        протопить

( Проспрягать.  Как определить спряжение глаголов?)

  1. Вз-  вс-           (ч//к)

Взмахнуть                   вскрикнуть

Взлететь                      всплакнуть

Вздыхать                    всхлипнуть

  1. Приставки      ход

Уходить            приходить         переходить

Заходить          отходить             находить

Выходить         входить               сходить

(Образуй глаголы при помощи приставок).

  1. Окончание, суффиксы      -ть-     -ся-

Смеяться                      хохотать

Хихикать                      улыбаться

(Расположи глаголы в порядке усиления действия).

  1. -ти         - ть     -чь

         Идти                       шевствовать

         Брести                    маршировать

         Плестись               семенить

(Слова одной и той же части речи. близкие по значению – синонимы. Придумай предложения с данными глаголами).

5. А вот как можно повторить о роли глагола в предложении, говоря о правописании гласных после шипящих:

        Час – часы

        Часик - зачастить

         Часы идут, за ними дни проходят, и каждый день уносят частичку бытия.

6.Вообще на повторительных минутках можно сделать очень много. Вот образец работы над группой родственных слов:

        Голова – головы

        Головка

        Головной (вагон)

       Головастик

Фразеологизмы:

       Ломать голову

      Выкинуть из головы

      Голову повесить

      Давать голову на отсечение

      Бежать сломя голову

II. При изучении глагола необходимо познакомить учащихся с фразеологическими оборотами в практическом плане, то есть использовать прием перифраза. Исходным моментом в изучении фразеологических оборотов является понимание учащимися явления многозначности слова, его прямого и переносного значения. При отборе фразеологического материала следует учитывать частность употребления тех или иных устойчивых сочетаний в речи, сферу их применения.
Прочность усвоения фразеологизмов обеспечивается пониманием их значения, а это достигается:
   1) систематическими наблюдениями над употреблением фразеологизмов
в контексте;
    2) синонимическими сопоставлениями слова и фразеологического
оборота либо фразеологизмов;
    3) усвоением синтаксической роли, структуры, лексической и
грамматической сочетаемости с другими словами в предложении.

III.  На уроке проводятся задания  следующего содержания.  

  1. К словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том же лице и числе.

    Обведешь вокруг пальца          гладить по головке  

             Клюем носом                           вставляет палки в колеса

             Дремать, обмануть, хвалить, мешать,  устать

     2. Подчеркните устойчивое сочетания, объясните их значение.

А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк
Пять-шесть:
Я даже их могу на пальцах перечесть.
“Эх, эх” ей Моська отвечает:
“Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки”.
/И.Крылов/

Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешить ты целое царство”.
/А.Пушкин/

У кумушки глаза и зубы разгорелись.
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: у – х!
Живей, зверишки!
/Н.Некрасов./

    3. Как вы понимаете значение подчеркнутых устойчивых словосочетаний? Выпишите их и подберите близкие по значению слова.

Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает:
“Что это ты голову повесил ? ”
Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.
/Чуковский./

Мать говорит дочери после долгой разлуки:
- Как ты похудела, Надюша, один нос остался.
- А разве, мама, раньше у меня два носа было, - иронически возражает дочь.
/Чуковский./

Играя с Жоржем оловянными солдатиками, я сказал про одного из них, что он будет стоять на часах. Жорж схватил солдатика и со смехом помчался туда, где висели стенные часы.
/Чуковский./

    4. К данному роду синонимических фразеологизмов подобрать слова – синонимы.

             Намылить голову,                 задать жару /перцу/,

             протереть с писком,              разделать под орех,

             зубы заговаривать,               водить за нос,

             кривить душой,                     сидеть сложа руки,
            гонять лодыря,                      бить баклуши,
            разводить тары-бары,            молоть вздор.
Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.


        5. Из данных фразеологизмов подобрать синонимы к словам:


дремать, обмануть, грустить, мечтать, главенствовать, заставлять.
Слова для справок: повесить нос, витать в облаках, играть первую скрипку, брать за горло, натянуть нос, клевать носом.


      6. Заменить подчеркнутые устойчивые сочетания слов одним словом – синонимом и указать, какими членами предложения оно является.


Собака рванулось вперед и исчезла из глаз. Раньше ты у нас бывал, а теперь и носа не показываешь. Мальчишки сломя голову мчались к реке. Мы не знали кого ввести в нашу классную футбольную команду, ведь хороших игроков у нас кот наплакал. Я думал, что город этот находится где-то на краю света. Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не шевельнул.


      7. Списать предложения, заменяя подчеркнутые слова подходящими по смыслу устойчивыми словосочетаниями.
1) Отряд убирает класс: кто парты моет, кто рамы клеит, один Петя не работает.
2) Нечего хныкать, -сказала мама, -ты уж большой, пора умнее стать.
3) Я выбежал и удивился: в нашем дворе появились новые качели.
4) Я никак не мог понять, как появились здесь эти игрушки.
5) Одна давнишняя история вдруг вспомнилась мне.

IV.  РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ.

1. Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.
Образец.
Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.


2. Списать предложения парами. Подчеркнуть в каждой паре глаголы – антонимы.
      Прилипла к нему рыбка, спросила: ”Чего тебе надобно, старче?”        Ничего не ответила рыбка.
      Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
      Солнце село за горою. Вдали погас последний луч заката.
      В одном окошке зажегся огонек.
3. Выписать выделенные глаголы, радом написать глаголы – антонимы.

  1.  Дедушка, найди мне беленький грибок.
  2.  От вороны карапуз, убежал заохав.
  3.  Не слыхивал старик, чтоб рыбка говорила.
  4.  С лесенки ответил Вова: “Мама – летчик, что ж такого?”
  5.  Посылки и письма провозит сюда зимою упряжка собачья.
  6.  А летом дорогой, свободной от льда, приходит и судно рыбачье.
  7.  На пустынном полустанке мы выходим на перрон.
  8.  Еще не осень, но понятно, что приближается она.
  9.  Заря прощается с землей.
  10. Суровый, подтянутый всадник коня у ворот привязал.
  11.  От сынов тебе далеких я привез тебе поклон.

    V.   РАБОТА НАД СИНОНИМАМИ.

1.  Списать предложение. Подчеркнуть в каждом предложении глаголы-синонимы.

             Затужили старик со старухой, загоревали.
            Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется.
            Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.
            Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю    защищать.
            Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец.         Завыл колодец, заревел дурным голосом.


2.    Списать, вставить подходящие по смыслу глаголы.


          Ласточка … над гнездом. Над цветами … летали. бабочки.
          Земля … вокруг солнца. …, … шар голубой.

/вращаться, вертеться,   крутиться, виться/.
          Сестра … свое новое платье. Пограничники … наши границы. Сторож  … колхозное добро. Собака … дом.

/охранять, беречь, сторожить/.
            Туристы любят … по лесам и полям. Нечего без дела … из угла в угол.

/бродить, слоняться/.

3.     По образцу вписать в таблицу глаголы, синонимичные данным.

Мчаться                                         е с т и с ь
Торопиться                                   Смеркаться

Холить                                          Любить

Охранять                                       Бояться

Печалиться                                    Сиять

Сражаться

Слова для справок: стеречь, спешить, обожать, темнеть, лелеять, пугаться, бороться, скорбеть, блестеть.

4.       Расположить глаголы по степени усиления обозначаемого ими
действия.
                  а). Кричал, шептал, говорил.
                  б). Мчался, шагал, бежал.
                  в). Смеялся, улыбался, хохотал.
                  г). Рассвирепел, разозлился, рассердился.
                  д). Накрапывал, лил, моросил.
                  е). Тлел, горел, полыхал.
                  ж). Удивил, поразил, ошеломил.
                  з). Хвалил, одобрял, превозносил.

VI.      РАБОТА НАД МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ ГЛАГОЛА.

1.   Прочитать и объяснить чего не понимали дети. В каком значении употреблены выделенные глаголы? Составить и записать предложения, употребив эти глаголы в прямом и переносном значении.


                а). – Мама, крапива кусается?
                     – ДА.
                     – А как она лает?
                 б). Мать приказала запереть за ней дверь и крючок и никого не   пускать. “Так как, -пояснила она, - по городу ходит скарлатина”.

В отсутствие матери кто-то долго стучался в дверь.
- Приходила скарлатина, но мы ее не пустили.
/К.Чуковский/

  1. Списать стихотворение, подчеркнуть глаголы, употребленные в переносном значении.


Солнышко запело на холодной воле.
Поле засопело – пробудилось поле.
Ветерок очнулся, заморгал спросонок,
Тополь отряхнулся шумно, как теленок.
Море почему-то все еще зевает …
Вот какое утро в Латвии бывает.
/М.Гриезане/

3. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола ставить в выделенных словосочетаниях.


Пять рабочих ставят дом,
Ставит опыт агроном
/Он растит такую рожь –
С головой в нее войдешь/.
Ставит счетчики монтер,
Ставит фильмы режиссер.
/Снял он сказку “Колобок”,
Чтобы ты увидеть мог!/
Мама ставит пироги
/Подойди и помоги/.
А диагноз ставит врач:
“Просто насморк. Спи, не плачь!”
Если кончиться рассказ,
Ставить точку в самый раз.
/Г.Демыкина/
Все эти упражнения, направленные на овладение лексическими богатствами родного языка, естественно связаны и с работой над словосочетанием и предложением.

VII.  Работа над словосочетанием и предложением при обучении глаголу.

Овладеть связной речью означает, прежде всего, научиться самостоятельно отбирать из готового текста нужную конструкцию, обоснованно заменять одну конструкцию другой. Поэтому в основе работы над словосочетанием и предложением лежит знание грамматики, в частности синтаксиса как учения о словосочетании и предложении, а также знание основ стилистики. Моя задача в работе над словосочетанием и предложением состоит в том, чтобы научить школьников из ряда возможных выбрать наилучший способ выражения, то есть ту синтаксическую конструкцию, с помощью которой можно передать тончайшие смысловые оттенки. Следовательно, эта работа связана с использованием синтаксических синонимов, то есть привитием синтаксисо-стилистических навыков учащихся.
Работа над словосочетанием и предложением тесно связана и с работой над словом, так как “грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга”.
Работа над словосочетанием и предложением проводиться на уроках русского языка в связи с изучением грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения .
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это лексико-грамматическая единица, не выражающая законченной мысли, а создающая расчлененное обозначение единого понятия. В словосочетании есть главное слово и зависимое:

  1. синее небо /согласование/,
  2. выследили волка /управление/,
  3. читать вслух /примыкание/.

Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися именно в словосочетаниях: это ошибки в управлении и согласовании.
В связи с формированием навыков правильной речи при работе над глагольным словом, целесообразно предлагать учащимся составлять с глаголом словосочетания и полученные словосочетания включать в предложения. Для составления глагольных словосочетаний можно пользоваться схемами. По схеме может быть составлено двучленное и многочленное словосочетание, например: овладеть /чем?/,           овладеть городом

  1. излагать /что?/:               овладеть игрой          
  2. овладеть знаниями,       излагать доклад
  3. излагать содержание беседы;
  4. оросить /что? чем?/           возмущать /кого? чем?/.
  5. Оросить землю водами реки;
  6. возмущать окружающих грубостью.

Усвоение норм глагольного управления требует длительного времени. С третьего года обучения необходимо начать систематическую работу над трудными по управлению глаголами.
При изучении темы “Глагол” важно сопоставить однокоренные, а также близкие по значению глаголы, управляющие разными падежами существительных, например:

  1. касаться /чего?/, прикоснуться /к чему?/, вслушаться/во что?/, прислушаться/к чему?/, удивляться/чему?/, удивлять/кого? чем?/, радовать/кого? чем?/, радоваться/чему?/, беспокоить/кого? чем?/, беспокоиться/о ком?/, рассказать/ кому? что?/, /о чем?/; изложить/кому? что?/

Специального внимания требуют глаголы, при которых учащиеся неправильно употребляют предлог с падежными формами существительного:
             Приехать … /из/ Киева, приехать … /с/ юга.       Вернуться … /из/ школы, вернуться … /с/ фабрики.

Прийти … /из/ магазина, прийти … /с/ завода.

VIII.    В процессе изучения глагола закрепляется и знание норм согласования.

 Этому будут способствовать задания .
1. Глаголы, данные в скобках, употреби в прошедшем времени.

Солнце /жучь/ невыносимо.

Трава /желтеть и сохнуть/.
2. Замени подчеркнутое существительное близким по значению и записи его с тем же глаголом. Спектакль начался /представление началось/; тишина наступила /безмолвие наступило/; грунт промерз / почва промерзла/; порт ожил /гавань ожила/.
3. С какими прилагательными могут употребляться данные существительные. Составить и записать с ними предложения, употребляя глаголы в прошедшем времени.
Рельс …
Прорубь …
Полотенце …
Ниже приведен словарик словосочетаний, в которых учащиеся допускают ошибки /главным образом в управлении/.
Школьники употребляют:
“искать ответ /на вопрос/, искать встречу, искать случай”
“бояться грозу, простуду, холодную воду”
“просить совет”
“беспокоиться за отца”
“удивился его словам”
“касаться к проводам”
“любоваться на закат”
“описывать о чем-то”
“руководить в колхозе”
“оплатить за проезд /в трамвае/”
“рад победой”
“одеться /чем?/ пальто”
“прийти со школы”
“не знает задание”.

Специальные упражнения формируют навыкам правильной речи, учат детей правильному употреблению данных словосочетаний в речи.


Различайте слова: Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестренку платье. Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом.

Различайте слова: Написать (что? о чем?) сочинение об экскурсии. Описать (что?) экскурсию.

Различайте слова: Обсудить (обговорить, обдумать, рассмотреть) что? результаты работы, план, маршрут похода. Осудить (признать виновным, вынести неодобрение) кого? товарища за плохой поступок, нарушителя порядка.

Различайте слова: Предоставить – дать возможность пользоваться чем-либо. Предоставить свободу, слово на собрании, место. Представить: справку, действующих лиц рассказа, представить к награде.
Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Хотя в целом в речи детей преобладает простое предложение, но в письменной речи учащихся III класса сложные предложения составляют 17-20%, причем более половины из них сложноподчиненные, преимущественно с придаточными определительными, изъяснительными и временными. Начинают использовать и придаточные причины, цели, уступительные, а также сложные бессоюзные предложения, главным образом с отношениями последовательности действий.
Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.
В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.
Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы:

1)упражнения на основе образца;

2) конструктивные;

3) творческие.
Упражнения на основе образца, или подражательные предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.
Так при измерении множественного числа глаголов можно провести игру «Один - много»
Замените единственное число глаголов множественным.
Образец:        Иволга свистит. – Иволги свистят.
Соловей поет. Сова кричит. Дятел стучит. Жаворонок звенит. Сорока трещит.
При этом заостряется внимание учащихся, что глаголы во множественном числе имеют окончания -ат (-ят) или -ут (-ют). Это упражнение является ступенькой к различению глаголов I и II спряжения.
В конструктивных упражнениях познавательная задача иная – построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретически сведениями по синтаксису, а также на основе практически усвоенных связей. Школьники учатся также перестраивать предложения, расширять их, объединять 2-3 предложения в одно, заменять элементы предложений и тому подобное.

Например:

Солнце светит. Солнце светит ярко. Летнее солнце светит ярко. Над головой ярко светит летнее солнце.

Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Умение строить предложения в свободных условиях, то есть без конкретного задания, свидетельствует о полном усвоении синтаксических форм, о сформированности  механизмов речи .Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.        
Например:          

Вставьте нужные слова.
В апреле …… последний …….
Из дальних стран …… …….
Они …… свои гнезда.
Скоро …… …….
Слова для справок: птенцы, вьют, птицы, появятся, снег, прилетят, тает.

IX.   Связная речь, устный пересказ и письменное изложение.
И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к связной речи.
Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой .
В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи:

а) принадлежащей самим учащимся /или упражнения по развитию связной речи/;
б) развернутые ответы на вопросы /в том числе в беседе/;
Различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания /или написанные тексты/ в основном отвечают изложенным выше требованиям;

в)записи по наблюдениям,

г)ведение дневников погоды и природы, другие дневники;
д)устный пересказ прочитанного /в его различных вариантах/;
е)устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу и концу и тому подобное;
ж)рассказывание художественных текстов, заученных на память;
з)письменное изложение образцовых текстов;
и)перестройка данных учителем текстов;
к)письменное сочинения разнообразных типов;
л)статьи в газете, отзывы о прочитанных книгах, о кинофильмах, то есть в сущности, сочинения особых жанров; деловые бумаги; заявления, объявления, адреса, телеграммы и тому подобное.
Это лишь самое общее перечисление тех видов связных текстов, которыми оперируют младшие школьники. Как видим, разнообразие упражнений довольно велико.
Все это разнообразие дается учащимся почти без теорий, практическими способами. Разнообразие должно соблюдаться, во-первых, в тематике упражнений, во-вторых, в жанрах, в-третьих, в особенностях языка, в-четвертых, в типах самих упражнений.
Только в этом случае будет обеспечена разностороннее развитие мышления и речи учащихся.
Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Это,
во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить ее, найти ее границы.
Во-вторых, это умение собирать материал, отбирать то, что важно, что относится к теме, и отбрасывать второстепенное.
Следующее
третье умение – это умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану.
Четвертое умение – умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное. Каждое упражнение в связном тексте предполагает использование всех этих умений. Но учить всем этим умениям сразу, в одинаковой степени невозможно. Поэтому , я считаю, что на каждом уроке должна быть четко определена задача обучения.
Например, предлагается составить устный рассказ в III классе по картине  
А. Пластова “Первый снег”. Учебные рассказы этого рассказа: обучение рассматриванию картины; использование образных слов и выражений и с прочитанных произведений. Так сказано в учебнике. Учитель может, однако, определить и другие задачи, например, составление сюжета рассказа на основе воображения.
Планировать развитие речи учащихся рекомендуется на длительный срок. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы. Планируя развития речи учащихся на год, учитель должен решить, как часто следует проводить устные и письменные работы, изложения и сочинения, писать письма, отзывы о прочитанных книгах, заметки в газету, составлять устные рассказы.
Как видим, в развитии связной речи учащихся есть ряд ясных определенных задач, последовательное решение которых и создает систему в работе.

Редкий урок проходит без пересказа, поэтому особенно опасен шаблон в этой работе. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают интерес школьников к чтению и в конечном итоге повышают уровень их речевого развития, культуру речи.
Дети должны знать, такие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего, в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что образец не должен быть заучен, зазубрен. Но в то же время предъявляется и другое требование: использовать лексику, обороты речи, а от части и синтаксические конструкции, взятые из образцового текста.
Пересказу нужно учить систематически /не просто – “прочитай и перескажи”  Ведь конечная цель пересказа состоит в том, чтобы человек в жизни мог правильно, достаточно точно, логически стройно и выразительно передать прочитанное, услышанное.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

  1. подробный;
  2. близкий к тексту;
  3. краткий или сжатый; выборочный;
  4. с перестройкой текста;
  5. с творческими дополнениями.

В III классе дети владеют всеми видами пересказа.
Устный пересказ учит школьников изложению – письменному пересказу образцовых текстов. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманны учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.
В  III классе учащиеся пишут подробное и сжатое изложение текста из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложения прочитанного с изменением формы лица.
Следует особенно подчеркнуть роль изложения, как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написаны выдающимися мастерами слова и затем письменно

пересказанными детьми, способствуют формированию правильно речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия художественный вкус и развивают языковое чутье.


X.  Работа над сочинением, описанием по картине.

 Сочинения допускают большую свободу в подборе материала и в его расположении. Ведь роль картины чрезвычайно велика в развитии речи учащихся.
Обучая детей письменному сочинению можно использовать вопросы, опорные слова, опираться на ранее описанные произведения писателей – классиков.
Впервые проводится урок обучения письму отзывов о прочитанной книге. Дети учатся писать простейшие заметки в газету, совершенствуют навыки написания писем.
Сочинения и рассказы являются наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради выражения своих мыслей и чувств.

Можно долго говорить об организации  повторения на уроках русского языка, но эти повторения я считаю наиболее удачными по опыту своей работы с детьми. В приложении даны фрагменты из работ учащихся, начиная с 1-го класса, где можно увидеть элементы моей работы.

Вывод по  главе:

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Так, уже во I классе проводится элементарная работа над видом глагола (без термина). Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид глагола с помощью вопросов важно уже во II классе, так как без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам. В III классе глаголы совершенного вида, как известно, имеют формы настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени, глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм (пример ошибки: от глагола петь учащиеся образуют, настоящее время пою, прошедшее пел, будущее спою вместо буду петь).

Распознавание вида необходимо и для того, чтобы определить спряжение глагола (решать — I спряжение, решить — II, отправить — II, отправлять — I и т. п.). Понимание взаимодействия вида глагола и его временных форм, хотя бы на уровне частично понятийном, вносит элемент осознанности при изменении учащимися глагола по временам и в употреблении глагола (например, для указания на завершенность действия, которое выполнялось до момента речи, ученик использует глагол сочинил, а для указания на его незаконченность — глагол сочинял и т. п.).

Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов. Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи.

Заключение.

    Результатом своей работы считаю – повышение качества знаний учеников, стремление к овладению и решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата в классе. С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется интерес и уверенность в собственных силах.

     В  работе я постаралась показать некоторые виды заданий, которые позволят не только активизировать деятельность учащихся на уроке русского язык, но и ориентироваться на завтрашний день детского развития. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребенка.

     Своей работе я хотела показать борьбу за точность русского слова, за красоту русской речи, что все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность.
И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предками…».
Справедливо говорится и повторяется, что (язык – это орудие культуры). А ведь овладение культурой, (всеми знаниями, которое выработало человечество), - это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
    Мне удалось показать в работе, что часто мы говорим небрежно, кое-как пишем, слышим искаженную речь наших учеников и закрываем на это глаза. Хотя знаем, сколько недоразумений возникает из-за небрежного отношения к нашей речи. Как раз эти – то и ошибки и следуют искоренять из речи наших детей.
На примере изучения глагола в 3-ем классе я попыталась раскрыть вопросы по развитию навыков культуры устной и письменной речи учащихся. Я выявила  ошибки,  допускаемые при использовании глагола в речи и наметила пути их предупреждения и устранения.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования навыков при изучении глагола, дала положительные результаты:

- учащиеся усвоили и углубили  сведения о сказуемом как одном из главных  членов предложения;

-закрепили  умение находить сказуемое в предложениях;

-достигнуты и сформированы навыки правильного построения предложения;

- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Задачи, намеченные в работе, на мой взгляд, выполнены в основном: изучена литература по теме, обобщен мой личный опыт работы, который помог в разработке систем и упражнений, способствующих развитию навыков культуры речи при изучении глагола.
Проводимые мною уроки дали положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу о том, что для успешного развития навыка культура устной и письменной речи, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных методов и приемов обучения.
Данная работа может быть использована как молодыми специалистами, так и учителями при изучении глагола в 3-ем классе, как на уроках, так и на внеклассных занятиях.
 

Библиографический список.
1. Аванесов Р.И. русское литературное произношение. – М., 1994
2. Абидова Н.Г. о развитии письменной речи // русский язык. – 1996.- № 11 с.4.
3. Ахманова О.С. словарь лингвистических терминов. –М. Издательство Советское просвещение, 1996.
4. Баринова Я. И другие. Методика русского языка: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под редакцией Е.А. Бариновой. – М. Просвещение, 1994.
5. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М., 1990.
6. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990.
7. Головин Б.Н. Как говорить правильно. – М.,1989.
8. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М. : Высшая школа, 1990.
9. Иванова С.Ф. Воспитание культуры речи у школьников. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 2004.
10. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л.: Лениздат, 1998.
11. Костенко Ф.Д. Дидактический материал по развитию речи: 3-ий класс: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
12. Лопатухин М.С. и другие. Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся / под редакцией Ф.П.Филина.-М.: Просвещение, 1981.
13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность –М., 1969.
14. Лингвистический энциклопедический словарь /под редакцией В.Н. Ярцева. – М.:Современная энциклопедия, 1990.
15. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1997.
18. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1985.

19. Методика преподавания русского языка / Баранов М.Т., Ладыжемская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П.Ф. – М.: Просвещение 1990.
20. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещения 1991.
21. Новотерцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, 1996.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под редакцией Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1990.
23. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1984.
24. Петрякова А.Г. Культура речи – практикум. – М. Академия “Финта”, 1997.
25. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1984.
26. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах /Под ред. П.А. Грушкова.- М.: Просвещение, 1973.
27. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1997.
28. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.
28. Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы: Толковый грамматический словарь. – М.: Русский язык, 1989.
29. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1996.
30. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1970.
31. Уидзенкова А.К., Сагирова О.С. Русский с увлечением. – Екатеринбург, 1997.
33. Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа "Методы организации командной работы в ОУ"

Данный материал  поможет администрации школ, руководителям творческих групп, учителям эффективно организвать работу в команде....

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Аттестационная работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ"

Работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ", раскрывающая сущность домашней учебной работы учащихся и ее роль в овладении знаниями,...

Итоговая аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по ФГОС учителей начальных классов

Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий. Предмет, классОкружающий мир, 3классПрограммаСистема Л.В.ЗанковаТема урокаЖизнь древних...

Письменная аттестационная работа по математике за курс 4 класса

Работа представлена в виде тестового материала с выбором правильного ответа...

Аттестационная работа Суслова А.Е.

        Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с те...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...