Работа по самообразованию
статья по теме
Предварительный просмотр:
Введение
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно – экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.
На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.
В наш век научно – технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать. Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны. снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-54% от общего состава детей.
Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научится решать задачи.
Научить решать задачи – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвует мышление, речь, восприятие, воображение.
Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составление предложений.
Работа над техникой чтения
- В детях надо пробуждать любовь к чтению.
- Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
- В первый раз читать тексты должен учитель. Он передает текст грамотно, эмоционально.
- Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
- В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.
- Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.
- Важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных ( Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.
- Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.
- На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.
- Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.
- Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.
- Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.
- Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
- Чаще надо проводить выборочное чтение.
- Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.
- Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.
- Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.
- Делать плакаты или альбомы по темам : »Осень», «Зима» ,»Весна», «Лето» куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.
Упражнения для развития техники чтения
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому – либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на 3 группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
- Чтение вслух.
- Чтение про себя.
- Чтение жужжащее.
- Чтение хором.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
- Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
- Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
- «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
- «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
- «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
- «Прыжки». Чтение через слово.
- . «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
- «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
- «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
- Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
- «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
- «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
- «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.
- «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
- «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
- «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
Упражнение для формирования навыков выразительного чтения.
- Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
- Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).
- Чтение скороговорок.
- «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
- Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
- «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
- Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
- Чтение одного предложения с разной интонацией.
- «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
- «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.
- Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
- Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
- Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
- «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
- «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
- Чтение по ролям.
- Чтение по ролям без слов автора.
- Инсценирование.
- Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».
- Конкурс чтецов. Ученики готовятся самостоятельно.
Упражнения для понимания смысла текста.
- Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
- Озаглавливание текста.
- Деление текста на части, составление плана.
- Определение темы текста, главной мысли.
- Определение типа текста.
- Подбор иллюстрации к тексту.
- По иллюстрации определить содержание текста.
- Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
- Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
- Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
- Чтение для подготовки к пересказу.
- «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.
- Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
- Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
- Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 –самостоятельно.
- Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие.
- Составление кроссвордов по тексту.
- Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
- Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
- Подбор загадок к словам из текста.
- Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
- Составление ребусов к словам из текста.
При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем еще предстоит работать.
На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.
Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев.
Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.
Банк заданий постоянно пополняется. В следующем учебном году начатая работа будет продолжена.
Приложения
Упражнения для совершенствования техники чтения.
- Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:
гласные: А,О,У,Ы,И,Э.
сочетания: А-У,А-О,Ы-И, Э-А,И-О.
согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;
согласные и гласные: ЖЕ,ЧЕ,ЩА,ЖРА,ЖРИ;
скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.
- «Фотоглаз»: за отведённое время ученик должен «сфотографировать « столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.
Например:
урок город
перемена лес
школа дорога
книга красивый
ручка богатство
учитель автомобиль
обучение играть
- Найди лишнее слово.
Берёза Нож
Цветы вилка
ложка
Осина тарелка
Опушка блюдце
Трава корова
Портфель чашка
Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию
индивидуальный план...
Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"
В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...
План работы по самообразованию учителя начальных классов
Тема по самообразованию:«Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов».Цели: 1) повышение качества учебного процесса; ...
Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"
Работа по самообразованию воспитателя гпд "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...
"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя
Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...
План работы по самообразованию
Работа представляет собой материал по теме самообразования учителя начальных классов ....
Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"
В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....