Доклад "Специфика нового урока"
статья на тему
Выступление на методическом семинаре "Педагогические дискуссии "Новый урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом семинаре
(Педагогические дискуссии «Новый урок»)
«Специфика нового урока»
Шашаева Ю.К.
учитель начальных классов
«МОУ-СОШ с.Б.Дмитриевка
Лысогорского р. Саратовской обл.»
Важнейшие задачи образования в начальной школе - формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной, реализуются в процессе обучения всем предметам. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.
Важно другое – нужно понять:
- что происходит с современным уроком;
- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;
- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;
- как меняется позиция учителя.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
- Появились образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники, которые активно используются в образовании. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
- Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы к организации современного урока:
- усиление его социальной направленности;
- практическая ориентированность образования;
- направленность на развитие мышления, практических навыков;
- расширение коллективных форм работы, привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни;
- дифференциация образовательного процесса, увеличение доли самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Именно таким в самых общих чертах современный урок, который должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребёнку активно войти во взрослую жизнь.
В современном обществе происходило становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная (классно-урочная); модель технологизации образования; модель компетентностного подхода.
Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели – модели компетентностного подхода, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:
- базовые компетенции;
- опыт ребёнка;
- умение решать жизненные ситуации;
- психолого-педагогические ситуации и другие.
Напомню определения понятий «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция» – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".
Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:
- Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
- Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
- Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
- Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
- Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
- Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
- Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
- Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.
Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.
Приведем базовые компетентности педагога.
№ п/п | Базовые компетентности педагога | Характеристики компетентностей | Показатели оценки компетентности |
1. Личностные качества |
1.1 | Вера в силы и возможности обучающихся | – Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; – Осуществлять грамотное педагогическое оценивание; – Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития. |
1.2 | Интерес к внутреннему миру обучающихся | Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности. | – Умение составить устную и письменную характеристику обучающегося, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; – Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается. |
1.3 | Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога) | Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. | – Убеждённость, что истина может быть не одна; – Интерес к мнениям и позициям других; – Учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся. |
1.4 | Общая культура | Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. | – Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; – Знание материальных и духовных интересов молодежи. |
1.5 | Эмоциональная устойчивость | – В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие; – Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. |
1.6 | Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе | – Осознание целей и ценностей педагогической деятельности; – Позитивное настроение; – Желание работать; – Высокая профессиональная самооценка. |
2. Постановка целей и задач педагогической деятельности |
2.1 | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | – Знание образовательных стандартов и реализующих их программ. |
2.2 | Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | – Знание возрастных особенностей обучающегося. |
3. Мотивация учебной деятельности |
3.1 | Умение обеспечить успех в деятельности | Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. | – Знания возможностей конкретных учеников; – Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам. |
3.2 | Компетентность в педагогическом оценивании | – Знание многообразия педагогических оценок; – Знакомство с литературой по данному вопросу; – Владение (применение) различными методами оценивания. |
3.3 | Умение превращать учебную задачу в личностно значимую | – Знание интересов учащихся, их внутреннего мира; – Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. |
4. Информационная компетентность |
4.1 | Компетентность в предмете преподавания | Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. | - Владение методами решения различных задач; – Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных. |
4.2 | Компетентность в методах преподавания | – Знание нормативных методов и методик; – Наличие своих «находок» и методов, авторской школы; – Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий; – Использование в учебном процессе современных методов обучения; |
4.3 | Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) | Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. | – Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся. |
4.4 | Умение вести самостоятельный поиск информации | Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. | – Профессиональная любознательность. |
5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений |
5.1 | Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты |
| – Знание образовательных стандартов и примерных программ; – Обоснованность используемых образовательных программ; – Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием. |
5.2 | Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях | – Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; – Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций; – Развитость педагогического мышления. |
Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство урока, школы, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями?
Овладение базовыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований к уроку:
1. Дидактические требования:
- Чёткое формирование образовательных задач
- Определение оптимального содержания урока
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний
- Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля
- Реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические требования:
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
- Особенности самоорганизации учителя
- Организация познавательной деятельности
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений
- Организованность учащихся
- Учёт возрастных особенностей
3. Требования к технике проведения урока:
- Урок должен быть эмоциональный
- Темы и ритм урока должен быть оптимальным
- Полный контакт учителя и учащихся.
- Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Смена видов деятельности
- Обеспечение активного учения каждого ученика.
4. Требования к гигиене урока:
- Температурный режим
- Проветривание
- Освещение
- Предупреждение утомления
- Чередование видов деятельности
- Физкультминутка
- Правильная рабочая поза учащихся.
- Соответствие росту школьной мебели.
Рассмотрев дидактические модели современного урока, отмечу, что новый государственный стандарт общего среднего образования предлагает новый подход к конструированию содержания образования. Такой подход получил в педагогике название системно-деятельностного, развивающего. - знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация, которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребенком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»;
- ориентировочная основа действий формируется на теоретическом уровне, как обобщенный способ, или принцип действия;
- освоение обобщенного способа действия дает ключ к проектированию деятельности в типовых и новых жизненных ситуациях;
- теоретические научные знания включаются в контекст решения учебных задач, значимых для получения предметных, метапредметных и личностных результатов;
- учитель целенаправленно организует освоение учащимися универсальных учебных действий в соответствии с психическими новообразованиями ведущей деятельности каждого возраста;
- реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания, ее организацию и со-организацию;
- метапредметные, личностные и предметные результаты обучения подлежат критериальному оцениванию.
При подготовке занятия на системно-деятельностной основе учителю надо ответить на следующие пять вопросов:
1. Какие учебные действия ученикам необходимо освоить?
2. Как сформулировать учебные задачи (то есть, соединить учебные действия с учебным материалом)?
3. Каков порядок действий учащихся по решению учебных задач? В какие виды и формы учебной деятельности нужно вовлечь учеников для решения ими учебных задач?
4. Какие методы преподавания наиболее подходят для этого?
- Какой учебный материал для этого нужен?
ПРОЕКТИРУЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ НА ЗАНЯТИИ
1. общее представление об изучаемой теме;
2. ознакомление с целью изучения темы (в деятельностной форме) и соучастие в ее определении (Что узнаю? Что научусь делать?);
3. проблемная ситуация, которая приводит к осознанию -
4. границ своего знания и незнания – то есть, превращению проблемной ситуации в учебную;
5. что надо сделать, чтобы решить проблему? - формулировка с помощью
учителя учебной задачи;
- что получится в результате решения учебной задачи? - какой образовательный
продукт будет получен? (составим план, заполним таблицу…);
7. по каким критериям будем оценивать образовательный продукт?
8. планирование действий;
9. исполнение;
10. оценка и самооценка;
11. рефлексия – что получилось, что не получилось, задачи на будущее.
Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Очевидно, что традиционные формы ведения урока сегодня недостаточны для реализации нового социального заказа общества. Теперь задача учителя состоит в умении организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока.
Сегодня при подготовке и проведении уроков необходимо использовать системно-деятельностный подход как отвечающий требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новый урок в школах
В школах Кубани появится новый урок...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
4 класс Урок «Окружающий мир» УМК – «Школа России» Тема урока: Пётр Великий Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения Тип урока: изучение нового материала и первич
4 классУрок «Окружающий мир»УМК – «Школа России»Тема урока: Пётр ВеликийДидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебно...
«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"
Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...
Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс
Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...
Конкурсная работа "Мой новый урок в начальной школе" математика 3 класс
quot;Задачи на понимание отношений больше или меньше в..."...