Конкурсная работа "Мой новый урок в начальной школе" математика 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс)

Колобзарова Ангелина Владимировна

"Задачи на понимание отношений больше или меньше в..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3_klass.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОЙ НОВЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«ЗАДАЧИ НА ПОНИМАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

БОЛЬШЕ ИЛИ МЕНЬШЕ В…»

Колобзарова Ангелина Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Малиновский

Учебный предмет

Математика

Класс

3

Цель урока

формирование представлений о решении задач на понимание отношений больше или меньше в (с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)...

Программа        

УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И.,  Бантова М.А.  и др.

Задачи урока

Образовательные:        

– активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

–  закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 8;

–  закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов  на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в»;

–  расширять  знания учащихся об использовании  математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие:        

– формировать универсальные учебные действия;

– способствовать развитию ключевых компетенций учащегося;

– развивать эмоциональную сферу учащихся;

– развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение;

– развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные:        

– формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения;

– воспитывать ответственное отношение к безопасному участию в дорожном движении;

– формировать навыки  функциональной грамотности.

Метапредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык.

Тип урока

Урок  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать  смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в»;
  • выполнять  арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100;
  • сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»;
  • решать  простые и составные текстовые задачи в одно-два действия:

– моделирует и представляет задачу графически;

– планирует ход решения;

– записывает решение по действиям и с помощью числового выражения;

– анализирует решение;

– осуществляет поиск  другого способа решения;

– оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления).

Личностные:

  • уметь слушать.
  • участвовать в диалоговом общении с учителем;
  • участвовать в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
  • оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • проявлять учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом.

Метапредметные:

  • уметь работать с информацией,  содержащейся в тексте задач;
  • приобретать  опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме;
  • познакомиться с ИКТ ресурсом,  осознать его возможности для использования в собственной познавательной деятельности.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • принимает и сохраняет учебную задачу;
  • участвует в планировании учебных действий;
  • осуществляет самооценивание собственной учебно-познавательной деятельности;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Познавательные:

  • осуществляет анализ текстовой задачи;
  • строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач;
  • владеет алгоритмом решения задач изученных видов.

Коммуникативные:

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

I

Мотивация к учебной деятельности

Методы организации работы:

– диалоговое общение

– эмоциональная рефлексия.

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся в стихотворной форме.

Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку.

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

– Мне интересно, с каким настроением вы пришли на урок?

– Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение:

  • Если у вас отличное настроение, вам  интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться   – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать   – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять  жёлтый карандаш.

Наблюдает за учащимися.

– Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне.

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя. Воспринимают информацию визуально на слух. Участвуют в эмоциональной рефлексии

Регулятивные УУД: умение    мобилизоваться для

выполнения работы.

Познавательные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУД: умение принимать и сохранять информацию.

Организовать детей. Проверить  готовность к уроку. Создать позитивное настроение.

II

Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование

Цели для учащихся:

– включиться в учебно-познавательную деятельность;

– сформулировать вместе с учителем цели урока.

Цели и задачи для учителя:

– поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

– обеспечить совместное целеполагание;

– показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

– способствовать развитию  речи как показателю  интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

– интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

– Я вам сегодня приготовила много «вкусненьких» задач и «лакомых» примеров.

– Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы?

– Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения.

– Как же связаны математика и дорожное движение?

– Давайте проведем математическую разминку.

– И вот мои первые задания:

я предлагаю вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание. Два  ряда – 2  команды. На каждом ряду лежит карточка. По моей команде ребята за первой партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте. Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание.

Как только они это сделали они встают с места около парт.

– Готовы? Начали!

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1: устный счет по карточкам).

– Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону (после выполнения заданий всеми рядами, обращается к вставшим ребятам). (ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Сверка ответов).

– Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу?

– Молодцы! (если все ряды  без ошибок)

– А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке.

– Я думаю, что это задача.

– Ребята, можете объяснить: почему?

– Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени.

– Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача?

– Верно, у любой задачи есть условие и вопрос.

– По какому плану мы работаем над решением задачи?

  • сначала читаем внимательно условие задачи;
  • затем делаем понятную краткую запись или чертеж;
  • рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия?
  • продумываем решение;
  • записываем решение;
  • записываем ответ.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3: План  работы над задачей)

– Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач?

– Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться!

– Этим я и предлагаю вам сегодня заняться!

– Давайте вы разгадаете мои загадки.

1. Там дома, а там дороги.

Вам скажу, друзья, иначе

Будем мы решать…

2. А помощник без сомненья

Здесь таблица…

– Ребята назовите  тему нашего урока.

«Решение задач на применение знаний таблицы умножения».

– Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4: Список задач на урок)

– Спасибо. Можем продолжить работу.

Участвуют в диалоге с учителем:

воспринимают информацию визуально и на слух

Участвуют в математической разминке.

Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)

Участвуют в проверке по эталону. Воспринимают информацию визуально

Участвуют в диалоге с учителем. Воспринимают информацию визуально

Участвуют в диалоге с учителем

– Задачи

– Умножения

Воспринимают информацию визуально. Участвуют в планировании задач урока

Регулятивные УУД:

умение  осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить,   контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы; умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать учебные действия.

Познавательные УУД:

умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач;

умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов;

умение работать с информацией,  содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую.

Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать  ответ: устанавливать его реалистичность.

Решать  простые и составные текстовые задачи в одно-два действия.

III

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации

Цели для учащихся:

– в ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий.

Цели и задачи для учителя:

– организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

– организовать условия для воспроизведения имеющихся  знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

– диалоговое общение;

– постановка и решение текстовой задачи;

– интерактивное обучение.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

– У вас на столах найдите желтую карточку (организует работу в рабочих тетрадях) В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5: Задачи)

– Прочитайте задачу №1. В автосалоне 56  машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько  машин на парковке?(вызывает к интерактивной доске одного человека)

– Что известно?

– Что надо найти?

– Составьте краткую запись.

– Что значит  понятие в 8 раз меньше?

– Запишите решение  задачи.

– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием.

– Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия?

– Молодцы!

– Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу?

Работают в рабочих тетрадях

Участвуют в диалоге с учителем

Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи

– Знание алгоритма решения задачи.

– Знание таблицы умножения и деления на 8.

– Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в».

Регулятивные УУД:

умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала; умение участвовать в решении учебной задачи. Познавательные УУД:

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач; умение

пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Развивать умения выполнять арифметические действия умножение и деление устно в пределах 100. Развивать умение оценивать и анализировать  ответ: устанавливать его реалистичность.

Решать  простые и составные текстовые задачи в одно-два действия.

IV

Физкультминутка

Методы организации работы:

– диалоговое общение.

Форма организации работы: групповая.

– Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи.

– Но думаю, что вы устали. Проведем минутку отдыха.

Выполняют двигательную физкультминутку

Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание.  

Познавательные УУД: умение  структурировать знания.

Коммуникативные УУД: умение   адекватно взаимодействовать   в группе при выполнении учебного задания.

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цели для учащихся:

– в ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

– обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания;

– обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях;

– показать практическую значимость изучаемого материала.

Методы организации работы:

– диалоговое общение;

– интерактивное обучение.

Форма организации работы: работа в группах.

– Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения.

– Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки, которые показывают в какую группу вы распределены. В квесте участвуют следующие группы:

– пешеходы города А;

– водители города А;

– инспектора ГИБДД города А;

– пешеходы города Б;

– водители города Б;

– инспектора ГИБДД города Б.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6: Эмблемы для учащихся)

– Вот ваше первое задание: объединитесь  в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади. Рассмотрите ваш маршрут,  найдите «секретные» конверты.

– Откройте «секретные» конверты. Достаньте  зашифрованное послание. Что оно напоминает?

– Правильно, поле для собирания пазла.

– Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл.

– Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла?

– Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но  для этого вам надо решить задачу, да не простую, а «вкусную».

– Итак,  ваша  цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 7: Пазл)

– Решаете задачи.                          (ПРИЛОЖЕНИЕ 8: Задачи)

– Ответ  задачи  – это номер частички  пазла указанный на поле.

– Наклеиваете данную часть  на поле с таким же числом.

– Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать  нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску.

– Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл,  ждет  сюрприз.

– Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл.

– Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах  работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями.

– Как мы будем работать?

– Ну,  теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло! (команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости)

– Давайте посмотрим, что у нас получилось. (на доске вывешиваются  знаки дорожного движения. Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо  уметь читать эти знаки)

– Давайте вместе их прочитаем.

– Ребята, какая задача показалась более трудной  и вызвала затруднение? Но вы ее решили?!

– Я предлагаю разобрать аналогичные задачи, возьмите Секретные конверты.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 9: Секретные конверты)

– Запишите в тетради задачи?

– Что известно в задачах?

– Что надо найти?

– Кто хочет поработать у доску?

– Запишите краткую запись.

– Решите задачи.

Воспринимают информацию на слух

Выполняют инструкции учителя

Выполняют инструкции учителя

Выполняют инструкции учителя

Выполняют учебное задание в группах

Представляют результат работы групп

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание

Регулятивные УУД: умение выполнять учебное задание; умение  структурировать знания; умение   адекватно взаимодействовать   в группе при выполнении учебного задания;  умение выполнять учебное задание, используя правило;

умение выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Познавательные УУД: умение строить рассуждения в суждений по ходу решения текстовых задач;

умение пользоваться алгоритмом решения задач изученных видов;

умение работать с информацией,  содержащейся в тексте задач; умение работать с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Коммуникативные УУД: умение  интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи

Учить опыту работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме. Знакомить с ИКТ ресурсом, учить использовать в собственной познавательной деятельности. Уметь работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.

VI

Рефлексия (подведение итогов урока)

Методы организации работы:

– диалоговое общение

– эмоциональная рефлексия.

Форма организации работы: фронтальная

– Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог.

– Какие задачи мы с вами ставили в начале урока.

– Что у нас получилось?

– А над чем еще надо поработать? (обращаю внимание  ребят  к задачам, которые висят на доске. Каждая задача анализируется: получилось или не получилось)

– Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.

– Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.

  • «5» баллов – я был активным, у меня все получалось.
  • «4» балла -  я был активным, у меня многое получалось.
  • «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.

– А теперь с помощью карандашей покажите мне свое настроение сейчас.

  • Если у вас отличное настроение, вам  было интересно на уроке – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке    – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», что-то вам его испортило – прошу поднять   жёлтый карандаш

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание устно

Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.

Рефлексируют свое настроение

Регулятивные УУД: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные УУД: умение составлять  целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII

Домашнее задание

– Спасибо за урок. До свидания.

Записывают в дневник домашнее задание. Прощаются с учителем

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Перечень задач на урок:

  • совершенствовать навыки табличного умножения от 2 до 8;
  • совершенствовать навыки решения задач;
  • развивать математическую речь;
  • развивать вычислительные навыки;
  • закрепить знания возведения числа в  степень;
  • отработать навык умножения дроби на натуральное число.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задача № 1

В автосалоне 56  машин, а на парковке в 8 раз меньше машин. Сколько  машин на парковке?

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Задача 1.  Машина  проехала 56 м, а велосипедист проехал в 7 раз меньше чем машина. Какое расстояние проехал велосипедист?

Задача 2. В парке на  велодорожках катались 7 велосипедиста, а  во дворе в 8 раза больше. Сколько велосипедистов  каталось во дворе?

Задача 3. В городе «А»  дорожная служба установила 36 знаков, а в городе «В» 6 знаков. Во сколько раз больше установили дорожных знаков в городе «А»?

Задача 4.  У Вовы 8 штрафов, половину из них он оплатил. Сколько Вове  еще  осталось оплатить штрафов?

Задача 5. На улицах города дежурили инспектора дорожного движения. Первый инспектор задержал 25  нарушителей, а второй инспектор задержал в 5 раз меньше нарушителей, чем первый инспектор. Сколько всего нарушителей задержали инспектора вдвоем?

Список использованных источников

1. Математика. 3 класс в 2 ч. Ч. 1. М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой – М.: Просвещение, 2016. (Допущено Министерством образования Российской Федерации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

Конкурсная программа «Новые Золушки или путь в принцессы»

Конкурсная игровая программа к празднику  8 Марта для учащихся 2-4 классов....

Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"

Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись....

Развлекательная конкурсная программа "К нам Новый год стучится" для 3 класса

Весёлые конкурсы, зажигающие танцы и хороводы возле ёлки, новогодние песни, загадки. Всё для того, чтобы создать праздничное настроение. Познавательный материал "Как празднуют Новый год в разных ...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...

Урок окружающего мира 3 класс по теме: «Заглянем в крестьянскую избу» (урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века».

Урок окружающего мира 3 класспо теме: «Заглянем в крестьянскую избу»(урок формирования новых знаний УМК«Начальная школа XXI века»....

Сценарий конкурсно-игровой программы для обучающихся 3-4 классов «Новый год у ворот»

Сценарий новогоднего утренника для обучающихся 1-4 классов. Сюжет охватывает следующие этапы: встреча Деда Мороза, игры, песни, танцы, чтение стихов, отгадывание загадок и вручение подарков...