Информационные технологии в начальной школе.
методическая разработка на тему

Вересова Наталья

Разработка для проведения семинара по теме: Информационные технологии в начальной школе. Урок по русскому языку с использованием задания, выполняемого на компьютере. Самоанализ урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar._ikt..zip145.14 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в начальной школе.

(Семинар проводится в мультимедийном классе).

Ход семинара.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас приветствовать в нашей школе. Надеемся, что наш семинар будет для вас интересен и полезен.

- В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаю и вам в ходе учёбы, а так же в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение (появляется на экране) «Учиться, всё равно, что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому, давайте двигаться вперёд, и успех придёт.

Знакомство с темой и постановка цели семинара.

- Предлагаю вам расшифровать с помощью ключа тему нашего семинара.

р

у

с

с

к

и

й

ٱ

я

з

ы

к

и

и

к

т

КЛЮЧ.

й

я

и

т

к

р

з

у

ы

с

ٱ

Постановка целей.

- Чему вы хотите научиться в ходе работы нашего семинара?

(Высказывания участников семинара).

Активные участники награждаются «медальками».

Цели и задачи.

1. Изучить основы информационных технологий.

2. Овладеть методическими приёмами при организации работы компьютерных технологий на уроках.

3. Исследовать эффективность применения информационных технологий на уроках в начальной школе.

Знакомство с программой семинара.

(Участники получают программы семинара).

1. Встреча гостей.                    10.00 – 10.10

2. Вступительное слово.                      

                                                      10.10 – 10.20

3. Эмоциональный настрой.

4. Выступление:

   «Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка».

                                                      10.20 – 10.40

                               

5 Обучение орфографии с использованием информационных технологий. Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное. Повторение».

                 Вересова Н.А.     10.40 – 11.25   

6. Анализ, самоанализ урока.

                Вересова Н.А.       11. 25 – 11. 35

7. Игра «В лабиринте знаний». Способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка (работа в группах).

                 Иванова О.Е.         11.35 – 12.20

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Анкета.

                  Иванова О.Е.        12.20 – 12.40

9. Отъезд.                               12.40 – 13.00

Выступление:

«Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка».

                        (Доклад).

- Приглашаем вас на открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное. Повторение».

Посещение урока.

Обучение орфографии с использованием информационных технологий. Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное. Повторение».

                 

Имя существительное. Повторение.

Цели: повторить изученный материал об имени существительном; уточнить знание основных частей компьютера;

формировать навык грамотного письма;

развивать познавательный интерес; воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, желание делиться своим опытом.

Ход урока:

I. Организация класса.

- Какую установку мы сделаем для себя в начале урока?

СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО,

РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО.

- Садитесь. Мы начинаем урок русского языка.

- Каждый из вас любит экскурсии в парк, на выставку, в музей. А я предлагаю совершить путешествие в компьютерный мир, вспомнить и уточнить его основные понятия, попытаться выйти в Интернет. Если наших знаний и умений окажется достаточно, то выход в Интернет состоится.

- Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.

II. Минутка чистописания.

- С чего мы начнём наш урок? (С минутки чистописания).

П К

На доске табличка:

- Написание каких букв будем повторять? (П, к).

- Предлагаю написать буквы п, к в соединении с надстрочной петлей.

   

               

        

- Напишите это соединение в воздухе. Пишу букву п, присоединяю надстрочную петлю, присоединяю букву к. Напишите это соединение в тетради 4 раза.

- С какой целью проводили минутку чистописания? (Повторить написание букв, возможно, эти буквы будут в новом словарном слове).

III. Словарная работа.

        

На доске появляется лента букв.

п к е о р м с п о ь н ю а т л е ь р н ы й

- Что написано на ленте? (ПРОБЛЕМА!) (Буквы).

- А кто догадался, какие слова здесь спрятались?

         Если нет ответа.

- Попробуйте прочитать через букву.

- Что обозначают буквы П К? (Персональный компьютер).

- Что значит персональный компьютер? (Личный).

- С написанием какого слова познакомимся? (Компьютер).

На доске написано:        Рядом закрепляю:

компьютер

             СЛОВАРЬ:

 

- А что значит компьютер? (Машина для приёма, передачи, обработки и хранения информации в электронном виде).

- Запишите новое слово, поставьте ударение, обозначьте букву, которая требует запоминания.

- Составьте и запишите предложение с новым словом.

                               Чтение предложений.

IV. Определение темы и цели урока.

- Какую роль играет компьютер в жизни человека? (Свободные высказывания детей).

- Из каких частей состоит компьютер? (Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер).

              На доске учитель закрепляет эти понятия.

монитор

блок

клавиатура

мышь

принтер

сканер

- Что общего между этими словами? (Добиться ответа «существительное»).

- А что мы знаем об этой части речи?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какие признаки есть у имени существительного?

- Мы так много знаем об имени существительном, а о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Будем повторять, закреплять знания).

- Молодцы. Кто может определить тему урока? (Имя существительное, повторение).

- С какой целью мы возвращаемся к этой теме? (Свободные высказывания детей).

- Почему это необходимо? (Свободные высказывания детей).

V. Орфографическая минутка.

- Предлагаю провести орфографическую минутку необычно. Пройдите, пожалуйста, к компьютерам, откройте нужный файл.

- Вы видите слова, записанные в таблице по строчкам.

- Из каждого слова выберите нужную часть. Полученное слово наберите на своём персональном компьютере.  

рассказ

напечатали

краска

игра

заметка

написали

тетрадка

доска

проводы

задвижка

обучение

решение

пошёл

заходить

звёздочка

реклама

                РАСПЕЧАТКА        

                ЗАПИСКА

                ПРОДВИЖЕНИЕ

                ПОХОДОЧКА

- Какие орфограммы встретились в этих словах? ( Приставки рас-, за-).

- С какой целью выполняли эту работу? (Свободные высказывания детей).

- Сохраните работу, закройте файл и вернитесь к своим партам.

VI. Физкультминутка.

- А теперь, уже знакомая нам тётушка Сова, предлагает отдохнуть.

         

             Зарядка из серии «Уроки тётушки Совы»(электронное приложение).

VII. Повторение изученного об имени существительном.

- В компьютерный мир может попасть тот человек, который имеет достаточный багаж знаний.

- Как вы думаете, наших знаний для экскурсии в Интернет уже достаточно? (Нет).  (Да, нет).

- Наши мнения разошлись. Поэтому предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Если «ДА»:

- Прекрасно! Предлагаю поработать самостоятельно.

- У каждого из вас два варианта заданий. Почему карточки обозначены разным цветом? (Красные – сложнее, жёлтые - проще).

- Что нужно сделать? (Вставить пропущенные окончания).

- Выберите задание по силам, приготовьте алгоритмы, которыми будете пользоваться и выполните работу в тетради.

Вставь пропущенные окончания.

На широк.м монитор. , в системн.м блок., с удобн.й мышк.. ., за нов.й клавиатур.., на струйн.. принтер.3,  следить за сканер.., на современн.. компьютер…

Вставь пропущенные окончания.

С новым монитор.., в системном блок., пользоваться мышк.., на удобной клавиатур.3, распечатать на принтер., работать со сканер.., сидеть за компьютер…

- С какой целью выполняли это задание? (Свободные высказывания детей).

- Проверьте по образцу. (На большом экране появляются образцы).

- Кто не справился с заданием?

       (Если такие есть, предложить им разобраться с этим заданием  индивидуально после урока).

VIII. Выход в Интернет.

                          (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

- Ну теперь, думаю, можно попробовать выйти в Интернет.

- Попросим Любовь Александровну нам помочь.

- Для выхода нужно найти значок е, кликнуть его два раза.

- Вот мы и на стартовой странице.

- Посмотрите, как много информации можно здесь получить, буквально на любую тему. Это наука, образование, игры, культура, погода и многое, многое другое.

           Ассистент открывает сайты по теме «Имя существительное».

- А вот сколько сайтов открылось по теме «Имя существительное». И это далеко не все.

- Откроем один из них? (Да).

           Ассистент открывает приготовленные заранее слайды.

- Это тест. Давайте, выполним тест из Интернета.

            Дети говорят ответ, затем правильный ответ проявляется.

Что обозначает имя существительное?

  1. признак
  2. предмет
  3. действие

На какие вопросы отвечает?

  1. что делать?
  2. какой? какая? какое? какие?
  3. кто? что?

Что значит просклонять?

  1. изменить по падежам
  2. изменить по родам
  3. изменить по числам

Сколько падежей в русском языке?

  1. пять
  2. шесть
  3. семь

Сколько типов склонения у имен существительных?

  1. пять
  2. четыре
  3. три

Сколько лиц у имени существительного?

  1. три
  2. одно
  3. ни одного

Какие из перечисленных признаков имён существительных постоянные?

  1. род
  2. число
  3. склонение

Какие из перечисленных признаков имён существительных непостоянные?

  1. одушевлённость
  2. число
  3. падеж

               

 

IX. Самооценка.

Лестница успеха

               

- На лестнице успеха отметьте, как вы работали на уроке. Чем лучше работали, тем выше ставите  свой знак.

                Пройти, просмотреть «лестницы успеха».

- Вижу, что все дети правильно оценили свою работу.

X. Итог урока.

- А теперь подведём итог. Чему учились на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Кто был самый активный?

                            (Оценки).

XI. Рефлексия.

- Составьте  одно предложение, как вы оцениваете наш урок.

         

                  Высказывания детей.

XII. Домашнее задание.

- Дома составьте и запишите три предложения, о чём бы вы хотели узнать из Интернета.

- Спасибо всем за работу на уроке. Наш урок окончен. До свидания.

Анализ, самоанализ урока.

Анализ урока проводится в форме презентации

.

Самоанализ урока.

Компьютер прочно занял место на уроках в моём классе. Общаясь с компьютером, дети хотят рисовать, писать, искать интересующую их информацию. Использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд. Работая на компьютере, ученики усваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил для поддержания дисциплины и концентрации внимания учеников. В данной работе эти процессы естественны. Формируется высокая степень мотивации и повышается интерес к процессу обучения.

Вы посмотрели урок русского языка по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПОВТОРЕНИЕ». 

Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Познавательный: повторить изученный материал об имени существительном; уточнить знание основных частей компьютера.

Развивающий: формировать навык грамотного письма; развивать познавательный интерес.

Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, желание делиться своим опытом.

Любой урок анализируется в трёх направлениях: мотивационно-целевой блок, содержательный блок и методический блок. Все блоки неразрывно связаны друг с другом. Рассмотрим каждый из них более подробно.

МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ.

ДИАГНОСТИЧНОСТЬ: цели формулировались учащимися, реализовывались на практике.

ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: использовала приёмы внешней и внутренней мотивации, задавала вопросы: «ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?» Дети осознанно выполняли задания на каждом этапе урока.

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ: при выборе задания по степени сложности, учащиеся произвели самооценку. Так же это прослеживалось при работе с лестницей успеха.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК.

На уроке использовала современные подходы: компьютер, мультимедиа, DVD. Дети работали с научными данными: компьютер и его составляющие; выполняли задание на компьютере. Все задания подбирались так, чтобы показать знания и умения детей. По учебному плану занятий ИКТ мы только начали работать с клавиатурой. Для этого я предложила детям сначала изучить её с помощью печатного образца, после таких тренировок дети легко ориентируются на клавиатуре.

В своей речи постоянно использую научные термины. Дети легко понимают меня, так как это постоянно на слуху.

Использовала наглядность в необходимом количестве. Ранее на уроках мы все вместе составляли алгоритм написания безударного окончания существительного, порядок морфологического разбора имени существительного. Дети используют эти алгоритмы в своей работе.  

Использовала разноуровневое задание. Ребятам было предложено выбрать задание по силам и выполнить его. На данном этапе реализую сразу несколько целей: формирование навыка грамотного письма, умение работать по алгоритму, проверять по образцу,  развитие самостоятельности, формирование самооценки.

Постоянно обращалась к личностному опыту учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.

Использовала различные методы работы на уроке, в зависимости от ситуации.

На уроке присутствуем момент «ожидания». В начале урока дети ставят задачу к уроку, наградой будет выход в Интернет.

В словарной работе и на этапе рефлексия использовала творческие задания: «Составь и запиши предложение по теме». При выполнении тестового задания – ситуация успеха, при выходе в Интернет – «яркое пятно».

На уроке проводилась самостоятельная работа – работа по карточке, с целью развития самостоятельности, подготовки учащихся к самообучению.

В тестовом задании, вопрос «Сколько лиц у имени существительного?», предполагает ошибку и используется как путь к размышлению.

Каждый метод был эффективен, так как подбирался соответственно этапу урока.

В целом урок цели достиг. Дети работали активно, задания выполняли с интересом.

Игра «В лабиринте знаний». 

Работа в группах.

Каждая группа получает задание на карточках.

КАРТОЧКА № 1.

По сформулированной задаче определите этап урока, выберите тему, поставьте цель и составьте данный этап с использованием ИКТ.

ТЕМА: _________________________________________________________

ЦЕЛЬ: _________________________________________________________

             

ЭТАП УРОКА: __________________________________________________

                           

(Подготовка учащихся к работе на занятии).

КАРТОЧКА № 2.

По сформулированной задаче определите этап урока, выберите тему, поставьте цель и составьте данный этап с использованием ИКТ.

ТЕМА: _________________________________________________________

ЦЕЛЬ: _________________________________________________________

ЭТАП УРОКА: __________________________________________________

                           

(Обеспечение мотивации и принятия учениками цели, учебно-познавательной деятельности, подготовка к усвоению нового материала).

КАРТОЧКА № 3.

По сформулированной задаче определите этап урока, выберите тему, поставьте цель и составьте данный этап с использованием ИКТ.

ТЕМА: _________________________________________________________

ЦЕЛЬ: _________________________________________________________

             

ЭТАП УРОКА: __________________________________________________

                           

(Мобилизация учащихся на самоанализ своего поведения, деятельности).

Подведение итогов. Рефлексия.  Анкета.

Анкета.

Полностью не согласен.

Частично  согласен.

Полностью  согласен.

1. Я не сожалею о потраченном на этом семинаре времени.

1

2

3

2. Я узнала много полезного на этом семинаре.

1

2

3

Напишите, что именно.

3. Мне было интересно на данном семинаре.

1

2

3

Что в большей степени.

Что в меньшей степени.

4. У меня остались вопросы, сомнения, на мой взгляд, требуют доработки следующие моменты:

СРЕДНИЙ БАЛЛ.

Значения полученных результатов.

1 – Я сожалею о времени, проведённом на семинаре.

2 – У меня остались вопросы, сомнения.

3 – Я узнал(а) много полезного. Мне было интересно на этом семинаре.

- Спасибо за работу. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...

Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.

Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....

Информационные технологии в начальной школе.В чём их эффективность?

В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Темпы этих преобразов...

Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"

Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...

Применение информационных технологий в начальной школе

Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использоват...

Информационные технологии в начальной школе.

Выступление на школьном заседании кафедры начального образования....