Информационные технологии в начальной школе.
методическая разработка на тему
Разработка для проведения семинара по теме: Информационные технологии в начальной школе. Урок по русскому языку с использованием задания, выполняемого на компьютере. Самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar._ikt..zip | 145.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в начальной школе.
(Семинар проводится в мультимедийном классе).
Ход семинара.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас приветствовать в нашей школе. Надеемся, что наш семинар будет для вас интересен и полезен.
- В 1492 году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаю и вам в ходе учёбы, а так же в процессе педагогической деятельности сделать много открытий и найти свою Америку. Наша профессия состоит из постоянных поисков и находок. Мудро звучит китайское изречение (появляется на экране) «Учиться, всё равно, что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад». Поэтому, давайте двигаться вперёд, и успех придёт.
Знакомство с темой и постановка цели семинара.
- Предлагаю вам расшифровать с помощью ключа тему нашего семинара.
р | у | с | с | к | и | й | |||
ٱ | ○ | ● | ● | ◊ | ◄ | ► | |||
я | з | ы | к | и | и | к | т | ||
♦ | ♥ | ◘ | ◊ | ◄ | ◄ | ◊ | ■ |
КЛЮЧ.
й | я | и | т | к |
► | ♦ | ◄ | ■ | ◊ |
р | з | у | ы | с |
ٱ | ♥ | ○ | ◘ | ● |
Постановка целей.
- Чему вы хотите научиться в ходе работы нашего семинара?
(Высказывания участников семинара).
Активные участники награждаются «медальками».
Цели и задачи.
1. Изучить основы информационных технологий.
2. Овладеть методическими приёмами при организации работы компьютерных технологий на уроках.
3. Исследовать эффективность применения информационных технологий на уроках в начальной школе.
Знакомство с программой семинара.
(Участники получают программы семинара).
1. Встреча гостей. 10.00 – 10.10 2. Вступительное слово. 10.10 – 10.20 3. Эмоциональный настрой. 4. Выступление: «Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка». 10.20 – 10.40
| 5 Обучение орфографии с использованием информационных технологий. Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное. Повторение». Вересова Н.А. 10.40 – 11.25 6. Анализ, самоанализ урока. Вересова Н.А. 11. 25 – 11. 35 7. Игра «В лабиринте знаний». Способы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка (работа в группах). Иванова О.Е. 11.35 – 12.20 8. Подведение итогов. Рефлексия. Анкета. Иванова О.Е. 12.20 – 12.40 9. Отъезд. 12.40 – 13.00 |
Выступление:
«Компьютер и проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка».
(Доклад).
- Приглашаем вас на открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное. Повторение».
Посещение урока.
Обучение орфографии с использованием информационных технологий. Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Имя существительное. Повторение».
Имя существительное. Повторение.
Цели: повторить изученный материал об имени существительном; уточнить знание основных частей компьютера;
формировать навык грамотного письма;
развивать познавательный интерес; воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, желание делиться своим опытом.
Ход урока:
I. Организация класса.
- Какую установку мы сделаем для себя в начале урока?
СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО,
РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО.
- Садитесь. Мы начинаем урок русского языка.
- Каждый из вас любит экскурсии в парк, на выставку, в музей. А я предлагаю совершить путешествие в компьютерный мир, вспомнить и уточнить его основные понятия, попытаться выйти в Интернет. Если наших знаний и умений окажется достаточно, то выход в Интернет состоится.
- Откройте тетради, запишите дату, укажите вид работы.
II. Минутка чистописания.
- С чего мы начнём наш урок? (С минутки чистописания).
П К
На доске табличка:
- Написание каких букв будем повторять? (П, к).
- Предлагаю написать буквы п, к в соединении с надстрочной петлей.
- Напишите это соединение в воздухе. Пишу букву п, присоединяю надстрочную петлю, присоединяю букву к. Напишите это соединение в тетради 4 раза.
- С какой целью проводили минутку чистописания? (Повторить написание букв, возможно, эти буквы будут в новом словарном слове).
III. Словарная работа.
На доске появляется лента букв.
п к е о р м с п о ь н ю а т л е ь р н ы й
- Что написано на ленте? (ПРОБЛЕМА!) (Буквы).
- А кто догадался, какие слова здесь спрятались?
Если нет ответа.
- Попробуйте прочитать через букву.
- Что обозначают буквы П К? (Персональный компьютер).
- Что значит персональный компьютер? (Личный).
- С написанием какого слова познакомимся? (Компьютер).
На доске написано: Рядом закрепляю:
компьютер
СЛОВАРЬ:
- А что значит компьютер? (Машина для приёма, передачи, обработки и хранения информации в электронном виде).
- Запишите новое слово, поставьте ударение, обозначьте букву, которая требует запоминания.
- Составьте и запишите предложение с новым словом.
Чтение предложений.
IV. Определение темы и цели урока.
- Какую роль играет компьютер в жизни человека? (Свободные высказывания детей).
- Из каких частей состоит компьютер? (Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер, сканер).
На доске учитель закрепляет эти понятия.
монитор |
блок |
клавиатура |
мышь |
принтер |
сканер |
- Что общего между этими словами? (Добиться ответа «существительное»).
- А что мы знаем об этой части речи?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие признаки есть у имени существительного?
- Мы так много знаем об имени существительном, а о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Будем повторять, закреплять знания).
- Молодцы. Кто может определить тему урока? (Имя существительное, повторение).
- С какой целью мы возвращаемся к этой теме? (Свободные высказывания детей).
- Почему это необходимо? (Свободные высказывания детей).
V. Орфографическая минутка.
- Предлагаю провести орфографическую минутку необычно. Пройдите, пожалуйста, к компьютерам, откройте нужный файл.
- Вы видите слова, записанные в таблице по строчкам.
- Из каждого слова выберите нужную часть. Полученное слово наберите на своём персональном компьютере.
рассказ | напечатали | краска | игра |
заметка | написали | тетрадка | доска |
проводы | задвижка | обучение | решение |
пошёл | заходить | звёздочка | реклама |
РАСПЕЧАТКА
ЗАПИСКА
ПРОДВИЖЕНИЕ
ПОХОДОЧКА
- Какие орфограммы встретились в этих словах? ( Приставки рас-, за-).
- С какой целью выполняли эту работу? (Свободные высказывания детей).
- Сохраните работу, закройте файл и вернитесь к своим партам.
VI. Физкультминутка.
- А теперь, уже знакомая нам тётушка Сова, предлагает отдохнуть.
Зарядка из серии «Уроки тётушки Совы»(электронное приложение).
VII. Повторение изученного об имени существительном.
- В компьютерный мир может попасть тот человек, который имеет достаточный багаж знаний.
- Как вы думаете, наших знаний для экскурсии в Интернет уже достаточно? (Нет). (Да, нет).
- Наши мнения разошлись. Поэтому предлагаю выполнить самостоятельную работу.
Если «ДА»:
- Прекрасно! Предлагаю поработать самостоятельно.
- У каждого из вас два варианта заданий. Почему карточки обозначены разным цветом? (Красные – сложнее, жёлтые - проще).
- Что нужно сделать? (Вставить пропущенные окончания).
- Выберите задание по силам, приготовьте алгоритмы, которыми будете пользоваться и выполните работу в тетради.
Вставь пропущенные окончания.
На широк.м монитор. , в системн.м блок., с удобн.й мышк.. ., за нов.й клавиатур.., на струйн.. принтер.3, следить за сканер.., на современн.. компьютер…
Вставь пропущенные окончания.
С новым монитор.., в системном блок., пользоваться мышк.., на удобной клавиатур.3, распечатать на принтер., работать со сканер.., сидеть за компьютер…
- С какой целью выполняли это задание? (Свободные высказывания детей).
- Проверьте по образцу. (На большом экране появляются образцы).
- Кто не справился с заданием?
(Если такие есть, предложить им разобраться с этим заданием индивидуально после урока).
VIII. Выход в Интернет.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
- Ну теперь, думаю, можно попробовать выйти в Интернет.
- Попросим Любовь Александровну нам помочь.
- Для выхода нужно найти значок е, кликнуть его два раза.
- Вот мы и на стартовой странице.
- Посмотрите, как много информации можно здесь получить, буквально на любую тему. Это наука, образование, игры, культура, погода и многое, многое другое.
Ассистент открывает сайты по теме «Имя существительное».
- А вот сколько сайтов открылось по теме «Имя существительное». И это далеко не все.
- Откроем один из них? (Да).
Ассистент открывает приготовленные заранее слайды.
- Это тест. Давайте, выполним тест из Интернета.
Дети говорят ответ, затем правильный ответ проявляется.
Что обозначает имя существительное?
- признак
- предмет
- действие
На какие вопросы отвечает?
- что делать?
- какой? какая? какое? какие?
- кто? что?
Что значит просклонять?
- изменить по падежам
- изменить по родам
- изменить по числам
Сколько падежей в русском языке?
- пять
- шесть
- семь
Сколько типов склонения у имен существительных?
- пять
- четыре
- три
Сколько лиц у имени существительного?
- три
- одно
- ни одного
Какие из перечисленных признаков имён существительных постоянные?
- род
- число
- склонение
Какие из перечисленных признаков имён существительных непостоянные?
- одушевлённость
- число
- падеж
IX. Самооценка.
Лестница успеха
- На лестнице успеха отметьте, как вы работали на уроке. Чем лучше работали, тем выше ставите свой знак.
Пройти, просмотреть «лестницы успеха».
- Вижу, что все дети правильно оценили свою работу.
X. Итог урока.
- А теперь подведём итог. Чему учились на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Кто был самый активный?
(Оценки).
XI. Рефлексия.
- Составьте одно предложение, как вы оцениваете наш урок.
Высказывания детей.
XII. Домашнее задание.
- Дома составьте и запишите три предложения, о чём бы вы хотели узнать из Интернета.
- Спасибо всем за работу на уроке. Наш урок окончен. До свидания.
Анализ, самоанализ урока.
Анализ урока проводится в форме презентации
.
Самоанализ урока.
Компьютер прочно занял место на уроках в моём классе. Общаясь с компьютером, дети хотят рисовать, писать, искать интересующую их информацию. Использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд. Работая на компьютере, ученики усваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил для поддержания дисциплины и концентрации внимания учеников. В данной работе эти процессы естественны. Формируется высокая степень мотивации и повышается интерес к процессу обучения.
Вы посмотрели урок русского языка по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПОВТОРЕНИЕ».
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Познавательный: повторить изученный материал об имени существительном; уточнить знание основных частей компьютера.
Развивающий: формировать навык грамотного письма; развивать познавательный интерес.
Воспитывать целеустремлённость, самостоятельность, желание делиться своим опытом.
Любой урок анализируется в трёх направлениях: мотивационно-целевой блок, содержательный блок и методический блок. Все блоки неразрывно связаны друг с другом. Рассмотрим каждый из них более подробно.
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ.
ДИАГНОСТИЧНОСТЬ: цели формулировались учащимися, реализовывались на практике.
ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: использовала приёмы внешней и внутренней мотивации, задавала вопросы: «ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?» Дети осознанно выполняли задания на каждом этапе урока.
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ: при выборе задания по степени сложности, учащиеся произвели самооценку. Так же это прослеживалось при работе с лестницей успеха.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК.
На уроке использовала современные подходы: компьютер, мультимедиа, DVD. Дети работали с научными данными: компьютер и его составляющие; выполняли задание на компьютере. Все задания подбирались так, чтобы показать знания и умения детей. По учебному плану занятий ИКТ мы только начали работать с клавиатурой. Для этого я предложила детям сначала изучить её с помощью печатного образца, после таких тренировок дети легко ориентируются на клавиатуре.
В своей речи постоянно использую научные термины. Дети легко понимают меня, так как это постоянно на слуху.
Использовала наглядность в необходимом количестве. Ранее на уроках мы все вместе составляли алгоритм написания безударного окончания существительного, порядок морфологического разбора имени существительного. Дети используют эти алгоритмы в своей работе.
Использовала разноуровневое задание. Ребятам было предложено выбрать задание по силам и выполнить его. На данном этапе реализую сразу несколько целей: формирование навыка грамотного письма, умение работать по алгоритму, проверять по образцу, развитие самостоятельности, формирование самооценки.
Постоянно обращалась к личностному опыту учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК.
Использовала различные методы работы на уроке, в зависимости от ситуации.
На уроке присутствуем момент «ожидания». В начале урока дети ставят задачу к уроку, наградой будет выход в Интернет.
В словарной работе и на этапе рефлексия использовала творческие задания: «Составь и запиши предложение по теме». При выполнении тестового задания – ситуация успеха, при выходе в Интернет – «яркое пятно».
На уроке проводилась самостоятельная работа – работа по карточке, с целью развития самостоятельности, подготовки учащихся к самообучению.
В тестовом задании, вопрос «Сколько лиц у имени существительного?», предполагает ошибку и используется как путь к размышлению.
Каждый метод был эффективен, так как подбирался соответственно этапу урока.
В целом урок цели достиг. Дети работали активно, задания выполняли с интересом.
Игра «В лабиринте знаний».
Работа в группах.
Каждая группа получает задание на карточках.
КАРТОЧКА № 1.
По сформулированной задаче определите этап урока, выберите тему, поставьте цель и составьте данный этап с использованием ИКТ.
ТЕМА: _________________________________________________________
ЦЕЛЬ: _________________________________________________________
ЭТАП УРОКА: __________________________________________________
(Подготовка учащихся к работе на занятии).
КАРТОЧКА № 2.
По сформулированной задаче определите этап урока, выберите тему, поставьте цель и составьте данный этап с использованием ИКТ.
ТЕМА: _________________________________________________________
ЦЕЛЬ: _________________________________________________________
ЭТАП УРОКА: __________________________________________________
(Обеспечение мотивации и принятия учениками цели, учебно-познавательной деятельности, подготовка к усвоению нового материала).
КАРТОЧКА № 3.
По сформулированной задаче определите этап урока, выберите тему, поставьте цель и составьте данный этап с использованием ИКТ.
ТЕМА: _________________________________________________________
ЦЕЛЬ: _________________________________________________________
ЭТАП УРОКА: __________________________________________________
(Мобилизация учащихся на самоанализ своего поведения, деятельности).
Подведение итогов. Рефлексия. Анкета.
Анкета.
Полностью не согласен. | Частично согласен. | Полностью согласен. | |
1. Я не сожалею о потраченном на этом семинаре времени. | 1 | 2 | 3 |
2. Я узнала много полезного на этом семинаре. | 1 | 2 | 3 |
Напишите, что именно. | |||
3. Мне было интересно на данном семинаре. | 1 | 2 | 3 |
Что в большей степени. | |||
Что в меньшей степени. | |||
4. У меня остались вопросы, сомнения, на мой взгляд, требуют доработки следующие моменты: | |||
СРЕДНИЙ БАЛЛ. |
Значения полученных результатов.
1 – Я сожалею о времени, проведённом на семинаре.
2 – У меня остались вопросы, сомнения.
3 – Я узнал(а) много полезного. Мне было интересно на этом семинаре.
- Спасибо за работу. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых информационных технологий в начальной школе
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учеб...
Проект "Использование информационных технологий в начальной школе" с презентацией.
Проект разработан мною о том, как использовать информациооные технологии в начальной школе. В настоящее время это актуально. Предлагаю проект с презентацией....
Использование информационных технологий в начальной школе
Выступление на районной конференции...
Информационные технологии в начальной школе.В чём их эффективность?
В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Темпы этих преобразов...
Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"
Доклад "Использование информационных технологий в начальной школе"...
Применение информационных технологий в начальной школе
Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использоват...
Информационные технологии в начальной школе.
Выступление на школьном заседании кафедры начального образования....