Развитие коммуникативных УУД
статья по теме

Ольга Ивановна Шмелева

 Данный материал содержит практические методики для формирования коммуникативных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа села Раскатово

Марксовского района Саратовской области

Развитие  коммуникативных способностей  младшего  школьника.

Учитель начальных классов

Шмелева Ольга Ивановна

МОУ-СОШ с Раскатово

Март 2012 год

Вступление . Звучит песня о дружбе .

Тема : Развитие  коммуникативных  учебных действий младшего  школьника.

Цель:  определить значение развития  коммуникативных учебных действий для выпускника начальной школы.

Задачи :

1)  уточнить содержание понятия «коммуникативные УУД»;

          2) определить значение коммуникативных  универсальных  действий

в реализации ФГОС НОО второго поколения;

3)  подбор методик  для определения сформированности  коммуникативных способностей;

4) отобрать  игры  и задания , направленные  на формирование коммуникативных УУД.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функции участников, способов взаимодействия;

разрешение конфликтов , выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий;

умение чётко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

умение договариваться с людьми , согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Значение коммуникативных  универсальных  действий

в реализации ФГОС НОО второго поколения.

На сегодняшний день российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения. В Стандарте нового поколения в контексте модернизации подчеркивается важность овладения и использования учителем диагностирующих методик, направленных на изучение уровня развития УУД и динамики их формирования.  

В составе основных универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1.        личностные( включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое образование);

2.        регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка);

3.        познавательные  (общеучебные, включая знаково-символические, логические, поиск и постановка проблем);

4.        коммуникативные  универсальные действия

Выпускник начальной школы  должен научиться :

разговаривать с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то  сообща,

распределять и выполнять разные роли(лидер, исполнитель, критик и др.) в коллективном решении проблемы, задачи,

вырабатывать и принимать коллективные решения,

предотвращать и преодолевать конфликты,

уважительно относиться к позиции другого,

 идти на взаимные поступки,

Влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативную  активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей. Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребёнок  входит в мир окружающих его людей.

Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него

 Анализ практической образовательной среды показывает, что для развития коммуникативных способностей  в начальной школе используются:

- групповые формы организации учебного общения:

-групповая работа над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах);

 -коммуникативно-направленные задания (учебный диалог);

-групповая работа с использованием современного дидактического оборудования («ЛЕГО»)

 -взаимопроверка заданий;

-игровые технологии;

 -хоровое пение;

-коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов;

- соревнования команд на уроках физкультуры и др.

Методики для определения сформированности коммуникативных учебных действий.

 Методика «Рукавички» (Г.Л.   Цукерман) 

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

—умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

—взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

—взаимопомощь по ходу рисования;

—эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровени оценивания:

1.        Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2.        Средний уровень: сходство частичное  — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3.        Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

 Опросник–тест для педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников»

1) -постоянно прерывает меня во время беседы;

2) -никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня;

3)-постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен;

4) -переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал;

5) -не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться;

6)-всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая;

7)-выслушав меня, задает интересующие его вопросы;

8)-когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает;

9)-если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно;

10)-вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы;

Интерпретация результатов теста:

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение при общении с дошкольником по формуле К=С/10*100, где

С - количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;

10 – общее количество ситуаций

Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольника научить слушать, быть внимательным во время диалога.

Средний уровень коммуникативных умений – оценка 3 балла: 30%-60% - в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает.

Высокий уровень коммуникативных умений – оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.

Тест «ЛЕСЕНКА»:

Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек

     Ребенку дается следующая инструкция:

- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит смайлик .

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

          Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

          Завышенный уровень самооценки  –эти дети активно общаются с другими детьми, однако иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например из - за игрушек.

         Заниженный уровень самооценки – дети они чаще пассивны , играют в одиночестве, не охотно идут на контакт с другими ребятами, однако воспитатели стараются принимать меры для того чтобы эти дети вливались в коллектив.

         Средний уровень самооценки –  за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно, но не пассивно.

     

Как сформировать коммуникативные способности  у младшего школьника?

Среди различных форм взаимодействия между детьми  специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры) Большинство театрализованных игр не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей), мы их проводим не только на специальных занятиях, но и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Если же игра совсем не знакома и проводится впервые, то она требует от детей высокого умственного и творческого напряжения, мы проводим ее в утренние часы, отведенные для занятий. В это время дети более продуктивно работают и лучше усваивают новое. В учебной деятельности младших школьников больше всего привлекают эмоциональные моменты, внешняя занимательность урока, игровые моменты в нем.  Каждая игра – это «маленькая жизнь», законченный фрагмент жизнетворчества, позволяющий ее участникам освоить значимый опыт совместной деятельности, общения, самопознания (акция «Оранжевый день», «Радужные игры»..)

Игра «Веселый Клоун Тяп-Ляп»

Занятие по театрализации ( Мальчик- клоун в колпаке  сидит грустный , вокруг него ходят ребята)

 Клоун Тяп, клоун Ляп ! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной!

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот, конфетку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

( клоун-мальчик берёт «конфету» и выбирает себе пару для танца)

Игра « Можно мне твою игрушку». Ребята приносят свою игрушку. Затем меняются игрушками  со своим соседом по парте или другим ребёнком. Рассматривая чужую игрушку,  ребёнок должен как можно больше узнать об этой игрушке задавая вопросы её хозяину. Особую радость доставляет ребенку возможность подержать  игрушку в руках  в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”,  узнать не только откуда эта игрушка  появилась , но и определить, какой у неё характер, голос, походка. Как бы примитивны не были истории, сочиненные малышами, мы обязательно радуемся вместе с ними любому проявлению творчества, стремлению к общению, умению слушать другого. Стараемся создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываем у детей уважительное отношение друг к другу

 Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми

Упражнение «Продолжи искренне».

Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и старается без раздумывания продолжить мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные должны внимательно выслушать и  решить, насколько он искренен. Когда ребёнок  закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимают свою руку. Если большинством высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга. Тому, чье высказывание непризнанно как искреннее, дается еще попытка. Обмен мнениями запрещен, но разрешается задать один вопрос говорящему от каждого

         Текст карточек-высказываний:

 Я хороший, потому, что…..

Бывало, что  меня обижали. Помню…..

 Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню…

Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я…

Чего мне по-настоящему хочется, так это…

Однажды мне было обидно и больно, когда родители…

Я чувствую, что моя мама……

Когда я радуюсь, я готов…..

Когда меня обижают, я готов…

Бывает, что я ссорюсь с друзьями , когда…

Честно говоря, учеба для меня …

Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на произвольную тему.

Задание «Контакт масок»

Все участники рисуют себе маски. Она может быть сколь угодно странной, забавной, мрачной, как кому хочется. Если кому-то очень трудно придумать маску, то допускается изготовление простой черной маски: два кружка с прорезами для глаз. После изготовления масок все садятся в круг. Ведущий определяет, с кого начнется показ и обсуждение маски. Каждый высказывает свое мнение: интересна ли маска и чем; подходит ли она этому человеку (с субъективной точки зрения того, кто высказывается); какие особенности характера обсуждаемого человека отражены в этой маске или скрыты с ее помощью; какая маска, по мнению говорящего, лучше бы подошла к обсуждаемому человеку (литературного героя, какого-то зверя, героя фильмов, исторического лица). Ведущий должен следить, чтобы высказались все. После обсуждения первого человека в маске переходят к следующему. Затем ведущий говорит: «В повседневном общении мы тоже носим маски, только маски не из бумаги, а из мускульного грима – из особого выражения лица, позы, тона. Сейчас мы посмотрим, что это такое».  Ведущий предлагает показать для рядом сидящего выражением лица маски

- доброжелателя,

- удивления,

-возмущения,

- ненависти,

- ласки,

- безразличия и т д .

      5) «Не слышу»

Все участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет толстое стекло (в поезде, в автобусе…), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все что нужно и получить ответ.

 6)«Проигрывание ситуаций»

         Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

      - Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

      - Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

      - Ребята из твоего класса играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Использование опыта зарубежных коллег: практика Утреннего Сбора – один из личностно-ориентированных методов, применяемых учителями и психологами в младших классах. Во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии. Затем следует совместная работа в группе и Новости дня.

Самое главное – Утренний Сбор помогает создать сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу.

Вывод

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

С помощью методик развития коммуникативных навыков личности можно преодолеть проблемы в общении и добиться развития коммуникативных навыков личности.

Использованные источники:

www.emissia.org/offline/2011/1552.htm

www.BestReferat.ru/referat-209287.html

http://www.psytest.h1.ru/index.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472923


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

развитие коммуникативных навыков у учашихся младших классов с ограничинными возможностями развития .

У данной категории детей нет четких представлений о социальных законах, недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не все...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...