Краеведческая работа в начальной школе.
статья по теме

Кобзева Светлана Владимировна

Выступление на методическом объединении учителей нач. классов. Отчет о работе по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayon_mo.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Кобзева С.В. -

Учитель  нач. классов

Краеведческая работа в начальной школе.

Родной край, малая родина, то место, где появился на белый свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, у каждого свое. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения.

Все мы родом из детства. Все первые знания об окружающем мире начинаются оттуда, и все сердечные привязанности — тоже.

              Современная школа - очень сложный организм, и просто необходимо, чтобы все системы в нем работали чётко и взаимосвязано, чтобы не было лишних и, тем более, недостающих частей. А этими частями являются, конечно, изучаемые дисциплины. В последнее время часто говорят о том, что школа даёт много лишних и ненужных знаний, но не даёт необходимого минимума информации.  

       В нашей школе отдельного предмета , краеведение , нет, но                   вопросы по  краеведению     рассматриваются  на всех остальных уроках  для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; это  учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

    Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет  свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается  самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Таким образом, основная цель  вопросов по краеведению - способствовать духовно - ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Изучение краеведения в школе, особенно в начальной школе , воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу "от частного к общему". Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.     Развивающий потенциал краеведения очень велик. Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем,  он увлечен этим процессом. И незаметно в ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой для блага Родины.

Работа над выбором форм, методов и способов организации и проведения интегрированных занятий привела  меня к необходимости применения системного подхода в разрешении данной проблемы. Были выработаны четыре этапа ее проведения, которые соответствовали возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах.

Поэтому первый этап был репродуктивным.

 Второй этап посвящался развитию творческих способностей учеников.

 На третьем этапе (продуктивном) развивались исследовательские навыки детей.

Четвертый этап являлся эвристическим.

                 На первом этапе проводила уроки, на которых детям предлагались упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе, поселке.  Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Букваря» или «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.

На последующих уроках обучения грамоте  ориентировала  учащихся и этим пополнять лексический запас ребенка на краеведческие термины «Родина», «Отчизна», «малая Родина», «родная сторона», «семья», «родня», «родители» и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке («Азбука»). Дети составляют рассказы, но если им предложить принести фотографии своей семьи, то это же самое задание не будет выполнено формально. Ведь ребенку надо достать семейный альбом, а перелистывая его, возникают вопросы, подключаются другие члены семьи, это воспитывает гордость и ответственность за свою семью, повышает качество самого рассказа, развивается речь. При изучении темы «Звуки и буквы У, у» в «Азбуке» используется текст, который можно предложить ребятам просто пересказать, а можно предложить дополнить его представив, что речь идет о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам нашего города движется транспорт и т.п. Практически каждый урок можно превратить в маленькое путешествие по  родному краю.

Второй этап предполагал развитие творческих способностей, которое происходило через различные творческие работы: «Мой дедушка. Моя бабушка», « Мои родители» , « Моя семья»    и т.д..

На третьем этапе началась работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учились находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков.

Следующим четвертым этапом для совместной работы педагога и учащихся стало создание  рукописной книги « Мы все учились в этой школе»  посвященной 175-летию школы.

 Идея составить  книгу возникла вследствие того, что накопился интересный материал по краеведению, который требовал своего применения. Дети активно включились в проект. Был отобран необходимый материал, придумывались творческие и исследовательские задания.

Такая форма наиболее интересна детям младшего школьного возраста, потому что предлагает детям выполнить посильные творческие работы и исследования.

Например , творческие проекты как « Водоемы родного края»,

« Сбережем березовую рощу»,  « Животные родного края».

               Помимо уроков ведется внеклассная работа, которая обогащает учебный процесс экскурсиями, встречами с интересными людьми, просмотром видеопродукции, внеклассным чтением.

Только в этом году мы с классом побывали  в Маринкиной башне,  посетили  Старо - Голутвинский монастырь, провели обзорную экскурсию по Коломенскому Кремлю и городу Коломне.

                   Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что организация занятий по краеведению, его интеграция в другие предметы позволила не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность, но и вылилось в созданное совместно с учениками пособие. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий курс в начальной школе "Мой город и край"

В «Концепции модернизации российского образования»  перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интере...

Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»

В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА     В   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЕ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...

Опыт работы по организации межпредметных связей на основе литературного краеведческого материала в начальной школе

В статье представлены возможности сочетания  краеведческого литературного потенциала с природоведческим и художественным в рамках уроков по Образовательной системе "Школа 2100". Приводятся фрагме...

Краеведческая работа в начальных классах

Краеведение является аспектом естественнонаучного, природно-экологического, историко-литературного образования. В начальной школе оно дополняет, расширяет курс "Окружающий мир"....

«Краеведческая исследовательская работа в начальной школе, её значение»

Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не б...

Cовременные технологии краеведческого образования в начальной школе.

Статья о современных технологиях в краеведческом образовании...


 

Комментарии

Кобзева Светлана Владимировна

Отчет о работе по данной теме.