преемственность между детским садои и школой
статья на тему
рабочие материалы для МО начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Как в дошкольном обучении, так и в школе, образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
а) координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
б) обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка;
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Перечислим задачи, которые являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена:
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Обеспечение эмоционального самоощущения, развитие условий для разнообразной художественной деятельности.
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативности, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.
Итак, организация работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием заключается в следующем:
Создание системы непрерывного обучения.
Создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка.
Формирование психологической готовности к школе.
Разработке «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста.
Формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования.
Создание новых творческих мастерских и проектов.
Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Важным итогом психического развития в период дошкольного детства является готовность к школьному обучению. В первые дни первоклассника в школе меняется привычный уклад жизни ребенка, он привыкает к новым социальным условиям, знакомится со сверстниками, ему трудно осмыслить свое новое положение.
В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. По утверждению В.К.Кузнецовой, нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.
Специалисты психолого-педагогических центров, занимающиеся изучением причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении младших школьников, доказали, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу школьного обучения (по М.М.Безруких). поэтому представляется чрезвычайно важным преодоление неготовности детей к школьному обучению, соблюдение преемственных связей между дошкольным и начальным образованием.
Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению. В понятие «готовность к школьному обучению» или «школьная зрелость», входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивающийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер.
В структуре психологической готовности, педагоги выделяют следующие наиболее значимые компоненты:
1) Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороно, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.
2) Интеллектуальная готовность. Предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно-двигательных координаций.
3) Социально-психологическая готовность – наличие у детей коммуникативных качеств, развитие потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы.
Среди параметров готовности к школьному обучению большое значение имеют
-когнитивная готовность – сформированность познавательных процессов и навыков, необходимых для учебной деятельности,
-речевая готовность – умение выражать свои мысли с помощью речи,
-мотивационная и социальная готовность.
Достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимании и взаимодействия по основным компонентам образовательной системы: цели, содержанию, формам, методам и приемам обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».Л. С. Выготский...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему пре...
Преемственность между детским садом и школой: проблемы, мнения, факты
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии : ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль от...
Преемственность между детским садом и школой
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. Дошкольное образование – это фундамент вс...
Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.
Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...
План работы по преемственности между детским садом и школой
Материалы могут пригодиться заместителю директора по УВР в начальной школе...
Проблемы преемственности между детским садом и школой
Презентация на тему: проблемы преемственности между детским садом и школой...