"Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"
статья по теме
научная публикация по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_publikaciya.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.»
Автор: Цветкова С. А., учитель начальных классов ГБОУ №477
Самое большое богатство - здоровье. Здоровье-не всё, но всё без здоровья ничто.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель общества и государства. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и заменить их ничем нельзя. Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни.
Современное состояние общества , высочайшие темпы его развития, предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные:
1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
2. 25-35%детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
3. 90-92% выпускников средних школ находятся «в третьем состоянии» ,т. е. они ещё не знают, что больны.
4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. В 3-4 раза сокращается количество здоровых детей за время пребывания в школе.
Тотальное ушудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро- в образовательной области. Ответственность за то, что менее 10%школьников можно признать здоровыми , что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается , приняла на себя российская школа.
Сегодня наконец-то объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей ,поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. В результате исследования , проведённого в 8-10 классах(всего опрошено 200 учащихся) здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздно важнее для сохранения здоровья, чем от 15 до 60.Педагогическая общественность всё более осознаёт , что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздно больше, чем врач.
Здоровьесберегающие технологии-
это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем21 века, и как совокупность приёмов ,форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья ,и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. «Здоровьесберегающие образовательные технологии»-это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить учащихся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждениях образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только образовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи здоровьесберегающих технологий.
Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность.) Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и нравственное развитие личности.) Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию , повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику занимающихся.) Прикладные задачи (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе , в быту.)
Программа здоровьесбережения современного школьника в условиях комплексной информатизации учебного процесса может включать следующие компоненты:
1.Рациональное питание. Пища должна быть полноценной по химическому составу, и содержать белки , жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасности с точки зрения бактериального состава.
2.Оптимальная для организма двигательная активность. Движение, как форма физиологической активности, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность ребёнка, по мнению известного исследователя И. А. Аршавского является фактором, увеличивающим энергетические резервы организма. Существует понятие биологической достаточности движений. Оно подразумевает то количество движений, которое необходимо для нормального развития школьника. Естественно, в зависимости от возраста их число меняется, и чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального развития.
3. Соблюдение режима дня с учетом индивидуальных биоритмов. Особую значимость для правильной организации режима дня в любом возрасте имеют суточные колебания уровня работоспособности. По этому признаку всех людей условно делят на большие группы в зависимости то того, кто когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называют по аналогии с птицами, ведущими сходный образ жизни: «жаворонки», «голуби», «совы». Первые рано просыпаются, но и рано ложатся спать, последние – просыпаются поздно, высоко активны ночью, могут ложиться очень поздно. «Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50 % от общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей – необходимое условие для рациональной организации, а следовательно и режима дня. Регулярно повторяющаяся деятельность постепенно формирует так называемый динамический стереотип, который запечатлевается в вегетативной памяти и реализуется при возникновении соответствующих условных раздражителей.
4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознанны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости. По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные : отчаяние, тревога, боязливость, депрессия, именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже самой малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость от каждого положительного результата, даже совсем маленькой победе.
На современном этапе одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни школьника. Сегодня известно : 40% заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте, в 5-10 лет. Именно поэтому образовательное учреждение, работающее с детьми младшего школьного возраста, должно сформировать уровень здоровья будущего гражданина нашего государства.
Роль высшей нервной деятельности школьников в построении учебно-воспитательного процесса.
При построении учебного процесса в образовательном учреждении, прежде всего, следует учитывать основные функции высшей нервной деятельности как координатора всех физиологических функций организма. От особенностей высшей нервной деятельности каждого школьника зависит его поведение, возможность в быстром или медленном восприятии учебного материала.
Типы высшей нервной деятельности учащихся влияют на показатели их работоспособности, которая проходит через три фазы.
В первой фазе работоспособности ( врабатывание) организм настраивается, саморегулирует работу центральной нервной системы, а через нее и все другие физиологические системы. В этот период (2-5 минут у младших школьников) необходимо проводить работу со знакомым материалом.
Во второй фазе (устойчивое состояние) происходит согласованная деятельность всех систем организма, школьник проявляет оптимальную для него работоспособность, поэтому следует давать самый сложный материал (7-15 минут).
В третьей фазе (утомление) нужно снизить учебную нагрузку, поддержать работоспособность за счет улучшения кровообращения коры головного мозга, чему способствует проветривание помещения, физкультминутки.
В фазе утомления важно своевременно отметить изменения в состоянии школьников. Утомление лучше снимать при первых его признаках (как только дети начнут проявлять двигательное беспокойство). Допустимое утомление снимается в период правильно организованной перемены, а также в течение 1-1,5 отдыха после уроков.
Утомление, постепенно накапливаясь, может привести к переутомлению – предпатологическому состоянию, которое характеризуется стойким снижением работоспособности.
Предупреждением утомления может служить рационально построенный режим школьника, поскольку в его основе лежит условно-рефлекторная деятельность. При построении рационального режима дня следует учитывать биоритмы функционирования организма. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга определяется в периоды 9-12 часов и 16-18 часов. Первый подъем наиболее выражен по силе и длительности. Режим дня значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время. В это время следует максимально увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, физические упражнения, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности.
Многочисленные исследования ученых отмечают изменение работоспособности от четверти к четверти, которое переходит в хроническое утомление, накапливающееся в течение всего учебного года. Отдельные исследования отмечают колебания умственной работоспособности школьников в течение рабочей недели. Большинство авторов констатируют низкую работоспособность в понедельник и пятницу, относительно высокую во вторник и среду. В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные силы организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Если не предпринимаются восстановительные оздоровительные мероприятия и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. При неврозах рекомендуются игры, физические упражнения с музыкальным сопровождением, массаж, длительные прогулки, плавание, психотерапия, фитотерапия, усиленное питание с включением витаминов… Необходим индивидуальный подход к учащимся, который должен выражаться в определении индивидуальной нагрузки с учетом его конституционной характеристики типа высшей нервной деятельности.
Особенности организации зрительной работы в связи с требованиями учебно-воспитательного процесса.
В процессе обучения школьников до 80-90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Поэтому очень важно соблюдать особые правила деятельности, связанной с работой зрительного аппарата. Для школьников особенно важно соблюдение гигиенических нормативов, так как возраст от 6 до 11 лет считается наиболее критическим. Самым распространенным нарушением зрения у детей является близорукость. Первые признаки близорукости: ученик склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. Среди профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассматривании объектов, находящихся на разном расстоянии. Учащимся предлагается быстро переводить взгляд на удаленный объект и обратно. Во избежание зрительного утомления самое эффективное средство – активный отдых, смена рода деятельности, несколько несложных движений, разминка, ходьба по комнате.
Методика выполнения специальных заданий и упражнений для профилактики близорукости определяется следующими задачами: общее укрепление организма, активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепление мышечно-связочного аппарата, улучшение кровообращения тканей глаза, укрепление мышечной системы глаза, укрепление склеры.
При составлении комплексов упражнений целесообразно включать также упражнения общеразвивающего характера, корригирующие, дыхательные, для укрепления мышц шеи и спины, которые способствуют улучшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также укреплению мышечного корсета, мышц шеи и спины, ослабленных неправильной позой при зрительной работе.
Для профилактики напряжения зрения большое значение имеют также предметы школьного оборудования, правильный подбор мебели в соответствии с ростом учеников, привитие правильной рабочей позы. Учащиеся с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда. Учеников, которые сидели в третьем от окон ряду, в течение учебного года рекомендуется пересаживать во второй и в первый ряд не менее двух-трех раз. Очень важно обратить внимание каждому педагогу на то, что классные доски должны висеть на расстоянии 2 метров от первых парт, нижний край доски находится в 85 см от пола. Поверхность классной доски должна быть матовой. При письме за партой важно обращать внимание на то, что бумага для письма должна быть качественной, паста в ручках – контрастного цвета. При правильной посадке за партой расстояние от глаз до книги равняется 35см. Особые требования предъявляются к печатному шрифту учебников. Для совершенствования зрения большое значение имеют также прогулки, экскурсии, спортивные игры, подвижные игры.
Гигиеническая оценка условий обучения школьника.
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников. Гигиенистами установлено, что в помещении класса при температуре 10-18 градусов и относительной влажности 30-60% длительное время сохраняется высокая работоспособность.
Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо соблюдать следующие требования:
1. В классах должно соблюдаться соответствие численности детей гигиенической норме вместимости.
2. Обязательно осуществление ежедневной влажной уборки помещения. Одностороннее проветривание через фрамуги проводится на каждой перемене. Для занятий рекомендуется сквозное проветривание при одновременном открытии фрамуги и двери (проводится в отсутствии детей).
Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, угнетающе действует на психику. Освещенность – один из факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья школьников.
Гигиенические требования к составлению расписания.
При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня, учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем она снижается. На 5 уроке работоспособность снижается на 50% по сравнению с первым уроком. Аналогичная динамика работоспособности наблюдается и в течение недели. Вместе с тем следует учитывать нарастание утомления к середине и к концу недели, к середине и к концу учебной четверти, к середине и к концу учебного года.
Если проанализировать дневную динамику работоспособности, то можно сказать: 1 урок не очень продуктивный, 2 и 3 уроки максимально продуктивны, 4 урок малоэффективен, 5 урок – совершенно непродуктивен.
Наиболее трудными можно считать уроки по обучению грамоте и математике, правомерно эти уроки ставить в расписание 2 и 3.
Понедельник – самый малопродуктивный день, вторник и среда – самые продуктивные, четверг – снижение работоспособности, пятница – повышение работоспособности. На дни и часы высокой работоспособности отвести предметы сложные, а на дни и часы сниженной работоспособности – предметы попроще. Первый урок – предметы средней сложности, 2 и 3 уроки – предметы максимальной сложности, 4 урок – легкие предметы. Не рекомендуется ставить рядом сложные, но однотипные уроки (чтение и письмо). Физкультуру и труд не рекомендуется ставить первыми и последними, а лучше 3 и 4, особенно в дни сниженной работоспособности. Сложность предметов в баллах: математика – 11, иностранный язык – 10, чтение – 7, окружающий мир – 6, физкультура – 5, труд – 4, рисование – 2, музыка -1.
Гигиеническая оценка урока.
Плотность урока не менее 60% и не более 75-80%
Число видов деятельности – 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности – не более 10 минут.
Частота чередования различных видов деятельности – не позже чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания – не менее3.
Чередование видов преподавания –не позже чем через 10-15 минут.
Наличие эмоциональных разрядок -2-3.
Чередование позы – в соответствии с видом работы
Физкультминутки -2.
Психологический климат – преобладают благоприятные эмоции.
Моменты наступления утомления – не ранее чем через 40 минут.
Любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных информационных технологий обучения.
Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности ,а именно:
1.Строгое соблюдение режима школьных занятий(урок – перемена, каникулы, нагрузка)
2. Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.
3. Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, температура, световое и цветовое оформление).
4. Благоприятный эмоциональный настрой
Валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом базовых потребностей детей:
-в саморазвитии,
- в игре,
-в подражании,
-в приобретении опыта.
Десять правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня.
Обращайте больше внимания на питание.
Больше двигайтесь.
Спите в прохладной комнате.
Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу.
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
Гоните прочь уныние и хандру.
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
Желайте себе и окружающим только добра.
Используемая литература:
1. И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе .-М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006
2. В. И. Коваленко
Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.-М.:ВАКО,2007
3. Н. В. Нищева
О здоровье дошкольников.-С-Пб: Детство, 2006
4. Т. Н. Захарова
Формирование здорового образа жизни у младших школьников.-Волгоград: Учитель, 2007
5. В. В. Шумилова, Е. Ф. Таркова
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной школе.-Волгоград: Учитель, 2007
6. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина, О. Е. Жиренко
Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы.-М: ВАКО, 2007
7. А. А. Потапчук
Лечебные игры и упражнения для детей.-С-Пб: Речь, 2007
8. А. С. Галанов
Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников.-С-Пб: Речь, 2007
9. Н. И. Дереклеева
Двигательные игры, тренинги, уроки здоровья.М: ВАКО, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме" Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе".
В данной статье я обобщила свой опыт работы по организации и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Приглашаю коллег к сотрудничеству....
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Из опыта работы...
Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе коррекционной школы VIII вида
Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует больш...
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Цель работы – внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс начальной школы с целью улучшения состояния здоровья детей....
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"
Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...
«Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы»
Актуальность темы.Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формиро...