Формы и методы работы с одаренными детьми
методическая разработка на тему

Охрименко Елена Владимировна

Формы и методы работы с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с одарёнными детьми.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Годы кризиса в России негативно отразились на интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Детская одаренность - сложное и многоаспектное явление. Поэтому возникает острая необходимость научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности может быть описан следующими признаками:

Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и решений.

Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной  системой саморегуляции.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности.

Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности: (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

 Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или  иное дело.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Основными являются методы творческого характера:

проблемный,

поисковый,

Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

эвристический,

Состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные.  Эвристический  метод лучше применим в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: при обучении математике и логике.

исследовательский,

Эти методы способствуют развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для использования этого метода подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя».

проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы) 

Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности. 

В урочной деятельности используются  следующие виды деятельности:

проблемно-развивающее обучение;

работа в малых группах;

проектно-исследовательская деятельность;

игровые технологии (деловые игры и путешествия);

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Важно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнять задачи.

Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

разноуровневые тесты, презентации, тренажёры; информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей

творческие и нестандартные задания.

Формы работы

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

консультирование по возникшей проблеме с родителями:

- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей;

    -родительские собрания;

научные кружки, общества;

дискуссия;

театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками:

обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

работать дифференцированно, осуществлять  индивидуальный поход и консультировать учащихся;

стимулировать познавательные  способности учащихся;

принимать взвешенные  психолого-педагогические решения;

анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел. 

Конечно, каждый учитель в  работе   с одарёнными  детьми  должен использовать            дифференцированный  подход, который позволяет  расширять  и углублять образовательное  пространство предмета, учитывать   индивидуальное  продвижение каждого одаренного ученика  из  какой  бы  категории  он  не был. Использовать индивидуальные,  парные, групповые  формы работы,     различного рода    задания, формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.   Применять технологию проблемного обучения,  метод  проекта, технологию развития критического мышления   через  чтение и письмо,   творческие   и  нестандартные   задания,   что   является хорошим    стимулом для младшего школьника    к самостоятельной  поисково-творческой деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы с одарёнными детьми.

Слайд 2

Методы обучения Основными являются методы творческого характера : проблемный, поисковый , эвристический, исследовательский, проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы ) .

Слайд 3

Виды деятельности проблемно-развивающее обучение; работа в малых группах; проектно-исследовательская деятельность; игровые технологии (деловые игры и путешествия ).

Слайд 4

Формы работы классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме с родителями: - психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка; - совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей; - поддержка и поощрение родителей одаренных детей; - родительские собрания; научные кружки, общества; дискуссия; театрализованные праздники; о лимпиады.

Слайд 5

При работе с одарёнными детьми учитель должен обладать определёнными навыками: обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования; работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся; стимулировать познавательные способности учащихся; принимать взвешенные психолого-педагогические решения; анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса; отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с одаренными детьми

В статье  представлены формы и методы работы с одаренными детьми...

Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе

теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)...

Формы и методы работы с одаренными детьми.

Выступление на ГПС по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми" + презентация....

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.

Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы  работы с одаренными детьми....

Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...