Готовность ребёнка к школе: основные критерии и роль родителей в их формировании.
статья (1 класс) на тему
Рано или поздно перед родителями встаёт вопрос "Когда отдать ребёнка в школу? Готово ли наше чадо успешно овладевать знаниями, не будет ли для него процесс обучения слишком сложным и изнурительным?" Постараемся разобраться в том, как принять правильное решение о готовности к школьному обучению и дать некоторые рекомендации родителям, которые играют в подготовке ребёнка, пожалуй, ключевую роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Готовность ребёнка к школе | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребёнка к школе: основные критерии и роль родителей в их формировании.
Рано или поздно перед родителями встаёт вопрос "Когда отдать ребёнка в школу? Готово ли наше чадо успешно овладевать знаниями, не будет ли для него процесс обучения слишком сложным и изнурительным?" Постараемся разобраться в том, как принять правильное решение о готовности к школьному обучению и дать некоторые рекомендации родителям, которые играют в подготовке ребёнка, пожалуй, ключевую роль.
Безусловно, самым простым и очевидным критерием, на который можно ориентироваться при принятии решения о том, что ребёнок может идти в школу, является возраст. В соответствии с "Законом об образовании" ребёнок может быть принят в первый класс в возрасте не ранее 6 лет 6 месяцев и не позднее 8 лет. Допускается отклонение от указанных возрастных рамок в индивидуальном порядке. Таким образом, у родителей есть выбор, отдать ребёнка в школу, когда ему исполнилось шесть с половиной лет или подождать ещё год. И здесь всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, от того, насколько он готов к школе физически, психологически, интеллектуально, социально. Грамотный и объективный взгляд родителей на будущего школьника и правильно принятое решение о том, когда прозвучит его первый звонок позволит ребёнку успешно овладевать школьной программой, избежать проблем со здоровьем, психологическими перегрузками и социальной адаптацией.
Итак, на что необходимо обратить внимание при принятии решения о том, что ребёнка можно отдавать в первый класс? И что могут сделать родители для формирования необходимых навыков, умений и качеств?
Существуют различные подходы к группировке признаков готовности к обучению в школе. Как и в какие группы их объединить – не имеет принципиального значения. Важно, чтобы родители понимали, что требуется от ребёнка для успешного обучения и какими качествами он должен обладать.
Как правило, различают следующие критерии готовности к школе:
- физиологическая готовность;
- личностная готовность;
- социально-психологическая готовность;
- интеллектуальная готовность.
Остановимся на каждом критерии более подробно.
Физиологическая готовность к школе – это общее физическое развитие ребёнка, состояние его здоровья, уровень развития основных систем организма и соответствие физических параметров возрастным нормам. Физиологическая готовность к школе является фундаментом школьной деятельности. Интеллектуально развитый ребёнок, который имеет проблемы со здоровьем, часто болеет и недостаточно вынослив физически, будет испытывать большие трудности при освоении школьной программы. С началом обучения в школе нагрузка на организм ребёнка резко возрастает. Систематические занятия, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня и обязательное подчинение школьному распорядку и правилам, нахождение в большом коллективе – всё это требует значительного напряжения физических и умственных сил школьника.
Всем родителям хорошо известны методы формирования физически развитого и выносливого ребёнка – это прогулки на свежем воздухе, подвижные и спортивные игры, физические нагрузки и закаливающие занятия.
Одним из существенных факторов физиологической готовности к школе является уровень развития мелкой моторики кистей рук. Именно слабое развитие мелкой моторики приводит к проблемам в освоении письма, а также к сложностям в выполнении заданий по многим предметам.
Развитие мелкой моторики начинается задолго до прихода ребёнка в школу. Массаж кончиков пальцев и пальчиковые игры, рисование, лепка, конструкторы, завязывание узлов, застёгивание пуговиц, сортировка мелких предметов и многое другое позволит развить кисть руки и подготовиться к письму. К тому же доказано, что развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи ребёнка.
Подготовить ребёнка к школе физически – задача, посильная любому родителю и требующая лишь времени и фантазии.
Личностная готовность к школе означает, что будущего первоклассника привлекает обучение в школе не внешними атрибутами (портфель, тетради, школьная форма и т.п.), а возможность получить новые знания. В дошкольном возрасте ребёнок начинает ощущать себя самостоятельной личностью, осознавать, что у него есть определённые права и обязанности. На момент поступления в первый класс у ребёнка должно быть сформировано соответствующее отношение к школе, к учителям и учебной деятельности, к сверстникам, к родителям и к самому себе.
Правильное отношение к школе предполагает, что будущий первоклассник осознаёт необходимость и умеет соблюдать требования школьного распорядка, выполнять задания в школе и дома. Родители должны рассказывать ребёнку о правилах поведения в школе, моделировать ситуации взаимодействия между учителем и учеником.
Очень важным является отношение к учителю и учебной деятельности. Ребёнок должен понимать общую цель и задачи учебного процесса, профессиональную роль учителя и смысл его действий. Будущий первоклассник должен знать, что на уроке нельзя говорить на посторонние темы, вопросы можно задавать только по теме урока, при желании что-то сказать необходимо поднять руку. Дети, готовые к процессу обучения, адекватно ведут себя на уроках и не отвлекаются на посторонние вопросы.
Ещё одним важным аспектом личностной готовности к школе является адекватное отношение будущего первоклассника к себе, своим способностям, своей деятельности и её результатам, к своему поведению. Например, дети с высокой самооценкой чувствую себя в классе более уверенно, активнее участвуют в учебном процессе и проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, у кого самооценка занижена. Однако чрезмерно завышенная самооценка может вызвать неправильную реакцию ребёнка на замечания учителя, в глазах ребёнка учитель может оказаться злым, а школа плохой. Формирование самооценки ребёнка напрямую зависит от объективности оценки его достижений и неудач родителями и педагогами, от успеха, которого он добивается в совместной с другими детьми деятельности.
Хотелось бы отдельно остановиться на таком критерии, как мотивация ребёнка к обучению в школе. Мотивационная готовность – это стремление ребёнка пойди в школу, желание стать учеником, учиться, заниматься тем же, чем занимаются более взрослые дети. Желание учиться в школе должно быть основано на адекватном представлении о ней, о предъявляемых школой требованиях. У ребёнка должен быть сформирован познавательный интерес, стремление познать новое, расширить свои знания о разнообразных предметах и явлениях окружающего мира, делать выводы из своих наблюдений. Если мотивами ребёнка являются: "пойду в школу, потому что там можно играть с другими детьми", "я хочу в школу потому что мне нравится форма" можно сказать о недостаточно сформированной мотивационной готовности. Наличие выраженной и правильно сформированной мотивации к обучению – один из ключевых факторов успеха школьника, помогающий эффективно овладевать знаниями и справляться с трудностями, возникающими в процессе учёбы.
Социально-психологическая готовность к школе – это сформированность качеств, позволяющих общаться со сверстниками и учителями, а также необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы.
Поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области относятся способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению, под эмоциональной зрелостью понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка (многие специалисты считают данный критерий важнейшим в психологической подготовленности ребёнка к школе). Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения
Приходящий в школу ребёнок должен уметь общаться со сверстниками, устанавливать взаимоотношения с другими детьми, быть способным стать полноправным членом коллектива, выполнять различные задачи совместно с другими, уметь как уступать, так и защищать свои интересы. У ребёнка должна быть потребность в общении, умение подчиняться обычаям и интересам детского коллектива. Все эти навыки позволяют ребёнку легко справляться с социальной ролью школьника.
Эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Основными задачами психологической подготовки детей 6-7 лет к школе является:
1. Динамическое развитие психических процессов (восприятие память, мышление, воображение), совершенствование основных видов деятельности (труд, игра, учение);
2. Обучение детей приемам «обработки» материала познания: отнесение предметов, явлений по признакам сходства, различия;
3. Развитие умственных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения, классификации, самостоятельных суждений и др.;
4. Обучение детей способам обследования с целью рационального познания окружающей действительности;
5. Формирование познавательных способностей: точности и расчлененности восприятия, умения легко схватывать отличительные способности предметов, умения разбираться в сложных ситуациях, выделять в них главное, планировать свои действия, решать задачи, требующие сообразительности, смекалки;
6. Формирование предпосылок учебной деятельности и ее характерных черт: умения слушать и слышать взрослых, работать по их указанию; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать самоконтроль за своими действиями и словами и др.;
7. Формирование отношений детей с окружающими с целью удовлетворения любознательности ребенка, его потребности в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, широты социальных контактов и др.
Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным критериям, можно считать готовыми к школьному обучению. Неготовность к школе чаще всего связана с тем, что в дошкольном возрасте не реализуются все задатки ребенка, и он остается недостаточно развит в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность к школе – это наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний об окружающей действительности, умение анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, наличие способностей находить причинно-следственные и пространственно-временные отношения.
Интеллектуальная готовность формируется на протяжении всего дошкольного детства и предполагает развитие восприятия, мышления, памяти, речи, воображения, чтобы уже в школе учитель мог дать первокласснику новый учебный материал, опираясь на имеющиеся знания и навыки.
Многие родители сводят всю подготовку к школе именно к интеллектуальной готовности, при этом понимая её не совсем правильно. Ребёнка отдают на различные подготовительные курсы, где его учат читать, писать считать, полагая, что это основное в готовности к школьному обучению.
Необходимо помнить, что интеллектуальный и обученный ребёнок – это далеко не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребёнка обучили: умение читать, писать, считать. Интеллектуальное развитие – это умственный потенциал, способность ребёнка к обучению, в том числе самостоятельному, к решению проблемных задач.
Хотелось бы отдельно остановиться на речевой готовности ребенка к школе Многие родители считают, что если ребенок имеет некоторые погрешности в речи, то это пройдет со временем как-нибудь само собой. Это очень распространенная ошибка. Если даже взять не сам процесс обучения, а для начала просто коллектив первого класса, в который придет малыш, то для того, чтобы в него влиться наилучшим образом, нужно обладать довольно быстрой, правильно сформированной речью. Речевая готовность ребенка к школе является важнейшим интеллектуальным показателем развития. Не обладающие развитой речью, школьники, как правило, не справляются должным образом и с письмом. Это приводит к тому, что в принципе умные ребята начинают не успевать за темпом класса, что приводит в результате к плохим отметкам. Бывает и так, что словарный запас, не достаточно велик (так, по норме считается, что он должен содержать не менее 1500-2000 слов). Тут необходимо уточнить, что ребенок обогащает свою речь путем подражания окружающим его людям. Это означает, что если родители будут сознательно много и правильно разговаривать или читать вместе с детьми, то данной проблемы наблюдаться не будет. Отдельно надо отметить, что к 7 годам должен сформироваться правильный грамматический строй речи, включающий в себя правильное склонение слов и построение предложений. Только в таком случае речь сможет быть связной и, соответственно, устные ответы на уроках будут отличными. При условии, что родители смогут обеспечить своему ребёнку развитие вышеперечисленных качеств коммуникативной речи, он сможет активно входить в контакт со своими сверстниками и педагогами, налаживать общение и успешно учиться.
Интеллектуальную готовность ребенка к школе нетрудно оценить с помощью обычного разговора. Будущий первоклассник должен уметь рассказывать в свободной форме о себе и о своей семье, знать свой адрес и данные ближайших родственников, не только давать информацию об окружающем его мире — как природе, так и обществе, но и знать, как этим можно пользоваться. Анализируя имеющуюся у него информацию, сделать вывод и объяснить в разговоре с взрослым: «Почему происходит так, а не вот так», а получив определенные знания, уметь задавать встречные вопросы.
Многие взрослые считают, что этот процесс познания и развития ребенка протекает сам собой при помощи вопросов, которые задает он сам. Это не так. Дети получают ответы, которые потом оказываются не связанными в одну систему никоим образом, поэтому и не возникает единой картины мира. Именно поэтому родители должны обеспечить правильную и полную подачу информации своим детям, которую они смогут анализировать и воспринимать во всей совокупности и взаимосвязи всех ее частей.
Подводя итог хотелось бы отметить, что родители играют ключевую роль в подготовке ребёнка к школе, развитии у него необходимых умений, навыков, знаний и кругозора. Родители должны заложить фундамент для успешного обучения в школе и уметь объективно оценить, насколько их чадо готово стать первоклассником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии готовности ребёнка к школе
Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....
критерии готовности ребёнка к школе.
Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?
Задания педагогической диагностики Как организовать занятия с ребёнком в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...
Критерии готовности ребёнка к школе
Информация для родителей, чьи дети поступают в первый класс....
Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе
Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...
критерии готовности ребёнка к школе
1. СамостоятельностьДети должны уметь:- самостоятельно одеваться-раздеваться (включая застегивание пуговиц, молний, липучих застежек);- завязывать шнурки;- самостоятельно ходить в туалет;- самостоятел...
Критерии готовности ребёнка к школе
Приводим задания, при помощи которых можно оценить уровень развития внимания вашего ребёнка...