Статья "Формирование личности безопасного типа на первой ступени образования""
статья на тему
Статья "Формирование личности безопасного типа на первой ступени образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnosti_bezopasnogo_tipa.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
БЕЗОПАСНОГО ТИПА
НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей.
Проблема формирования навыков безопасной жизнедеятельности рассматривалась в отечественной педагогической науке, прежде всего с позиций: здорового образа жизни, уменьшения травматизма, подготовки к военной службе. Новые вызовы времени обусловливают необходимость комплексного решения важной педагогической проблемы, разработки концептуальных основ формирования личности безопасного типа в системе образования.
Итак, личность безопасного типа - это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, с сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной, готовый к самым решительным действиям. Он уважает историю и традиции своей Родины, сложившуюся систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье, безопасности людей.
В России проблема безопасности стоит чрезвычайно актуально также и в связи с возрастающим числом дорожно-транспортных происшествий.
Ежегодно во всем мире в результате ДТП погибает более 1млн человек. Мировое сообщество весьма озабочено этой проблемой. Вопросам гибели людей на дорогах было посвящено заседание Сессии ООН, на котором была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире».
В нашей стране проблема дорожно-транспортного травматизма по масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Ежегодно на дорогах России погибает почти 38 тысяч человек. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Каждый год на дорогах гибнет около 1500 детей.
Сравнительные характеристики состояния детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране и развитых зарубежных странах подтверждают остроту проблемы. В Российской Федерации в расчете на 100 тыс. населения аварийность в 3 раза выше, чем в Италии, в 2 раза выше, чем во Франции и Германии.
С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. В то же время возрастает количество несчастных случаев произошедших с детьми на дорогах. Это во многом происходит потому, что учащиеся не владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или на дороге современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий. Особую тревогу испытываем мы, учителя и родители, за самых беззащитных граждан – детей. Поэтому очень важным является поиск путей обучения и воспитания школьников, способных обеспечить привычность и естественность правил безопасного поведения в современных условиях.
Главной целью работы по теме: «Формирование безопасной личности на первой ступени обучения» я определила так:
формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности на основе расширения кругозора учащихся в области безопасности жизнедеятельности;
формирование умений безопасного поведения в окружающем мире;
повышение знаний и умений в практическом применении ПДД;
повышение интереса родителей к процессу обучения школьников.
Работая над данной темой, я ставлю следующие задачи:
познакомить с основными нормами безопасности жизнедеятельности;
помочь осмыслить, закрепить и проверить на практике теоретические знания в области ОБЖ /компонент ПДД/, полученные учащимися в школьном курсе «Окружающий мир»;
познакомить учащихся с основами медицинских знаний и формировать умения их практического применения.
В связи с этим, традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности, способствующих приобретению детьми практического опыта. Теоретические занятия проводятся в начальной школе преимущественно в игровой форме с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершенствования знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.
ИНТЕГРАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КУРСУ ОБЖ /компонент ПДД/ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЛИЧНОСТИ
Формирование навыков безопасного поведения является составляющим компонентом безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. Отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражается на состоянии здоровья и жизни людей. В многочисленных исследованиях отмечается, что существует логическая связь между образом жизни человека и состоянием его здоровья и безопасности. Здоровый образ жизни как индивидуальная система каждодневного поведения человека обеспечивает ему физическое, духовное и социальное благополучие в окружающей среде. Чтобы растущий организм имел определённый набор компетенций, связанных с поддержанием правильного образа жизни, умениями приспосабливаться к условиям среды, необходимо целенаправленное воспитание.
С 1991 года в образовательных учреждениях России начала формироваться новая образовательная область – «Основы безопасности жизнедеятельности», в центре внимания которой находился человек как самоценная часть общества и фактор его развития. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе определяется базисным планом, содержанием государственного стандарта общего начального образования. Эта работа также может быть организована в соответствии с действующими программами курса ОБЖ за счёт свободных часов вариативной части базисного плана, а также в процессе внеурочной работы, в системе дополнительного образования.
Речь идёт о внеурочной работе в общеобразовательной школе, которая способна заполнить пространство между двумя полюсами: обеспечением процесса формирования общих духовных и культурных потребностей детей и оперативным реагированием на меняющуюся социально-зкономическую ситуацию в стране. Время, которое ребёнок проводит в стенах школы, - это его образовательный ресурс. Он складывается из двух составляющих:
ресурс для решения задач социализации;
ресурс для индивидуального развития.
В этом случае дополнительное образование выступает условием, при котором эти две составляющие интегрируются и обеспечивают развитие личного потенциала индивида.
В своей работе я выдвигаю ряд направлений, реализация которых обеспечивает формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе интеграции обязательного и дополнительного образования.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Для совершенствования изучения курса ОБЖ за счёт вариативной части базисного плана, утверждённого приказом Министерства образования РФ №1312 от 9 марта 2004 года, Департамент государственной политики и нормативного - правового регулирования Минобрнауки России в апреле 2007 года разработал и направил в органы управления образования субъектов РФ Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
В методических рекомендациях предлагается:
на первой ступени общего образования (1-4 классы) – осуществлять обязательное изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности за счёт федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в интегрированной курсе «Окружающий мир».
В связи с этим, я разработала проект интегрированного курса «Окружающий мир» и «ОБЖ», среди тем есть те, которые предусматривают знакомство и изучение ПДД. На этих уроках ребята получают теоретические знания, развивают умения и навыки безопасного поведения на дорогах, что предусматривает и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Моя задача состоит в том, чтобы не только оберегать и защищать учеников, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными, сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Все эти правила и ситуации следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому одной из главных задач, которые я ставлю перед собой, является стимулировать развитие у школьников самостоятельности и ответственности.
Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов.
Интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приёмы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребёнка на освоение знаний.
Сущность интегрированных уроков заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно представить место каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем по другим предметам.
Сам по себе вопрос об интеграции не нов. Он неоднократно поднимается в педагогической литературе, но теоретического материала по разработке интегрированных уроков недостаточно.
Поэтому я считаю целесообразно вести работу с целью интеграции учебных предметов. На уроках окружающего мира мы ходим на экскурсии, на уроках математики изучаем задачи на движение, на уроках русского языка пишем словарные слова по теме: «Транспорт», на уроках литературного чтения читаем произведения, которые будят в ребёнке чувство Родины. На этих уроках мы не только изучаем новый материал, но и постоянно говорим о безопасности на дорогах и улицах, рассматриваем возможные опасные ситуации на дорогах и варианты выхода из сложных ситуаций. (Приложение 1)
В результате проведённой работы у детей повышается интерес к процессу обучения, формируется устойчивая мотивация, разнообразились виды работы на уроках, что положительно сказывается на результатах учебной деятельности школьников.
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7-10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних наиболее успешным, с точки зрения названной задачи в начальной школе, признаны проблемное изложение, частично поисковый метод, широко применяемые в системах развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.
Научно-исследовательская деятельность включает следующие виды работ учащихся:
сбор, изучение, учёт и хранение материалов для работы кабинета;
создание экспозиции, её изменение и пополнение;
поисковая работа;
подготовка индивидуальных и групповых проектов;
реализация проектов.
Важная роль в организации работы юных исследователей принадлежит их наставнику.
Руководитель преследует три цели:
организационную – привить школьникам навыки самоорганизации, работы в группе, планирование, научить ставить перед собой промежуточные цели, вести дискуссии и т.д.;
когнитивную – научить их рациональным методам познания, способам исследования;
креативную – помочь школьникам овладеть творческим подходом к исследованию, умением выявлять главное и т.д.
Выбор темы исследования свободный. Инициатива всегда встречает понимание и внимание руководителя.
Методологическая схема работы над проектом:
подготовительные мероприятия – распределение обязанностей в группе, если проект групповой, теоретическая подготовка проектов, сбор документов, их изучение, промежуточные выводы;
исследовательская деятельность – анализ документов и материалов, проведение опросов и анализ их результатов, установление причинной связи между явлениями, выполнение дополнительных заданий и т.д.;
оформление итогов работы над проектом – формулирование выводов и практических рекомендаций, подготовка реферата, паспорта проекта.
Особое место в системе работы над изучением Правил дорожного движения я отвожу методу проектов, в основе которых лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Основная задача проектов – вооружение ребёнка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Основная ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта.
1.3 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Для формирования личности безопасного типа традиционные формы обучения могут использоваться лишь частично и необходимо больше внимания уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей в школе, они должны уметь применять на практике, в реальной жизни. Теоретические занятия проводятся в начальной школе преимущественно в игровой форме с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Комплексные занятия проводятся в целях закрепления и совершенствования знаний и навыков, практических действий, развития смекалки и инициативы, приобретения моральной и психологической устойчивости в условиях повышенной опасности.
Для эффективного обеспечения безопасности жизнедеятельности каждого человека необходимо, чтобы он не только знал, но и обладал нужными умениями, навыками, информацией. Определяющей является мотивация деятельности школьника: желание, интерес, потребность к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.
А) ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для успешной организации внеклассной деятельности необходимо несколько условий:
свобода выбора содержания, видов деятельности, партнёров. Внеурочная деятельность по формированию навыков безопасного поведения младших школьников осуществляется в свободное от основной учёбы время и характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов); отсутствием жесткой регламентации деятельности; неформальным и комфортным общением;
развивающие методики обучения детей, ориентированные на развитие их способностей и личностный рост каждого;
непрерывность и систематичность проводимых мероприятий;
широкое использование разных видов наглядности;
регламентация нагрузки школьников во внеурочное время.
Допустимая нагрузка её участников по изучаемой проблеме в неделю не превышает 4-5 академических часов. Причём в первом классе она составляет 1-2 академических часа; во втором классе – 2-3 академических часа; в 3-4 классах – 4-5 академических часа.
Продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать в учебные дни 1,5 часа, в выходные и каникулярные дни – 3 часа.
Для реализации данного направления, я предлагаю Вашему вниманию планирование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. (Приложение 3)
Б) СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА
Задача взрослых, родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными, сложными, а порой и опасными ситуациями.
Для решения данной задачи я разработала систему игр, кроссвордов для детей младшего школьного возраста. (Приложение 2) Основная направленность данной системы – это изучение детьми Правил Дорожного Движения. Работая над вопросами профилактики безопасного поведения, я использую игры на всех учебных предметах, которые изучают ученики в начальной школе. Все игры разработаны с учётом психологических, возрастных особенностей школьников.
Ролевые, подвижные игры, игры на внимание я использую с целью:
формирование личности безопасного типа;
воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом.
Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного состязания. Загадки расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Также, по мнению Е.А.Тупичкиной, они «имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, элементов эвристического мышления». Загадка, по словам К.Д.Ушинского, «доставляет уму ребёнка полезное упражнение».
Разгадывая кроссворд или ребус, учащиеся закрепляют знания о Правилах и участниках дорожного движения. Решение кроссвордов – эффективный приём активизации познавательной деятельности, мышления, памяти, расширение словарного запаса. Очень важно, чтобы понятийное содержание слова совпадало с его образным содержанием, и поэтому при ознакомлении с новым понятием нужно давать рисунок – графический образ самого предмета или понятия. Эти образы использованы в оформлении кроссвордов и ребусов.
В результате данной работы учащиеся должны знать и уметь применять на практике знания Правил Дорожного движения. Оказавшись в сложной ситуации, учащиеся смогут применить свои умения и знания.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Особое внимание я уделяю работе с родителями. Родители являются полноправными участниками всего процесса обучения и воспитания школьников. Особую помощь родители оказывают во время работы над творческими проектами, мы приглашаем мам и пап на соревнования, проводимые в классе и в школе, приглашаем на уроки.
Во время подготовки и проведения родительского собрания ставлю перед собой следующие цели:
ознакомление родителей с методами и формами работы педагога с учащимися, которые развивают способность применять полученные на уроке знания в практической деятельности;
повышение интереса родителей к процессу обучения школьников.
В результате проведённой работы учащиеся расширили знания о ПДД, продолжили групповую работу во время выполнения творческих заданий, активизировалась учебная и внеклассная деятельность. Каждый ученик почувствовал свою значимость в общем деле. Родители обратили мнимание на то, как их дети чувствуют себя в коллективе, умеют ли они выполнять командные задания. Дети с большим интересом следили и помогали своим родителям, охотно делились знаниями.
1.5 ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ
Рассмотрение проблемы формирования транспортной культуры школьников требует прежде всего детального раскрутия содержания самого понятия «транспортная культура школьника».
Риск дорожного происшествия в России в 3-4 раза выше, чем в странах с развитой автомобилизацией. Ещё в 90-е годы прошлого столетия более 90 % наших соотечественников, погибших в авариях и катастрофах, произошедших на всех видах транспорта, были жертвами дорожно-транспортных происшествий. В Российской Федерации количество ДТП с участием детей до 14 лет в расчёте на 10 тыс. единиц транспорта почти в 30 раз выше, чем в Италии, и в 10 раз – чем в Великобритании.
Обращение к транспортной культуре обусловлено современными тенденциями общественного развития, ориентирующими систему педагогического образования на поиск путей подготовки учащихся общеобразовательных учреждений всех уровней к безопасной жизни и деятельности в современной транспортной среде.
Транспортная культура школьника – это специфические системные взаимоотношения учащегося с окружающей средой и её обитателями и специфическая форма его жизнедеятельности в транспортной среде по целевому удовлетворению своих потребностей в организации и осуществления вещественного, информационного и социального обмена при обязательном обеспечении максимального уровня собственной безопасности и безопасности окружающих участников транспортных процессов.
На основании выше изложенного мы приходим к следующим выводам:
проблема формирования транспортной культуры школьников представляет собой интегрированную проблему, определяемую диалектической связью транспортной культуры со множеством ветвей общей культуры;
проблему формирования транспортной культуры школьников необходимо рассматривать в контексте проблемы повышения уровня транспортной культуры всего населения России и в качестве составной части последней.
Можно выделить четыре основных компонента системного понятия «транспортная культура школьника»
школьник – личность безопасного типа поведения в транспортной среде;
самостоятельное безопасное участие школьника в транспортных процессах;
самостоятельная безопасная жизнедеятельность школьника в транспортной среде;
правопослушное и культурное поведение школьника в транспортной среде.
Защищённость людей от опасностей предопределяется комплексом индивидуальных псичисеских качеств, таких, как темперамент, внимание, ощущения, мышление, воля, координация движения, эмоциональная устойчивость. Совокупность этих свойств человека ещё называют «человеческим фактором», который играет определённую роль в происхождении несчастных случаев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ребята моего класса приняли участие в краевом конкурсе научно-исследовательских проектов детей и молодёжи, и в номинации «Творческие проекты детей от 7 до 14 лет» мы заняли первое место.
В мае 2007 года коллектив класса принимал участие в краевом Фестивале технического творчества, где в номинации «Дизайн предметно-пространственной среды» был удостоен диплома 1 степени за коллективную разработку детской игровой площадки «Безопасный городок»
В 2007-2008 учебном году наш класс стал лауреатом школьного конкурса «Лучший класс года»
В 2008-2009 учебном году ребята были награждены дипломом 3 степени в краевом конкурсе «Перекрёсток»; Диплом 1 степени в номинации «Защита проекта «Машина будущего»; Диплом 1 степени в номинации «Конкурс «Листовка» (Приложение 4)
Команда «Светофорик», которая состоит из учащихся класса, получила диплом 1 степени в краевом конкурсе – смотре «Лучший отряд юных инспекторов движения»
Наш класс принимает активное участие в реализации программы пилотного проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности со школьниками по привитию культуры личной безопасности».
Когда мои ученики перешли в 5 класс, то они продолжили активное участие в районных и краевых мероприятиях, направленных на профилактику детского дорожно – транспортного травматизма. В 2009 – 2010 учебном году они стали лауреатами 2 степени в муниципальном и краевых конкурсах «Безопасное колесо»
ЛИТЕРАТУРА
Л.И.Наймушина, Л.И.Лемешко, Э.Ф.Дубинина «Нетрадиционные уроки в начальной школе»
Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Под ред. Е.С.Полат. М.:Изд. Центр «Академия»,2003 г.
Юбелакер Э. Время. Слово. 1994 г.
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс
Учебное пособие «Дорожная безопасность» Москва «Третий Рим» 2000 г.
Ниебржидовски Л. Детский ум растёт в тепле родительского внимания // Семья и школа. 1993. №7
Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки Журнал Начальная школа. 1990 №6
Приложение 1
Окружающий мир и ОБЖ /компонент ПДД/
№ | Тема урока | Цель работы над ПДД | Форма | Вид деятельности |
1. | «Дорожные знаки» | Классификация дорожных знаков. | Групповая | Нарисовать дорожный знак |
2. | «Что такое деньги?» | Система штрафов за нарушения ППД | Групповая | Дискуссия по теме: «Опасные ситуации на дороге» |
3. | «Золотое кольцо России» | Беседа по теме: «Дороги большого города» | Групповая | Подготовить сообщение по теме «Путешествие по городам Золотого кольца» |
4. | «Семейный бюджет» | Система штрафов за нарушение ПДД. | Групповая | Разобрать возможные опасные ситуации на дорогах. |
5. | Сезонные экскурсии | Безопасный маршрут на карьер, поле, лес и т.д. | Групповая | Экскурсия |
6. | «Опора тела и движение» | Детский травматизм. Оказание первой медицинской помощи. | Групповая | Практическое занятие «Наложение бинта» |
Приложение 2
Игры на развитие внимания
ИГРА «Красный, жёлтый, зелёный»
Цель : закрепить знания сигналов светофора, развивать внимание.
Оборудование – шары красного, жёлтого, зелёного цвета.
Описание игры – учитель показывает красный шар – дети стоят, учитель показывает жёлтый шар – ученики хлопают, учитель показывает зелёный шар – дети начинают шагать на месте.
ИГРА «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Содержание: дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно слово: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта. Затем мяч возвращается регулировщику движения.
ИГРА «Собери светофор»
Содержание: командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора.
ИГРА «Чей знак»
Цель: закрепление полученных знаний о знаках дорожного движения.
Содержание: ребятам раздаются дорожные знаки. Как только появится плакат одной из группы знаков, ребята, у кого в руках знак этой группы должны быстро встать в линию. Звучит музыка. Поочередно поднимаются плакаты с названием групп дорожных знаков: "Знаки сервиса", "Запрещающие знаки", "Предупреждающие", "Информационно-указательные".
Игры - кричалки
Игра «Внимательный пешеход»
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите – говорите, в море сладкая вода?
- НЕТ!
- Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет!
- ДА!
- Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?
- НЕТ!
- Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?
- НЕТ!
- Что хотите – говорите, мы всегда идём вперёд только там, где переход?
- ДА!
- Что хотите – говорите, мы бежим вперёд так скоро, что не видим светофора!
- НЕТ!
- Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек»?
- НЕТ!
- Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»?
- ДА!
Игры на переменах
ИГРА «Регулировщик»
Цель: закрепление знаний значения знаков регулировщика.
Оборудование – жезл регулировщика, фуражка регулировщика.
Описание игры – Сначала учитель, потом кто-нибудь из учеников показывает сигналы регулировщика, а пешеходы (ученики) выполняют их.
ИГРА «Ловкий пешеход»
Цель: повторение правил перехода по перекрёстку, дорожные знаки.
Оборудование – макет светофора, мяч, дорожные знаки.
Описание игры - пешехода (ученики) по очереди переходят перекрёсток. Перейти – значит объяснить дорожные знаки, которые встречаются на перекрёстке, бросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал в красный – не пересёк улицу – выбываешь из игры. Попал в жёлтый – получаешь право бросить ещё раз.
ИГРА «Светофор»
Цель: закрепление знания значения сигналов светофора.
На светофоре – красный свет!
Опасен путь – прохода нет!
А если жёлтый свет горит,
Он «приготовься» говорит.
Зелёный вспыхнул впереди –
Свободен путь – переходи.
Содержание: В игре все дети – «пешеходы». Когда в «светофоре» жёлтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зелёный – можно – ходить, бегать; при красном – все замирают. Ошибившийся – выбывает из игры.
Игра “Волшебный мячик”
Содержание: По рядам пускаются мячи, дети говорят слова: “ Ты катись, волшебный мячик, быстро-быстро по рукам, у кого волшебный мячик, тот сейчас станцует нам”. Те, у кого в руках на последнем слове оказались мячи – выходят на сцену.
Игры – загадки
Цель: повторить правописание словарных слов.
Дом чудесный – бегунок
На своей восьмёрке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Регулировщик)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль)
Едет он на двух колёсах,
Не буксует на откосах
И бензина в баке нет.
Это мой…(велосипед)
ИГРА «Собери слово»
Цель: повторить правописание словарных слов.
ДОА – А + РОЗВ – ЗВ + ГА =(дорога)
ПАР + УО – У + ВВОЗС – ВС = (паровоз)
ШО + ССС – С + Е = (шоссе)
СВЕЕР – ЕР + ТОФФ – Ф + ОР=(светофор)
ЗАВ – З + ОТО – О + БУСЫ – Ы =(автобус)
Приложение 3
Планирование работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
1 класс (16 ч)
Темы занятий по курсу ОБЖ | Воспитательные мероприятия |
Сентябрь (2 часа) |
Что такое безопасность? Город, посёлок, район – где ты живёшь? Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. | Урок безопасности, разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой» Подготовка и проведение праздника «Посвящение в пешеходы» |
Октябрь (2 часа) |
Практическое занятие по теме: «Безопасный маршрут в школу» Как правильно переходить улицу, разбор ситуаций. | Пешая прогулка по улицам посёлка, наблюдение за движением машин и пешеходов, разбор ситуаций. (2 часа) |
Ноябрь (1 час) |
Сигналы регулировщика дорожного движения. Светофор и его сигналы. | Профилактическая беседа по соблюдению ПДД во время осенних каникул. Конкурс рисунков по теме: «Самый главный на дороге – это дядя Светофор!» |
Декабрь (2часа) |
Знакомство с дорожными знаками «Пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено» Практическое занятие по теме: «Дружим мы со знаками» | Конкурс загадок, стихов «Знаки на дорогах нам в пути помогут» Беседа по теме: «Безопасность на зимних дорогах» |
Январь (1час) |
Викторина на тему: «Зачем нужно знать Правила безопасного поведения на дорогах?» | Урок творчества «Знаки своими руками» |
Февраль (2часа) |
Где можно и где нельзя играть? Осторожно, плохая погода» Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. | Приглашение в класс отряда ЮИД. |
Март (2часа) |
Знакомство с транспортом города. Транспорт, его движение при подходах к школьному зданию. | Игра – занятие «Нарисуем город наш» Подготовка к утреннику «Красный. Желтый. Зелёный». |
Апрель (2часа) |
Вида перекрёстков. Практическое занятие «Я у перекрёстка» | Проведение утренника «Красный. Желтый. Зелёный». |
Май (2часа) |
Контрольный тест по ПДД. Профилактическая беседа по теме: «У светофора каникул нет!» | Конкурс рисунков «Мы едем, едем, едем…». |
класс (16 ч)
Темы занятий по курсу ОБЖ | Воспитательные мероприятия |
Сентябрь (2 часа) |
Повторение пройденного в 1 классе. | Традиционный урок безопасности. Викторина «Вопросы дядюшки Светофора» |
Октябрь (2 часа) |
Разбор ДТП с приглашение инспектора ГИБДД. | Совместный проект «Уголок безопасности класса» |
Ноябрь (1 час) |
Сигналы регулировщика. | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. |
Декабрь (2часа) |
Перекрёстки и их виды. Практическое занятие по теме: «Безопасный маршрут в СДК». | Конкурс рисунков по теме: «Зима. Дорога. Опасность!» |
Январь (1час) |
Дорожные знаки. | Творческая мастерская «Знаки своими руками» |
Февраль (2часа) |
Разметка улиц и дорог. Практическое занятие по теме: «Учимся читать разметку дороги» | Конкурс сочинений «Самые нужные правила» |
Март (2часа) |
Практическое занятие по теме: «Мы переходим улицу». Практическое занятие по теме: «Мы переходим улицу группами» | Брейн-ринг «Светофор в действии». Беседа перед уходом на весенние каникулы. |
Апрель (2часа) |
Общественный транспорт. Посадка , высадка пассажиров. | Прогулка по посёлку с посадкой на общественном транспорте. Творческое занятие «На страже порядка на дорогах» |
Май (2часа) |
Отработка действий учащихся по предупредительным сигналам. Закрепление знаний и умений. | Конкурс в классе «Самый умный Знайка по ПДД! Профилактическая беседа о необходимости соблюдение ПДД на летних каникулах. |
класс (19 ч)
Темы занятий по курсу ОБЖ | Воспитательные мероприятия |
Сентябрь (3 часа) |
Повторение изученного. Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. Разбор ДТП, их причины. Практическое занятие по теме: «Безопасный маршрут в школу» | Экскурсия по улицам посёлка. Конкурс рисунков по теме: «Наш посёлок» |
Октябрь (2 часа) |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Перекрёстки, виды перекрёстков. | Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам» Оформление уголка безопасности класса. |
Ноябрь (2 часа) |
Пешеход на загородной дороге. Дорога, её составные части. | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. |
Декабрь (2часа) |
Дорожная разметка и дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. | Викторина – конкурс «Аукцион знаков» Беседа о необходимости безопасного поведения и осторожности на зимних дорогах. |
Январь (2 часа) |
Переходы улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Переход дороги. | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. Конкурс на лучший рекламный «ролик» по теме: «Соблюдай ПДД, а то…» |
Февраль (2часа) |
Обязанности пассажиров во всех видах транспортных средств. Правила пассажиров при высадке из общественного транспорта. | Брейн-ринг «Светофор в действии» |
Март (2часа) |
Тормозной путь транспорта. Нерегулируемый перекрёсток. Правила поведения пешехода на нерегулируемом перекрёстке. | Беседа с учащимися и родителями по теме: «Велосипед и велосипедисты» Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. |
Апрель (2часа) |
Практический урок «Пассажиры и дорога» Урок – практикум. | Урок творчества «Помощники безопасной дороги». |
Май (2часа) |
Урок-тест «Правила дорожного движения» Профилактическая беседа «У светофора каникул нет» | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. Конкурс «На самого Знайку по ПДД» |
класс (16 ч)
Темы занятий по курсу ОБЖ | Воспитательные мероприятия |
Сентябрь (2 часа) |
Соблюдение ПДД – залог безопасности пешеходов. Разбор ДТП, их причины. Практическое занятие по теме: «Безопасный маршрут в школу» | Традиционный урок безопасности. Обновление уголка безопасности. |
Октябрь (2 часа) |
Движение учащихся группами и в колонне. Велосипедисты. Права и обязанности. | Конкурс – игра «Дисциплинированный пешеход» Конкурс поделок по теме: «Транспорт будущего» |
Ноябрь (1 час) |
Труд водителя. | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. Конкурс памяток «Водитель, садясь за руль, помни!» |
Декабрь (2часа) |
Перевозка людей на грузовых автомобилях. Предупредительные сигналы водителей. | Беседа о необходимости безопасного поведения и осторожности на зимних дорогах. Урок творчества «Новый знак ПДД» Защита знаков. |
Январь (1час) |
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. | Урок творчества. «Сочиняем сказку о ПДД» |
Февраль (2 часа) |
Соблюдение ПДД велосипедистами. Дорожные знаки и их значение. | Брейн-ринг «Светофор в действии» |
Март (2часа) |
Тормозной путь. Тормозное состояние. Разбор опасных ситуаций на дороге. | Вернисаж «Транспорт. Улица. Я.» Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. Родительский всеобуч. |
Апрель (2часа) |
Железнодорожный переезд. Правила перехода и переезда. Виды транспортных средств, городской транспорт – угроза безопасности человека. | Викторина «Будущий инспектор ГИБДД» Конкурс рисунков по теме: «Безопасный транспорт будущего» |
Май (2часа) |
1-2. Практическое занятие на специально оборудованной площадке. | Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа о правилах безопасного поведения на каникулах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Презентация к родительскому собранию во 2 классе...
Оформление письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Методические рекомендации....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМ объёма и оценки знаний умений и навыков учащихся при проверке письменных контрольных и самостоятельных работ учащихся первой ступени образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО НОРМАМобъёма и оценки знаний умений и навыков учащихсяпри проверке письменных контрольных исамостоятельных работ учащихсяпервой ступени образования...
Районная олимпиада по литературному чтению для учащихся выпускных классов первой ступени образования
Для учащихся выпускных классов первой ступени образования ...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
В данном документе собраны рекомендации по оформлению классных и контрольных работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...
Готовность школы к реализации ФГОС на первой ступени образования
Готовность школы к реализации ФГОС на первой ступени образования: материальное и документальное обеспечение, подготовка педагогического персонала к работе в новых условиях развития школы....