Рабочая программа по Изо для 1 класса (ФГОС)
рабочая программа по теме
Данная программа разработанна для учащихся 1 классов, обучающихся в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи V вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_V вида.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 30
для детей, имеющих тяжелые нарушения речи»
УТВЕРЖДАЮ:
Программа рекомендована
Директор МС(К)ОУ «С(К)ОШ №30» к работе педагогическим советом Протокол № ______
_____________О.И.Никонова МС(К)ОУ «С(К)ОШ №30» «___»___________20__ от «___»___________20__ г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей _________________
Протокол № ______
от «___»___________20__ г.
Рабочая учебная программа
по __изобразительному искусству__ для __1__ класса(ов)
(предмет)
(Составлена на основе программы по _________________ для ____ класса (ов) общеобразовательных учреждений.
Автор(ы): ________________________ )
Составитель программы:
учитель МС(К)ОУ «С(К)ОШ №30» ___Чмыхалова А. Н. ____
(ФИО)
Новокузнецк, 2011
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство для 1 класса на 2012-2013 учебный год разработана на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию и ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ для детей С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ и программы «Изобразительное искусство», созданной под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 классы // - Москва: Просвящение, 2012г., которая является рекомендованной МО РФ.
Настоящая программа составлена на 32 часа в соответствии с учебным планом школы в 1 классе из расчета 1 учебный час в неделю, рассчитана на 1 учебный год обучения и является программой начального уровня обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
•совершенствование эмоционально-образного восприятия
произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художествен ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художест венными материалами.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст во;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со трудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искус ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; фор мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель ности, разными художественными материалами; совершен ствование эстетического вкуса.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: развития речи (окружающий мир), музыки, трудовое обучение и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выра зительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Структура курса, основные содержательные линии
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуни кативно-нравственную сущность художественного образова ния: «Виды художественной деятельности», «Азбука искус ства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-твор ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содер жание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает ду ховно-нравственную эмоционально-ценностную направ ленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каж дом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» перво го блока подразумевает отнесение воспринимаемых произве дений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на реше ние задач начального художественного образования и воспи тания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-раз ному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изу чение.
Отличительными чертами данного курса является:
- нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие спо собностей, творческого потенциала ребёнка;
- формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуи ции;
- у младших школьников развивается способность воспри ятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оцени вания;
- предусматривается активизация словаря;
- каждый из разделов включает систематическую работу по формированию различных сторон речевой деятельности и преследует единую цель- наряду с выполнением общих учебных задач ликвидировать речевой патологии.
- одним из направлений является работа по углублению социализации обучающихся на основе обогащения их связей с окружающим миром.
- доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к ми ру, его духовно-нравственное воспитание.
- овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут млад шим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
- направленность на деятельностный и проблемный подхо ды в обучении искусству диктует необходимость эксперимен тирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания вырази тельного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес уча щихся к художественному творчеству.
Особенностью организации учебного процесса по данному курса является особенность развития детей с ТНР является изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. У учащихся отмечается недостаточность представлений об окружающей действительности, бедность личного практического опыта, трудности в анализе природных и социальных явлений, переносе знаний в другие ситуации. В результате этого ребёнку трудно определиться в социуме, занять достойное положение в системе межличностных отношений. Контингент учащихся неоднороден по уровню интеллектуального и речевого развития, сформированности таких процессов, как восприятие, внимание, мышление. В связи с этим программа курса направлена не только на формирование знаний, но и имеет коррекционную направленность по преодолению недостатков речевого развития путем обогащения словаря и расширения речевой практики. Включает коррекцию мыслительной деятельности, других психических процессов, коррекцию развития личности. Позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В связи со спецификой развития навыков социального взаимодействия обучающихся школы объективно мотивированным представляется усиление социального аспекта. Программа призвана оказать обучающимся содействие в определении и коррекции отношения к самим себе, помочь понять свои возможности, убедиться в наличии потенциальных способностей.
Решение коррекционных задач осуществляется через:
- проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционных движений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата);
- проведение дыхательной гимнастики;
проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений);
- работу со словарями (усвоение терминологии);
- проведения гимнастики для глаз;
- выполнение заданий на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов;
- опору на жизненный опыт обучающихся;
- соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
- беседы по ТБ при работе с красками, клеем, ножницами, пластилином.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего, итогового контроля в следующих формах:
- наблюдение
- практическая работа
- беседа
- рисование с натуры
- лепка
- аппликации с элементами дизайна
Предпочтительные формы организации учебного процесса:
- фронтальная;
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Оценивание достижений с помощью портфолио ученика.
Программа обеспечивается учебно-методическим комп лектом, который включает учебники, рабочие тетради и ме тодические рекомендации для учителя.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
Первоклассник научится:
- Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Первоклассник научится:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Первоклассник получит возможность научиться:
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Познавательные УУД
Первоклассник научится:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства;
Первоклассник получит возможность научиться:
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
Первоклассник научится:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Первоклассник получит возможность научиться:
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Предметные результаты
- в познавательной сфере — понимание значения искус ства в жизни человека и общества; восприятие и характерис тика художественных образов, представленных в произведе ниях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сфор мированность представлений о ведущих музеях России и ху дожественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности харак тер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к ху дожественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональ ных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — умение использовать различные ма териалы и средства художественной выразительности для пе редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации извест ных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Жизненной компетенции:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизненном обеспечении в своих нуждах и правах;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- умение вести диалог, используя речевые формы выражения просьбы, вопроса и т.д.
- обращение к человеку с целью получения информации;
- участие в предметной ситуации.
Тематический план
Изо
1 класс
(1 час в неделю. Всего 32 часа)
N п.п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Формы контроля |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 | Предметные результаты: Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами заданный метафорический образ на основе выбранной геометрической формы Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской, изображение в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Изображать радость или грусть (работа гуашью). Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Метапредметные результаты: Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные результаты: Понимать роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию. Формировать эстетические потребности — потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников | наблюдение практическая работа беседа рисование с натуры лепка аппликации с элементами дизайна |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. | 7 | Предметные результаты: Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.), декоративный эскиз на листе бумаги. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Метапредметные результаты: Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные результаты: Понимать роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию. Формировать эстетические потребности — потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом. | наблюдение практическая работа беседа аппликации с элементами дизайна |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 8 | Предметные результаты: Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону) Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Метапредметные результаты: Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные результаты: Понимать роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию. Формировать эстетические потребности — потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников | наблюдение практическая работа беседа рисование с натуры лепка аппликации с элементами дизайна |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 8 | Предметные результаты: Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. Создавать коллективное панно-коллаж. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Изображением сказочного мира. Метапредметные результаты: Организовывать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Пользоваться языком изобразительного искусства. Личностные результаты: Понимать роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Мотивация к учебной деятельности, владение культурой поведения и общения. Формировать эстетические чувства, художественно-творческого мышление, наблюдательность и фантазию. Формировать эстетические потребности — потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. Формировать навыки восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников | наблюдение практическая работа беседа рисование с натуры аппликации с элементами дизайна |
Содержание тем учебного курса
Тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».
I четверть «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения». 9 часов
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Правила работы и поведения на уроке. Организация рабочего места. Знакомство с учебником. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения в жизни человека. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Развитие способности целостного обобщенного видения.
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.
Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)
Художники и зрители. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Навыки организации рабочего места. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза, наблюдательности Формирование поэтического видения мира. Умения пользоваться разнообразными художественными материалами на доступном уровне. Чувство цветовой гармонии. Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Передача характерных форм и цвета предмета на основе анализа формы. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Умение проводить линии карандашом разной толщины. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика). Рисование кистью с применением простейших приемов росписи. Навыки работы гуашью.
II четверть «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения». 7 часов
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Орнамент как вид художественной деятельности. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Виды орнамента. Цветовой контраст. Композиция. Техника набрызга. Смешанная техника (парафин и акварель). Дополнительные цвета и краски холодной гаммы. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Наблюдение и эстетическая оценка украшения в природе. Составление из готовых цветов коллективной работы. Построение орнамента. Композиционное расположение предметов. Выразительное применение цветового контраста. Развитие навыков работы красками, цветом. Работа графическими материалами на доступном уровне. Умения смешивать краски и работать в смешенных техниках. Простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации.
Опыт эстетических впечатлений, развитие навыков восприятия и наблюдательности. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Опыт коллективного творчества. Проявление творческого интереса к обсуждению рисунков
III четверть «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки».
8 часов и 1 час в IV четверти
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм. Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.
Соотношение форм и их пропорций.
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома. Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструирование предметов быта.
Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Опыт коллективной работы. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
Использование подручных материалов. Уметь применять основные средства выразительности в рисунке, технику изображения с помощью печаток Чувство формы и пропорции. Умение вести совместную деятельность, анализировать. Умение всматриваться, видеть, наблюдать, анализировать. Наблюдать и изображать окружающую среду, лепить и конструировать, участвовать в декоративном оформлении.
IV четверть «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» 7 часов
Основы эстетического восприятия и изобразительной культуры.
Роль и значение искусства, его доброта и сила. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.
Конструирование из бумаги объектов природы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено). Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Опыт художественно- творческой деятельности.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Замечать в природе прекрасное, умение восхищаться ее красотой и анализировать свои впечатления. Интерес к познанию природы. Развитие познавательных потребностей. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).
Навыки коллективной творческой деятельности. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Умения рисовать гуашевыми красками, передавая нежные цветовые нюансы. Навыки работы с бумагой и приемы конструирования. Умение изображать способом монотипии. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.
Календарно-тематический план
Количество часов по рабочей программе – 32ч (32 нед. по 1ч )
I полугодие – 16 часов (9+7)
II полугодие –16 часов (8+8)
Экскурсия – 1час
№ | Дата | Наименование раздела, темы урока | Примечания |
I. Ты изображаешь, украшаешь и строишь (9ч) | |||
1 | 1.1 “Мастер Изображения” учит рассматривать. Животные – чем они похожи, чем отличаются друг от друга. | Названия семи цветов спектра. Правильная посадка за партой; Учимся правильно держать лист бумаги и карандаш. | |
2 | 1.2 Изображать можно пятном. | Проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги. Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных. | |
3 | 1.3 Изображать можно в объёме. | Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей. | |
4 | 1.4 Лепка птицы. | ||
5 | 1.5 Изображать можно линией. Какой бывает дождик. | Об изображении линией на плоскости. Особенности и приемы декоративной росписи растительных объектов. | |
6 | 1.6 Изображать можно настроение. | Составление узора из декоративного материала. | |
7 | 1.7 Мы знакомимся с волшебными красками. | Высказывание своего отношения к осенней природе словами и кистью (карандашом). | |
8 9 | 1.8 Обобщающий урок четверти. 1.9 Художники и зрители. | Экскурсия в художественный музей. | |
II. Ты украшаешь (7 ч) | |||
10 | 2.1 Мир природы полон украшений. Рисуем крылья бабочки. | Выполнить рисунок сказочного цветка, бабочки. | |
11 | 2.2 Неожиданная красота в природе. Изображение спинки ящерицы. | Разнообразие украшений в природе и форме украшений. | |
12 | 2.3 Изображение нарядной птицы. Аппликация. | Правила работы с ножницами. | |
13 | 2.4 Для чего украшает себя человек. Персонажи сказок – какие у них украшения. | Разнообразие орнаментов. Изображение своего любимого сказочного героя. | |
14 | 2.5 Узоры на стекле. | Акварель. | |
15 | 2.6 Сделаем новогодние снежинки. | Оригами. | |
16 | 2.7 Новогодняя ёлка. Коллективное панно. | Праздничные украшения. | |
III. Ты строишь (8 ч) | |||
17 | 3.1 Дом для себя. | Различные виды построек. Знакомство с русскими художниками | |
18 | 3.2 Догадайся, кто в доме живёт. | Изображают сказочные домики для героев из книг. Изображение родной природы в творчестве русских художников – Ф. Васильева, И. Левитана, К. Юона. | |
19 | 3.3 Лепка сказочных домиков. | Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструкторская работа. | |
20 | 3.4 Домик для жирафа. | ||
21 | 3.5 Домик для крокодила. | ||
22 | 3.6 Сказочный город. | ||
23 | 3.7 Лепим любимых животных. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. Е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными? | |
24 | 3.8 Все предметы можно построить. Дом снаружи и внутри. | ||
IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 ч) | |||
25 | 4.1 «Мастера» помогут увидеть мир сказки. | Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). | |
26 | 4.2 «Мастера» помогут увидеть мир сказки и нарисовать его. | В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. | |
27 | 4.3 Мир сказок. Коллективное панно “Колобок”. | Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. | |
28 | 4.4 Рисование сказочной Жар-птицы. | ||
29 | 4.5 Буратино и золотой ключик. | Изображение сказочного города со своими жителями. | |
30 | 4.6 Коллективного панно «В гостях у сказки». | Правила работы на уроке с материалами. Сказочный город со своими жителями. | |
31 | 4.7 Урок любования. Композиция «Наша мечта о лете”. | Композиция «Здравствуй, лето!» Создание композиции по впечатлениям от летней природы. | |
32 | 4.8 Чувства человека. Обобщение темы четверти. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для обучающихся:
Коротеева, Е. И. Искусство и ты: учебник для 1 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
Коротеева, Е. И. Искусство и ты: учебник для 1 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы на сайте http://www.school-collection.edu.ru//
Печатные пособия:
1. Портреты русских и зарубежных художников;
2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
6. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения (ТСО)
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Электронные библиотеки по искусству.
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.
Слайд-проектор
Фотоаппарат
Видеокамера
Графический планшет
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Мольберты.
Настольные скульптурные станки.
Комплекты резцов для линогравюры.
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений.
Краски акварельные, гуашевые.
Краска офортная.
Валик для накатывания офортной краски.
Тушь.
Ручки с перьями.
Бумага А3, А4.
Бумага цветная.
Фломастеры.
Восковые мелки.
Пастель.
Сангина.
Уголь.
Кисти беличьи № 5, 10, 20
Емкость для воды.
Стеки.
Пластилин, глина.
Клей.
Ножницы.
Рамы для оформления работ.
Подставки для натуры.
Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов, овощей.
Гербарий.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые орнаменты.
Гипсовые геометрические тела.
Маски античных голов.
Античные головы.
Обрубовочная голова.
Капители.
Керамические изделия.
Драпировки.
Игры и игрушки
Конструкторы.
Театральные куклы.
Маски.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов
знать/понимать:
- значение слов: художник, народный мастер, краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно, аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гон чар, русский народный костюм;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
- условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
- способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти тельные материалы);
уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер), материалами для выражения замысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учетом замысла;
- применять основные средства художественной вы разительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
- решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных мате риалов;
- выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;
- выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
- конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
- пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- выражения собственного мнения при оценке произ ведений искусства;
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях:
- художественный образ
- форма и содержание.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь представление:
- об архитектуре как виде искусства,
- о воздушной перспективе и пропорциях предметов,
- о прообразах в художественных произведениях.
знать: - холодные и теплые цвета, свойства графики;
- виды изучаемых материалов и их свойства;
- законы цветоведения.
уметь: - выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;
- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
- под контролем учителя проводить анализ образца (задания),
- планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
- ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 классов
В результате изучения изобразительного искусства и художественного труда ученик должен:
знать/понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- приёмы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета, приёмы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
- основы орнамента;
- основные правила станковой и декоративной композиции; средства композиции;
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа;
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов, ткани, бумаги, глины.
уметь:
- организовывать своё рабочее место;
- пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи, в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учётом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
- выполнять сюжетно-тематические композиции и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- выражать своё эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, выставок народного декоративно-прикладного искусства;
- выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям своего края, своей страны и других народов мира;
- положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 классов
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
- владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по матеиатике 1 класс ФГОС
Рабочая программа по математике для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"...
рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...
рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...
Рабочие программы 2012-2013 1 класс, ФГОС, школа России
В учебном материале представлены рабочие программы для 1 класса на 2012-2013 учебный год, осотавленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждой программе прилагается календарно-тематическое планир...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...
Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век
Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...