"Методы и приёмы устранения оптической дисграфии."
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы устранения оптической дисграфии
Учитель-логопед Терентьева А.С.
В начальных классах общеобразовательной школы встречаются дети, у которых процесс овладения письмом и чтением нарушен. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Полная неспособность овладением письмом и чтением называется соответственно аграфией и алексией. Причины дисграфии и дислексии связаны с нарушением взаимодействия различных анализаторных систем коры больших полушарий.
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Эти ошибки обычно группируют по следующим принципам: смещения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении — разрыв слова на части, слитное написание слов в предложении; аграмматизмы; смешения букв по оптическому сходству.
У ребенка с дисграфией, как правило, с трудом формируются графические навыки, в результате чего почерк неровный. Затруднения ребенка при выборе нужной буквы придают характерный небрежный вид письму. Оно пестрит поправками и исправлениями.
При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.
В связи с этим при устранении таких нарушений проводится работа в следующих направлениях:
- развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного;
- уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
- формирование пространственного восприятия и представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
- дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
- Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга
- Нахождение фигуры среди других
- Срисовывание серии полукругов и линий
- Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников
- Сравнение одних и тех же букв, но написанных разным шрифтом (печатным и рукописным)
- Назвать или написать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями
- Выделить буквы, наложенные друг на друга
8. Реконструирование букв: добавляя элементы (из буквы Р букву В), уменьшая количество элементов (из буквы Ж букву К), изменяя пространственное расположение элементов (из буквы Р букву Ь или из буквы Т букву Г)
Развитие зрительной памяти
- Запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры, а затем выбрать их среди других.
- Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза
- Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
- Найти фигуру, букву в ряду сходных
Ла лм ад лд вр вз
Ыь гт вб гб ге кж
Жх ху гц ин пн ип
- Сконструировать буквы из предъявленных элементов
- Показать правильную букву среди пар букв, изображённых правильно и зеркально
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы по устранению оптической дисграфии
Предлагаются различные приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии...
Устранение оптической дисграфии и дислексии
Напрвления работы и задания для коррекции оптической дисграфии и дислексии...
Приёмы предупреждения и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
При оптической форме дисграфии у обучающихся наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета...
Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.
Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...
«Система коррекционной работы по предупреждению и устранению оптической и кинестетической дисграфии у первоклассников с нарушением зрения»
В данной работе отражены теоретические и практические моменты профилактической, коррекционной, развивающей работы с первоклассниками имеющими нарушение зрения. Описаны трудности с которыми могут...
Программа реализации технологии логопедической работы Р.И. Лалаевой «Устранение оптической дислексии и дисграфии»
Данная программа разработана с целью профилактики и коррекции оптической дисграфии у школьников подготовительного класса, обучающихся в специальном (коррекционном) классе для детей с нарушением ...
Методы и приёмы работы над дисграфией
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов...