Формирование УУД- реализация ФГОС НОО
презентация по теме
Важной и неотемлемой задачей реализации ФГОС НОО является работа по формирвоанию универсальных учебных умений учащихся. Хочется поделиться с коллегами презентацией, которую дали в институте повышения квалификации. Она наглядно рассматривает данный вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
standart_uud.rar | 1.86 МБ |
Подписи к слайдам:
Способы их формирования
Идеал работника -исполнитель. Современная эпоха требует созидателя
Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности
СОТехнологические процессы его освоенияКак учить: новые знания «открывают дети»Рефлексия как способ развития самооценки
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны
Формирование общеучебных умений, навыков и компетенций
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования:от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
*
деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД)
Особенности стандарта:Компетентностный подход в образовании
*
Основные результатыначального образования
формирование предметных и универсальныхучебных действий, обеспечивающих возмож-ность продолжения образования в основной школе;индивидуальный прогресс в основных сферахличностного развития – эмоциональной, познава-тельной, саморегуляции
ЧТО ЗАМЕРЯЕМ?
Результаты общего начального образованияПредметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.)Общепредметные результаты (УУД, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях)Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, толерантность)
ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий)
Знания, умения, навыки предметного содержания (программы обучения по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру, музыке+ИЗО, технологии, физической культуре); Универсальные учебные действия, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
*
Механизмы воздействия стандартана учебный процесс (документация как объект контроля)
Базисный образовательный планПрограмма формирования и развития универсальных учебных действийПланируемые результаты и примерные учебные программы по отдельным предметамМодели оценочной деятельностиБазовые образовательные технологии
Виды универсальных учебных действий
ЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативныеРоссийская академия образования
Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения)
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …)Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Стандарты первого и второго поколения 6
Общие учебные умения
Познавательная деятельностьРечевая деятельность и работа с информациейОрганизация деятель -ности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные УУДПознавательные УУДРегулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (Стандарт, 2004)
Познавательная деятельность (наблюдение объектов окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие задачи…)Речевая деятельность и работа с информацией (работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами , участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …)Организация деятельности (выполнение инструкций, следование образцу и простейшим алгоритмам, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество …)
Личностные УУД
Личностные УУД
Смысло-образование
Нравственно-этическое оценивание
Самопознание и само-определение
Виды УУД – Регулятивные действия
Регулятив-ные действия
Целепола-гание
Планиро-вание
Прогно-зирование
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая саморегу-ляция
Познавательные УУД
Познава-тельные действия
Обще-учебные
Логические
Постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД
Коммуни-кативные действия
Планиро-ваниеучебногосотрудни-чества
Постановка вопросов
Построениеречевыхвысказы-ваний
Лидерство исогласованиедействий спартнером
Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Первоначальные умения передачи, поиска, хранения, преобразования, использования информации:умение работать с учебником, словарем, схемами, таблицами, иллюстрациями, каталогом, художественными и адаптированными научно-популярными текстами;умение использовать компьютерную технику
Основные читательские умения-коммуникативные УУД (стандарт второго поколения)
Навык чтения - как общеучебное умение понимать и воспроизводить смысл прочитанного.Аналитические умения работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами.Библиографические умения.Овладение алгоритмом информационного поиска ( поиск информации из различных источников)Экранное чтение
Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения)
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка, авторскую позицию.Умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста.
Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой(стандарт второго поколения)
Умение правильно называть книгу - автора и заглавие произведения.Умение ориентироваться в учебной книге – пользоваться оглавлением, прикнижными словарями.Умение пользоваться методическим и справочным аппаратом учебника.
«ПНШ» СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА 13
Орфографический («Пиши правильно»)Толковый («Толковый»)Орфоэпический («Произноси правильно»)Этимологический («Происхождения слов»)Грамматический («Обратный»)Фразеологический («Устойчивых выражений») (с 3-го класса)Словообразовательный (с 4-го класса)
Предшкольная ступень образования
УУД
Результаты развития УУД
Значение для обучения
Личностные –самоопределение и смыслообразование
ВПШ (внутренняя позиция школьника)
Мотивация УД
Общепознавательные и коммуникативные
Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии
Предпосылки формирования понятия числа. Условие освоения математики
Общепознавательные знаково-символические
Дифференциация планов – знак-символ
Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом
Регулятивные УУД
Произвольность поведения – действие по образцу и правилу
Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий
Коммуникативные УУД
Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения
Развитие учебного сотрудни-чества с учителем и сверст-никами. Осознание и усвоение учебного содержания
Начальное образование
УУД
Результаты развития УУД
Значение для обучения
Личностные УУД смыслообразование и самоопределение.Личностные и регулятивные УУД
Адекватная школьная мотивация.Рефлексивная адек-ватная самооценка
Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная постановка целей – Высокая самоэффективность
Регулятивные, лично-стные, познаватель-ные, коммуникативные
Сформированность учебной деятельности (УД). Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения
Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Предпосылка перехо-да к самообразованию
Коммуникативные (речевые), регулятивные
Внутренний план действия
Способность действовать «в уме».
Коммуникативные, регулятивные
Рефлексия
Осознанность и критичность учебных действий
Все ли три головы Горыныча согласны, что новому содержанию нужны новые технологии проведения учебных занятий ? (20)
Новая технология – сущностная часть содержания образования (15)
- изменение характера взаимодействия учителя с классом - личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения;внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения;репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач
*
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»)
Базовые образовательныетехнологии
Между обучением и психическимразвитием человека всегдастоит его деятельность
образовательная задачасостоит в организации условий, провоцирующих детское действие
*
Некоторые примеры учебнойдеятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнениеПреобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
*
Базовые образовательныетехнологии
ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Триада:замысел--реализация--продукт
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации ( оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
*
УРОВНЕВАЯДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Базовые образовательныетехнологии
Основные принципы:открытость системы требований,предъявление образцов деятельности,«ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований,посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся,добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.
Основа:дифференциация требованийк уровню освоения, явное выделениебазового и повышенных уровней
*
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИКОММУНИКАЦИОННЫЕТЕХНОЛОГИИ
Базовые образовательныетехнологии
ЦОР как новое дидактическое средство обучениеЭкранное чтение
Образовательная деятельность на основе ИКТ:открытое (но контролируемое) пространствоинформационных источников, информационная поддержка учебного процесса,
*
Образовательная среда:учебное и игровое пространства
Назначение:для подвижных занятий и для спокойной работы,для общения и для уединения,для «пробы сил» и для демонстрации достижений,для поиска информации
Учебноепространство:место учителя,свободно оформляемое местодля работы учащихся,«центральное» место для выступлений,«центральная» доска,рабочие доски,уголок книг и других информационныхисточников,аудио- и видеоцентр, центр «письма»стол с раздаточными материаламивыставки, стенды и т.п.
*
Некоторые образцыучебного оборудования
«мобильный класс»
Переносная лаборатория
учебные модели
Планируемые результаты (русский язык, литературное чтение) УУД
Классифицировать, маркировать, обозначать, находить по оглавлению…Экспериментировать, выявлять, находить, выполнять, анализировать…Демонстрировать понимание/осознание, использовать…Слышать, артикулировать, интонировать …Распознавать, определять, пояснять…Оказывать и принимать помощь при затруднениях
Планируемые результаты (математика) УУД
Находить решение, вычислять, измерять, моделироватьРешать практические задачиОказывать и принимать помощь при затрудненияхЭкспериментировать, исследовать, выявлять
Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования (31)
Что оценивается: функциональная грамотность в области математики, чтения и русского языка, естествознания, т.е. способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
«Эффективный» способ использования информативного источника знаний (32)
Математика, 4 класс Летом четвероклассники отдыхали в лагере. Для проведения соревнований понадобилось оборудовать спортивную площадку. Было решено расположить на ней яму для прыжков в длину, волейбольную площадку, мишень для стрельбы из лука и доску для записи результатов соревнований. План спортивной площадки
Задание 1.)
Вожатая дала четвероклассникам план спортивной площадки. Она попросила отметить на нём расположение мишени и доски, соблюдая следующие условия: – мишень надо расположить в пяти метрах от лестницы;– доску надо расположить более чем в шести метрах от лестницы, между флагом и елью, но ближе к ели.--Отметь на плане место расположения мишени знаком М, а доски для записи результатов Д.
4. Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуацийРазвитие речи . 4 классУЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕОткрой первую часть своего учебника «Наш мир» на с. 70. Прочитай доклад Миши Иванова о животных Арктики. Понравился ли тебе Мишин доклад? Хочешь узнать, как Миша его подготовил? Мне помогал Костя Погодин, — признался Миша. — Сначала мы подобрали в библиотеке нужные книги. Потом я составил план своего доклада. Вот как он выглядел.Животные Арктики1.Птицы Арктики.2.Птичьи базары.3.Как птицы и звери защищаются от холода?4.Чем питаются животные Арктики?
3. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ РОССИИ
ЛЕДЯНАЯ ЗОНА(Второе заседание клуба)Задание для всех присутствующих: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом: 1) местоположение ледяной зоны (на карте); 2) особенности природы (неживая природа, живая природа, взаимосвязи в природе); 3) значение Арктики для человека, её использование; 4) влияние человека на природу Арктики; 5) охрана Арктики.
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ!1.Изобрази Солнце и орбиту вращения Земли!Зарисуй Землю и её ось вращения. Какое время года в Северном полушарии на твоём рисунке?2.Рассмотри рисунок. В первом случае Солнце идёт по низкой дуге, во втором — проходит по более высокой дуге.
Наш мир. 4 класс
*
Спасибо за внимание!
ОБСУЖДЕНИЕ и МАТЕРИАЛЫ: WWW.STANDART.EDU.RU
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности учащихся младших классов....
Формирование познавательных учебных действий средствами УМК «Школа 2100» в условиях реализации ФГОС и в рамках модернизации образования.
Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными. Продумывать систему вопросов и заданий, научить детей ставить...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Доклад на ГМО зам. директоров по УВР "Реализация областного инновационного проекта "Формирование ЗОЖ участников образовательного процесса МБОУ ООШ № 3 в условияз реализации ФГОС"
В статье представлен анализ методической работы с педагогическим и ученическим коллективами....
Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...