Проектная деятельность. Классификация проектов
презентация по теме
Классификация проектов
Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты могут классифицироваться:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
- На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование.
- Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_nachalnyh_klassah.ppt | 587 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущность метода проектов
Сущность понятия Проект (латин. « projectus» ) - «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта : Проектирование - процесс создания проекта. Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта. а) совокупность документов для создания изделия ; б) предварительный текст документа ; в) замысел, план, прообраз какого-либо объекта.
Основоположники «Метода проектов» Америка Джона Дьюи (философ и педагог) Уильям Херд Килпатрик (его ученик) Россия Станислав Теофилович Шацкий (русский педагог)
Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Основной тезис: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Актуальность Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Второклассник начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Одно из ведущих новообразований этого возраста - произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».
Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Исследовательские умения Коммуникативные умения Информационные умения Умения в решении проблем Рефлексивные умения Презентационные умения Технологические умения
Этапы проектной деятельности ПОИСКОВЫЙ Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка цели проекта. АНАЛИТИЧЕСКИЙ Анализ имеющейся информации, поиск информационных лакун. Сбор и изучение информации. Поиск оптимального способа достижения цели проекта. Составление плана реализации проекта. ПРАКТИЧЕСКИЙ Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение (при необходимости) изменений. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ Подготовка презентационных материалов. Презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта. КОНТРОЛЬНЫЙ Анализ результатов выполнения проекта. Оценка качества выполнения проекта.
Роли участников проектной деятельности РОЛЬ УЧИТЕЛЯ РОЛЬ УЧЕНИКА РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ Консультирует Мотивирует Фасилитирует Наблюдает Является субъектом познавательной деятельности Выбирает (принимает решения) Выстраивает систему взаимоотношений с людьми Оценивает Консультирует Мотивирует
Классификация проектов Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: - к кому обратиться за помощью; - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); - с какими предметами научиться работать для достижения цели; Выполнение проекта – практическая часть. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Метод проектов можно представлять
Проекты могут классифицироваться: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. .
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов: исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; по структуре напоминает подлинно научное исследование. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов).
Задачи развития личности ребенка: обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Классификация проектов по продолжительности. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Список литературы: Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005. http://festival.1september.ru/articles/501897/ http://www.obrazpress.ru/index.php?option=com_deeppockets&task=catContShow&cat=13&id=199&Itemid=62
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Стильно! Модно! Школьно!»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Влияние школьного завтрака на здоровье и успеваемость детей»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Мы гордимся своими отцами»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Сколько весит здоровье ученика?»
Ведущей идеей проекта является сбор и анализ материала о тяжелом ранце, который влияет на осанку ребенка, сколько он должен весить и как правильно его выбрать.В результате ухудшения осанки...
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Креативный подход к подарку маме»
Гипотеза:Если я не зарабатываю денег, чтобы подарить подарок маме, то должен существовать другой способ, чтобы сделать приятное маме.1.Обоснование.Я очень люблю мягкие игрушки. У меня много игрушек вы...
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Физминутки на уроках»
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста, отмечается замедление развития. Получение учащимися образовани...
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....