Организация обучения школьников в условиях классов-комплектов
статья по теме
В статье описана система работы в совмещённых классах малокомплектной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orgpnizac._obucheniya_shkolnikov_v_uslov._klassov-komplektov.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
В российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений, которые, так или иначе, используют идеи разновозрастного обучения. К этой группе относятся малокомплектные школы.
Специфика малокомплектной школы показывает, что главной формой работы в ней должна стать учебная работа, основанная на разновозрастном обучении детей. Реальной и естественной единицей такого обучения является класс-комплект. Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединенном классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся. Если учитель, занимающийся с одним классом, может включать или не включать в урок задания для самостоятельной работы учеников, определяя эту возможность характером изучаемого материала, то учитель малокомплектной школы такого выбора не имеет. Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов является обязательным компонентом урока в малокомплектной школе.
Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью учителя и учащихся, которая в свою очередь зависит от подготовки их к уроку.
В подготовке учителя к уроку различают два этапа: предварительный и непосредственный. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями учебной программы по своему предмету и объяснительной запиской к ней, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов уроков,
подготовке необходимых пособий, оборудования, карточек и т. д.
На уроке знакомлю учащихся с установкой по выполнению самостоятельной работы:
- старайся решить сам задание;
- приступай к решению сразу же, как только догадался, как его нужно решить;
- сообщи учителю о том, что можешь решить задание сам;
- если возникли трудности, обратись за помощью;
- решив основные задания, не дожидайся помощи учителя, приступай к выполнению
дополнительных заданий.
Подготовку к урокам я разделила на несколько этапов:
- определяю, какие задания учащиеся могут усвоить самостоятельно;
- указываю место самостоятельной работы в структуре урока, её виды, время проведения;
- продумываю уровень сложности, какие задания дать основными, какие дополнительными;
трудности и возможные ошибки, виды проверки;
- готовлю задания на карточках (индивидуальные и групповые);
- определяю задания для коллективной работы;
- продумываю виды проверки, оценивание работ.
При анализе общей структуры урока я заранее определяю для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования общеучебных умений, какие задания репродуктивного и творческого характера следует дать.
Самостоятельная работа в структуре современного урока является весьма подвижным его элементом. Я заранее планирую, какой вид самостоятельной работы надо использовать. В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин, чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой.
Задания для самостоятельной работы зависят от того, какие знания учащихся надо проверить и на каком этапе урока её провести. Если работали над темой решения задач, то нужно проверить, как дети научились решать задачи, соответственно в самостоятельную работу включаю задачи данного вида. Если работали над темой нахождения периметра или площади фигуры, то в самостоятельную работу включаю задания на их нахождение; часто в работу включаю комбинированные задания.
На уроке, предлагая детям задания аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, я имею возможность убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется степень выполнения учащихся домашней работы, готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий.
Проверку самостоятельной работы ученики выполняют самостоятельно: либо с карточек по образцу, данных учителем (самопроверка), либо проверяют тетрадь своего товарища (взаимопроверка) или проверку проводит учитель. В случае затруднения оказываю необходимую помощь.
На уроках закрепления и повторения часто «сильные» ученики являются консультантами, помогают в работе своим товарищам, учатся объяснять, тем самым повышая свою познавательную деятельность.
Важным при работе с двумя классами является и то, что самостоятельную работу учителю нужно быстро и чётко объяснить. Стараюсь проговаривать задание громко, чётко, часто прошу учеников повторить задание, т.е. проконтролировать, как ученик понял задание для самостоятельной работы. Ученик должен быть внимательным, хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель. Если ребёнок прослушал задание, он будет переспрашивать или выполнит задание
неправильно.
Так как самостоятельная работа является основным этапом урока в работе с двумя классами малокомплектной школы, я постоянно добиваюсь эффективности её выполнения.
Значительно сложнее включать в структуру урока самостоятельную работу с целью изучения новых знаний. Учителю, нелегко бывает оценить, какой именно учебный материал учащиеся могут успешно усвоить самостоятельно (по учебнику). Поэтому, если материал является совершенно новым, с высоким уровнем обобщенности и не имеет широких связей с ранее изученным материалом, его целесообразно объяснять самому учителю. А объяснение нового материала лучше вести на этапе коллективной работы с классом, так как коллективная учебная деятельность – общая по целям, содержанию, приёмам работы – применяется преимущественно на этапах ознакомления с новым учебным материалом.
Чередование коллективной работы и самостоятельной работы на отдельных этапах урока будет зависеть от уровня сложности учебного материала, умений учащихся работать совместно и самостоятельно, а также уровня подготовленности учеников того или иного класса. В то время как ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новый материал, спрашивает, разъясняет очередное задание – занимается с учащимися другого класса. Если на уроке идёт объяснение нового материала, включены задачи, примеры нового вида по математике или ознакомление с новыми правилами и понятиями на уроках русского языка, то в процессе коллективной работы на уроке в одном классе стараюсь объяснить новый материал, а в это время в другом классе даю более продолжительную по времени самостоятельную работу.
Часто в коллективную работу включаю такие задания, которые подготавливают к самостоятельности. Из вышеизложенного напрашивается вывод, что при подготовке к уроку в совмещённых классах учитель выполняет трудоёмкую, упорную и кропотливую работу.
Важная составная часть здоровьесберегающей деятельности – это рациональная организация урока. Строю уроки таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за соответствием видов работы и чередованием в течение урока. Провожу: физкультурные паузы, музыкальные паузы; использую наглядные пособия, элементы творчества; стараюсь обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения. В своей работе я широко использую межпредметные связи, игровые технологии, исследовательские методы работы, использую тесты (на уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира), творческие задания, проекты.
Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий является дифференцированный подход. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках в совмещённых классах — один из возможных путей устранения перегрузки. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным. Поощряю детей, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. По многим темам мною разработаны карточки разного уровня обученности.
Сформировать у детей необходимые навыки позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной форм работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребёнка.
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и
занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в
усвоении учебного материала. Стараюсь, чтобы урок действовал не только на ум, но и на сердце и чувства учеников, запоминался им надолго.
В начальной школе очень важно сформировать на уроках математики навыки быстрого устного счёта. В урок включаю различные карточки, картины, фотографии, загадки, пословицы, поговорки, провожу литературные минутки, применяю различные игры («Круговые примеры», «Заполни пустые окошки» и другие). На уроках составляем и решаем задачи с биологическим сюжетом, из книги рекордов Гиннеса, задачи в стихах и др.
На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания, об охране природы, о начавшемся листопаде, о предстоящем новогоднем празднике и т.д. Включение игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя приобретают знания, умения и навыки, справляются с любой работой. А это для меня очень важно.
Минутный отдых, переключение внимания вызывает эмоциональный подъём, активизирует мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания. Ученик, занимавшийся долгое время умственной деятельностью, нуждается в активном отдыхе. Провожу на уроках 2-3 физминутки, гимнастику для глаз, валеопаузы, слежу за посадкой учеников за партами, вовремя со звонком заканчиваю урок.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
-упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укрепления мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног, потягивание.
Результаты внедрения здоровьесберегающей технологии налицо: дети стали меньше болеть, не пропускают школу без уважительной причины, стараются всё свободное время проводят на свежем воздухе. Дети не чувствуют усталости на моих уроках, им нравится процесс обучения.
Перед учителем начальной школы стоит задача: научить школьников осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации. Даже не имея в школе компьютера и проектора, мои дети умеют пользоваться материалом из Интернета, материалом электронных и бумажных источников информации: энциклопедиями, словарями, справочниками, литературными произведениями и др. Разнообразны и формы работы учеников на уроках литературного чтения: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение.
Стараюсь постоянно использовать новые методы и приёмы активации мыслительной деятельности учащихся, использую на уроках наглядные и дидактические пособия, раздаточный материал. Очень нравится детям искать информацию на определённые темы к урокам окружающего мира, литературного чтения и выступать на уроке с докладом, который нужно ещё грамотно и красиво оформить. Публичное выступление с докладом развивает у учащихся коммуникативные умения, умение выступать перед классом, отстаивать своё мнение.
Метод проектов даёт учащимся возможность работать не только индивидуально, но и группами. Младшим школьникам нравится этот вид деятельности, темы для проектной деятельности очень разнообразны: «Времена года», «Растения нашей местности», «Животный и растительный мир реки Кондурчи» и др.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. На своих урока использую для самостоятельной работы тестовые задания с выбором верного ответа, так как они наиболее доступны младшим школьникам на любом уроке. Преимуществом использования тестов в процессе обучения является время выполнения работы, оперативность её проверки. Это позволяет учителю быстро выявить вопросы, вызывающие затруднения у учащихся. Тесты проверяют не только предметные знания, умения и навыки, но и сформированность общеучебных умений: внимательно читать текст задания, соотносить его условие с требованием, анализировать, сравнивать, обобщать.
На уроках использую проблемное обучение, когда ставлю перед детьми проблему, а ученики на уроке стараются её решить. Этот метод часто использую на уроках литературного чтения, окружающего мира, трудового обучения. В процессе изучения темы «Будем беречь здоровье» дети стараются сами выявить проблему нашего общества, а я знакомлю их с отрицательным воздействием токсических веществ, алкоголя, никотина на организм человека.
. Таким образом, используя новейшие информационные технологии на уроках, я тем самым, стараюсь разнообразить методы и приемы в обучении, повысить интерес учащихся к учебному процессу, а значит, этот процесс становится более привлекательным, более эффективным и более результативным.
Внедрение в практику новых образовательных технологий обучения обеспечивает успешную организацию учебно-воспитательной работы в совмещённых классах малокомплектной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...
Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...
Мастер-класс на тему: «Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению»
Особое внимание я уделяю по исследованию слова. ...
СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...
«Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»
laquo;Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения»...
«Организация обучения школьников с умственной отсталостью в условиях дифференцированного обу-чения»
laquo;Организация обучения школьников с умственной отсталостью в условиях дифференцированного обучения»...
«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»
Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...