Протокол №1 методического заседания учителей начальных классов
методическая разработка по теме

 

Повестка заседания

1.      Доклад «Новые подходы к оценке достижений младших  школьников в условиях  безотметочного обучения».

2.      Разработка положения о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов в МОУ «Тогурская НОШ» (проект положения прилагается).

3.      Разработка документов: «Карта личностных достижений», «Оценочный лист по метапредметным результатам», «Портфель достижений обучающихся класса», «Карта учебных достижений» (проекты документов прилагаются)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_uchiteley_nachalnyh_klassov_no1.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес: 636460, Россия, Томская область, Колпашевский район,

с. Тогур, ул. Свердлова 15, тел./факс: +7(38254) 5-47-85

ИНН 7007005924, КПП 700701001, Л/сч. 02 ТОГНШ О74

e-mail: tnos1@yandex.ru

Протокол № 1 заседания методического объединения

 учителей начальных классов

 от  30 августа 2011 учебного года.

В составе МО: 18 человек

Присутствовали:  18 человек

Повестка заседания

  1. Доклад «Новые подходы к оценке достижений младших  школьников в условиях  безотметочного обучения».
  2. Разработка положения о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов в МОУ «Тогурская НОШ» (проект положения прилагается).
  3. Разработка документов: «Карта личностных достижений», «Оценочный лист по метапредметным результатам», «Портфель достижений обучающихся класса», «Карта учебных достижений» (проекты документов прилагаются)

По первому вопросу слушали руководителя МО Пшеничникову О.А., зам.директора по ВР (выступление «Новые подходы к оценке достижений младших  школьников в условиях  безотметочного обучения»прилагается). 

По первому вопросу постановили:

  1. использовать в первых классах систему безотметочного оценивания обучающихся;
  2. с первых дней обучения ребенка в школе формировать у него навыки самооценочной деятельности через использование на уроках различных приемов оценочной деятельности:  «Лесенка успеха», «Волшебная линеечка», «Светофор», «Карта учебных достижений».

По второму вопросу слушали Пшеничникову О.А., которая предложила педагогам разделиться на творческие группы и разработать Положение о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов в МОУ «Тогурская НОШ», используя следующие нормативные документы: методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№1561/14-15), письмо №13-51-120/13 от 03.06.03 Министерства образования РФ « О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения», программу и требования к обязательному минимуму содержания образования.

По второму вопросу постановили:

Утвердить Положение о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов в МОУ «Тогурская НОШ».

По третьему вопросу слушали  Пшеничникову О.А., которая предложила присутствующим членам методического объединения разработать карты, листы для фиксирования результатов оценивания уровней достижений обучающихся, их личностного развития.

По третьему вопросу постановили:

  1. утвердить карты  «Карта личностных достижений», «Оценочный лист по метапредметным результатам», «Портфель достижений обучающихся класса», «Карта учебных достижений» и использовать в работе при системе безотметочного оценивания обучающихся 1 класса.
  2. заполнять данные карты в соответствии с графиком, указанном в сводной таблице комплексного подхода к оценке результатов образования обучающихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС НОО.

 

Рекомендации МО классных руководителей:

  1. Осуществлять в первых классах систему безотметочного оценивания обучающихся, фиксируя результаты в картах «Карта личностных достижений», «Оценочный лист по метапредметным результатам», «Портфель достижений обучающихся класса», «Карта учебных достижений», «Портфолио обучающихся (портфель достижений)».
  2. Утвердить Положение о безотметочной оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов в МОУ «Тогурская НОШ».
  3. Продолжать поиск форм отслеживания результатов достижений обучающихся.
  4. Разработать критерии оценивания обучающихся по изобразительному искусству, музыке.
  5. Осуществлять взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по изо, музыке.

                                                             30 августа 2011 года.    

       

Проголосовали «за» - 18 человек          

                    «против» - 0

                    «воздержались» - 0

Председатель МО классных руководителей Пшеничникова О.А.__________

Секретарь МО классных руководителей Прилуцкая Т.А. _______________

Приложение № 1

к протоколу №1 МО классных руководителей от 30.08.2011г.

Выступление на МО классных руководителей. 30.08.2011г.

«Новые подходы к оценке достижений младших  школьников в условиях  безотметочного обучения»

Докладчик: Пшеничникова О.А., зам.директора по ВР

Ребёнок, не познавший радости труда в учении,

не переживший гордости от того, что трудности

преодолены, глубоко несчастен…

Интерес к учению появляется только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха

в овладении знаниями; без вдохновения учение

превращается для детей в тягость»

В.А. Сухомлинский

Необходимость введения новой системы оценивания.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.

Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания.

Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат  оценочной деятельности ученика.  Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации,  сохранению и укреплению здоровья

Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого - чего – нибудь.   Это есть сравнение результата с эталоном.

Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний  по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение  по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Проблему безотметочного  обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы –формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться). В связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы.

В адаптационный период встает вопрос об оценивании учебных достижений первоклассников в условиях безотметочного обучения. Изучив письмо №13-51-120/13 от 03.06.03 Министерства образования РФ « О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» можно определить принципы безотметочного оценивания.

Принципы безотметочного оценивания (по Г. А. Цукерман)

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

2. Самооценка учащегося должна постепенно дифференцироваться.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявляемые самими детьми для оценки, опираясь на правило « Добавлять , а не вычитать».

4. Содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий.

6. Оценивается, прежде всего, должна динамика успешности учащихся относительно самих себя.

7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.

8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

Общие подходы к оцениванию при безотметочном обучении.

В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:

- что оценивать? (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

- как оценивать? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

- каким образом оценивать? (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

- что нужно учитывать при таком оценивании? (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).

Главная задача учителя – научить учеников  самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано  с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Формирование оценочной самостоятельности  начинается  с первых дней пребывания  ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа. Обучаясь в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:

  1. оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
  2. соотносить свою оценку с оценкой учителя;
  3. договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
  4. обнаруживать совпадение и различие своих действий с  образцом.

На первых уроках работая  над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия

образцу.  Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.

Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата.  Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Алгоритм самооценки:

1 класс: (опорные вопросы)

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

Со 2 класса:

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

 

Если в 1-м классе  ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок, то:

1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.

Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.

Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка

обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.

К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения.

4-й шаг Учимся признавать свои ошибки.

Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки , например. Закрашивается кружок в тетради.

5-й шаг Учимся признавать свою неудачу.

Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.

6-й шаг Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них)

Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки» сформировалось, алгоритм самооценки сворачивается.

Если самооценка адекватная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели:

  1. знание парной согласной;
  2. умение выделять и находить корень;
  3. подбирать проверочные слова

         Таким образом, составляется план совместных действий, определяется    последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях  тетради фиксирует знаком, символом  результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт  разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться.  Вот ещё один пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся.  Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка  услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось,  как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки,  соотносит  с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях. Формирование прогностической самооценки осуществляется  следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности  с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной,  позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий  и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I  полугодие). При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Таким образом, поворот образовательного процесса в начальной школе к формированию учебной самостоятельности требует серьёзных изменений в содержании и организации образовательного процесса:

  1. Разгрузка предметного содержания с целью высвобождения времени по формированию оценочной самостоятельности (специальные уроки по выработке правил оценочной безопасности, средств и форм контроля и оценки) работа с оценочными листами, с тетрадями «Открытий», «Моих достижений. Проведение проверочных работ  с учётом всех этапов (минимум 3 урока), уроки предъявления личных достижений учащихся, в том числе уроки на формирование «портфеля» ученика и его презентацию.
  1. Переход на особые ритмы в построении учебного плана, учебного расписания. Особое место в образовательном  процессе должно быть уделено  первому месяцу учебного года, когда должна идти работа по фиксации «стартовых» для данного учебного года достижений учащихся, необходимая коррекционная работа, определение задач учебного года, а также второй половине апреля – мая (рефлексивной фазе учебного года), когда идёт работа по подведению итогов года, оформлению портфеля ученика, проводится итоговая работа.
  1. Изменения в системе контрольно – оценочных работ, времени их предъявления и способах оценивания, фиксирование полученных результатов в классных журналах, в системе административных проверочных работ, в проверке тетрадей и т. п. Необходимо переосмысление и другая технология всего внутришкольного контроля.

 

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Волшебная линеечка.

С целью формирования самооценки у первоклассников можно использовать «Волшебную линеечку», разработанную Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. «Волшебная линеечка» - это отрезок, разделенный на высокий, средний и нижний уровни, который может быть расположен горизонтально (рис.1) или вертикально (рис.2).

Крайняя правая точка (рис.1) или верхняя точка (рис.2) – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу (эталону). Средний уровень – середина линеечки, отмечается учителем или самим учеником в том случае, если школьнику не совсем удалось выполнить работу по образцу. Низкий уровень свидетельствует о том, что задание выполнено неправильно, далеко от стандарта, от образца.

Любому оцениванию с помощью «линеечки» должна предшествовать следующая работа:

1. выбор критерия, по которому оценивается данная работа (в 1 классе желательно задавать только один критерий)

2. самостоятельная работа

3. сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном)

4. оценивание.

Для оценивания ученик рисует на полях тетради, напротив выполненной работы, и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания учитель проводит беседу, в ходе которой ребенок обосновывает свой выбор на линеечке, объясняет: что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. При проверке тетрадей учитель ставит свой крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. Если оценки ученика и учителя совпали, учитель обводит крестик ученика кружком.

Оценки не совпали: Оценки совпали:

Получая тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Светофор.

Вместо оценочной шкалы можно ввести, предварительно оговорив с детьми, трехцветный индикатор: зеленый, желтый и красный, то есть, цвета светофора.

- Зеленый цвет обозначает, что задание выполнено правильно, без ошибок, и ученик может двигаться дальше, то есть переходить к заданию более высокого уровня.

«Я все хорошо выполнил и могу идти дальше».

- Желтый цвет означает, что задание выполнено с 1-2 ошибками. Это значит, что ученику нужно вернуться к данной теме, данному виду заданий и постараться выполнить без ошибок.

«Я все хорошо понял, но мне надо быть более внимательным и переделать без ошибок».

- Красный цвет означает, что задание выполнено с тремя и более ошибками. Этот ученик не усвоил проверяемую тему, ему следует заново изучить материал. «Мне нужно еще раз все повторить».

Для организации работы по данной системе оценивания каждый ученик работает с сигнальными карточками всех трех цветов. При выполнении какого-либо задания (решение уравнений, задач, заполнение пропусков и т.д.), сравнив его с образцом, ученики, показывают сигналом, как они выполнили задание. Учитель видит, как выполняют учащиеся задание, видит и общий результат.

Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивает, подает сигнал учителю не только внешне (сигнальной карточкой), но и на полях цветовым кружочком. При проверке учитель ставит свой цвет «светофора». Совпадение детской и учительской оценки означает, что ученик умеет оценивать свою

работу и это очень хорошо. В случае если ученик завысил или занизил самооценку, учитель еще раз раскрывает с ребенком критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее, либо строже, либо просто внимательнее.

Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.

Символы 

Особое внимание можно уделить формированию прогностической оценки, используя для этого знаки «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-» или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа проверяется, сверяется с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.

Сосед по парте

Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае целесообразно проводить работу в парах двумя способами:

1-й способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочеты.

2-й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре.

Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.

Оценки совпали: Оценки не совпали:

Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.

Балловая оценка

Процент выполнения

   85- 100%   -  высокий уровень усвоения

   65 - 84%     -     средний уровень

   40 -  64%    -     уровень ниже среднего

  меньше  40% -  низкий уровень

 

Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,  если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается  с помощью следующих документов:

Листы учебных достижений.  Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов.  При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Предназначен для ученика и заполняется в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ.  Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету.

Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта- показать результат письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям.

Журнал учёта учебных достижений. В нём фиксируются результаты изучения каждым учеником основных разделов учебной программы. Данный журнал рассчитан на четыре года обучения.  При таком отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу. В этом же журнале имеются странички для каждого ученика, где фиксируются результаты наблюдений, которые учитель делает в течение года.

Дневник первоклассника

Тетрадь открытий -  одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются  творческие работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём – либо.

Тетрадь «Что я знаю и умею». Такая тетрадь есть у каждого ученика. Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.

Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.

Классный журнал заполняется в соответствии с тематическим планом. В нём отражаются результаты письменных работ учащихся по всем предметам. Основная его функция констатация факта успеха или неуспеха ученика за определённый промежуток  учебного времени, содержания занятий, количества часов, посещаемости учащихся.

Многих учителей волнует вопрос о том, какие приемы оценочной деятельности можно использовать на уроке при безотметочном обучении. В нашей школе, как правило, используются следующие приемы: 

 

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

  1. не скупиться на похвалу
  2. хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении»  лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)
  3. «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности  и закрепиться на нем.
  4. ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
  5. «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
  6. формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
  7. учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

 

Выводы:

  1. За  безотметочным обучением будущее
  2. Происходит реальное развитие оценочных умений.
  3. Снижается уровень общей и учебной тревожности
  4. Осуществляется дифференциация  не только по процессу, но и по результату обучения
  5. Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в  сравнении с самим собой

В первых классах необходима безотметочная система оценивания. Только при соблюдении всех необходимых условий переход на отметочную систему оценивания в последующих классах будет носить менее травмирующий характер. Во-вторых – в последующих классах следует совмещать безотметочное обучение наряду с выставлением отметок, которые, тем не менее, так стремятся получать дети. При этом нужно стремиться к тому, чтобы дети жаждали получать знания, а не оценки. Не за все работы нужно всем ученикам ставить оценки.

Ребёнок имеет право на сомнение. Они знают, учитель всегда придёт на помощь, объяснит. Иногда ребенку нужна только поддержка, одобрение со стороны учителя или наводящий вопрос.

Проблемы:

  1. Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся
  2. Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по изобразительному искусству, музыке.
  3. Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке

Приложение №2

к протоколу №1 МО классных руководителей от 30.08.2011г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О БЕЗОТМЕТОЧНОЙ ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным стандартом начального общего образования, методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. (№1561/14-15), Устава  МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа».

1.2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся первых, вторых классов.  

1.3. Для оценки знаний обучающихся в 1-х классах МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа» используется качественная оценка успешности освоения образовательной программы (отсутствие бального оценивания знаний обучающихся), обучение является безотметочным, отметка по пятибальной системе начинает применяться со 2-х классов.

1.4. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются:

а) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;

б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной методическим объединением учителей начальных классов;

в) самоконтроль и самооценка обучающегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя.

1.5. К главным критериям самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

-усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования;

- сформированность  общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связано излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;

сформированность познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

1.6. Функцией самооценки и самоконтроля является определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения.

 1.7. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития обучающихся.

2. Ведение документации.

2.1. Учитель:

2.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

2.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

2.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах: «Карта личностных достижений», (приложение 1),  «Портфель достижений» (приложение 2), «Оценочный лист по метапредметным результатам» (приложение 3), «Лист учебных достижений» (приложение 4).

2.1.4. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений: «!» обозначается высокий уровень обученности и развития  обучающихся, «+» и  «0» – соответственно средний и низкий уровень.

2.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

2.2. Администрация школы:

2.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.

2.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

3. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки предметных знаний, умений и навыков

3.1. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений обучающихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми.

 3.2. Видами контроля результатов обучения в 1-х классах, являются:

- текущий контроль;

- тематический контроль;

- итоговый контроль.

3.3. В первых классах устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся:

а) устный опрос;

б) письменный опрос:

- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определённых  тем;

- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;

в) тестовые диагностические задания;

г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.;

д) административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (четверть, полугодие, год).

е) комплексные итоговые контрольные работы.

3.4. С целью фиксации и систематизации результатов тестовых, самостоятельных, творческих работ эти результаты заносятся в рабочий журнал учителя.

4. Механизм определения уровня обученности  и развития обучающихся

4.1. Для формирования действий самоконтроля и самооценки учениками первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся.

4.2. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в «Портфеле достижений класса»  и заносятся в «Карту личностных достижений» по предметам.

4.3. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.      

4.4.1. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

4.4.2. Среднему уровню развития навыка чтения в 1-ом классе  соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок,  темп чтения  25-30 слов в минуту (на конец учебного года). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

4.4.3. Низкому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.

            Критерии, по которым определяются уровни развития и умения навыков по чтению в 1-м классе:

  1. Способ чтения (чтение по буквам, по слогам, по слонам и целым словам, чтение целыми словами)
  2. Правильность чтения (без ошибок, пропуск, замена букв, искажение слогов, ошибки в окончании слов)
  3. Чтение текста. Пересказ (соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, соблюдение пауз, диктуемых знаками препинания, осознанность прочитанного, пересказ текста с помощью опорных вопросов, пересказ текста без опоры на вопросы)
  4. Темп чтения (ниже нормы, норма, выше нормы)

Учитывая полученные результаты, в таблице определяется качество обученности каждого обучающегося.

4.5. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.

4.5.1. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной  каллиграфией. Допускается  1-2 негрубых недочёта.

4.5.2. Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется  2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.

4.5.3. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.

4.5.4. К числу негрубых недочётов относятся:

а) частичные искажения формы букв:

б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных  и строчных букв;

в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;

е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

4.5.5. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.

4.5.6. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов.

4.5.7. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество.

4.6. Критериями оценки сформированности устной речи являются:

а) полнота и правильность ответа;

б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

в) последовательность изложения;

г) культура речи.

4.6.1. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи.

4.6.2. Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие  к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.

4.6.3. Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала,  но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

          Тематические блоки и критерии, по которым определяются уровни развития и умения навыков по русскому языку в 1-м классе:

Наша речь (язык и речь. Их значение в жизни людей, распознавание устной речи, распознавание письменной речи, умеет списывать печатный текст)

Текст. Предложение (знает, что такое предложение, знает из чего состоит предложение, умеет составлять предложение, умеет записывать предложение под диктовку, соблюдает правило написания предложения «заглавная буква в начале», соблюдает правило написания предложения «точка в конце», умеет составлять схему предложения).

Слово. Слог. Ударение (умеет: делить слова на слоги, переносить слова при написании, ставить ударение)

Звуки и буквы (умеет обозначать звуки буквам, выполнять звуковой анализ слова, подбирать слово к звуковой схеме, обозначать мягкость согласных, писать под диктовку, знает алфавит)

Орфограммы (знает: правило ЖИ-ШИ, правило ЧА-ЩА, правило ЧУ-ЩУ, правило ЧН-ЧК, правило заглавной буквы в именах собственных, умеет писать слова с предлогами)

Учитывая полученные результаты, в таблице определяется качество обученности каждого обучающегося.

4.7. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.

4.7.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.

4.7.2. Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений.

4.7.3. Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.

4.7.4. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.

4.7.5. Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.

4.7.6. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).

4.7.7. Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

4.7.8. Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки.

4.7.9. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.

4.7.10. Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.

4.7.11. Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям.

               Тематические блоки и критерии, по которым определяются уровни развития и умения навыков по математике в 1-м классе:

Нумерация (умение читать и записывать числа в десятичной системе счисления, записывать числа в прямой и обратной последовательности, сравнивать числа, выбирать правило, по которому составлена последовательность и продолжать последовательность)

Компоненты арифметических действий (знание названий компонентов арифметических действий, умение находить неизвестный компонент, знание взаимосвязи м/у компонентами, умение различать математические выражения, используя названия компонентов)

Задачи (умение распознавать задачу, умение выделять составные задачи в задаче, понимание взаимосвязи м/у условием и вопросом, умение переводить математические понятия на язык арифметических действий, умение решать задачу)

Арифметически действия с числами (умение вычислять значение числового выражения, умение производить вычисления в пределах 10, понимание конкретного смысла сложения, понимание конкретного смысла вычитания, знание состава чисел первого десятка)

Величины (умение сравнивать единицы измерения длины, умение выполнять преобразование величин, умение распознавать единицы измерения длин, знание соотношений м/у единицами измерения длины)

Геометрический материал (умение чертить отрезки заданной длины, умение измерять длину отрезка).

4.8. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится  в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.

4.8.1. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

4.8.2. Среднему уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик  допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.

4.8.3. Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

5. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Оценка метапредметных результатов может осуществляться в  следующих основных формах:

  1. Специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
  2. Учебные и учебно-практические задачи учебных предметов.
  3. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку), чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся.
  4. Проверочные задания, требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволят оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

Оценка метапредметных результатов может проводиться: 

В  ходе итоговых проверочных работ по предметам или в комплексных работ на межпредметной основе, на основе педагогических наблюдений.

 В результате оценки уровней сформированности метапредметных результататов заносятся в «Оценочный лист по метапредметным результатам».

 

6. Оценка личностных результатов.

           Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

           Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

     Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основные блока:

·самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося;

·смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов;

·морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.

           Диагностика личностных результатов обучающихся проводится в конце учебного года, результаты заносятся в «Оценочный лист по метапредметным результатам».

7. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности.

7.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.

7.2.   Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.

7.3. Учитель имеет право:

  1. определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
  2. оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.

7.4. Учитель обязан:

  1. соблюдать правила оценочной безопасности;
  2. вести учет продвижения учащихся;
  3. доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

7.5. Родитель имеет право:

  1. знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
  2. на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
  3. на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

7.6. Родитель обязан:

  1. соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
  2. информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
  3. посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.

8. Ответственность сторон.

8.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.

8.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

8.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.

Приложение 4

Лист учебных достижений

Эту карту предметных и общеучебных умений предлагается заполнять следующим образом. Сначала родители или учитель читают ученику умение и предлагают подумать – согласен ли он, что это умеет. Если ученик согласен, он ставит напротив знак «+», если не согласен – не ставит ничего. Учитель потом на основании своих наблюдений за учеником может выразить свое мнение – заметил он, как ученик проявляет данное умение, или нет: обвести знак «+» в кружок или не обводить.

Главное, чему я научился в 1-м классе

Умения

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

1. Я могу сказать, что и зачем мы будем делать на уроке.

2. Я могу сказать, что нового я узнал на уроке.

3. Я умею наблюдать и делать выводы.

4. Я могу запомнить важные сведения.

5. Я с уважением отношусь к другим людям.

6. Я выполняю правила, о которых мы договорились в классе.

7. Я умею объяснять, что я чувствую.

8. Я понимаю, что в моей жизни мне помогают другие люди и природа, что я
не могу жить без них.

9. Я могу прочесть про себя и вслух небольшой текст, понять его смысл
и рассказать о нем.

10. Я помню наизусть и могу выразительно прочесть ___ стихотворения(й).

11. Я могу правильно списать и написать под диктовку небольшой текст.

12. Я могу сам составить и записать текст из нескольких предложений.

13. Я умею слушать и слышать учителя
и одноклассников.

14. Я могу устно дать полный ответ
на вопрос.

15. Я умею считать, складывать и вычитать в пределах 20.

16. Я умею решать задачи на сложение
и вычитание в одно действие.

17. Я умею разделять предметы на группы, объяснять их сходство и находить лишние.


Сводная таблица комплексного подхода к оценке результатов образования обучающихся 1 класса

в рамках внедрения ФГОС НОО

Группа результатов

Сроки проведения

Вид диагностики

Предмет

Фиксирование результатов

Предметные результаты

Педагогическая диагностика

1 раз в четверть

Промежуточная диагностика

  1. Русский язык
  2. Математика
  3. Окружающий мир
  4. Литературное чтение

Карта личностных достижений

(персонифицированный)

Журнал учета учебных достижений

Май

Итоговая диагностика

  1. Русский язык
  2. Математика
  3. Окружающий мир
  4. Литературное чтение

Карта личностных достижений

(персонифицированный)

Журнал учета учебных достижений

Итоговая комплексная работа по окончанию

1 класса

Система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике, окружающему миру

Карта личностных достижений

(персонифицированный)

Журнал учета учебных достижений

Метапред-метные результаты

Мониторинг

1 раз в четверть

Коммуникативные УУД

  1. Коммуникативные действия

Оценочный лист по метапредметным результатам

1 раз в конце учебного года

1. Коммуникативные действия, направленные

на учет позиции собеседника (партнера)

(интеллектуальный аспект общения)

«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

2. «Братья и сестры» (Пиаже, 1997).

3. Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

1 раз в четверть

Регулятивные УУД

1. Регулятивные действия

Оценочный лист по метапредметным результатам

1 раз в конце учебного года

2. «Оценка регулятивных УУД» методика О.А. Конопкиной,

А.К. Осницкого

1 раз в четверть

Познавательные УУД

1. Познавательные действия

Оценочный лист по метапредметным результатам

1 раз в конце учебного года

1. Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н.Карпова)

2. Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

3. Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной)

Личностные результаты

Диагностические исследования

Достижение результатов первого уровня

1 раз в конце учебного года

Смыслоообразование. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

1. «Изучение мотивации обучения у младших школьников» методика М.Р.Гинзбурга

2. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)

Не подлежат итоговой оценке

(неперсонифици-рованные)

Сводная характеристика достижений и положительных качеств обучающихся класса

Самоопределение. Развитие доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей.

1. «Выявление уровня социализированности   учащегося»

методика  М.И. Рожкова

2. Беседа о школе  (модифицированный вариант)  (Нежнова Т,А.Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.)

Морально-этическая ориентация.        Формирование установки на безопасный  здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

1.«Булочка»

(модификация задачи Ж.Пиаже)

(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации           

2. Опросник Е.Кургановой

Накопительная оценка: портфель достижений

Парад – фестиваль  учебных  и  внеучебных  достижений  

обучающихся  всего класса

Приложение 3

Оценочный лист по метапредметным результатам обучающихся 1 ____ класса. Классный руководитель______________________

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ф.И. обучающегося

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деят-сти, в жизненных ситуациях под руководством учителя

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деят-сти, жизненных ситуациях под руководством учителя

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Оценочный лист по метапредметным результатам обучающихся 1 ____ класса. Классный руководитель______________________

Познавательные универсальные учебные действия.

Ф.И. обучающегося

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Оценочный лист по метапредметным результатам обучающихся 1 ____ класса. Классный руководитель_____________________

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Ф.И. обучающегося

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Слушать и понимать речь других

Работать в паре, группах

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Обучающиеся получают следующие оценки:

а) «0» - не сформировано - нет материалов о результатах достижений.

б) «+» - сформировано нормально - в материалах по этим действиям явно преобладают оценки «нормально» /«зачёт».

в) «!» - сформировано хорошо или отлично - в материалах по этим действиям явно    преобладают оценки  «хорошо» и «отлично».

Оценочный лист по метапредметным результатам _____________________обучающегося 1 _____класса

Регулятивные универсальные учебные действия

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Познавательные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Коммуникативные универсальные действия

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Слушать и понимать речь других

Работать в паре, группах

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

1 ч.

2ч.

3ч.

4ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания районного профессионального (методического) объединения учителей начальных классов №3 от 19.04.2018

1. «Коуч – сопровождение работы с одаренными детьми в образовательномпространстве», (разработка индивидуального образовательного маршрута)2. «Работа с одаренными детьми в образ...

Протокол заседания учебно - методической кафедры учителей начальных классов БОУ г.Омска "Гимназия № 9"

Протокол заседания учебно - методической кафедры учителей начальных классов БОУ г.Омска "Гимназия № 9" ...

Протокол №2 заседания методического объединения учителей начальных классов

Повестка заседания:1. Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС.2.Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога.3.Типы уроков по ФГОС4.Постр...

Выписка из протоколов школьного методического объединения учителей начальных классов

Выписка из протоколов школьного методического объединения учителей начальных классов...