Здоровьесберегающие технологии.Из опыта работы.
методическая разработка по теме
Важнейшей задачей в образовательном учреждении является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания.
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.rar | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Мотрева Нина Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и
детей с ограниченными возможностями
здоровья VΙΙΙ вида».
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы ».
Здоровье наших детей под влиянием неблагоприятных экономических и экологических условий с каждым годом ухудшается.
Следовательно, основная задача работы в школе - помочь каждому ребенка с ограниченными возможностями здоровья сохранить и укрепить свое здоровье путем использования специальных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Исходя из этой задачи, выделяют следующие принципы здоровьесбережения:
1. Создание благоприятной психологической атмосферы в классе,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов: доброжелательный стиль общения; эстетическое оформление класса; наличие в классе разнообразных зон деятельности (учебная, игровая); дисциплина и порядок; музыкальные переменки.
2. Творческий характер образовательного процесса.
Как известно, обучение без творческого заряда неинтересно и является насилием над собой и другими. А творчество - стимул к учению.
3. Личностно — ориентированный подход в обучении, то есть учет структуры дефекта каждого ученика, его возможностей и способностей.
4. Осознание успеха ребенка в каждом виде деятельности.
Учителю нет необходимости быть необъективным. Он может выделить какой - то кусочек или аспект работы ученика и похвалить его за старание в определенный период времени.
Содержание работы включает следующие здоровьесберегающие моменты.
Это прежде всего создание благоприятных условий для организации учебного процесса, которые зависят от санитарно-гигиенических условий.
Внешние условия учебного процесса:
- Освещенность класса
- Оборудование
- Проветривание
- Растения
Внутренние условия учебного процесса:
Упражнения для профилактики нарушения
- Зрения
- Осанки
- Простудных заболеваний
Ежедневно в классе проводится по 4-5 уроков, продолжительностью 35-40 минут в зависимости от общего самочувствия обучающихся. Основная учебная нагрузка приходится на 1-3 урок, когда активность обучающихся еще велика.
Большое внимание уделяется посадке обучающихся: положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.
Обязательно 2 раза за урок проводятся различные физкультминутки:
упражнения для снятия общего утомления,
упражнения, корректирующие осанку,
пальчиковая гимнастика,
гимнастика для глаз,
дыхательная гимнастика,
музыкальные паузы.
Все виды физкультминуток проводятся согласно следующим требованиям:
физкультминутка проводится на начальном этапе утомления;
комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает
интерес к ним.
Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения гимнастики для глаз. (электронные физкультминутки).
Варианты выполнения физкультминуток различны: сидя за партой, стоя около парты, на ковре.
Каждый комплекс пауз здоровья состоит из 2 физкультминуток продолжительностью 1-3 минуты.
Первая физминутка включает в себя общеразвивающие и снижающие утомление упражнения в стихотворной форме, а вторая - игровые задания, подвижные игры, связанные с темой урока или отвлеченного характера.
Например:
На уроках письма и развития речи, трудового обучения перед выполнением того или иного задания, мы делаем пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук и играем в пальчиковые игры.
Кроме этого, на уроках используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.
Так, на уроках развития речи при изучении сказок используются элементы театрализации. Это способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.
Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то мы, совместно с учителями и воспитателями классов - групп организуются и проводятся для обучающихся тематические праздники.
Ученики участвуют в сценках, в танцах, читают стихи и поют песни. Все это радует ребят.
Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал уроков трудового обучения и развития речи. На этих занятиях мы изучаем «Азбуку здоровья».
«Познай себя»
«Здоровье всему голова»
« Советы Доктора Айболита»
«Движение основа жизни»
« Вредные привычки
« Правильное питание – залог здоровья»
«Моя безопасность»
«Предметы личной гигиены», «Уход за телом», «Режим дня школьника», « Продукты питания».
Таким образом, используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствуя сохранению и укреплению здоровья воспитанников, и тем самым повышая их социальную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии (Из опыта работы Дука М.В.)
Ресурс представляет собой описание опыта работы по теме: "Управление здоровьем школьника через здоровьесберегающуюорганизацию педагогического процесса на уроках и во внеклассной работе"...
"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)
Сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, всё чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы...
"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)
В работе рассказывается о способах саморегуляции эмоционального состояния младших школьников, приводятся из опыта работы с детьми примеры практических упражнений на снятие излишнего напряжения, рассла...
Здоровьесберегающие технологии. (Из опыта работы)
В данной презентации представлены сдоровьесберегающие технологии, которые помогут снять напряжение и усталость на уроках, а также повысить культуру здорового образа жизни....
Здоровьесберегающие технологии. (Из опыта работы)
В данной презентации вы найдете здоровьесберегающие технологии, которые помогут снять напряжение и усталость на уроках, а также повысить культуру здорового образа жизни....
Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.
Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....
Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".
Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....