Обучение младших школьников решению творческих задач
статья по теме
В данной статье рассматривается вопрос как обучить младших школьников решению творческох задач с использованием проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trubnikova_e.v..doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков.
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да
сами.
Г.Э.Лессинг.
I. Актуальность исследования.
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Среди средств реализации современной парадигмы образования особо выделяется образовательная область «Технология», которая является связующим звеном между естественнонаучным и гуманитарным блоками учебных дисциплин и представляет собой результат глубокого переструктурирования содержания образования. Основной дидактической единицей технологического образования является проектная деятельность, обладающая специфическими характeристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учащихся.
Возникновение (а точнее научное оформление и описание) метода проектов восходит к началу ХХ в. Появился он в США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей принцип " обучения посредством делания ". Авторы идеи Дж. и Э. Дьюи, У.Х. Килпатрик, Э.Коллинз. Ведущая идея этой научной школы – деятельность ученика по принципу: "все - из жизни, все – для жизни ". Ребенку интересно учиться тогда, когда занятие увлекает его, содержание исходит из реальной жизни, а результат можно обязательно применить.
В 20-х г.г. ХХ века метод проектов привлек внимание советских педагогов. Сторонники его – В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев – провозгласили метод универсальным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний велось на основе труда. В 1929-1930 г.г. были разработаны комплексно-проектные программы. Учебные предметы отрицались, заменялись выполнением специальных практических заданий – проектов. Однобокое увлечение проектами привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки снизился. Поэтому в 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был "осужден" и в дальнейшем в практике современной школы не применялся.
В современной практике метод проектов вновь обрел довольно широкую популярность. Это обусловлено, прежде всего, кризисными явлениями во всех областях общественной жизни, включая образование, из которого многие годы исключен труд. Ученики, даже много знающие, ничего не умеют делать руками, не могут использовать свои знания в измененной ситуации, о чем убедительно свидетельствуют результаты исследований. Изменение социально-экономических условий заставляет учиться многое делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и т.д. Все эти умения органично воспитываются при реализации проекта. Возникает насущная потребность обучаться проектированию практически во всех сферах деятельности.
Овладение учащимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития младших школьников: формирования приемов умственной деятельности, адекватной трудовой мотивации, гностических умений, становления их субъектной позиции в учебной деятельности и др.
В современной педагогике "метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики".
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. В соответствии с этим у ученика имеются возможности расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений, поиска, обработки, сохранения и передачи информации, формирования умений работать с книгой как источником познания. Все вышеперечисленное относится к ряду показателей интеллектуальной и информационной культуры. (Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.//Народное образование. 2000. №9)
Организация проектно-исследовательской деятельности укладывается в структуру деятельности:
мотив
проблема
цель
задачи
методы и способы
план
действия
результат
рефлексия
и предполагает несколько этапов:
I – погружение в проект;
II – организация деятельности;
III – осуществление деятельности;
IV – презентация результатов.
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и интересен и важен для самих открывателей. Ребенок получает эмоциональное подкрепление, которое служит стимулом для его дальнейших действий, открывает горизонты творчества.
Таким образом, отмечу и еще один значимый воспитательный аспект работы ученика над проектом (творческой задачей) – это воспитание эмоционально-эстетической культуры.
Метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, т.к. только личная заинтересованность ученика в получении результата может поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, помогать преодолевать возникающие по ходу дела трудности.
Технология учебного проекта дает социальный эффект, т.к. все участники на основании реального погружения в проектирование жизненной среды получают новые личные взгляды и отношение к объектам, развивают умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способность к саморазвитию.
Позиции участников.
- Учителя начальных классов получают возможность:
- пробы в новой области, проектной технологии;
- развивать активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям;
- корректировать и стимулировать учебную деятельность младших школьников;
- воспитывать гуманное отношение к окружающим, патриотизм,
- формировать здоровьесберегающую личность;
- организовать совместную деятельность учащихся и родителей;
- использовать результат деятельности для создания пособий, игр, программ, фонда авторских (коллективных) произведений;
-готовить и проводить праздники, творческие отчеты, нетрадиционные выставки.
2. Учащиеся начальной школы получают знания и умения в разработке проекта:
- учатся выделять проблему, разрабатывать план действий, описывать свою работу;
- обучаются приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, в читальном зале библиотеки, выхода в Интернет;
- делают самоанализ, дают самооценку, приводят примеры применения данного результата.
- получают опыт бесконфликтной работы в коллективе, оценивают работу своих товарищей.
3. Родители получают впечатления, навыки и возможность совместной творческой работы с детьми.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
- исследовательские;
- поисковые;
- творческие;
- ролевые;
- прикладные;
- ознакомительно-ориентировочные и т.д.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (от 1 урока до 2-3 месяцев).
Для учащихся начальной школы, особенно ученикам 1-2 классов индивидуально выполнить проект довольно сложно. Поэтому наилучший результат получается в групповых проектах, направленных на решение конкретной творческой задачи, с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Однако учащиеся младших классов не имеют достаточно знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством, по моему мнению, является обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Подготовку к проектной деятельности я начинаю еще в 1 классе с разработок творческих проектов. Слова " проект" и "проблема" не звучат. Перед учениками ставится творческая задача, разрабатываются способы ее решения, оговаривается практическая реализация результата и возможность его применения в жизни. Систематически провожу работу по организации содержательной самооценочной и оценочной деятельности младших школьников. На начальной стадии хороший эффект дает применение оценочных отрезков Г.А. Цукерман, в дальнейшем постепенно осуществляю переход на самостоятельные детские суждения.
Отличие творческой задачи от проекта в том, что у детей еще слабо развиты навыки самостоятельной работы, поэтому учитель не только координирует и направляет деятельность учащихся, но и выполняет основную работу, этапы работы над проектом упрощены.
Перед проведением работы по каждому из проектов обязательно четко выстраиваю логическую схему:
- Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
- Методы – виды деятельности.
- Результат.
Наиболее эффективны следующие формы организации коллективной деятельности учащихся: "Исследовательская работа учащихся в группах" и "Учимся вместе".(Приложение 1)
Организовываю обучение в малых группах (4-6 человек):
-Подбираю задания для учащихся в группе (общее для группы и дифференцированное для членов группы).
- Заранее разбиваю класс на группы и определяю функции при выполнении заданий.
- Намечаю докладчика от группы.
- Объясняю методику работы в группах, формы и содержание работы.
( Приложение 2)
При руководстве решением творческих задач младшими школьниками я учитываю следующие требования:
- комплексное отражение изученных в течение года вопросов и практических работ;
- посильность работы для учащихся;
- соответствие проектного замысла имеющейся учебно-материальной базе;
- возможность применения результата проекта в жизни ученика или других лиц;
- учет интересов детей;
- учет интересов и возможностей учителя;
- допустимость привлечения к работе над проектом других лиц для выполнения той части работы, которая непосильна ребенку.
Деятельность младших школьников при выполнении проектов включает в себя следующие этапы: ( Приложение 3.)
I. Погружение в проект.
Перед школьниками ставится проблема, которую формулирует учитель. Он объясняет, зачем и почему им надо выполнить проект, каково его назначение в обществе, какова основная задача работы. У учащихся тем самым должны быть вызваны познавательные и социальные мотивы. Школьники выясняют для себя, готовы ли они к выполнению проекта, какие ранее усвоенные знания и умения им понадобятся при этом, чего не достает, что стоит выполнить.
II. Организация деятельности.
Учитель организует группы, помогает распределить роли в группах, спланировать деятельность каждого участника, обсуждает с учащимися различные формы презентации.
III. Осуществление деятельности.
Учитель не участвует, но консультирует, если дети затрудняются, ненавязчиво контролирует, помогает в организации труда и поддержке учебной дисциплины в классе. Учащиеся работают активно и самостоятельно "добывают" недостающие знания. Готовится (репетируется) презентация.
IV.Презентация проектов.
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
Учитель обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость; акцентирует внимание на умение работать в группе на общий результат.
Оценка результатов проектной деятельности по предмету "Технология" должна включать в себя совокупность анализа и оценки всех этапов выполнения учебного творческого проекта (А.И. Шмойлов). (Приложение 4)
Организуется выставка работ. Для обсуждения можно предложить следующие вопросы: "Что получилось в проекте?" "Как сочетается польза и красота в работах?" "Как проект можно было бы выполнить лучше?" Выбираются лучшие проекты. Оценивается полученное изделие по нескольким критериям (А.И.Шмойлов):
- Решение конструкторских задач.
- Художественно-эстетическое решение.
- Технологическое решение.
- Экономичность принятых решений.
- Экологические показатели. (Приложение 5.)
Выполнение учебных творческих проектов младшими школьниками рекомендуют начинать со 2 класса. Проектные работы лучше выполнять на протяжении всей 4 четверти. Во 2 классе у детей при выполнении проекта впервые формируются представления о проекте и понятие "проблема", которое рассматривается как побуждение к действию для разрешения противоречий между желаемым и существующим в действительности, являющееся личностно или общественно значимым. Я помогаю сконцентрировать внимание детей на конкретных задачах. Чем вы можете порадовать своих родителей, бабушек и дедушек, друзей? Что бы вы хотели изменить, чтобы окружающая жизнь близких вам людей стала радостней и интересней? Как сохранить свое здоровье?
Обращаю внимание на формирование у детей ясно и четко определять результаты предстоящей деятельности. Дети выполняют несложные и небольшие по объему работы в микрогруппах.
В процессе выполнения проекта ученики младших классов опираются на алгоритм проектной деятельности (А.И. Шмойлов) (Приложение 6.)
Решение творческих проектных задач можно использовать не только в трудовом обучении, но и на других предметах: чтении ("Дневник читательских удовольствий" – сборник отзывов, заданий, сочинений, стихов к любимым произведениям), математике (составление "Математического задачника"), русском языке ("Радужный толковый словарь" – составление словаря школьных понятий на начальные буквы цветов радуги (к, о, ж, з, г, с, ф)), окружающем мире ("Что могу сделать я сам, чтобы быть здоровым?").
Обязательно нужно учитывать, что в четверть можно разрабатывать не более одного проекта. Это необходимо учитывать при составлении тематического планирования, т.к. проект связан с ранее изученным материалом.
Подготовку к проектной деятельности я начала еще в конце 1 класса. Это было создание книги "Время и календарь" после соответствующей темы по окружающему миру (авт.А.А. Плешаков). Детям было предложено создать книгу для дошкольников по изученной теме. Работа велась коллективно. Дети решили, из каких глав должна состоять книга. Были выбраны "писатели", "художники", "редакторы". Проект завершился созданием компьютерной презентации в среде Power Point.
Во 2 классе работу над решением творческих задач я начала сразу же в I четверти с проекта по чтению "Пословицы и поговорки". Дети были мною разделены на группы, каждая из которых получила свое задание. (Приложение 7.)
Во II четверти мы работали по проекту "Письмо другу" – окружающий мир. Учащиеся рисовали или приносили фотографии своих друзей, писали сочинения о друге, знакомились с историей почты, ходили на экскурсию на почтамт, писали письма друзьям, ответы обсуждали в классе, на уроке технологии изготовляли подарок для друга.
Эти проекты вызвали у учащихся сильный положительный отклик.
В результате работы над подготовкой младших школьников к проектной деятельности я добилась следующих результатов:
- Любой из проектов достигал конечного результата.
- Учащиеся умеют отбирать нужный материал, самостоятельно мыслить.
- В ходе работы над проектом развивалась речь.
- Дети получали удовольствие от своей деятельности.
- У учащихся формировалось умение выходить из конфликтных ситуаций.
- Воспитывалась поддержка и взаимное доверие.
- Каждый выбирал задание, которое мог выполнить, т.е. присутствовала ситуация успеха.
- В работу вовлекались родители, что усиливало воспитательный эффект.
Анализируя свою работу, хочу сказать, что довольно хорошо удается проектная деятельность по трудовому обучению, окружающему миру, чтению. В силу возраста школьников (7-8 лет) достаточно тяжело добиться конечного результата в творческих проектах по математике, русскому языку. Я попыталась совместно с детьми составить "Математический задачник", где дети должны были придумать арифметические, геометрические и логические задачи к разным темам и сюжетам, но для учащихся 2 класса это довольно трудно. Поэтому хочу продолжить работу над этим проектом в 3-4 классах.
В ходе моей работы возникали трудности при внедрении этой технологии. Так как учащиеся младших классов имеют небольшой опыт самостоятельной деятельности, поэтому я выступала не как координатор, но и как помощник. Дети еще не умеют полно представить результат своей работы, сделать анализ своей деятельности. У учащихся нет навыка работы с компьютером, в этом помогала я и родители. В групповой работе трудно объективно оценить работу каждого ученика. Хотя один ученик может получить несколько оценок за работу над одной творческой задачей.
В дальнейшем хочу продолжить работу над проектной деятельностью более длительных сроков (3 недели – 2 месяца) по теме "Мой родной город". Направления:
- Город, в котором я живу (конкурс рисунков).
- Что я знаю о Павловске (история города).
- Фотовыставка "Старинные здания".
- Чем может гордиться наш город.
- Павловск спортивный (экскурсии).
- Где можно заниматься творчеством?
- Фотоконкурс "Прекрасное рядом".
- Экскурсии по городу.
Ожидаемые результаты.
- Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках, использование средств Интернета в целях получения новых знаний. Приобретение коммуникативных навыков.
4. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий, звуко- и видеозаписи и др.
5.Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.
6.Развитие речи и обогащение словаря.
7.Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
8.Повышение профессиональной компетентности учителя.
Приложение 7.
Тема: " Пословицы и поговорки ".
Цели: Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значение некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Возраст: 7-8 лет (2 класс).
Время работы над проектом: 3 недели.
Режим работы: использование учебных часов (уроков лит. чтения, ИЗО, технологии), свободное от уроков время.
Дополнительно привлекаемые участники, специалисты: школьный библиотекарь, преподаватель ИЗО, родители.
Осуществление творческого проекта.
ЭТАП 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа – Определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп
и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс разделен на 4 группы, которые получают задания:
группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;
группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц; группа 3 – найти пословицы народов мира;
группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.
ЭТАП 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
ЭТАП 3. Оценка результатов.
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
ЭТАП 4. Защита проекта. Урок-презентация.
Задача проекта – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Приложение 1.
Наиболее эффективны следующие формы организации коллективной деятельности учащихся: “Исследовательская работа учащихся в группах” и “Учимся вместе”.
“Учимся вместе”
(Разработан в Университете штата Минессота в 1987 г.) Класс разбивается на разнородные по уровню обученности группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания: контролирующую, мониторинга активности каждого члена группы, культуры общения. Таким образом, группа имеет двойную задачу: академическую и социальную. Учитель также контролирует не только успешность выполнения задания, но и характер общения между собой, способ оказания помощи друг другу.
Исследовательская работа учащихся в группах.
(Шломо Шаран. Университет Тель-Авива, 1976 г.)
Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек Группа выбирает подтему общей темы и разбивает на отдельные задания для каждого ученика. На основе дискуссии и обсуждения в группе составляется общий доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.
Приложение 2.
Индивидуальные проекты
Формы деятельности:
- сбор информации
- эксперимент
- систематизация и структуризация информации
- исследование
- оформление работы
- фото и видео зарисовки
- интервьюирование
- наблюдения
- презентация
- практическое применение новых знаний
- публичное выступление.
Содержание работы:
- наблюдение
- сбор информации
- исследование
- обработка собранной информации
- подготовка аналитической справки
- создание фотоальбома
- творческие работы
- видео зарисовки
- фотовыставки
- живая газета – как вариант промежуточного отчета
- конкурс семейных презентаций
- публичное выступление
- экскурсии
- подготовка отзывов, докладов, рефератов
- самостоятельная работа с книгой
- просмотр кинофильмов для детей об истории нашей Родины
индивидуальная проектная деятельность.
Использованная литература.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. 2004. №2.
Шмойлов А.И. Народное декоративное искусство в проектах младших школьников. ВОИПКРО, 2004
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников.// Начальная школа. 2006. №1.
Васильев В.В., Анохина Г.М. Современные педагогические технологии. ВОИПКРО. 2003.
Макаров Ю. Метод проектов.// г. Начальная школа. 2006. №10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников решению текстовых задач
Как научить детей овладеть умением решать текстовые задачи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
Статья на тему: "Использование краеведческого материала при обучении младших школьников решению нестандартных задач". В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изучению народных ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШЕНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
В настоящее время в обществе отмечается возрастающий интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего родного края. Данная потребность реализуется через национально-региональны...
Доклад по теме: Методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач.
В докладе рассматриваются возможные виды работ с текстовыми задачами и анализируются некоторые затруднения, возникающие при решении текстовых задач....
Доклад по самообразованию на тему "Схематическое моделирование как способ обучения младших школьников решению текстовых задач".
Автор: Пономаренко Л.Н. Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов....
Обучение младших школьников решению открытых задач.
Методическая разработка на тему "Обучение младших школьников решению открытых задач"....
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...