Доклад по теме "Организация обобщающего повторения в конце учебного года"
материал по теме
Уроки повторения в конце учебного года проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся. Такие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными признаками уроков данного типа. К таким компонентам относятся следующие: углубленная работа с теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений, выполнение учащимися практических заданий с постепенным наращиванием трудностей, контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное МО
учителей начальных классов
Выполнила: учитель
начальных классов
МБОУ ООШ №12
х. Казенно-Кужорский
Каргачинская Н. В.
Содержание:
- Значение повторительно-обобщающих уроков.
- Формы и методы проведения уроков повторения.
- Фрагменты урока-путешествия по теме: «Повторение слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.»
- Заключение.
1. Уроки повторения в конце учебного года проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся. Такие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными признаками уроков данного типа. К таким компонентам относятся следующие: углубленная работа с теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений, выполнение учащимися практических заданий с постепенным наращиванием трудностей, контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.
Многие из таких уроков могут проводиться как сдвоенные, с тем чтобы восстановить в памяти детей представление об изученном понятии или явлении. Для учеников уроки повторения и обобщения изученных знаний должны быть праздником, вызывать интерес как в познавательном, так и в образовательном плане, удивлять нестандартностью форм их проведения. Эти знания должны заставлять детей думать, размышлять, по-новому, свежим глазом воспринимать изученное понятие. Учебные задачи, решаемые на уроке, предполагают не только систематизацию в памяти учеников теоретических сведений об изученном понятии, но и открытие новых знаний о нем.
2. опыт показывает, что формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний могут быть самые разнообразные: урок-семинар, урок-зачет, урок-КВН, урок-олимпиада, урок-отчет, урок-путешествие.
Например, в 3-4 классах на уроках русского языка в конце учебного года можно организовать целую серию уроков-путешествий по стране Словаринке. Если задача урока – повторить знания по теме «Состав слова», то можно посетить город Корнеслов. Здесь учащиеся пражняются в подборе однокоренных слов, различении корня слов и т. д. В конце урока определяются ученики, отличившиеся знаниями в городе Корнеслове страны Словаринки.
На последующих уроках ученики «посещают» другие города страны Словаринки: город Приставкин, где проводятся упражнения в определении изученных приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками; город Суффиксград, где школьники упражняются в определении и образовании слов с различными суффиксами; город Окончание, где проводятся упражнения в определении окончаний разных частей речи и определение функций окончания в словосочетании и предложении. Каждый раз названия городов дети могут предлагать свои.
Еще один пример:
Весь учебный год на уроках русского языка при изучении словарных слов я использовала «Словарное дерево». Карточки со словами, словно птички, «облепили» «Словарное дерево». И карточка со словами непростая: одна сторона служит для знакомства со словом, другая – для проверки. На каждом уроке русского языка мы обращаемся к нашему дереву с различными заданиями: «Проверь себя! Спиши все словарные слова, помещенные на дереве, вставляя пропущенные буквы. Составь предложение со словом и запомни. Диктуй слова всему классу.»
На уроках обобщения и повторения наше дерево может опустеть – карточки все убираем. Чтобы обобщить знания словарных слов прошу детей вспомнить словарные слова на определенную тему, например: «Школа», «Огород», «Животные» и т. д., устраивая конкурс «Кто больше?»
В 1-2 классах можно провести урок-отчет. Он будет еще интересней, если пригласить родителей. Родителям вручаются памятки «Что должен знать и уметь ученик 1(2) класса по русскому языку (математике) в конце учебного года».
Урок-отчет проходит в несколько этапов. Учащиеся показывают свои знания выполняя разные виды работ у доски и в тетрадях. После проходит совместное с родителями обсуждение. Завершить такой урок можно небольшим концертом.
Интересен и полезен окажется и урок-КВН. Его можно провести, как в одном классе, поделив его на команды, так и между параллельными классами. Здесь все должно выглядеть, как в настоящей игре. Начинается урок с представления команд и разминки. Проводятся конкурсы капитанов и болельщиков. В конце подводится итог и награждаются победители.
3. Урок-путешествие.
(русский язык) 2 класс.
Тема: «Повторение слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Цели: обобщить знания детей о шипящих звуках; формировать умение правильно писать сочетания с шипящими звуками; воспитывать любоь к урокам русского языка.
Ход урока:
– Ребята, вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно путешествовать? Давайте все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Сегодня мы отправимся в страну сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. На уроке мы обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык письма сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Во время путешествия мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка.
Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса. Если я подниму правую руку, то одна поовина класса хлопнет в ладоши один раз, а если я подниму левую руку, то другая половина хлопнет в ладоши тоже один раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!».
Станция «Чистописание».
– Поезд прибыл на станцию «Чистописание». Открываем тетради. …(По усмотрению учителя).
Станция «Шипящие».
– Скажите, какие шипящие звуки вы знаете? Какие из них твердые? Назовите мягкие шипящие звуки.
Игра»Угадай шипящий звук». Я буду произносить слова, а вы если в слове есть шипящий звук, показываете зеленый сигнал светофорика, а если нет шипящего – то красный сигнал.
(Учитель произносит слова.)
Станция «Диктант по картинкам».
– Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках, изученные сочетания подчеркните.
(На картинках изображены шишки, карандаши, снежинка, чашка, часы, щука, машина…)
Станция «Почтовая».
– Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.
(Текст на доске с ошибками) Незнайка в своем письме допустил ошибки. Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное написание.
Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните. Скажте, почему Незнайка допустил так много ошибок?
Станция «Будь внимателен».
– В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть три слова, в которых замена букв невозможна.
Иду(щ), сыр(ж), пилят(щ), люки(щ), малина(ш), липы(ш), пила(щ).
Проверка.
Станция «Итоговая».
– Чем занимались на уроке? Что повторили?...
- Еще очень много можно говорить об организации обобщающего повторения в конце учебного года. Если подойти к этому вопросу профессионально и творчески, то выше указанные формы проведения уроков станут применимы не только к урокам русского языка и математики, но и к урокам чтения, природоведения и т. д.
Главное найти тот единственно правильный вариант, применимый именно к этому классу, который позволит более глубоко обобщить знания учащихся.
Я уверена, что у многих учителей найдется немало своих интересных разработок и приемов проведения данных уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожелание первоклассникам от первого учителя в конце учебного года
Данный материал включает в себя пожелания от первого учителя своим первоклассникам. Также оно может быть использовано как учителями, так и педагогами доп.образования, ведущие группы предшкольной подго...
Праздник в конце учебного года "Фестиваль талантов"
Дети очень талантливы. Многие учатся в музыкальных, художественных, спортивных школах, занимаются в различных секциях и кружках. Как всем рассказать о своих успехах. Давайте устроим "Фестиваль таланто...
Текст для проверки техники чтения в 3 классе в конце учебного года.
В документе представлен текст для проверки техники чтения в конце 3-го класса. Для анализа понимания прочитанного, даны вопросы в конце текста....
Родительское собрание "Мы стали на год старше" (в конце учебного года)
Презентация к родительскому собранию...
Что должен знать первоклассник к концу учебного года.
Что должен знать первоклассник.(математика,русский язык)...
Повторение в конце учебного года. Части речи. 3 класс
Повторение в конце учебного года даёт хорошую возможность для учителя выявить пробелы в знаниях учащихся, а дети могут с гордостью продемонстрировать, чему они научились в рамках данной темы. Ур...
Повторение в конце учебного года по русскому языку
Презентация для урока повторения по русскому языку...