Сотворчество педагога и одарённых учащихся в учебной деятельности.
статья по теме
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
DOKLAD.rar | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
М.И.Макаренкова.
Сотворчество педагога и одарённых учащихся в учебной деятельности.
(Из опыта работы учителя начальных классов МОУ ООШ № 2 г.Ковдора, Мурманской области).
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями.
Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он « выскочка».
В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, внедрения современных технологий в экономику, востребован конкурентно-способный выпускник, поэтому внимание к детям, опережающий сверстников – актуальнейшая задача школы.
В «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» 5 ноября 2008 года Президента РФ Д. Медведева говорится, что школа должна помогать учащимся становится самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми; они должны получить возможность раскрыть свои способности.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Существуют специальные виды одаренности : академические, художественные, творческие, лирические, танцевальные, музыкальные, психомоторные, более широкая – общая умственная одаренность.
Учебное сотрудничество и сотворчество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по направлениям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) групповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную производную от всех других направлений сотрудничество ученика «с самим собой».
В сотворчестве с учителем ребёнок является субъектом инициативы. Сотворчество будет эффективным, если:
- интересы и усилия направить на разрешение проблем ребёнка,
- есть готовность к совместному исследованию проблемы,
- наличие (знаний, умений, ресурсов) ребёнка и педагога для решения проблемы.
Для того чтобы учащийся и учитель добились результативности в учебной деятельности, необходимо знание психологических особенностей учащихся, степень развития его психических функций, мотивации к учебной деятельности, знать какой вид одарённости преобладает у ребёнка.
С первых месяцев обучения выявляются педагогом-психологом на основе диагностического обследования, анкетирования родителей учащихся, опроса учителей, руководителей кружков способные, потенциально-одаренные, одаренные дети. Мною заполняется приведенная ниже таблица ( дана в сокращении). Это необходимо, так как есть дети с нераскрытой, т.е. незамечаемой учителями и родителями одарённостью. После выявления художественных, танцевальных, музыкальных способностей рекомендую родителям дополнительное образование. Необходимо создать для детей особую развивающую среду, где достаточно эффективно происходит творческое и личностное развитие. Как правило, наличие одних способностей влечёт за собой развитие других.
Общие интеллектуальные способности | Академические способности | Художественные способности | Творческие способности | Лидерские способности | Танцевальные, музыкальные способности | Спортивные способности |
Агейчик А. | физ-ра, рус.яз,окр.м. | Деревцов Н. | Перовская Е. | Ратушная В. | Комисарова | Агейчик А. |
Коротких В. | матем, окр. м | Проказова Е. | Цыцарова | Ламов А | Смирнов И. | Пьянкова В. |
Кравцов Д. | труд, изо, мат, чт. | Ступенькова А. | Ратушная В. | Бармина Н. | Бармина А. | Ламов А |
После детального изучения каждого ребёнка, выделяю группы с высоким уровнем творческого мышления, низким, средним.
При планировании урока методически строю его, ориентируясь на различный уровень способностей учащихся. С первых дней обучения обращаю внимание на детей с общей умственной одарённостью, в противном случае, у них может потеряться интерес к школе, снижается мотивация к учебной деятельности. Задания, как правило, даю нестандартные, творческого характера, воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления. Очень интересны задания ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу); задания «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.
Пример: 10-6. Найдите значение разности. (4, 4, …3, 4). У Вовы – 3, и у меня 3. Кто с нами согласен? В классе обязательно поднимется несколько рук и ропот протеста. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точке зрения, основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания – на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.
Такие задания воспитывают привычку доверять себе не менее, чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.
Пример:
- Какое слово длиннее: час или минута, мышка или мишка, усы или ушки?
- В каком слове звуков меньше слон или воробей
- Есть ли твердые согласные в слове «кирпич»?
- Правда, что корова и теленок, однокоренные слова?
Отчетливое различие точек зрения на слово можно воспитывать у школьника, если практически на каждом уроке ученики работают с заданиями – «ловушками».
Применяя принцип проблемности в обучении и учитывая индивидуальные учебные способности учащихся, использую такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение, частично-поисковый метод. Выделенные уровни проблемности позволяют достаточно четко планировать свою деятельность на занятиях со способными детьми и, следовательно, повышать уровень познавательной самостоятельности учащихся при решении проблем.
Фрагмент урока математики. 2 кл.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Вычитание с переходом через десяток.
Цель: Познакомить с новым приёмом вычитания.
IV. Актуализация знаний Работа в группах. ( у слабой группы подсказка ) Проблемная ситуация. Отработка математической речи Закрепление | 2 4 6 Составьте всевозможные двузначные 24 26 46 42 62 64 Придумайте разности так, чтобы 26 было вычитаемым. 64 – 26 62 – 26 46 – 26 42 – 26 Что мы умеем считать? ( 46 – 26) Ваша задача придумать способ счета, используя ваши знания. Рассматриваем все виды счёта. Выходим на способ: 26 – это 24+2 Далее комментирование: 64 – 26 =64 – 24 – 2 = 62 – 26 = 64 – 22 – 4 = |
Психолог Берулава Г.А. утверждает: “Продуктивное (творческое, креативное, эвристическое) мышление имеет место в том случае, если субъектом, в результате возникновения проблемной ситуации, продуцируются новые для него знания и умственные действия. Таким образом, если удельный вес продуктивности высок, говорят о собственно продуктивном мышлении”.
Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, с 1 класса, составление кроссвордов, загадок, ребусов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше самими собой, т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При выполнении данных видов работ я обязательно озвучиваю автора, что, во-первых, повышает самооценку ученика, а, во – вторых, возникает элемент соревнования, в результате которого повышается творческая активность. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. При этом развивается и обогащается речь детей.
Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; умение рассуждать логически и пользоваться понятиям. Первое, из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Например, работая над развитием связной речи, использую различные виды пересказа: краткий, творческий, выборочный. На уроках чтения использую творческие задания:
чтение по ролям, инсценирование,
прошу сочинить предысторию или продолжить события,
превратить рассказ в сказку;
задаю вопросы на ассоциации: «Когда ты слушал это стихотворение, чей голос тебе представлялся? Какую музыку ты услышал? Попробуй изобразить музыку красками»;
отгадай стихотворения по детским рисункам;
поощряю любой вид творчества : сочинение стихов, сказок.
Необходимы такие вопросы, которые позволяли бы связывать чтение с активной мыслительной деятельностью, становились бы толчком к самостоятельному раздумью над прочитанным, вели к определённым обобщениям. Часто использую «дорисовывающее» задание, предложенное психологом И.В.Дубровиной: дать словесное описание картины, один из фрагментов которой закрыт, а потом даю задание проверить себя.
На уроках математики применяю технологию укрупнения дидактических единиц – УДЕ. ( П.М.Эрдниева) В этой технологии широко используется умозаключения по аналогии – важнейшему элементу дивергентного мышления. Побуждаю детей к решению задач нестандартными способами. Ещё А.Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного итого же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей. Особенно ярко сотворчество учителя и ученика проявляется в работе по исследованию какой-то проблемы, когда выстраивается совместная деятельность:
- собеседование о способностях возможностях, интересах, интересах, хобби ученика,
- совместное планирование деятельности по исследованию.
- поиск и подбор материалов для работы,
- осуждение результатов деятельности.
При обсуждении поддерживаю критическое отношение ребенка к происходящему обращаясь к нему, как бы спрашивая у него совета : «Не знаю, какой вариант лучше, что ты думаешь по этому поводу?», «выбор, в конечном счете, будет только за тобой», «попробуй другой вариант».
Бывает, что ребенок не может проанализировать проблему в целости, поскольку видит только ее часть, или у него не хватает каких-то конкретных знаний или умений. В этом случае активно включаюсь в эту проблему, взаимодействую с ребенком как равноправный субъект с равноправным субъектом, которые направляют свои индивидуальные усилия в общем деле.
Активно использую проектную деятельность в личностно-ориентированном обучении.
Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
При выполнении проекта учащимися меняется роль учителя в образовательном процессе. На всех этапах подготовки проекта выступаю в роли консультанта и помощника, а не эксперта. При этом акцент обучения в ходе проектирования делается не на содержании учения как самоцель («что нужно делать?»), а на процессе применения имеющихся знаний («знать, как»). Существование в среде неопределённости активизирует познавательную деятельность учащихся. Процесс выдвижения гипотез всегда сопряжён с поиском, в котором проявляется момент сомнения. И именно сомнение у детей с высоким интеллектуальным развитием выступает как стимул для дальнейшей исследовательской активности, развивает исследовательские способности учащихся, формирует умение самостоятельно работать с литературой, знакомит с состоянием проблемы в науке, ребенок учится анализу источников. Т.о. подготовка учебно-исследовательских работ формирует навыки абстрактно-логического мышления (анализ, синтез, сравнение), развивает умение творчески осмыслить проблему, самостоятельно найти критерии для этого, воспитывает осознанное отношение к культурно-историческим ценностям.
В результате совместной деятельности дети приобрели навыки исследовательской работы от моно проектов до исследований длительного характера по времени и объёмного по содержанию. Со своими работами они выступали на районных чтениях:
- в VII районных ученических чтениях, посвящённых 175-летию Д.И.Менделеева 2006 г. « Из чего состоит мир?»
- в первых муниципальных соревнованиях юных исследователей « Шаг в будущее» 2007г., где заняли третье место. «У меня идут года…»
- в районном конкурсе исследовательских работ « От славянской письменности - к современным технологиям» 2008 г. «В начале было Слово…»
Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети, как правило, читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу. Поэтому у моих детей заведены «папки открытий», в которые они заносят интересную для них информацию на протяжении обучения в начальной школе. Полученной информацией дети делятся на уроках, внеклассных занятиях.
Наблюдения за деятельностью учащихся отражаются в информационном листе «Способный ребёнок ».
Информационный лист «Способный ребёнок »
1) Фамилия, имя _Бармина Анастасия
Класс 1кл.- 4кл
2) Психолого-педагогическая диагностика:
Показатели интеллекта | 15.05.2004 1 кл. | 23.05.2006 3 кл. | 12.04.2008 4 кл |
ВИП | 106 | 108 | 110 |
НИП | 116 | 118 | 124 |
ОИП | 120 | 124 | 132 |
В ходе психолого-педагогического сопровождения наблюдается: значительный рост психических функций, интеллектуального развития. Уровень мотивации высокий. Хорошо развито дивергентное мышление, богатый словарный запас, хорошо развит кругозор, наглядно-образное мышление, инициатива, самостоятельность.
.3) Результаты обучения (итоговая аттестация)
Предметы | 1кл | 2кл | 3 кл | 4 кл | |
2004- 2005 | 2005- 2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | |
Русский | хор. | хор. | 4 | 4 | |
Математика | удов | хор. | 4 | 4 | |
Литература | хор. | отл. | 5 | 5 | |
Окружающий мир | хор. | хор. | 4 | 5 | |
Английский язык | хор. | 5 | 5 | ||
ИЗО | отл. | отл. | 5 | 5 | |
Музыка | отл. | отл. | 5 | 5 | |
Труд | хор. | отл. | 5 | 5 | |
Физкультура | хор. | хор. | 4 | 5 |
В первом и втором классах отметки не выставляются, но на каждого ученика мною заведена тетрадь, где фиксируются результаты деятельности ученика в течении двух лет.
4) Научно-исследовательская работа
Класс | Тема |
1 кл. | О словах разнообразных, одинаковых, но разных. ( для урока) Сколько сантиметров в слове «локоть»? для урока |
2 кл. | Откуда берётся ветер? Какие опасности могут подстерегать меня дома. |
3 кл | Клювы бывают разные. В царстве трёх склонений (презентации для уроков). |
4 кл. | «У меня идут года» (для района). 3 место |
5) Рекомендации психолога
Год | Рекомендации |
2004-2005 | Обратить внимание на развитие мелкой моторики, на повышенную возбудимость. Не ставить ребёнка в ситуацию неожиданного выбора, не торопить в учебной деятельности. |
2005-2006 | Поддерживать высокую мотивацию к учебной деятельности. «Программа под ребёнка» |
2007-2008 | Соблюдать преемственность в обучении при переходе во вторую ступень обучения, давать задания повышенной трудности. Творческого характера. Привлекать к исследовательской деятельности, не допускать перегрузки. |
Из года в год веду детей к более высоким рубежам. В апреле 2008 года на базе нашей школы проходил районный семинар по теме: «Работа с одарёнными детьми». Мы с ребятами дали открытый урок для присутствующих гостей. В подготовке и проведении урока были задействованы все учащиеся под руководством способных детей. Они находились в поиске материалов, их отборе, подготовке вопросов в своих группах, систематизировали свои исследования по теме урока, которая была посвящена изучению новой темы. Раскрытие и изучение материала шло при непосредственном участии самих учащихся, их доказательств, выводов, дискуссий. Ребята получили возможность учить педагога и всех присутствующих на уроке, а я опиралась на их самостоятельность, опыт, мне необходимо было только умело варьировать между их суждениями, сообщениями, вовремя вплетать в канву урока обобщения по теме, акцентируя внимание на поставленных образовательных целях и задачах.
Надо было видеть счастливые лица многих учеников, когда они слушали отзывы присутствующих о их деятельности, все поняли, что я и мои ребята – одна «Команда», которая справится с любой задачей.
К концу обучения наблюдалась позитивная динамика интеллектуального развития.
Динамика интеллектуально развития способных и одаренных учащихся 1-4 кл.
Ф.И.О | 1класс | 4класс | Рост показат. | Рост в % | ||||||||
ВИП* | НИП* | ОИП* | ||||||||||
Алексей А. | 144 | 115 | 123 | 153 | 133 | 148 | 9 | 18 | 25 | 6,25 | 15,7 | 20,3 |
Анастасия Б. | 106 | 101 | 98 | 116 | 118 | 119 | 10 | 17 | 21 | 9,43 | 16,8 | 21,4 |
Николай Д. | 101 | 115 | 105 | 118 | 129 | 125 | 17 | 14 | 20 | 16,8 | 12,2 | 19 |
Анастасия К. | 137 | 97 | 110 | 144 | 110 | 121 | 7 | 13 | 11 | 5,11 | 13,4 | 10 |
Анастасия К. | 123 | 120 | 117 | 140 | 128 | 138 | 17 | 8 | 21 | 13,8 | 6,67 | 17,9 |
Данил К. | 124 | 107 | 112 | 145 | 117 | 136 | 21 | 10 | 24 | 16,9 | 9,35 | 21,4 |
Влад Ш. | 142 | 111 | 121 | 150 | 127 | 143 | 8 | 16 | 22 | 5,63 | 14,4 | 18,2 |
Антон Л. | 155 | 117 | 135 | 155 | 142 | 151 | 0 | 25 | 16 | 0 | 21,4 | 11,9 |
Виктория Р. | 121 | 101 | 107 | 130 | 125 | 124 | 9 | 24 | 17 | 7,44 | 23,8 | 15,9 |
Общие показатели | 1153 | 984 | 1028 | 1251 | 1129 | 1205 | 98 | 145 | 177 | 8,5 | 14,7 | 17,2 |
*Примечания: ВИП- вербальный показатель интеллекта, НИП- невербальный показатель интеллекта, ОИП- общий показатель интеллекта |
Чтобы дети имели высокий уровень способностей, успешно учились в школе, овладевали знаниями и не только по школьным предметам - необходимо играть в игры, которые должны соответствовать возрасту. Я использую и советую родителям следующую литературу:
- Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. Москва 2000
- Симановский А. Развитие пространственного мышления ребёнка. Москва 2000
- Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития» 1997
- Холодова О. Юным умникам и умницам : Задания по развитию познавательных способностей( 6-7 лет; 7-8 лет; 8-9 лет; 9-10 лет) М.: Росткнига, 2006.
Сейчас мои выпускники в 5-ом классе. На психолого-педагогическом консилиуме по вопросу «Реализация преемственности в обучении и воспитании учащихся 5-ых классов» было отмечено, что учащихся моего класса обладают высоким уровнем знаний, творческой инициативой, самостоятельностью.
Сейчас у меня первый класс и надо начинать всё сначала, но каждый раз по-новому.
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы
Уже несколько лет образовательные учреждения Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...
Психологическое просвещение педагогов "Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"
Психологическое просвещение педагогов" Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"Воспитательная парадигма школы тре...
Семинар «Организация деятельности педагогов по освоению мониторинга учебных достижений учащимися образовательных результатов по математике»
Предназначение:1. Воспроизведут алгоритм деятельности учителя по организации мониторинга учебного процесса;2. Опишут орган...
Достижения учащихся по профессиональной деятельности педагога.
Грамоты, дипломы, сертификаты...
Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году
Результаты участия обучающихся 4 "Г" класса во внеурочной деятельности по профилю профессиональной деятельности педагога в 2016-2017 учебном году...
Мотивация учебной деятельности учащихся. (СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ «ПРОФЕССИЯ, ЧТО ВСЕМ ДАЁТ НАЧАЛО: РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ» III международная педагогическая конференция.(стр.147)
Статья посвящена вопросу мотивации учебной деятельности учащихся. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование положительной мотивации к учебной деятельности....